Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Тупичевский Святодуховский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Тупичевский Святодуховский монастырь
Amścisłaŭ, Tupičeŭščyna. Амсьціслаў, Тупічэўшчына  XX .jpg
В какой стране находится: Белоруссия
В каком городе: Мстиславль
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Могилёвская
Тип монастыря: Мужской, женский
Первое упоминание о монастыре: 1641 год
Когда основан (Дата основания): 1641 год
Дата упразднения: 1918 год
Какие имеет святыни и реликвии: Икона Божией Матери Тупичевская
Статус: Не действует
В каком состоянии: Разрушен

Описание монатяря "Тупичевский Святодуховский монастырь"

Координаты монастыря: 54°01′16″ с. ш. 31°44′40″ в. д. / 54.02111° с. ш. 31.74444° в. д. / 54.02111; 31.74444 (G) (O) (Я)

Тупичевский Святодуховский монастырь ― несохранившийся монумент белорусской культовой архитектуры, один из центров православия на белорусско-литовских землях.

Содержание

1 История 2 Монастырь в литературе 3 Архитектура монастыря 4 Художественное убранство монастыря 5 Икона Божией Мамы «Тупичевская» 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки

История

Основан в 1641 году в урочище Тупичевщина ― сейчас восточная окраина белорусского городка Мстиславля. Согласно легенде, тут, непонятно откуда, жителям явилась икона Божией Мамы. Кравчий Мстиславского воеводства Казимир Москевич, которому принадлежали эти места, выстроил церковь во имя сошествия Святого Духа и туда расположил икону. Он желал основать и монастырь и даже отписал под него 2 воолочи земли, но погиб, прося супругу и отпрыской выполнить его план. Они обратились к мстиславским жителям, к игумену оршанского Богоявленского Кутеинского монастыря Иоилию Труцевичу и к своим родственникам помещикам Стеткевичам. На собранные средства и был в 1641 году построен монастырь, включавший древесные церкви ― Святодуховскую, Святовведенскую и Святониколаевскую.

Монастырь подчинялся игумену Иоилию Труцевичу, состоявшему под послушенством константинопольского патриарха.

В октябре 1645 года церковь Св. Духа была освящена как собор епископом Мстиславским, Оршанским и Могилёвским Сильвестром Коссовым

Урочище Тупичевщина высится над близлежащими землями, отрезано от городка 2-мя оврагами ледникового периода, у подножия ― широкая река Вихра. Это имело огромное значение: времена были беспокойные. Со стороны городка монахи построили кирпичную стенку метровой толщины.

После отъезда Труцевича в Россию, опекуном монастыря назначен подкормий мстиславский Богдан Вильгельмович Стеткевич, основавший Богоявленский (1623) и Успенский (1631) Кутеинские монастыри, также Буйнический (1633) и Барколобовский (1641). Стеткевич отписал монастырю дом с огородом.

В первой половине XVII века сюда пришли монахи из близкорасположенных Онуфриевского и Пустынского монастырей ― после перехода этих обителей к униатской церкви.

5 сентября 1708 года в монастыре на богослужении побывал Пётр I, молившийся перед схваткой со шведами на реке Чёрная Натопа. Российские войска в этом сражении одолели, и удовлетворенный Пётр оставил монастырю охранную грамоту и 300 рублей.

В 1718 году в монастыре было 14 насельников. С 1842 года монастырь числился приписным ― к Мстиславскому городскому Никольскому (до 1877), Бельшевическому (до 1886) и Мазоловскому монастырям.

После 1873 года монастырь приходит в упадок, его имущество и библиотека перевезены в Белыничский Рождественский монастырь, а монахи переведены в 1877 году в прошлый Белыничский монастырь кармелитов.

Возрождение монастыря вышло в 1887 году ― он стал дамским; в 1895 году был построен каменный Свято-Успенский собор, куда обусловили чудотворную икону Божией Мамы «Тупичевская», к которой стекались сотки паломников. На близкорасположенном хуторе был поставлен монастырский дом с 2-мя половинами: одна для священника, другая ― для приходской школы. Монастырю принадлежали земли, две мельницы. При монастыре с 1903 года работали приходская школа, мед амбулатория и аптека, оказывавшие бесплатную помощь близлежащим жителям. Опекунами аптеки и амбулатории были епископ Могилёвский и Мстиславский Стефан и игумения Анатолия (Анна Чернявская).

Монастырь закрыли в 1918 году. В 1930-е годы строения частью разрушены, в оставшихся перед войной находился детский дом. Всё совсем сгорело во время Величавой Российскей войны. Остались только ворота XIX века. На фундаменте монастыря в 1959 году построен маслосырзавод.

Из игуменов монастыря известен в 1774 году Виктор (Садковский), будущий архиепископ Черниговский. Также в источниках упоминается Кирилл Козловский, потом настоятель Екабпилсского монастыря в Латвии.

Монастырь в литературе

О монастыре написано в романе белорусского писателя Олега Ждана «Государыня и епископ».

Монастырь упоминается в белорусском краеведении и работах по истории белорусской архитектуры ― в книжках И. Пятницкого, В. Краснянского, В. Короткевича, О. Трусова, М. Ткачёва, И. Слюньковой.

Архитектура монастыря

Богдан Стеткевич выстроил церковь Св. Духа в стиле ранее основанных им православных храмов ― это был пятиглавый крестообразный центрический древесный собор размером 24,1×23,4 м на каменном фундаменте. Храм окружала скрытая обходная галерея. На высочайший восьмигранный барабан с окнами опирался купол с главой. При храме имелись сени и подклеть. В 1877―1880 гг. церковь перестроили, обшили тёсом, покрасили, убрали сени. Главный престол храма ― Сошествия Св. Духа, боковой ― во имя великомученика Жору. В 1895 году на месте древесного храма построен каменный соборный храм в неовизантийском стиле.

Построена тёплая древесная на каменном фундаменте церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Размер 12,1×6,4 м. К церкви примыкали кельи. Позднее церковь основательно перестроили.

В 1771 году в верхнем ярусе колокольни построена древесная церковь свт. Николая.

Художественное убранство монастыря

В. Г. Краснянский, прошлый в храме, пишет, что лицезрел много «древних икон и священных предметов, пожертвований монастырю патриархами и царями… Но в особенности выдающеюся достопримечательностью храма является его настенная живопись; стенки обиты холстом, и по холсту красками изображены действия ветхозаветной и новозаветной истории. Живопись высочайшего свойства, но дышит доверчивым глубочайшим религиозным чувством». Краснянский высчитал на стенках более 70 композиций на библейские мотивы и апокрифичные сюжеты. В барабане купола простиралась панорама «Семь чинов ангельских», под ними изображены юродивые, ниже ― лики апостолов, страдальцев и пророков, ещё ниже ― лики царей и королев, потом ― лики преподобных отцов и инокинь; потом, в нижнем ярусе ― лики евангелистов, обрамленные картушами (гирляндами и плодами). Сценами жизни Иисуса Христа были расписаны алтарь и южная стенка церкви, на северной стенке ― житие Богородицы, сюжеты Страстной недели ― на западной стенке. В притворе ― картины мучений раннехристианских святых. Иконография храма очевидно всходит к западноевропейским образчикам, в ней просматриваются черты барокко.

Не считая росписей и библиотеки с «древними рукописями» Краснянский отмечает предалтарный пятиярусный резной вызолоченный иконостас. Когда в 1839 году монастырь был упразднён, иконостас разобрали и перенесли в церковь Пустынского Успенского монастыря под Мстиславлем.

Икона Божией Мамы «Тупичевская»

Икона Божией Мамы «Тупичевская»

Икона явилась в урочище Тупичевщине близ Мстиславля, на этом месте в 1641 году и был основан Свято-Духов монастырь. Икона почиталась чудотворной, к ней стекались паломники с Могилёвщины и Смоленщины. Празднование иконы совершалось в денек Успения Божьей Мамы 28 (15 ст. стиля) августа. Она заходила в число икон, пред которыми молились о защите от плена и иностранцев.

С иконой связано восстановление традиции крестного хода. Этот вопрос выносился на обсуждение Святейшего Синода, им было вынесено определение, утверждённое Николаем I в сентябре 1847 года. С той поры в Мстиславле крестные ходы проводились ― 8 мая (намедни денька Николая Чудотворца) ― в Могилёвский Никольский монастырь, в денек отдания праздничка Пасхи ― из Никольского монастыря в Мазоловский, в 9-й четверг после Пасхи (денек католического праздничка Божия Тела; денек воссоединения белорусских униатов с православием) ― из Мозоловского монастыря в Тупичевский, 15 августа ― празднуется явление иконы. Чудотворная икона помещалась в нижнем ярусе предалтарного резного пятиярусного иконостаса, слева от королевских ворот.

В 1711 году стараниями игумена монастыря Миши Пузыни гравируется изображение иконы.

Икона утеряна, сейчас её перечень находится в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мстиславля. При соборе сотворено сестричество в честь Тупичевской иконы Божией Мамы.

У Тупичевской иконы есть ещё одно заглавие ― «Семигородная». Это стало поводом для ошибки: время от времени заместо Тупичевской иконы дают изображение иконы «Успение Семигородная». К тому же, деньки празднования икон совпадают.

Прочитано 1811 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Тувхен-хийд Тхондоса »