Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Шаровкин Успенский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Шаровкин Успенский монастырь
Перемышльский Шаровкин Успенский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Ильинское
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Калужская
Когда основан (Дата основания): XVI век
В каком состоянии: Не действует, сохранен частично

Описание монатяря "Шаровкин Успенский монастырь"

Шаровкин Успенский монастырь — действующий монастырь Российской православной церкви, размещен в селе Ильинское Калужской области, в Калужской епархии на правом берегу реки Жиздры в 40 км от городка Калуги. Находится под гос охраной (категория охраны — федеральная). Код монумента: 4010150000.

В текущее время действует Успенский храм.

Содержание

1 Внешний облик 2 История 3 Часовня при монастыре 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

Внешний облик

На открытой площадке стоят два каменных храма: один во имя Успения Пречистия Богородицы, большой, с высочайшими трибунами, соединенный колоннадою с колокольней, видимо поздней постройки, а другой двуэтажный длиннющий, так именуемый монастырской архитектуры (домового расположения).

Резные королевские двери в Успенской церкви

Церковь Сергия Радонежского

История

Монастырь основан сначала XVI века. Храмы стоят несколько поодаль от селения, которые служили приходными церквями. Избранным духовным управляющим семьи отшельников и основоположником являлся инок Шаровка (позже именовался строителем), по имени которого и назван монастырь. Богоугодная жизнь основоположника и собранного им братства скоро направила на себя повышенное внимание обладателя этих мест Князя Воротынского, который принял возникшую обитель под своё личное покровительство, заместо начальной древесной церкви, воздвиг каменный храм из белоснежного лекального кирпича.

Основоположник монастыря погребен в 1545 году у южной алтарной стенки соборного храма. Над могилой его вставлена в стенку (изнутри) плита из белоснежного камня с высеченной на ней надписью: «лета 7053 (1545), месяца Февраля в 8 денек, представися раб Божий инок θеогность». Из описи монастырских актов видно, что в 1547 году монастырь получил от Князя Александра Ивановича жалованную грамоту «на деревню Башкову и на другие деревни», а в 1552 году (спустя 7 лет после кончины основоположника обители), в ней (как видно из закладной книжки) уже существовал каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. К этому же времени относятся и 1-ые вклады Князя Александра Ивановича Воротынского, состоящие в украшении сделанного храма иконами и утварью. До самой собственной кончины (1565), он продолжал обогащать свое богомолье благими даяниями. Примеру дальше последовал родной брат его, Князь Миша Иванович, герой Казанского похода. В конце 1550 года строилась теплая церковь (во имя Сергия чудотворца с трапезной) и придельная церковь во имя Ионна Богослова. Церковь освещена в 1560 году.

В 1564 году церковь была подписана Игуменом такого же монастыря, Прохором, который был богомазом.

В вкладной книжке монастыря читаем: "Лета 7073 (1565) отдал Правитель Сударь Иоанн Васильевич всея Рф, по Князь Александр Воротынском 200 рублей. В 1566 году Сударь же отдал по Князь Александр, да на 300 четвертей земли. Такого же года, Сударь ездил в Белев, был в монастыре и отдал на рыбу и масло 100 рублей средств."

— Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в границах Калужской епархии. М: Институтская типография, 1863, с. 4

В последующем 7075 (1567) году он явился новый символ благоволения к обители, дав ей жалованную тарханную грамоту на ея вотчины.

Дальше во вкладной книжке читаем: "В (1583) году отдал Сударь Правитель по Принц Иоанн образ Пречистия Богородицы на золоте, да три достакана сребрены. Да Сударь же отдал два вида Пречистия по товарищ по Велине, ну и Прокофьи, оба на золоте. Да Сударь же отдал по Князь Щенятин 49 рублей с гривною. Да в 92 (1584) году отдал Сударь Правитель по собственных опальных людях в дом Владычицы милостыни 90 рублей средств при Игумен Макарии, да при Казначеи Феогносте."

— Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в границах Калужской епархии. М: Институтская типография, 1863, с. 4

Племянники Князя Александра Ивановича, детки брата его Миши, также не забывали собственного богомолья,о чем свидетельствует жалованная грамота на вотчину, деревня Козменки, относящуюся к 92 (1584) году.

После Князей Воротынских, одним из самых усердных благодетелей обители являлся Стольник Иван Иванович Чичерин, который принял тут иноческий образ и погребен в этой обители, в пределе Св. Ионна Богослова; над могилой его, в зап. стенке этого придела, вставлена каменная плита с рельефной надписью. Вклады его начались с 1606 года до его кончины 28 сентября 1640 года.

В 1642 году погребен в обители Константин Григорьевич Юшков и дан по нему значимый вклад.

Примеру собственных протцов, в милостивом расположении к обители, последовал и Князь Иван Алексеевич, последний из рода Князей Воротынских, который приходился по мамы собственной (из фамилии Стрешневых) двоюродным братом Царю Алексею Михайловичу и находился при нем безотлучно. Последние вклады Ивана Алексеевича относятся к 1670 году.

Щедроты Королевские:

167 (1659) году по Государеву указу дан вклад из Приказа Огромного Дворца на церковное строение 80 рублей при Игумене Филарете. 156 (1648) году жалованная грамота от Алексея Михайловича его обители "на Белевскую вотчинную землю и примерную села Стромки да села Рыхлеева". 185 (1677) году облачения, пожертвования от Федора Алексеевича. от Государыни Царевны Величавой Княжны Евдокии Алексеевны жалованья даны два покрова, да воздух.

Вкладчики обители в XVII веке: Бояре Кошелевы, из коих Василий Семенович Кошелев, убитый под Смоленском, погребенный в сей обители в 6 сентября 1634 года, стольник Иван Федорович Бутурин, Федор Аврамович Лопухин, Феодосий Ощера Кошелев пострижен в сей обители, Василий Семенович и отпрыск его стольник Григорий Васильевич Рожнов, Тарасий Михайлович Павлов, стольник Никита Никифорович Спесивцев, Князь Григорий Константинович Волконский, Щербачевы, Засецкие, Племянниковы, Темирязевы, Панины, Ладыженские, Бахтины, Спешневы, Власьевы и др.

В 1684 году по Указу Величавых Государей Царей и Величавых Князей, Иоанна и Петра Алексеевича, всея Величавая и Малая и Белоснежная Рф Самодержавцев, и по наказной памяти, за приписью Дьяка Григория Посникова, велено Приказу Огромного Дворца подьячему Луке Волкову ехать в монастырь и того монастыря в вотчины, для того, что в сегодняшнем во 192 году, декабря в 28 денек, Величавые Судари Царствуй и Величавые Князья, Иоанн и Петр Алексеевич, всея Величавой и Малой и Белоснежной Рф Самодержцы, и сестра их, Величавая Государыня Царевна и Величавая Княжна, Софья Алексеевна указали тот монастырь со крестьянами и с бобылями, и с пашнею, и с сенными покосами, и с рыбными ловлями, и со всеми угодьями, что написано к тому монастырю в писцовых и в переписных книжках, приписать Пречистыя Богородицы к Донскому монастырю.

Справочно: Из числа монастырей находящихся в границах Калужской Епархии в то время были приписаны к Столичному Донскому: Шаровкин Успенский , Тихонова пустынь и Жиздринский Троицкий (упразднен по случаю пожара в 1764 году).

В 1764 году по духовному штату, монастырь поставлен в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. Монастырь упразднён по случаю пожара в 1766 году. Пожар истребил все древесные обители: построенную теплую церковь во имя преподобного Сергея, келии, конюшню, скотные дворы и ограду вокруг монастыря, что явилось поводом для запустения обители. Настоятель с братией перемещены в Белевский Жабынский монастырь с частью церковной утвари. Дальше храмы существовали, как приходские церкви.

Построенная в XVI веке соборная одноглавая церковь во имя Успения Божий Мамы сохранила с тех пор только древнейшую стенку с цоколем из тесненного камня и боковые входы также из камня, грубо исполненного во вкусе ранешнего ренессанса, в остальном она очень подвергалась переделкам. В северном приделе этого храма, церкви во имя Иоанна Богослова, находятся древние королевские двери, выполненные их тонких липовых пластинок приклеенных к дверному полотну. Орнамент, обрамляющий половинки дверей и киотки вызолочен, а поля вокруг их, с более большим орнаментам, высеребрен.

Иноков управляющих обителью Первоначальник (строитель) Феогност (1545) Игумен Прохор (1552) Игумен Паисий (1577) Игумен Макарий (1584) Игумен Кирилл (1609) Строитель Ион Челюскин (1614) Игумен Иов (1621) Игумен Пафнутий (1626) Игумен Дионисий (1629 — 1643) Игумен Леонид (1645) Игумен Филарет (1659 — 1665) Игумен Проохор (1665) Иосиф (1668 — 1669) Строитель Филарет (1670) Строитель Савватий (1675) Игумен Афанасий (1680 — 1684)

В этом году обитель была приписана к Донскому монастырю. Наместники, назначенные из Донского монастыря:

Игумен Тихон (1686 — 1687) Строитель Ион (1695) Строитель Иов (1697) Монах Ион (1700) Иеромонах Филарет (1715) Казначей Сергий (1722) Иеромонах Порфирий Рахинский (1753)

Часовня при монастыре

Есть предание, что бывало кто благополучно проедет дорогую, пролегающие через эти труднопроходимые леса, тот обязательно заезжал в монастырь служить благодарственную молебен. На половине дороги от Митина завода к селу была древняя осокорь, мимо которой пролегал тракт; по преданию на этом месте, во время существования монастыря, была часовня во имя Св. Николая, в память чего в дупле старенького дерева стояла его икона, за стеклом.

Резные царские двери в Успенской церкви

Церковь Сергия Радонежского

Прочитано 1202 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Шамординский монастырь Шишатовац (монастырь) »