Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Тригорский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Тригорский монастырь

Тригорский Свято-Преображенский мужской монастырь
В какой стране находится: Украина
В каком селе: Тригорье
Какова конфессия: Православие, УПЦ МП
Епархия монастыря: Житомирская и Новоград-Волынская Епархия монастыря:
Тип монастыря: Мужской
Кто основатель: Кирилл
Когда основан (Дата основания): 1583 год
Кто настоятель монастыря: архим. Галактион Коринчук
Статус: Действующий монастырь
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Тригорский монастырь"

Координаты монастыря: 50°11′54″ с. ш. 28°22′22″ в. д. / 50.19833° с. ш. 28.37278° в. д. / 50.19833; 28.37278 (G) (O) (Я)

Тригорский Свято-Преображенский мужской монастырь ― обитель Житомирской и Новоград-Волынской епархии в селе Тригорье Житомирской области.

Содержание

1 История монастыря 2 Святыни монастыря 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки

История монастыря

Находится на краю обрывистого скального мыса излуки реки Тетерев в 20 км от Житомира.

По неподтверждённым данным (поминальным перечням) монастырь основал в 1583 году князь Владимир Житомирский. Тут уже типо около 1575 года жили иноки, и поселился пришедший из Любара игумен Кирилл, ставший первым настоятелем Тригорской пустыни, называвшейся тогда Пустиньской и относившейся к Бердичевскому монастырю. Смущает, вобщем, что в конце XVI в. эти земли не были княжескими, а входили в Волынское воеводство Речи Посполитой. Может быть, под князем Владимиром Житомирским предполагается удельный киевский князь Владимир Ольгердович, живший существенно ранее.

Более достоверные сведения о монастыре начинаются с начала XVII в. В «Ведомости о Тригорском Преображенском мужском монастыре» 1854 г. говорится: «Основателями этого монастыря в 1613 году были помещики Трояновского имения Николай и Феодор Александровичи Вороничи, православного исповедования». Братья Вороничи, обладатели Трояновского поместья, были фундаторами монастыря.

В вступлении к «Инвентарю Тригорской обители за 1775 год» говорится, что монастырь горел, имеется копия грамоты Николая Воронича 1613 года, по которой он по требованию игумена Любарской обители Кирилла выделил монахам землю для устройства нового, пустынного монастыря. На уцелевшем рукописном Тригорском Евангелии первой половины XVII в. найдена надпись, свидетельствующая, что 1-ая церковь была построена в честь Живоначальной Троицы: «Сия книжка рекомая Евангелие … толковое … сложена и приданое есть церкви Божьей Святой Тройцы в обители Тригорской».

Подчинялся монастырь киевскому митрополиту. Киевский митрополит Петр Могила обрисовал в книжке «Лифос» (1644) собственный приезд в Тригорский монастырь, где в то время проживали около 80 монахов, находящихся «в большенном смирении и серьезной жизни». Во времена боёв казаков с поляками обитель не один раз подверглась разорению. Так, в 1651 году казаки, ворачиваясь после поражения под Берестечком, напав, разграбили монастырь. Разрушена была и церковь Святой Троицы. Новый древесный храм во имя Преображения Господня построен в 1685 году.

Тригорский монастырь становится униатским, в 1723 упоминается 1-ый супериор монастыря ― Гедеон II Кузьминский. На базилианском съезде в Дубно монастырь приписали к Белоливскому монастырю в Галиции, подчинялся он Почаевскому монастырю, где было управление базилианского ордена. Просиходил обмен почаевских супериоров с тригорскими.

К середине XVIII в. находилось около 10 иноков. Невзирая на это, в 1762 году на месте утлых древесных келий вырос 2-этажный каменный братский корпус, на древнем кладбище в 1792 году построены церковь во имя иконы Божией Мамы «Всех Скорбящих Радость», позже переименнованная в честь жён-мироносиц, и церковь во имя влмч. Варвары.

Монастырь обладал 17 селами, к концу ХVIII в. он имел в принадлежности инокурный, пивоварный и медовый фабрики, водянную мельницу, пасеку, кузнецу и хлебопекарню. Монастырю принадлежал хозяйственный двор, где держали лошадок, скот, свиней и домашнюю птицу. Не считая того, монастырь имел прибыль от урожая из угодий и от крепостных. Годичная прибыль Тригорского монастыря за 1798 год достигала 66,30 польских злотых, либо 994 рубля. Монастырь поддерживал обитателей примыкающих сел во время неурожая.

При монастыре работали правоверная и церковная школы, с 1777 года ― поликлиника. Настоятель Адриан Шубович пригласил известного львовского конструктора Иоганна Шнайдера, серьезно перестроившего в 1782 году братский корпус.

Во время восстания гадамаков (1768) монастырь захватил Иван Гонта, выгнавший униатского игумена Левицкого. Последний нашёл убежище в Уманском монастыре, но был там убит Максимом Зализняком.

В 1793 году после второго раздела Польши к Русской империи отошла восточная Волынь. Заместо четырёх епархий стало две ― Белорусская и Литовская. До 1795 года монастырь находился в ведении униатского митрополита Ростоцкого. Когда митрополию устранили, монастырь был отдан под начало полоцкого униатского архиепископа Ираклия (Лисовского). Митрополит Иосиф Семашко собрал более на его взор упрямых униатов и католиков и сослал их в Тригорье. В 1798 году Тригорский монастырь причислили к Луцкой униатской епархии, а когда её закрыли, перевели опять к Полоцкой, а потом к Литовской. В 1839 году монастырь перебегает в православные, настоятелем монастыря становится Леонтий Скибовский. Униатов из монастыря выслали в курский монастырь. Монастырь был передан Волыно-Житомирской православной епархии.

Леонтий Скибовский пристроил к Преображенскому храму приделы свт. Николая Мирликийського и свт. Василия Величавого. В 1848—1652 гг. построена каменная тёплая Богоявленская церковь. В 1854 г. архимандрит начал строительство кирпичного Преображенского храма, заместо старенького древесного. Строительство окончили в 1873 г.

Снутри Преображенского храма завлекают внимание фрески, в особенности впечатляюща картина Ужасного Суда. Церковь сотворена в русско-византийских строительных формах «тоновского» направления. Сооружение крестовое в плане, с полуциркульной апсидой, пятикупольное (боковые главы поставлены по углам центрального объёма), с колокольней над притвором, завершенной шатром.

Согласно утверждённым 1 января 1842 года штатам Тригорский монастырь относился к II классу. В монастыре было положено 16 человек братии: настоятель (архимандрит) ― 1, иеромонахов ― 6, иеродиаконов ― 3, монахов — 2, послушников ― 4. В 1862 году монастырь получил от казны различного вида земли ― пахотной и сенокосной ― 242 десятины. Но, средств у монастыря тогда по всей видимости, не было. В 1887 году, к примеру, жилые и хозяйственные постройки практически развлалились. Но всё-таки монастырь нашёл возможность открыть 23 октября 1883 года церковно-приходскую школу. В 1887 году её посещали 15 учеников. Учил один из монастырских послушников.

В 1930-х гг обитель закрыли. Преображенский храм употреблялся как склад, а в братском корпусе находилась сельская школа. В 1938 году разрушили храмы Богоявленский и свв. Жен-Мироносиц.

В 1941 году монастырь был открыт германцами, и как приходской храм действовал до 1990 года. В монастырском же корпусе находилась сельская средняя школа.

В 1990 году вновь продолжилась в монастыре монашеская жизнь. Насельников ― монахов с послушниками к 2012 году около 20 человек.

Монастырский двор украшен декоративным садом, разными строительными формами. В монастыре ведутся ремонтно-реставрационные работы.

В 1984 году после постройки плотины на реке Тетерев вода поднялась на 20 метров. Под опасностью затопления оказались монашеские пещеры XIV в. и сам монастырь.

Священноархимандрит монастыря ― архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский.

Святыни монастыря

Святыней монастыря является местночтимая чудотворная икона Божией Мамы «Тригорская», относящаяся по стилю письма к XVIII веку. По легенде, она явилась на источнике близ монастыря.

Также имеется перечень Пряжевской иконы Божией Мамы и ковчег с частичками мощей свв. Киево-Печерских.

Прочитано 1415 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Житомирский Свято-Анастасиевский монастырь