Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Выдубицкий монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Выдубицкий монастырь
укр. Видубицький монастир

Вид со стороны Ботанического сада
В какой стране находится: Украина
В каком городе: Киев
Какова конфессия: УПЦ КП
Кто основатель: Всеволод Ярославич
Когда основан (Дата основания): 1070—1077 годы
Кто настоятель монастыря: Епифаний Думенко , с 2008

Описание монатяря "Выдубицкий монастырь"

Координаты монастыря: 50°25′00″ с. ш. 30°34′05″ в. д. / 50.41667° с. ш. 30.56806° в. д. / 50.41667; 30.56806 (G) (O) (Я)

Вы́дубицкий монастырь (укр. Видубицький монастир, также Киево-Выдубицкий монастырь) — старый монастырь в Киеве. Основан меж 1070 и 1077 годами Всеволодом Ярославичем, отпрыском Ярослава Мудрейшего. Являлся семейным монастырём отпрыска Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков.

Содержание

1 История монастыря 2 Архитектура 3 Изображения 4 Некрополь 5 Современное состояние 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки

История монастыря

Считается, что монастырь и его округа Выдубичи ведут своё заглавие от старой легенды о Владимире-Крестителе и поверженном языческом боге Перуне. Она повествует о том, как князь Владимир Святославич в тот денек, когда решил прозвать Русь, повелел скинуть всех древесных кумиров Перуна и других богов в Днепр. Преданные старой вере миряне бежали повдоль реки и призывали богов показаться и выплыть, крича «Перуне, выдубай!». Место, в каком кумиры, в конце концов, выплыли на сберегал, окрестили Выдубичами. Так повествует легенда. Колебание вызывает то, каким образом тяжеленный кумир Перуна с стальным шлемом на голове и золотыми усами (так говорит летопись) мог проплыть от устья Почайны через бурные днепровские пороги около 8 км и выплыть. Другая версия происхождения наименования — от переправы. Доподлинно понятно, что ещё до Крещения Руси в районе монастыря была переправа через Днепр. Миряне переправлялись на «дубах» — лодках, выдолбленных из цельных стволов дуба. Тут же, в Видубицком урочище, находилась большая дубрава. Заглавие Выдубичам также мог дать существовавший до Крещения Руси подземный монастырь на местности Зверинецких пещер, который после официального принятия христианства «выдыбал» из-под земли и занял местность языческого капища на берегу у переправы, которая позже стала паромной. По неким данным, в Зверинецких пещерах могла отчасти храниться знаменитая «Библиотека Ярослава Мудрейшего».

Выдубицкий монастырь был вотчинным монастырем Мономаховичей. В 1-ые 120 лет собственного существования монастырь стремительно становится центром светской и политической жизни Киева и княжеского двора. Тут князья устраивают переговоры, собирают рать и молятся перед походами. В монастыре живут и работают многие учёные монахи. Посреди их были Сильвестр и Моисей, сделавшие значимый вклад в написание «Повести временных лет». Неподалеку от монастыря строят Красноватый Двор - резиденцию супруги Ярослава Мудрейшего.

На излёте величия Киевского княжества монастырь пережил нашествия войска Батыя и войска Андрея Боголюбского, горел пару раз. Рассказы про Зверинецкие пещеры, где жили выдубицкие монахи до принятия христианства, длительное время числились выдумкой, но сами пещеры случаем нашли в 1888 году (Статья «Зверинецкие пещеры»). Осмотр провала в земле и самих пещер выявил около 30 высохших трупов, которые, судя по позам, погибли от обезвоживания и нехватки воздуха. Более возможно, во время нападения на вотчинный монастырь монахи спаслись бегством в пещери, где планировали переждать нашествие, но там их замуровали.

После XIII века монастырь утратил былое величие и обрёл его поновой исключительно в XVII—XVIII веках, когда стал застраиваться на средства военачальников и меценатов. Была попытка сделать монастырь униатским, но униатство пережил только один игумен, так как был приклонен к православным украинцам и сделал всё, чтоб для прихожан ничего не поменялось. Это не устраивало униатского митрополита киевского Ипатия Потия, и в 1610 годе он провозгласил игуменом монастыря Антония Грековича, известного своими нападками на православных. Казаки и мещане сразу его невзлюбили, и после первой же службы связали и бросили в ледяной вешний Днепр (Борьба униатов и православных). Нужно дать подабающее, что невзирая на надругательство над православными святынями униаты привели в порядок архив и наладили делопроизводство. Благодаря этому мы имеем представление о бурной жизни монастыря, который обладал полями, прудами, свиноводческой фермой, несколькими садами, 2-мя селами (Рожны и Свиноиды), и даже кирпичный заводик держал. Имея хороший заработок, монастырь, как и многие другие, жировал, послушники приходили в монастырь не только лишь ради молитвы Божьей, да и ради неплохой жизни. После секуляризации церковного имущества Екатериной II (указ 1764 года) жизнь в монастыре фактически тормознула и монастырь равномерно перевоплотился в пансионат и некрополь для выдающихся личностей.

Архитектура

1-ые строения монастыря были древесными и не дожили до наших дней. Только некие из церквей монастыря пережили столетия. Какой-то из них является церковь Архистратига Миши, построенная при Всеволоде. Это был крестово-купольный храм с 3-мя приделами, построенный в технике утопленного ряда. Церковь и бугор, на котором она стояла, стал подмывать Днепр, и для безопасности строения городские власти соорудили подпорную стенку, спроектированную в конце XII века придворным архитектором Милонегом. Все же, в XVI веке половина Михайловской церкви (купол и вся алтарная часть) всё же упала в Днепр совместно с подпорной стенкой Милонега. Церковь реконструировали исключительно в 1769 году — в стиле украинского барокко.

С конца XVII века монастырь обзаводится несколькими восхитительными каменными строениями: тут строят пятикупольную Георгиевскую церковь в стиле казацкого барокко, Спасскую церковь и трапезную на средства стародубского полковника Миклашевского (1696—1701). Колокольня, сооружённая на средства гетмана Данилы Апостола была построена в 1727—1733 годах и надстроена в 1827—1831 годах. Сначало она проектировалась как надбрамная, но при достройке верхнего яруса покосилась и отдала гигантскую трещинку, так что нижний ярус пришлось заложить кирпичом, а ворота сделали рядом. Большая часть строений монастыря отреставрированы в 1981—1985 годах под началом общества охраны памятников, но некие реставрационные работы проводятся и на данный момент, уже на средства самого монастыря.

Изображения

пользующееся популярностью фото Киева

Трапезная

Колокольня

Михайловский собор

Георгиевский собор

Некрополь

При монастыре находится некрополь, на котором похоронены многие выдающиеся деятели науки, искусств и публичные деятели, в большей степени XIX века. Тут похоронены Лелявский, Ушинский, Афанасьев, Бец и остальные. Тут грезил быть похороненным Тарас Шевченко, потому что, по воззрению многих его современников, в его стихотворении «Завет» упоминалось конкретно это место. Но он был опальным поэтом, потому городские власти не позволили хоронить его в черте Киева и в его округах. Зато до нас дошли достаточно подробные зарисовки монастыря XIX века, выполненные рукою величавого поэта.

Современное состояние

Размещен на местности ботанического сада им. Гришко (в свою очередь, земли под сад были отторгнуты у монастыря). Монастырь является действующим, принадлежит УПЦ-КП. На данный момент на местности монастыря находится гончарная мастерская, мастерская плетения из виноградовой лозы, также маленький реабилитационный центр для наркологических нездоровых. Работают два художественных салона. Настоятелем монастыря является владыка Епифаний. Действует воскресная школа для малышей и взрослых. Рядом с монастырем расположился ресторан "Монастырская трапеза".

популярное фото Киева

Трапезная

Колокольня

Михайловский собор

Георгиевский собор

Прочитано 913 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...