Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Межигорский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Межиго́рский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь
укр. Межигірський Спасо-Преображенський монастир

Солнцев Ф. Г. Межигорский монастырь, 1843 год
В какой стране находится: Украина
В каком селе: Новые Петровцы
Какова конфессия: Православие
Тип монастыря: Мужской,
с 1894 года - Женский
Первое упоминание о монастыре: конец XIV века
Основные даты:
1787 — упразднён
1894 — женский монастырь
1918 — упразднён
1935 — разрушен
Дата упразднения: 1918 год
Статус: Разрушен

Описание монатяря "Межигорский монастырь"

Координаты монастыря: 50°37′07″ с. ш. 30°27′55″ в. д. / 50.61861° с. ш. 30.46528° в. д. / 50.61861; 30.46528 (G) (O) (Я)

У этого термина есть и другие значения, см. Спасо-Преображенский монастырь. Межигорский монастырь на открытке начала XX века. Вид монастыря в 1934 году.

Межиго́рский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь — разрушенный православный монастырь, который находился в урочище Межигорье около села Новые Петровцы Вышгородского района Киевской области, на правом берегу Днепра. Сначало был мужским и был известен под именованием Спаса Белоснежного. Будучи принципиальным монастырём Войска Запорожского, Межигорский монастырь оставил после себя Межигорскую летопись и огромное культурное наследство. Упразднён в 1787 году, в 1894—1918 годах действовал как женская обитель, в 1935 году совсем разрушен.

Содержание

1 Знаменитые начала 2 В Величавом княжестве Литовском 3 Войсковой казачий монастырь 4 В Русской империи 5 Лаврентий Похилевич о монастыре 6 Ликвидирование 7 Межигорское дело 8 См. также 9 Примечания 10 Ссылки

Знаменитые начала

Монастырь возникает в источниках с конца XIV века, но местное предание считает его одним из первых на Руси по времени основания. В церковной литературе можно даже повстречать утверждения, что монастырь был основан прибывшими вкупе с первым киевским митрополитом Мишей в 988 году в Киев греческими монахами.

В 1154 году Юрий Долгорукий поделил местность, окружающую монастырь, меж своими отпрысками. Считается, что его отпрыск Андрей Боголюбский переместил монастырь в приднепровские бугры, давшие монастырю заглавие — Межигорский. Типо конкретно из Межигорья вывез он в Суздальские края Владимирскую икону Богоматери.

Возможно, во время монголо-татарского нашествия хана Батыя на Русь в 1237-40 годах, монастырь, если он вправду тогда существовал, то был стопроцентно разрушен.

В Величавом княжестве Литовском

Покровителями монастыря в XV—XVI вв. выступали православные князья Острожские. В 1482 г. он был атакован крымскими татарами под предводительством Менгли I Герая. Восстановление монастыря началось только через 40 лет. В 1523 году монастырь был передан Королю Польскому и Величавому князю Литовскому Сигизмунду I. В 1555 году монастырь состоял из четырёх церквей, включая и одну пещерную церковь.

В XVI веке Межигорский монастырь нередко терял и ворачивал свои владельческие права. На средства нового монастырского игумена Афанасия (наставника князя Константина Константиновича Острожского), старенькые монастырские строения были разрушены, а новые построены на их месте (в 1604, 1609 и 1611 годах). Можно повстречать утверждение, что под его управлением монастырь получил звание 2-ой лавры в ВКЛ.

Войсковой казачий монастырь

В XVII веке Межигорский монастырь стал религиозным центром Запорожского казачества, которое считало его войсковым. Монастырь имел статус ставропигии Константинопольского Патриарха.

Универсалом гетмана Богдана Хмельницкого от 21 мая 1656 года монастырю были переданы Вышгород и близлежащие села с рудниками, усадьбами и угодьями. В итоге универсал сделал Хмельницкого монастырским ктитором.

После разрушения Трахтемировского монастыря польской шляхтой, Межигорский монастырь стал основным казачьим войсковым монастырём. Отставные и старшие казаки из Войска Запорожского сейчас приезжали в его стенки, чтоб остаться тут до конца собственных дней. В то же время, издержки монастыря оплачивались при помощи казачьей Сечи.

В 1676 году территория была сожжена после пожара, начавшегося в древесном кафедральном соборе Преображения. При помощи Ивана Савелова, монаха, жившего в монастыре и позднее ставшего патриархом Столичным Иоакимом, монастырский комплекс был реконструирован. 2-мя годами позже, при помощи казацкой общины, неподалеку от монастырской поликлиники была построена Благовещенская церковь.

В 1683 году казачья рада постановила, что священнослужители в Покровском кафедральном соборе (главный храм Сечи) должны быть только из Межигорского монастыря. В 1691 году монастыри, расположенные поблизости Сечи, были переданы под контроль Межигорского монастыря, а Левковский мужской монастырь был приписан к Межигорскому ещё в 1690 году. Межигорский монастырь стал наибольшим на Украине, когда в конце XVII века его возглавлял игумен, околичный шляхтич, Феодосий Васьковский.

По требованию Петра I, статус ставропигии был отменён; позже он был опять восстановлен в 1710 году. В 1717 году большой пожар уничтожил значительную часть монастырских строений. В 1735 году казаки вновь подтвердили статус войскового для этого монастыря. В 1774 году на средства последнего кошевого атамана Петра Калнышевского была реконструирована церковь святых апостолов Петра и Павла. Украинский конструктор Иван Григорович-Барский спроектировал некие строения, включая братский корпус.

В Русской империи

Во время роспуска Войска Запорожского Екатериной II в 1775 году, Межигорский монастырь (как и другие на Украине) был в нехорошем состоянии. Оставшиеся запорожские казаки скоро оставили Запорожье и направились на Кубань. Там они основали Кубанское казачье войско, которое существует до наших дней. Когда казаки ушли, то они взяли с собой несколько монастырских манускриптов , некие из которых и на данный момент находятся в архивах Краснодарского края.

В 1787 году Екатерина II приехала в Киев и пожелала узреть Межигорский монастырь. Но она так и не смогла выполнить своё желание, так как монастырь сгорел за ночь до её приезда. Когда Екатерина II начала секуляризацию церковного имущества, монастырь был упразднён.

В 1796 году германский инженер нашел, что на местности есть подходящая для производства фаянса глина, а 2-мя годами позже основал Межигорский фаянсовый завод, 1-ый на Украине. Около 1852 года фаянсовый завод стал наибольшей промышленной организацией в Киеве. В 1884 году фаянсовый завод закрылся, после того как не сумел принести прибыли. Во время собственного существования завод создавал чайные сервизы, настольные и скульптурные изделия.

Столетие спустя, в 1886 году, возобновлён стараниями митрополита Платона, а в 1894 году обращён в дамский.

Монастырь был упомянут в одном из стихов Тараса Шевченко, «Чернец», написанном в 1846 году. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», размещенная в 1835 году, также упоминает эту обитель.

Лаврентий Похилевич о монастыре

Лаврентий Похилевич в «Сказании о населённых местностях Киевской губернии» (1864 год) пишет: «Межигорье в 3 милях выше Вышгорода по течению Днепра меж горами. Это сейчас казённая фаянсовая фабрика. Положение Межигорья отличается красочными своими видами и замечательно существовавшим тут монастырём, основанным ещё в X веке монахами, прибывшими из Греции с святым Мишей, первым митрополитом Киевским. Устроенная ими древесная церковь Преображения Господня либо Спаса находилась близ Вышгорода на горе, называемой сейчас Спащиной. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский, будучи вышгородским удельным князем, выстроил в этом монастыре каменную церковь под именованием Белоснежного Спаса в 1160 году. По разорении Батыем Вышгорода и монастыря монахи длительное время прятались в близлежащих лесах и дебрях, которых и сейчас достаточно невдалеке от Вышгорода и Межигорья; позже выбрали своим место пребыванием уединённую маленькую равнину, окружённую со всех боков горами, которые только у Днепра раздвигаются в виде широких ворот, пропускающих к реке ручейки, вытекающие из гор. Местность эта в древности вне сомнения вся покрыта была густыми лесами. В этом лесистом ущелии монахи выстроили небольшую древесную церковь во имя святителя Николая. В 1520 году некие старшины малороссийские испрашивали позволения у польского правительства возобновить Межигорский монастырь. Вследствие этого повелитель Сигизмунд I льготой 12-го марта 1529 года, данной на имя киевского воеводы Андрея Якубовича Немеровского, позволил означенный монастырь возобновить, окружные его владения вернуть под ведомство Мисаила Щербины, строителя и первого игумена возобновлённой обители. Стефан Баторий благодетельствовал монастырю, предписав в 1580 году киевскому ротмистру Касперу Стужинскому иметь наиблежайшее попечение о монастыре и не допускать его никому в обиду; при этом даровал льготу на безмытный проезд чрез Днепр и право сбора дани с сёл Петровец и Вышгорода по две кади мёду; позволил монастырю делать канун (другими словами варить и продавать хмельный мёд) трижды в год. С того времени Межигорский монастырь начал застраиваться и другими зданиями и улучшаться более и поболее. В 1599 году перешедший из Москвы иеромонах Афанасий, при игумене Иосифе Копте, устроил три храма, истреблённые пожаром со всем монастырём в 1665 году. Столичный патриарх Иоаким, благодарный к месту начальных иноческих подвигов, так как он постриженец Межигорского монастыря, не переставал благодетельствовать Межигорской обители и с высочайшего собственного престола. Он выстроил в ней своим иждивением в 1690 году на место спаленных древесных каменную достаточно необъятную церковь, и сейчас существующую, утвердил за монастырём право ставропигии либо управления независящего ни от кого, не считая самого патриарха, и снабдил обитель некими вотчинами. По присоединении Малороссии к Российской державе гетман Хмельницкий принял Межигорский монастырь в собственное покровительство; с тех пор гетманы Запорожской Сечи назывались ктиторами монастыря, считавшегося войсковым, и запорожцы как его прихожане брали в свою Сечь отсюда иеромонахов для совершения христианских треб. Многие из запорожцев оканчивали тут под чёрной рясой другие деньки свои в покаянии и молитвах; остальные своим усердием и обеспеченными вкладами хлопотали об обогащении войскового монастыря, так что числом вотчин и богатством он уступал только Печерской лавре. Ему принадлежали многие местечка и сёла по обеим сторонам Днепра: Вышгород, Петровцы, половина северная Козарович, Ясногородка, Глебовка, Лютеж по сю сторону Днепра; Бобровица, Мощаны, Чернин, Бугор, Русанов, Плоское, Туровшина, Демидовцы, Демянчичи, Харьковцы (под Переяславлем), Ивановские Рудни на той стороне. Не считая того, монастырю принадлежали подворья и дворы в Киеве, Переяславле, Остре. На многих местах взимаемы были в пользу его подорожные и перевозные пошлины. Во всех монастырских имениях допустима была беспошлинная продажа жаркого вина. Не считая того, монастырь имел свои виноградники и каждого лета киевские воеводы должны были давать в распоряжение и использование его большой байдак. Монастыри Лебединский (в местечке Лебедин близ Чигирина), Самарский и Левковский находились зависимо от Межигорского. До 1709 года Межигорский монастырь управлялся игуменами, а с этого года учреждена в нём архимандрия с священнодействием архимандритов схожих лаврскому и с зависимостью от св. Синода. Присовокупляем последующие заметки о Межигорском монастыре: в синодике монастыря, находящемся в библиотеке Киево-Софийского собора о обновлении Межигорского монастыря в вступлении сказано: иеромонах Афанасий, столичный уроженец, пришёл к Киеву 1599 года и поселился в пустыне Межигорского монастыря с иноками Флавианом и Коментарем; выстроил три храма: а) во имя Петра и Павла, иже на воротах 1607; б) Николаевский с трапезой 1609; в) во имя Спасателя 1611 года, которые и освящены 1612 года, апреля 21 денька Неофитом, архиепископом болгарским. Такого же года Афанасий скончался (7-го мая) и погребён во храме Преображения, в притворе на правой стороне. По нём начальствовал иеромонах Герасим, скончавшийся 1623 года, 18-го сентября и погребённый около Афанасия. В синодике упоминаются настоятели монастыря по двум перечням, в последующем порядке: а) по первому списку: Священно-инок Нифонт Инок Онуфрий Инок Автоном Инок Сильвестр Священно-инок Мисаил Инок Иосиф Священно-инок Иосиф Священно-схимонах Афанасий Священно-схимонах Герасим Священно-схимонах Кирилл (Коментарь) Священно-схимонах Стефан Борецкий а) по второму списку: Иеромонах Андриан Иеромонах Вонифатий Монах Автоном Монах Онуфрий Монах Сильвестр Иеромонах Мисаил (Щербина) Монах Иосиф (Бобрович) Копот Иеромонах Иосиф Иеро-схимонах Агафон (до этого схимы Афанасий, мозг. 1612) Иеро-схимонах Герасим (до этого схимы Гедеон, разум. 1623) Иеро-схимонах Кирилл (Коментарь, разум. 1630) Иеро-схимонах Стефан, мозг. 1632 Иеро-схимонах Варнава, о коем сказано в другом месте, что он игумен этого монастыря, почи року 1630 Иеромонах Иов Иеромонах Феодосий Васьковский, разум. 1669 г. Иеромонах Филарет В историческом сведении о сем монастыре (печ. Киев. 1830 года) из старых Межигорских игуменов упомянуты: Герман (около 1075 г.) Савва (1117 г.) и Антоний (1499 г.) Потом с 1709 года исчисляются уже архимандриты, начиная с Иродиона Жураковского, о коем заметки см. в Труд. Киев. Акад. за 1860 г., кн. II, стр. 245. В 1786 году по Высокому указу 10-го апреля монастырские имения поступили в казну, а штат монастыря назначен к переводу в Таврическую область; в последующем 1787 году монастырь опять опустошён пожаром ночкой, намедни того самого денька, когда императрица Екатерина, бывшая в то время в Киеве, желала созидать сию живописную обитель, и совсем упразднён. Не так давно в одной из гор вправо от дороги, идущей из Киева, открыта пещера значимой величины. Выскобленный на стенке её 1700 год указывает, что её и до этого знали, но позже, когда вход завалили, запамятовали. В ней заметно была устроена и церковь, и есть места, обложенные кирпичом и плитами красноватого камня. В 1796 году меж пластами окружающих Межигорье гор увидена фарфоровая и фаянсовая глина, вследствие чего учреждена там, спустя два года, фаянсовая фабрика, в какой приписаны казённые фермеры сёл Новых Петровец и Валков, также 800 десятин казённого леса и 5 082 десятины иных комфортных и неловких земель. До 1822 года фабрика была в ведении Киевского магистрата, а с этого года причислена к Императорскому кабинету. С сих пор фабрика на собственный счёт перестроила античные монастырские строения, выстроила новые с издержкой капитала до 153 000 руб. сереб., завела училище для крестьянских фабричных деток обоего пола, с 1857 года завела паровые машины для производства изделий и проч. На фабрике в текущее время живойёт до 80 человек обоего пола, из коих треть состоит из иноверцев: лютеран, римских католиков и евреев. В 1858 году из-за скудности доходов фабрика сдана в арендное содержание за 6 000 руб. серебром в год киевскому негоцианту Барскому с освобождением фермеров от неотклонимого труда и казённых лесов от поставки дров. В прежнее время фабрика раз в год истребляла дров выше 1 500 кубических саженей, 1-го овса для лошадок расходовалось 5 000 четвертей. Директор фабрики с штатом чиновников получал жалование от казны 6 000 рублей серебром да мастер, выписанный из Германии, 4 000. Фаянсовая посуда Межигорского изделия до этого славилась во всей Рф. В ближайшее время, по выписке зарубежных мастеров, посуда делалась по общему убеждению, несоизмеримо худшего плюсы. Зато улучшено создание фаянсовых статуэток и других маленьких изделий, в особенности отлично выделывались скульптуры сегодняшнего папы Пия 9-го, коими не так давно обременялись полки в фабричных магазинах. Вошло в обычай у киевлян хотя раз в лето съездить в Межигорье, чтоб питаться там незапятнанным воздухом; по выражению 1-го киевского поэта и пить под тенью густолиственных дерев прозрачную воду из известного всем источника Звонки, получившего своё заглавие по преданию оттого, что один из последних Межигорских архимандритов сзывал в примыкающем пруде рыбок по гулу колокольчика. Пару раз в каждое лето учреждается увеселительная поездка из Киева в Межигорье на пароходе с оркестром музыки. В текущее время в Межигорской фабрике две каменные церкви: одна прохладная во имя Преображения Господня, построенная иждивением патриарха Иоакима, другая тёплая во имя св. апостолов Петра и Павла, построенная иждивением Петра Кальниша, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи. На ремонтное содержание обеих церквей отпускается из казны раз в год по 219 руб. 54 коп.; на содержание же причта до 1861 года отпускалось из доходов фабрики: священнику 200, диакону, обязанному управлять и приходским училищем, 75, дьячку 45, пономарю 35. Сверх того им назначены натурой квартиры и огороды. После перехода фабрики в арендное содержание отпуск жалованья причту прекращён. Но по указу св. Синода 31-го декабря 1861 года для священнослужения в бывших монастырских церквах из штата Киево-Печерской лавры назначен один иеромонах и один послушник, с жалованием на счёт бывшей ремонтной суммы, первому 120 руб., второму 45 и на потребности церковные 54 руб. 54 коп.».

Ликвидирование

В 1933 году на месте монастыря началось строительство пригородной правительственной резиденции. По неким сведениям, при проведении земельных работ было найдено подвальное помещение, заполненное старыми рукописными книжками. В украинской прессе появились версии, как будто книжки были бы утерянной библиотекой Ярослава Мудрейшего, хотя более возможно, что они относились к более позднему периоду Запорожской Сечи. Единственное, что осталась от братского корпуса после сноса — это колодец.

Территория остаётся закрытой для общественного доступа, потому что заходит в режимную зону личного имения Президента Украины Виктора Януковича. При русской власти эта территория служила резиденцией Леониду Брежневу и Владимиру Щербицкому.

Межигорское дело

В 2008 году Межигорская резиденция была предметом спора меж депутатом (бывшим украинским премьер-министром) Виктором Януковичем и новым Украинским правительством, возглавляемом премьер-министром Юлией Тимошенко. Передача 1,4 км² Межигорской официальной резиденции в Ново-Петривицах, Вышгродский район, фирме «Надра України» 11 июля 2007 года Виктором Януковичем вывела местность из-под правительственного контроля.

Согласно местной газете «Дело», 9 июля 2007 года президент Украины Виктор Ющенко подписал скрытый президентский указ #148., утверждавший: «Правительственная дача на местности рекреационного комплекса „Пуща-Водиця“ подарена для использования главе Кабинета министров Виктору Януковичу». Позже документ никогда не возникал ни на сайте главы страны, ни в каких-то других открытых источников инфы. Единственное официальное доказательство этому было дано газете от Муниципального управления по делам. Управление растолковало, что рекреационный комплекс «Пуща-Водиця» включает рекреационный курорт «Пуща-Водиця» и Межигорскую резиденцию. Резиденция, расположенная в деревне Ново-Петровицы, занята Януковичем последние пару лет.

Газета замечает, что в то же время, 9 июля, на сайте президента появился другой документ — приказ, в каком он обязывал премьер-министра выполнить решение СНБОУ и обезопасить финансирование парламентских выборов. В газете появилась спекуляция о том, что это был торговый обмен силы на муниципальную дачу. В конце февраля 2008 года Янукович подтвердил, что он вправду обладает дачей в Межигорской резиденции, присуждённой президентским указом. Согласно данным Муниципального управления по делам, территория резиденции составляет 136,8 гектаров. Она огорожена по периметру пятиметровой (в высоту) стальной оградой и снутри охраняется оперативниками «Титана». Янукович объявил, что он употребляет только один из домов, территория которого составляет 250 кв. м, тогда как 1,5 гектара земли не употребляются. Потом премьер-министр Виктор Янукович приватизировал комплекс, уже занимаемый премьер-министром. Стоимость имущества оценивается в 1 млрд гривен (200 млн. $). После выборов Юлии Тимошенко её кабинет аннулировал указ, передававший имущество фирме «Надра України», и вновь расположил местность под правительственный контроль. Вроде бы то ни было, 28 июля 2008 года Хозяйственный трибунал городка Киева аннулировал решение кабинета, и возвратил Межигорскую резиденцию во владение Януковичу.

В последние годы интенсивно муссируется тема восстановления монашеской обители.

См. также

Межигорье (резиденция)

Прочитано 1489 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...