Воскресенский монастырь — православный монастырь Рыбинской епархии на берегу Волги в Угличе. Дата основания монастыря неведома. Одна из версий базирована на житии святого Паисия Угличского, и связывает основание монастыря с пребыванием в Угличе 1 октября 1482 года на освящении каменного соборного храма Покровского монастыря воскресенского архимандрита Нафанаил. По другой версии, это мог быть один из многих монастырей, основанных угличским князем Романом Владимировичем (1261—1285). Все строения монастыря строились сразу, они выстроены в ряд и соединены гульбищем, что придаёт комплексу огромную слитность и цельность воспоминания. В 1999 году монастырские строения возвращены церкви и в их возобновилась монашеская жизнь.
Содержание
1 Строительная история 2 Воскресенский собор 3 Звонница 4 Трапезная и церковь Одигитрии 5 Источники 6 Литература 7 СсылкиСтроительная история
Сохранившиеся строения монастыря построены в 1674-1677 годах по указанию ростовского митрополита Ионы Сысоевича, который воспринимал постриг в этом монастыре. Он также был зачинателем широких строй работ в Ростове на дону. Строения построены на новеньком месте, потому что на древнем месте происходило разрушение берега Троицкого ручья. Для декорации его построек в первый раз в Угличе применены поливные зеленоватые изразцы, на которых изображены батальные и жанровые сцены, животные, эмблемы. Монастырь упразднен в 1764 году, его строения служили приходскими церквями.
Фото С. М. Прокудина-ГорскогоСерьезная реставрация построек монастыря была закончена в 1975 году, при всем этом потребовались серьёзные работы по укреплению грунта под просевшими фундаментами. Была применен проект доктора Б. А. Ржаницин (Научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений) 1-го из создателей методики укрепления грунта, за какую в 1947 году была присуждена Сталинская премия. Были ликвидированы трещинкы в стенках, восстановлены элементы декора.
Воскресенский собор
Здание собора высится над остальными зданиями монастыря. Оно производит величавое и несколько грозное воспоминание. К основному объёму храма с севера и юга примыкают два придела, которые соединяются галереей, огибающей здание с запада. Западное крыльцо и лестница ведут на галерею и в храм. С юга галерея перебегает в звонницу, которая соединяет собор с трапезной и церковью Одигитрии.
Собор имеет различное наружное декоративное оформление. При оформлении порталов, ведущих с галереи в храм и приделы умело применен декоративный кирпич различной формы. Декор подклетного этажа прост, арки, обычное обрамление дверных и оконных просветов. Аркада галереи украшена изразцами. Абсиды алтарной части имеют различные по рисунку наличники окон. Стенки собора выше галере и абсид украшены декоративным поясом.
Звонница
Церковь ОдигитрииЗдание звонницы соединяет Воскресенский собор с монастырской трапезной и церковью Одигитрии. В нижней ее части были проездные ворота в монастырь. 2-ой этаж — продолжение галереи собора — фактически переход. Над ним размещалась маленькая церковь и открытая аркада для колоколов. Звонница заканчивается маленькой главкой.
Трапезная и церковь Одигитрии
Трапезная, как и собор, размещалась на подклети, которая использовалась для хозяйственных нужд. Вход в церковь и трапезную проходил с галереи собора через звонницу. Свод трапезной палаты поддерживается мощным центральным столбом. По описаниям, ранее в ней размещались часы: «часовня, на часовне шатрик… пол часовнею палатка, а в ней часы, в палатке окошко». Позже «шатрик» на часозвоне поменяли на «вычурную, некрасивую» кровлю.
За трапезной размещается маленькая по размеру церковь Одигитрии. Маленькие куски фресок дают очень слабенькое представление о начальной богатой росписи. Внешнее убранство трапезной и церкви скромнее убранства собора.