Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Киево-Печерская лавра

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Киево-Печерская лавра
укр. Києво-Печерська лавра
В какой стране находится: Украина
В каком городе: Киев
Какова конфессия: Православие, УПЦ МП
Епархия монастыря: Киевская Епархия монастыря:
Архитектурный стиль Архитектура барокко
Кто основатель: Антоний Печерский
Когда основан (Дата основания): 1051 год
Известные насельники: Антоний Печерский, Феодосий Печерский, преподобный Игнатий, Кассиан Затворник, Иоанн Многострадальный, Иеремия Печерский, Никон Печерский
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Киево-Печерская лавра"

Координаты монастыря: 50°25′56″ с. ш. 30°33′44″ в. д. / 50.43222° с. ш. 30.56222° в. д. / 50.43222; 30.56222 (G) (O) (Я)

Глобальное наследство ЮНЕСКО, объект № 527 рус. • англ. • фр.

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудрейшем монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позднее выросли красивые каменные храмы, увенчанные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (создателя «Повести временных лет»), художника Алипия.

C 1592-го по 1688-й был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом королевским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В Ближних и Далеких пещерах Лавры покоятся вечные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (к примеру, могила Петра Аркадьевича Столыпина).

В текущее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Столичного Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Государственного Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Содержание

1 История 1.1 Основание 1.2 Набеги и восстановление монастыря 1.3 Пробы переподчинения 1.4 XVII — XIX века 1.5 Русское время 1.6 Возрождение монастыря; современная жизнь 2 Деньки празднования Киево-Печерским святым 3 Государственный Киево-Печерский историко-культурный заповедник 4 Храмы и сооружения на местности Лавры 5 На местности Лавры также находятся 6 Настоятели и наместники 7 См. также 8 Киево-Печерская лавра 9 Примечания 10 Ссылки

История

Основание

В текущее время Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высочайшем берегу Днепра и занимает два холмика, разделённых глубочайшей лощиной, спускающейся до Днепра. В XI веке местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близкорасположенного села Берестова Иларион, который выкопал тут себе пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещера опустела. Приблизительно в то же время в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча; жизнь в киевских монастырях пришлась ему не по душе, и он поселился в пещере Илариона.

Благочестие Антония завлекло в его пещеру последователей, в множестве которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили себе церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал себе новейшую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, нареченных так в противоположность прежним, «дальним». С повышением числа иноков, когда в пещерах стало тесновато, они выстроили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний достигнул разрешения использования всей горы над пещерой у величавого князя Изяслава Ярославича. Была построена церковь на месте сегодняшнего головного собора (1062); появившийся монастырь получил заглавие Печерского. В это время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский утомившись, который был взят отсюда и другими русскими монастырями. Грозная подвижническая жизнь иноков и их благочестие завлекли к монастырю значимые пожертвования.

В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими живописцами.

Набеги и восстановление монастыря

В 1096 году ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Половцы чуть не въехали в сам Киев. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вкупе с церковью по велению и на средства князя Глеба Всеславича.

Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, колченогих; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в ложбинках стенок. Монастырю принадлежало также село Лесники. Феодосий выкопал для себя там пещеру, в какой жил во время Величавого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, они все сохраняли огромное уважение к родной обители.

В 1151 году монастырь был разграблен турками, в 1169 году при взятии Киева объединенными войсками киевских, новгородских, суздальских, черниговских, смоленских князей и примкнувшими степняками-язычниками была неудавшаяся попытка спалить его со стороны последних. В 1203 году при новеньком опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры вышло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев и обуяли всей южнорусской землёй.

Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Непонятно, как длительно длилось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлён, и величавая церковь стала усыпальницей многих княжеских и авторитетных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил величавую церковь. Бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз — в 1300 году, в 1399 году. В 1482 году крымское войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два городка — Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в различных местах Западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV века монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 гг. величавая церковь снова была обновлена и украшена.

Пробы переподчинения

После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в конкретном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление. 2-ая попытка униатов завладеть монастырём, в 1598 году, была также безрезультативна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои необъятные имения.

Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В критериях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси.

XVII — XIX века

При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книжек. Их преемник Пётр Могила завёл тут училище, которое потом было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

Гетман Самойлович обвёл Лавру земельным валом, а Мазепа — каменной стенкой.

При Петре Величавом укрепления Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.

В 1718 году пожар истребил величавую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 году церковь была возобновлена.

В 1731—1745 годах к юго-западу от Величавой церкви была построена Величавая Лаврская колокольня; высота совместно с крестом — 96,5 метров. 1-ые работы по строительству звонницы были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы; завершена германским архитектором Г. И. Шеделем.

В состав Лавры в XIX веке входило 6 монастырей:

Главный при величавой церкви, Больничный, Ближние пещеры, Далекие пещеры, Голосеевская пустынь, Китаевская пустынь.

Поблизости основных лаврских ворот размещен Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII веке черниговским князем Николой Святошей.

В. П. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)

В Величавой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Мамы, по преданию, волшебно приобретенная греческими живописцами во Влахернском храме и принесенная ими в Киев. В ней также почивали мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Миши и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Мамы, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 году. В средней части храма было несколько гробниц, меж иными митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева.

В ризнице Лавры хранились примечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, возможно, сгорело в 1718 году.

Ближние и Далекие пещеры, на берегу Днепра, разбиты меж собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Далеких — 45.

В 1688 году Лавра была подчинена Столичному Патриарху, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.

В 1786 году Лавра была подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником, вместе с Духовным собором.

Русское время Обгоревшая икона Богородица Одигитрия, отысканная посреди руин Успенского собора, взорванного в 1941 году

25 января (ст. ст.) 1918 года был увезён и убит большевиками настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.

С начала 1924 года Лавра находилась в конкретном ведении Патриарха Тихона.

На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и вышло 15 декабря 1924 года.

29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным муниципальным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, другие были заключены в кутузки либо сосланы. Лавра подверглась разорению.

В одном из корпусов была расположена Муниципальная историческая библиотека Украины (находится там по сей день). На местности лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книжки, Музей исторических драгоценностей и др.

Руины Успенского собора, 1942 год.

В период германской оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных людей.

По разрешению германских властей, 27 сентября 1941 года была возобновлена монашеская жизнь в стенках Лавры; во главе лаврской братии стал схиархиепископ (прошлый Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.

3 ноября 1941 года германскими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году) — что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под управлением рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма. Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления, также в согласовании с политикой нацистов по уничтожению государственных святынь в целях ослабления государственной идентичности покорённых народов.

В текущее время туристов заверяют, что храм подорвали. проникшие в город русские партизаны. Возможной целью взрыва именуют покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа ранее, чем рассчитывали диверсанты.

Наружные изображения Кусок воспоминаний Альберта Шпеера, в каком говорится о разрушении Успенского собора по указанию Эриха Коха

Правдоподобность этой версии в значимой степени мучается от того факта, что взрыв собора был зафиксирован германцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. Посреди 1990-х её кадры были найдены в личном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (нем. Еісhwedе), директора Исследовательского центра Восточной Европы (нем. Fоrsсhungsstеllе Osteuroра) Бременского института, занимавшегося неуввязками реституции. Таким макаром, германские власти заблаговременно знали о времени взрыва и дали возможность собственному оператору избрать неопасную точку для эффектной съёмки. Согласно открывшимся в ближайшее время архивным документам и воспоминаниям, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют мемуары и признания ряда нацистских управляющих и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства захваченных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, конкретно управляющего подрывом храма.

После освобождения Киева в 1943 г. русские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в процессе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.

Возрождение монастыря; современная жизнь Успенский собор (Величавая церковь) Современный вид (2000)

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Далеких пещер.

Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником — архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года — Архиепископ Тульчинский и Брацлавский).

С 1992 года по 2014 год настоятель (священноархимандрит) Лавры — митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на местности монастыря.

C 1994 года наместник Лавры — митрополит Вышгородский Павел (Лебедь).

Сначало кафедральным собором был емкий трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.

В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.

9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года.

Глобальное наследство ЮНЕСКО, объект № 527 рус. • англ. • фр.

В 1990 году Лавра была внесена в перечень Глобального наследства ЮНЕСКО.

Деньки празднования Киево-Печерским святым

Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, — 28 сентября по Юлианскому календарю. Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Далеких (Феодосиевых) пещерах почивающих, — 28 августа по Юлианскому календарю. Собор всех преподобных отец Киево-Печерских — переходящее празднование во 2-ю Неделю Величавого поста.

Государственный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

В ведении заповедника находится Верхняя лавра, расположенная на Лаврской улице. Генеральный директор заповедника — Лесничая Виктория Николаевна (уволена в августе 2012). Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт для посещения раз в день с 9:30 до 18:00, касса до 17:00. В весенне-летний период рабочий денек до 19:00, касса до 18:00. Бесплатное посещение: для малышей дошкольников, учеников детских домов и интернатов, участников боевых действий, инвалидов I и II групп, боец и сержантов срочной службы.

Цена входных взрослых билетов:

2002 — 3 гривны. 2004 — 5 гривен. с … до мая 2012 — 25 гривен. с мая по 7 августа 2012 — 50 гривен. с 8 августа 2012 — 3 гривны.

Храмы и сооружения на местности Лавры

Лавра на уникальной почтовой марке Украины, 2007 Надвратный (над святыми воротами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы.Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древная из сохранившихся. (фото: 1) Аннозачатиевская церковь Большая Лаврская колокольня Колокольня на Ближних пещерах Колокольня на Далеких пещерах (фото: 1, 2) Крестовоздвиженская церковь Собор Успения Пресвятой Богородицы Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия (фото: 1, 2) Церковь «Всех преподобных отцов печерских» Церковь «Живоносный источник» Церковь Всех Святых Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (фото: 1) Церковь Спаса на Берестове Церковь Христова Воскресения Благовещенская церковь

На местности Лавры также находятся

Башня Ивана Кущника Братские корпуса Бывшие келии соборных старцев Прошлый дом наместника Лавры Прошлый экономический корпус Галерея, ведущая к Ближним пещерам Галерея, ведущая к Далеким пещерам Дебоскетовская (опорная) стенка Западные экономические ворота Здание бывших митрополичьих покоев Киевские Духовная Семинария и Академия Киевское областное училище культуры Ковнировский корпус (здание бывшей пекарни и книжного магазина) (фото: 1) Колодец преподобного Антония Колодец преподобного Феодосия Корпус бывшей типографии Крепостные стенки Малярная башня Митрополия Онуфриевская башня Монумент Нестору Летописцу Часовая башня Часовня Южные ворота Могила Петра Столыпина

Настоятели и наместники

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Наместники Варлаам (Ясинский) (1680 — 31 августа 1690) Мелетий (Вуяхевич-Высочинский) (1691—1697) Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708) Тимофей (Щербацкий) (14 апрель 1740—1748) Феофилакт (Слонецкий) (1792—1795) Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826) Авксентий (Галицкий) (1826—1834) Лаврентий (Макаров) (1844-1852) Иоанн (Петин) (1852—1862) Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878—1884) Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884—1892) Сергий (Ланин) (1893—1896) Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918) Настоятели Миша (Митрофанов) (1925 — ?) Климент Ермоген (Голубев) (18 октября 1926—1931) 1930—1941 — закрытие Наместники Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 — 7 февраля 1947) Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953) Нестор (Тугай) (1 августа 1953—1961) 1961—1988 — закрытие Ионафан (Елецких) (23 июля 1988—1989) до 12 октября 1988 — и. о. наместника Елевферий (Диденко) (1989 — февраль 1992) Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992) Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992) Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994)

См. также

Перечень самых больших православных храмов и колоколен

Киево-Печерская лавра

Величавая Церковь.

Туман.

Успенский собор.

Зима, Аннозачатиевский храм.

1890 год.

Колокольня ближних пещер.

Большая колокольня.

Панорама.

Лавра ночкой.

Лавра.

Великая Церковь.

Туман.

Успенский собор.

Зима, Аннозачатиевский храм.

1890 год.

Колокольня ближних пещер.

Большая колокольня.

Панорама.

Лавра панорама 1.jpg

Лавра ночью.

Лавра.

Прочитано 2506 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...