Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Софрониево-Молченская Печерская пустынь

Автор 
Оцените материал
(2 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Софрониевский монастырь
Софроніївський монастир
Трапезная церковь и Надвратная Покровская церковь  Софрониевский монастырь .jpg
Трапезная церковь и Надвратная Покровская церковь
В какой стране находится: Украина
Координаты 51°20′30″ с. ш. 34°09′22″ в. д. / 51.34167° с. ш. 34.15611° в. д. / 51.34167; 34.15611 G O Координаты: 51°20′30″ с. ш. 34°09′22″ в. д. / 51.34167° с. ш. 34.15611° в. д. / 51.34167; 34.15611 G O
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Конотопская и Глуховская
Когда основан (Дата основания): 1630

Описание монатяря "Софрониево-Молченская Печерская пустынь"

Софрониевский монастырь (полное заглавие Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Столичного патриархата, расположенный на горе Дивная в селе Новенькая Слобода Сумской области.

Был основан в 1630 году. При русской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из 7 чудес Сумщины.

Содержание

1 История 1.1 Основание 1.2 Расцвет 1.3 Закрытие 1.4 Возрождение 2 Описание комплекса монастыря 3 Примечания 4 Ссылки

История

Основание

Четкой даты сотворения монастыря и имена его учредителей неопознаны. По преданию, 1-ые монахи поселились на горе Дивная в XI—XIII веках. В «Историко-статистическом описании Софрониевской пустыни» за 1837 год утверждается, что монастырь был основан ещё в эру крещения Руси. Также может быть, что его основали греческие монахи, прибывшие с митрополитом Мишей. По другой же версии, монастырь был основан уже на время прихода на Русь православия в правление князя Владимира (980—1015 годы).

Существует также версия позднего основания Софрониевской пустыни, согласно которой её основали монахи Киево-Печерской лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар, которые в 1240 году практически до основания убили город и его святыни, как об этой катастрофы подано в летописи: «И поднялся ужас и кошмар большой, когда не только лишь киевляне бежали из Киева, да и иноки Феодосиева монастыря» (другими словами Киево-Печерской лавры).

В «Описании Софрониивой пустыни и скита при ней», изданном в 1910 году, приведено огромное количество увлекательных выдержек из древних летописей и документов. В одном из таких отрывков говорится, что два монаха пришли из Киева к Софрониевской пустыни, где отыскали для себя пещеру, которую превратили в скит. Но самым увлекательным остаётся то, что создание этого документа относится к той эры, когда Киев ещё не было разрушено кочевниками. Так либо по другому, но более возможным представляется, что конкретно монахи Киево-Печерской лавры, спасаясь от захватчиков, основали Софрониевского пустынь. Они поселились на Дивной горе, назвав ее так, может быть, из-за большой лес и несравнимую красоту природы этого места.

Понятно, что во время правления литовского князя Александра-Ольгерда (1345—1377) на этом месте уже был монастырь, которым управлял архимандрит Филарет. В конце XIV века пустынь получила набега кочевников-тюрков, ограбили и стопроцентно разрушили обитель.

Говорят, что осенью 1405 года на Дивной горе, над болотом Молче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Это место — в 20 милях к востоку от Путивля, тогда и входило в Путивльскую волость. Местные обитатели сразу увидели святыню. Снова же, по неким преданиям, её нашел бортник. На месте расчудесного находки люди поставили маленькую древесную церковь Пресвятой Богородицы. С течением времени у неё начали селиться монахи-отшельники, сооружая тут неподалёку пещеры на склонах бугров для проживания и неизменных молитв. Потом тут фактически и появился маленький монастырь. Его окрестили Молчанской Рождества Богородицы пустынью.

В XVI веке пустынь разрослась, и перевоплотился в большой монастырь-острог, потому монахи, в нем проживали, заполучили несколько «осадных дворов», где поставили церковь Флора и Лавра и построили в остроге храм Рождества Богородицы (приблизительно в 1580-х годах).

Но монастырь, развивался, в 1592 году был сожжён крымскими татарами. Выжившие монахи в будущем году (по другим данным исключительно в 1605 году) во главе с игуменом Пафнутием, переселились в Путивль, где преобразовали монастырское подворье в монастырь. Бывшая пустынь перебежала во владение нового монастыря, а позднее перевоплотился в его пасеку. Невзирая на нередкие набеги татар и в предстоящем, монастырь продолжал существовать и был одним из оплотов православия на землях Речи Посполитой. После игумена Илии Молченская Печерская пустынь стала самостоятельным Путивльским Молченским монастырём. Эта преимущество была предоставлена ​​Патриархом Мосоковским Иовом 5 сентября 1597 года.

В 1605 году Софроневский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшегося в Москву. Любопытно, что в составе войска, а именно, насчитывалось 2000 донских казаков.

Расцвет

XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. В 1630 году на местности монастыря выстроили первую каменную церковь Рождества Богородицы, а 1653 году вокруг неё был восстановлен уничтоженный в прошедшем монастырь. Чтоб люди не путались в заглавиях, Путивльский монастырь стал именоваться Величавым Молченским, а восстановленный стали именовать Малым Молченским.

Также понятно, что игуменом монастыря стал иеромонах Софроний (в миру Стефан Батоврин), который ранее был его строителем. При Софрония монастырь стал известным на Посемьи, получил богатую вотчину, расширив свою местность. Тут возводились каменные и древесные церкви. При нём монастырь практически получил независимость от городского монастыря и стал одним из огромнейших в тогдашней Рф. За огромные награды игумена Софрония, монастырь потом стали именовать Софрониевским, а после погибели Софрония в 1692 году это заглавие стало официальным.

В 1672 году в монастыре отыскал прибежище Семён Медведев, принявший монашество с именованием Сильвестр.

Пустынь стала так известной, что по легенде сама императрица Елизавета Петровна выразила желание его посетить. По легенде, в 1744 году, уезжая в Киев, она специально изменила маршрут и поехала в Софрониевской пустыне. Прибыв в монастырь, носительница приняла роль в освящении новых церковных сооружений.

В 1757 году была построена Надвратная Покровская церковь. А С 1758 года к Софрониевской пустыни был присоединен Путивльский Борисоглебский монастырь совместно с его имениями.

Софрониевский монастырь (литография 1889 года)

В XIX веке численность монахов Софрониевского монастыря выросла до нескольких сотен, потому монастырь и в предстоящем расширял свои владения. Сохранились свидетельства, что монахи в то время часто использовали своё положение ради своей выгоды. Есть утверждения, что в окружающих селах Софронтьевский монастырь не обожали, об этом, а именно, свидетельствуют данные историка Ивана Рябинина.

По показаниям 1908 года в монастыре была 61 постройка, тут служило 108 монахов и 145 послушников.

Территория Софрониевского монастыря (вид со двора) сначала ХХ века

Начиная с 1911 года в монастыре начал работать больничный корпус, что во время Первой мировой войны оказывал помощь русским бойцам и местным жителям. От 1915 при монастыре была бесплатная столовая, где пищу мог получить каждый нуждающийся. Был сотворен также приют для деток погибших боец. Монастырь перед лицом соц катаклизмов, как духовный центр, разумеется, был знатным центром посреди местных обитателей, но, последующие ещё огромные социальные катаклизмы и пертуртации непростого XX века привели обитель к опустошению и упадка.

Такую событие как свержение монархии каждый сообразил по-своему. Кто-то, к примеру вооруженные и бесконтрольные бойцы, пробовал получить максимум в неопределенных обстоятельствах межвременья. Вот что докладывали «Курские епархиальные ведомости» в те годы: «В Курской епархии только за последний месяц 1917 года были ограблены вооруженными бойцами Путивльская Софрониевская и Белгородская Николаевская пустыни, Льговский дамский монастырь…».

Закрытие

После прихода большевиков к власти было уничтожено, в том числе и огромное число православных святынь, памятников изобразительного искусства и литературы, а часто их создателей и заодно и лиц, оказавших сопротивление действиям по уничтожению культурного и духовного наследства. Не обошли эти действия Молченскую Софрониевскую пустынь.

15 февраля 1919 (на Сретение) в монастырь прибыла комиссия Путивльского ревкома с маленьким отрядом красноармейцев, задачей которых было хоть каким методом получить монастырские сокровища. Но что-то им воспрепядствовало выполнить собственный план в сей день, и они решили отложить контрибуцию ценностей на последующий денек. А тем временем монахи за ночь смогли упрятать все драгоценности, а один из послушников даже сделал нападение на 1-го из боец и пробовал отобрать орудие, за что поплатился жизнью. Днем же к стенкам монастыря сошлись местные фермеры, которых позвали монахи, чтоб встать на его защиту. Большевикам пришлось временно отойти от запланированного, и уже сначала 1920-х годов русская власть закрыла Софронтьевский монастырь. Судьба монахов была катастрофической: кого выгнали, а неких уничтожили либо выслали в ссылку.

Как следует, монастырские стенки, собор, построенный 1630 года, две церкви такого же периода строительства, было уничтожено, отчасти засыпали пещеры. Большевики на этом не тормознули — были сожжены монастырские летописи и документы.

Потом прошлый монастырь превратили в детский дом для вывезенных из окутанного голодом Поволжья малышей, а с 1937 году сюда начали свозить деток из Испании. Но уже скоро здание бывшего монастыря взялись использовать НКВДшники, что из святилища направили его концентрационный лагерь, где держали более тыщи польских военнопленных.

Во время 2-ой Мировой войны и монастырские строения использовали для собственных нужд русские партизаны под управлением Сидора Ковпака.

А в 1-ые послевоенные годы руины, оставшиеся от Софрониевского монастыря, начали разбирать на кирпич для свинарников, колхозных построек и промышленных объектов. Так, бульдозерами сравняли с землёй храм Рождества Пресвятой Богородицы, а на его месте появился участок для выпаса колхозного скота.

Возрождение

В конце концов, в 1989 году Сумской облисполком взял объект под охрану страны, внеся в соответственный список памятников, надвратную церковь, трапезную, огораживание с воротами и настоятельский корпус Софрониевского монастыря. Но охранных табличек тогда не установили из-за нехватки средств.

Истинное же возрождение обители началось с 1999 года, когда начали работы по восстановлению собора Рождества Пресвятой Богородицы, Успенской церкви и по реставрации храма Ильи Пророка, Покровской надвратной церкви и трапезной. Так как несколько пещерных комплексов монастыря сохранилось, часть из их расчистили и изучили. Другие подземных ходов, в свое время засыпанных большевиками, до сего времени остались не изученными.

В том же 1999 году в первый раз за таковой долгий период времени, к руинам монастыря прибыл архимандрит Герман с послушниками. Монахи своими руками расчищали развалины и отремонтировали несколько келий, в каких некие из их поселились. В помещении больничной церкви начали править службу. Потом была восстановлено пещерную церковь и отдельные подземные ходы.

Средства на восстановление монастыря были выделены фондом «Вечность».

В 2001 году монастырю была подарена икона Иверской Божьей Мамы, которая, к огорчению, за год безо всяких следов пропала. Икону отыскали случаем, посреди старенькых вещей в одном древнем сарае. Никто не мог выяснить в старенькой и почерневшие доске чудотворную икону. Но в один прекрасный момент во время праздничка Величавой Пасхи один владелец зашел к собственной старенькой, уже заброшенной постройке, и увидел, что на доске расчудесным образом проявился образ Божьей Мамы. Вытерев с иконы пыль, то человек сообразил, что она принадлежит Софрониевскому монастырю (на ней была надпись), и 19 мая её передали в обитель.

В 2002 году в Софрониевской пустыни прибыли митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), тогдашний председатель Сумской областной гос администрации Владимир Щербань, епископ Сумской и Ахтырский Иов и епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий. Митрополит Владимир освятил источник с лечебной водой и благословил начало восстановления храма Рождества Пресвятой Богородицы, а епископ Иннокентий вложил капсулу со святыми мощами в фундамент храма.

27 февраля 2004 пустынь посетил Президент Украины Леонид Кучма. Главу страны посещение монастыря поразили, в память об этом визите он подарил настоятелю Софрониевского монастыря, архимандриту Герману, икону «Николай Чудотворец с житием».

1 октября 2005 исполнилось 600 лет со денька, когда была обретена Молченская чудотворная икона, которая фактически и отдала начало основанию монастыря и долгое время оставалась его главной святыней.

В мае 2007 года на исходной стадии в украинской культурной акции «Семь чудес Украины» Софронтьевский монастырь (вкупе с Монументом мамонту и Круглым двором) по оценкам профессионалов вошел в тройку «чудес» от Сумщины в «топ-100» самых умопомрачительных о объектов Украины.

14 октября 2010, в праздничек Покрова Пресвятой Богородицы, был торжественно освящен надвратную церковь монастыря. Божественную литургию отслужили архиепископ Лука, новый настоятель Софрониевского монастыря архимандрит Николай (Полищук), который поменял отца Германа, и другие.

Описание комплекса монастыря

Молченская чудотворная икона

Строительный комплекс Софрониевского монастыря делают несколько сооружений, центральным из которых считается надвратная Покровская церковь. Эта церковь — двуэтажная, выполненная в стиле казацкого барокко. В храмовом сооружении можно проследить черты современных строительных приемов: грациозно выгнутые карнизы, тонкие пилястры, пышноватые наличники и т. п. Отчасти разрушенный в русское время, храм был восстановлен в 2000-х годах, а в праздничек Покрова Божьей Мамы 14 октября 2010 года он был освящён.

По левую сторону от церкви находится корпус монашеской трапезной. Он увлекательный тем, что со стороны монастырского двора кажется одноэтажным, а если подойти поближе двуэтажным. Зрительный эффект обоснован тем, что трапезная расположенная на холмике.

Недалеко от трапезной размещено прошлый больничный корпус, построенный в «неорусском» (псевдорусском) стиле. Это выражено в присущих этому стилю стилизациях карнизов, полуколон, сводов и т. п. Также на местности монастырского комплекса находится настоятельский корпус, который также был построен в этом стиле. Этот корпус узнаваемый под заглавием храма Пророка Ильи.

Также на местности монастырского комплекса является настоятельский корпус, который тоже был построен в «неорусский» стиле. Этот корпус узнаваемый под заглавием храма Пророка Илии.

Монастырь имеет и подземную часть — пещерный комплекс, практически неизученный и сейчас. А именно, удалось изучить только малозначительную часть подземных ходов. К примеру, на восточных склонах Софрониевского монастырь выявлены два до сего времени неведомые хода. Свидетели говорят, что они напоминают подземную часть Киево-Печерской лавры.

В наше время Софрониевского монастырю было выделено около 10 га земли, где монахи сажают и выращивают картофель и другие овощные культуры. Монахи держат для собственных потребностей скот - скотин и лошадок. У монастыря есть своя пасека и 8 старенькых монастырских садов, которым обитатели обители подарили вторую жизнь.

Прочитано 1245 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Глинская пустынь