Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Церковь Святого Креста (Ахтамар)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Церковь святого Креста
Սուրբ Խաչ

Общий вид монастыря
В какой стране находится: Турция
Местоположение монастыря: Ван
Какова конфессия: Армянская апостольская церковь
Тип монастыря: Крестово-купольный
Кто основатель: Гагик Арцруни
Когда основан (Дата основания): 915—921 годы

Описание монатяря "Церковь Святого Креста (Ахтамар)"

Координаты монастыря: 38°20′25″ с. ш. 43°02′13″ в. д. / 38.34028° с. ш. 43.03694° в. д. / 38.34028; 43.03694 (G) (O) (Я)

Церковь Святого Креста на полуострове Ахтамар (арм. Ախթամարի Սուրբ Խաչ եկեղեցի) — раннесредневековый армянский монастырь на полуострове Ахтамар, построенный в 915—921 годах.

Содержание

1 Исторический очерк 2 Архитектура 2.1 Статуя и рельефы 2.2 Фрески 3 Реставрация 4 См. также 5 Примечания 6 Литература 7 Ссылки

Исторический очерк

Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры и один из красивых примеров художественного течения в Армении IX—X веков. Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом. С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви. Предпосылкой этого являлось не согласие 5 епископов с поставлением патриархом юного Григора III Пахлавуни. В 1114 году Собор в местечка Шугра а Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, но последний, не подчинившись решению, назначил Ахтамарский Католикосат. Его юриспунденуия распространилась исключительно в части Васпуракана. С XIII века, в эру татарского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III смог на куцее время соединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после долгих споров меж 2-мя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, была признана главенство Эчмиадзина. Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перебежали в юриспунденцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после 1915 года — геноцида армян.

Архитектура

Ахтамар — крестово-купольная церковь несколько переделанное в плане, длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м.. Строительный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, всходит к памятникам VII века. К северо-востоку от храма в 1316 году была построена часовня а в 1763 году высочайшая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Церковь до реставрации

Более чем тысячелетний храм сохранилась без значимых видоизменений.

Статуя и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню, в особенности известен уникальными и очень различными по сюжетам-рельефами. При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение. Конструктор Мануэл, будучи также архитектором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского нрава. Рельефы богаты орнаменами животной и растительных мотивов. Нередко применяемый живописцами более позднего времени мотив «звериного гона» (XII—XIII вв.), изображённый под карнизами нижней части храма, можно узреть на предметах искусства Ирана и Кавказа. Направленным на определенную тематику многообразием и а именно светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс опоясывающий весь церковь и проходящий по высшей части фасада — так именуемая «виноградная фриза» (по другому «Сбор винограда»). На рельефе виноградовой лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается статуей царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по воззрению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому обилию, глубочайшему символизму не имеют для себя равных… на всем христианском Востоке». В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу. На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие людские лица. По воззрению Г. Гояна они изображают театральные маски. В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности.

Фасадные поверхности церкви на сто процентов покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, видами пророков и апостолов, время от времени портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позже оказали воздействие в миниатюрах «ванской» либо «васпураканской» школы миниатюры. В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, выслеживается связь с традициями сасанидского искусства. В неких изображениях животных отмечается мусульманское воздействие, а воздействие византийской иконографии — в религиозных сценах

Фрески

Подразумевается, что фрески церкви были исполнены под конкретным управлением конструктора и архитектора Ахтамара Мануэла. Ахтамар на самом деле единственный сохранившийся монумент времени, фрески которого сохранились сравнимо всеполноценно и дают возможность для формирования представления о живописи эры и его стилевых особенностях. Сохранилось 2 слоя фресок. Предполагаестя, что в куполе было изображение Креста либо композиции «Вознесение Креста». Цикл начинается росписью истории Адама и Евы на барабане, а понизу в 4 алтарях в 3 ярусах исполнен широкий цикл фресок земной жизни Иисуса Христа. Броско также, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской, и от западной программ росписи: считается, что композиция «Второе пришествие Иисуса Христа», расположенная над входом южной экседры, является макетом византийской редакции «Страшного Суда». Исполнены также фрески евангельских сцен, фигур апостолов и святых, орнаментальные полосы. Как отмечает Л. Дурнова фрески Ахтамарского храма «поражают динамикой не только лишь всей фигуры, да и складок одежки».

Реставрация

В 2007 году по решению правительства Турции церковь была отреставрирована. 19 сентября 2010 года, в первый раз за 95 лет, в церкви прошла литургия, a в ночь с 30 сентября на 1 октября на церкви был установлен крест. Ранее отказ турецких властей установить крест на куполе церкви привел к массовым протестам армян всего мира. Сейчас Ахтамар работает как музей. 8 сентября 2013 года в церкви было совершено таинство крещения 6 человек, в том числе 1-го малыша. Таинство сделал епископ Арам Атесян.

Благодаря географической изолированности (на полуострове) церковь сравнимо отлично сохранилась. Один из ведущих армянских профессионалов по армянской архитектуре Самвел Карапетян, отмечает, что реконструкция была осуществлена на высочайшем уровне, хотя ряд других профессионалов указывают на малозначительные недочеты.

См. также

Армянская архитектура Изобразительное искусство Армении

Abraham und Isaak.JPG Akdamar Church.JPG Aghtamar008.jpg Van-akdam (3).jpg

Прочитано 1225 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...