Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Флоровский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Свято-Вознесенский Флоровский
укр. Свято-Вознесенський Флорівський монастир
В какой стране находится: Украина
В каком городе: Киев
Координаты 50°27′48″ с. ш. 30°30′48″ в. д. / 50.46333° с. ш. 30.51333° в. д. / 50.46333; 30.51333 G O
Какова конфессия: Украинская православная церковь Московского патриархата
Тип монастыря: своекоштный
Кто основатель: неизвестен
Когда основан (Дата основания): начало XVI века

Описание монатяря "Флоровский монастырь"

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (укр. Свято-Вознесенський Флорівський монастир) — дамский монастырь на Подоле в Киеве, основанный, предположительно, сначала XVI века.

Содержание

1 История монастыря 2 Современное состояние монастыря 3 Именитые инокини 4 Архитектура монастыря 5 Литература 6 Примечания

История монастыря

Из грамоты короля Сигизмунда II Августа, данной 17 мая 1566 года киевскому воеводе, князю Острожскому, понятно, что «Киевский девичий Флоровский монастырь на Подоле предоставляется со всем тем, что он имел, в потомственное владение либо заведывание киевскому протопопу Иакову Гулькевичу (возобновившему этот монастырь) с правом совершения в нём богослужений ему самому, его детям и потомкам, какие пригодны быть священниками».

В официальной росписи Киева, составленной в 1682 году, упоминается дамский монастырь на Подоле с 2-мя древесными церквями, — одна во имя святого страдальца Флора, а другая во имя святого страдальца Лавра.

Скоро после передачи монастыря в ведение киевскому протопопу Иакову Гулькевичу церковь и остальные монастырские постройки постарели и были обновлены при митрополите Петре Могиле. Финансовое положение Флоровского монастыря оставалось бедственным прямо до XVIII века. В 1712 году российский правитель Пётр I закрывает дамский Вознесенский монастырь, стоявший на Печерской горе, потому что место потребовалось под постройку арсенала. Насельницы Вознесенского монастыря были переведены на Подол, во Флоровский монастырь. Флоровскому монастырю перебежало и все бессчетные имения закрытого Вознесенского монастыря. Скоро после присоединения на местности Флоровского монастыря начинается строительство новейшей, каменной церкви во имя Вознесения Господня, которая была освящена 2 мая 1732 года митрополитом Рафаилом Заборовским. После чего монастырь стал называться Свято-Вознесенским Флоровским.

До 1811 года, не считая каменной церкви Вознесения Господня, все другие постройки монастыря были древесными и сгорели в пожаре 1811 года, уничтожившим весь Подол. Во время пожара монахини переносили в каменный храм своё имущество, пытаясь спасти от пожара, при всем этом 40 инокинь задохнулись от дыма.

На возобновление монастыря в 1812 году, по велению правителя Александра I, было отпущено из казны 133 013 рубля ассигнациями. На эти средства было построено огромное количество строений для жительства монахинь, а с 1818 года началось строительство каменных зданий.

Весь XVIII и XIX века монастырь интенсивно расширялся и застраивался, и к началу XX века практически вся доступная ровненькая площадь, занимаемая монастырём, оказалась застроена каменными постройками, а весь восточный склон Замковой горы — древесными постройками.

Не считая сохранившегося после пожара 1811 года Вознесенского храма к 1917 году в монастыре было ещё четыре — церковь во имя Воскресения Господа, тёплый Трапезный храм во имя святого Николая и надстроенный над ним прохладный храм во имя иконы Тихвинской иконы Богоматери, храм во имя иконы Казанской Богоматери и кладбищенская церковь на верхушке Замковой горы во имя святой Троицы. Не считая того, с конца XIX века, на местности монастыря существовали богадельня (к 1918 году в ней на полном монастырском обеспечении находились 100 человек) и поликлиника (на 10 коек). Всех построек каменных и древесных к 1918 году было 38.

В 1929 году монастырь был закрыт. В 1934 году был разрушен храм Святой Троицы на монастырском кладбище. Монастырь возродился в 1941 году, когда в Киев вошли немцы и с того времени больше не запирался, хотя и продолжал подвергаться русскими властями разным притеснениям. В 1960 году Казанский храм был перестроен под пошивочный цех, в Воскресенском и Трапезном храмах расположилась мастерская объединения «Укрреставрация». У монастыря были отобраны многие келейные корпуса, в части их разместился протезный завод. В 1962 году монахинь выписали из монастыря.

Современное состояние монастыря

Флоровский монастырь выжил. Все храмы (не считая разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Хотя протезный завод так и не покинул местности монастыря, но Казанский собор освобождён от пошивочного производства. На данный момент его восстанавливают. Все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Как и в былые времена, Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).

Сохранился действующий источник воды.

Именитые инокини

Преподобная Александра (Мельгунова)

Преподобная Александра приняла постриг в монастыре. Но скоро покинула его, чтоб основать на севере Рф Дивеевскую монашескую общину.

Схимонахиня Нектария, в миру княгиня Наталия Борисовна Долгорукова, дочь известного фельдмаршала и друга правителя Петра I, графа Бориса Петровича Шереметьева, жена Ивана Александровича Долгорукова, казнённого по наветам Бирона, в царствование Анны Иоановны. Российский историк Н. М. Карамзин записал об этой схимнице последующее: «В правление епархиею Киевской митрополита Арсения Могилянского, старица Киево-Флоровского монастырякнягиня Нектария (Наталия Борисовна Долгорукова, бывшая жена известного неудачника, казнённого в царствование Анны Иоановны), получив благословение этого пастыря, возобновила древнейшие остатки Десятинной церкви („История страны Русского Н. М. Карамзина“. Примечание 488-е)». Схимомонахиня Нектария была погребена под сводами Величавой Лаврской Успенской церкви.

Игумения Парфёния, в миру Аполинария Александровна Адабаш, происходившая из авторитетного молдавского рода. Отец игумении Парфёнии А. А. Адабаш служил в чине бригадира в российской армии и за награды от императрицы Елизаветы Петровны получил значимые земли в Новоросийском крае. Монахиня известна тем, что составила церковную службу святым Кирилу и Мефодию и «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимника Парфёния».

Архитектура монастыря

Вознесенская церковь, 1732

Воскресенская церковь,1824

Территория монастыря

Колокольня, 1821

Церковь Казанской Божьей мамы

Вознесенский монастырь в конце XIX века

Территория монастыря

Ансамбль Флоровского монастыря складывался в протяжении 2-ух веков, здесь можно узреть строения, относящиеся к различным эрам и различным стилям. Самым старенькым зданием монастыря является Вознесенская церковь построенная в 1732 году. Церковь имеет три апсиды и увенчана 3-мя куполами. Церковь очень похожа на древнерусские церкви, но её центральная апсида в имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые — в два раза ниже, купола размещены по одной полосы, как и в древесных украинских церквях.

Ужасный пожар 1811 года уничтожил весь Старенькый Подол, от древесных домов, тротуаров, заборов остались одни угли, очень пострадали все церкви, в том числе и во Флоровском монастыре. Восстановлением монастыря занимался конструктор Андрей Меленский, построивший в стиле классицизма церковь-ротонду, дом игуменьи и трехъярусную колокольню на входе в монастырь.

Литература

Исторически-статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского дамского монастыря. — Киев: типография С. В. Кульженко, 1894.

Вознесенская церковь, 1732

Воскресенская церковь,1824

Территория монастыря

Колокольня, 1821

Церковь Казанской Божьей матери

Вознесенский монастырь в конце XIX века

Территория монастыря

Прочитано 1138 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Ржищевский монастырь Выдубицкий монастырь »