Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Спасо-Яковлевский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Общий вид монастыря
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Ростов
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Ярославская и Ростовская
Тип монастыря: Мужской
Когда основан (Дата основания): Конец XIV века
Основные даты:
1765 — Ставропигиальный Статус: монастыря
1928 — Упразднён
1991 — Возрождён
Здания:
Зачатьевский собор • Яковлевский храм • Димитриевский храм • Спасо-Преображенский собор • Стены и башни • Кто настоятель монастыря:ский корпус • Братские кельи • Деревянная часовня святителя Иакова
Известные насельники: Св. Иаков Ростовский
Гробовой старец Амфилохий
Какие имеет святыни и реликвии: Гробница св. Иакова Ростовского
Мощи св. Димитрия Ростовского
Кто настоятель монастыря: Митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон Долганов , наместник — игумен Августин Неводничек
Статус: Действующий монастырь
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Спасо-Яковлевский монастырь"

Координаты монастыря: 57°10′23″ с. ш. 39°23′23″ в. д. / 57.17306° с. ш. 39.38972° в. д. / 57.17306; 39.38972 (G) (O) (Я)

Спасо-Яковлевский монастырь — православный мужской монастырь. Размещен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 имел статус ставропигии.

Содержание

1 История монастыря 1.1 Средневековый период 1.2 Монастырь в XVIII веке 1.3 Монастырь в XIX — начале XX веках 1.4 Упразднение и возрождение обители 2 Современный вид обители 2.1 Зачатьевский собор 2.2 Димитриевский собор 2.3 Яковлевская церковь 2.4 Колокольня 2.5 Каменная ограда 2.6 Братские кельи 2.7 Настоятельский корпус 2.8 Надкладезная часовня Св. Иакова 3 Настоятели монастыря 3.1 XVIII век 3.2 XIX век 3.3 XX век 4 Монастырь в кино 5 Примечания 6 Ссылки 7 Библиография

История монастыря

Средневековый период

Основан в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом († 27 ноября 1392; память — 27 ноября). Изгнанный из городка собственной паствой (за помилование ожидавшей экзекуции преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Миши (основанной ещё в XI веке св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е годы), рядом с источником (на данный момент над ним — часовня 1996 года), где своими руками срубил маленькой древесный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Скоро около церкви формируется маленькая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новенькая обитель.

После погибели епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь назывался Зачатьевским (по имени головного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) либо Иаковлевским — по имени основоположника обители. Со времени основания обители (XIV век) до 2-ой половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были только древесными (ни одна из их не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позже Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой древесной церкви. Собор пятиглавый, с 3-мя алтарными апсидами, без обеспеченного декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о 6 колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была построена каменная сень.

Монастырь в XVIII веке

В 1702—1709 годах монастырь находится под особенной опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Прибывший 1 марта 1702 в Ростов на дону по велению Петра Первого, он был торжественно встречен в Яковлевском монастыре и сразу отслужил благодарственный молебен в Троицком (будущем Зачатьевском) соборе. По преданию, в тот же денек он указал место собственного грядущего погребения — в юго-западном углу храма.

Димитрий Ростовский был погребён 25 ноября 1709 года в Троицком (будущем Зачатьевском) храме. Над местом его погребения была выстроена древесная гробница со стихами-эпитафией, написанными другом погибшего — местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). Не считая того, согласно воле погибшего, в монастырь поступили две иконы Богоматери: келейная Боголюбская с ростовскими угодниками и в особенности почитаемая Ватопедская.

В 1725 году повелением ростовского епископа Жору (Дашкова) к Троицкому собору был пристроен северный Зачатьевский придел, в XIX веке перестроенный в отдельный храм. В 1754 году по указу Арсения (Мацеевича) собор был переименован в Зачатьевский (так же, как именовался и его древесный предшественник; заглавие сохраняется и доныне), а придел — в честь Иакова Ростовского.

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)

21 сентября 1752 году при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежка святителя, не тронутые тлением, были три раза освидетельствованы церковными иерархами. 22 апреля 1757 года свершилась канонизация св. Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу существенно возросло. У западной стенки в том же году был построен гостиный двор для богомольцев. По заданию митрополита Арсения (Мацеевича) монастырский эконом завёл тетрадь, куда паломник могли бы записывать свои рассказы о расчудесных исцелениях у гробницы святого. Получившаяся большая рукописная книжка, которая обхватывает действия с 1753 по 1764 годы и содержит описание 288 исцелений, сейчас хранится в Архиве Ростовского музея.

В 1758 году из серебра, добытого на Колыванских рудниках, по приказу императорицы Елизаветы Петровны была сотворена рака для мощей св. Димитрия Ростовского. На серебре была выгравирована эпитафия св. Димитрию, сочинённая Михайло Ломоносовым. 25 мая 1763 года состоялся 1-ый крестный ход от Успенского собора Ростовского Архиерейского дома к Спасо-Яковлевскому монастыря, который с того времени проводился раз в год (прямо до революции).

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине XVIII века: древесная рубленая ограда с воротами в каждой стенке (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные — Святые — ворота, увенчанные росписью, находились с восточной стороны. Другие трое ворот были въезжими, причём рядом с каждым находилась маленькая входная калитка. Около западной стенки находились настоятельские покои — древесные, с 4-мя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу — несколько древесных келейных корпусов. С восточной стороны размещались древесные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарайчик, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу — каменная поварня и пивоварня. За восточной стенкой ограды был размещен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной — гостиный двор для богомольцев.

С 1764 года, согласно манифесту Екатерины 2-ой, до 1888 года монастырь считался ставропигиальным, другими словами подчинённым конкретно Святейшему Синоду.

В тому же году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря, в том числе монументальный Спасо-Преображенский собор XVII века (это единственное здание Спасо-Песоцкого монастыря, сохранившееся до наших дней). По этой причине в 1765—1836 годах обитель официально именутся Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём.

В 1760-е годы в Зачатьевский собор был поставлен древесный резной иконостас, выполненный резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. В 1780 году иконы специально для этого иконостаса написал харьковский богомаз В. Ведерский.

Во 2-ой половине XVIII века древесные стенки монастыря были изменены каменной оградой. На углах и над воротами появились прекрасные, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами — высочайшая трехъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двуэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В конце XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцветает искусство финифтяной иконы. Появление этого промысла в Ростове на дону связано с именованием митрополита Арсения (Мацеевича), пригласившего в Ростов на дону богомазов, работавших в современных для тех пор стилях, — для поновления древних и написания новых икон. Посреди их были и мастера финифтяной иконы. Сначала центром финифтяного промысла был ростовский Архиерейский дом, а после перевода Архиерейского дома в упразднённый к тому времени ярославский Спасо-Преображенский монастырь главным заказчиком финифтяных икон стал Спасо-Яковлевский монастырь, где их брали на память о посещении монастыря богомольцы.

В 1794—1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был построен Димитриевский собор. Этот обеспеченный храм в стиле классицизма проектировали столичный конструктор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев вожделел сделать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сходу после окончания строительства. Но высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев был одним из огромнейших благотворителей за всю историю обители: кроме строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после погибели Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор часто именуют Шереметевским.

Монастырь в XIX — начале XX веках Гробовой старец Амфилохий. Картина неведомого художника начала XIX века. Собрание Ростовского музея

Сначала XIX века в монастырь подвизался «гробовой старец» Амфилохий, который в течение 40 лет раз в день по многу часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского. После погибели старца в Ростове на дону установилось его местное почитание.

В 1836 году на месте старенького Иаковлевского придела Зачатьевского собора 1754 года выстроен храм св. Иакова Ростовского. Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря — графини А. А. Орловой-Чесменской (некоторое время назад участвовавшей в восстановлении и перестройке новгородского Юрьева монастыря). Росписи были выполнены Тимофеем Медведевым (не сохранились до нашего времени).

В 1836 году построена паперть Зачатьевского собора. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов, в том числе гробового иеромонаха Амфилохия (разум. 1824) и архимадрита Иннокентия (мозг. 1847), справа — Полежаевых Миши Михайловича (мозг. 1876) и Веры Леонидовны (разум. 1885).

В 1860-х годах был выстроен поновой главный иконостас Димитриевского собора. Сейчас он представлял собой триумфальную арку из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

В 1836 году Святейший Синод по прошению архимандрита Иннокентия утвердил новое официальное наименование обители — Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь.

В монастырь приезжали на богомолье Екатерина 2-ая, Александр 1-ый, Николай 1-ый, Александр 2-ой, Николай 2-ой.

В монастыре сохранялось большущее собрание книжек и рукописей, ценный архив нот, исторических документов.

В 1909 году появляется традиция перенесения мощей св. Димитрия Ростовского из Зачатьевского собора в Димитриевский: с 25 мая по 28 октября мощи раз в год пребывали в Димитриевском соборе (как и желал его строитель — Н. П. Шереметев), остальное время — в Зачатьевском. Перенесение мощей сопровождалось крестным ходом при большенном стечении народа.

Сначала XX века были освящены новые храмы снутри уже существовавших к тому времени зданий. В Иаковлевской церкви в 1912 году открыт пещерный храм в честь Воскресения Христова, а в 1916 — придел в честь Ватопедской иконы Божьей Мамы (последний — на пожертвования С. П. Колодкина «в вечное поминание убиенного вояки Феодора»). В 1909 году в юго-западной башне открыт храм в честь Толгской иконы Божией Мамы — домовая церковь настоятеля монастыря. Из этой церкви по лестнице можно было подняться на смотровую площадку башни, откуда раскрывалась панорама городка.

Упразднение и возрождение обители

С 27 февраля 1909 года до закрытия обители настоятелем был епископ (потом митрополит) Иосиф (Петровых).

После 1917 года службы в монастыре шли исключительно в Яковлевской цекрви.

В 1923 году монастырь был совсем закрыт. В зданиях монастыря были расположены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книжки и рукописи отчасти поступили в Ростовский музей, отчасти разграблены. В 1928 году часть рукописного собрания бывшего Спасо-Яковслевского монастыря была перевезена в Москву (сейчас — в РГАДА).

В 1980-е годы был разобран резной барочный иконостас XVIII века из Зачатьевского храма. В текущее время сохранился только его остов.

15 апреля 1991 года монастырь возвращён Российской православной церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлён.

В монастыре покоятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Тут же пребывают иконы Ватопедской Божией Мамы и келейная св. Димитрия Ростовского. Отчасти сохранился монастырский некрополь.

В 1996 году над источником вновь сооружена маленькая древесная часовня (конструктор — М. Панкратов, Москва), освящённая в честь святителя Иакова., освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым).

Современный вид обители

Все три храма, находящиеся на местности монастыря, выстроены в единую линию повдоль восточной стенки обители — это придаёт внешнему виду монастыря серьезный традиционный вид.

Зачатьевский собор Зачатьевский собор (1686)

Современное здание собора (сначало освящённого в честь Троицы) построено в 1686 году в узорочном стиле. Своды поддерживают четыре столпа. Алтарь отделён каменной стенкой с иконостасом. Меж столпами и стенками переброшены арки.

В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначалльно — Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора построена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов: слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (разум. 1824) и архимадрит Иннокентий (разум. 1847), справа — Полежаевы Миша Михайлович (разум. 1876) и Вера Леонидовна (разум. 1885).

Снутри сохранились древнейшие фрески 1689 года. На алтарной стенке (на уровне местного ряда иконостаса — в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда:

Лета 1689 мая 28 денек церковь начата настенным писанием ярославскими мастерами

Фрески выдержаны в жёлтых, голубых, карих тонах. В настенных нишах по сторонам иконостаса изображены: справа — праведные Иоаким и Анна, слева — святитель Иаков. В верхнем ярусе стенных росписей изображены ветхозаветные действия, связанные с праотцем Авраамом и явлением ему Святой Троицы. Нижний ярус стенок расписан фресками на евангельские действия. На столпах изображены воины-мученики.

Зачатьевский собор. Фрески 1689 года

Зачатьевский собор. Фрески 1689 года

Зачатьевский собор. Фрески 1689 года

Димитриевский собор Димитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря

Димитриевский собор часто называют Шереметьевским в честь его строителя — графа Н. П. Шереметева, также его отпрыска Д. Н. Шереметева (устроившего тут в 1869—1870-х годах новый иконостас) и отпрыска

С. Д. Шереметева (также сделавшего несколько больших вкладов в обитель).

Собор возведён в 1795—1801 годах в классицистическом духе по проекту столичного конструктора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Храм бесстолпный, большой купол опирается на очень выступающие пилоны, увенчанные 2-мя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высочайшим боковым окнам и продолговатым окнам барабана.

Перед входом в храм — трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.

Димитриевский храм построен как прохладный; отапливались только приделы, где службы совершались ежегодно.

Сначало все иконостасы храмы были древесными, но в 1860-х годах иконостас головного храма были заменен на новый — в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева. Главное скульптурное изображение храма — «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» — находится на фронтоне северной стороны.

Настенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым сначала XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на 12-ти овалах — апостолы, на парусах — евангелисты, на стенках — страдалица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах — св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной — орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.

Храм св. Иакова Ростовского выстроен в 1836 году на месте старенького Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство собора было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.

Храм пристроен впритирку к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в XIX веке Зачатьевского соборов).

Росписи, выполненные Тимофеем Медведевым, не сохранились.

Колокольня

Построена во 2-ой половине XVIII века. Трёхъярусная, достаточно обычная по архитектуре, она несколько пропадает на фоне храмов монастыря. Отделка колокольни отличается краткостью.

Количество колоколов изменялось в протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём наибольший весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).

Каменная ограда Братские кельи Настоятельский корпус Надкладезная часовня Св. Иакова

Построена над источником, который известен местным жителям издавна, считается лечебным и, по легенде, связан с именованием Св. Иакова (хотя достоверных подтверждений этому не имеется).

Древесная часовня построена в 1996 году (конструктор — М. Панкратов, Москва).

Настоятели монастыря

О первых настоятелях Яковлевского монастыря, управлявший обителью после погибели св. Иакова, сведений не сохранилось. В отдельных документах XVII века упоминаются имена 2-ух игуменов — Павла (1624) и Иоакима (1686).

Более либо наименее подробные сведения о настоятелях монастыря известны с первых лет XVIII века:

XVIII век игумен Никодим (упомянут в 1701—1703 годах) игумен Иаков (1720—1734) игумен Иосиф (упомянут в 1734) игумен Рафаил (упомянут в 1735) игумен Боголеп (упомянут в 1736) игумен Пармен (1737—1740). Прошлый иеромонах Ростовского архиерейского дома. Переведён в ростовский Петровский монастырь. игумен Савватий, (1740—1750). Переведен из Александровой пустыни. Скончался в 1750 году. игумен Серапион (1750—1753). Прошлый иеромонах ярославского Толгского монастыря, после переведён в Пошехонский Николо-Тропский монастырь. игумен Гавриил (1753—1754). Переведен из Воскресенского в Караше монастыря. игумен Киприан (1754—1757). Прошлый казначей Ростовского архиерейского дома. Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Толгский монастырь. игумен Иларион (1757—1758). Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. архимандрит Вонифатий Борецкий (1758—1761). Прошлый настоятель Ростовского Спасо-Песоцкого монастыря. иеросхимонах Лука (1761—1763). Переведен из Куряжского Преображенского монастыря под Харьковом. Отстранен от настоятельства указном Синода, после этого Угличскую Югскую Дорофееву пустынь. игумен Павел (1763—1764). Переведён из Югской Дорофеевой пустыни. Получил сан архимандрита и переведен в угличский Воскресенский монастырь. иеромонах Иероним (1764—1765). Прошлый кафедральный наместник Ростовского архиерейского дома. архимандрит Павел (1765—1769). Переведен из Свято-Духова Иаковлева Боровичского монастыря. Погиб 17 ноября 1769 года, погребен с западной стороны Зачатьевского собора. иеромонах Герман (1769—1770). Прошлый «соборный иеромонах» Троице-Сергиевой лавры. архимандрит Ириней Братанович (1770—1775). Переведен из брянского Петропавловского монастыря. 26 апреля 1775 года хиротонисан в сан епископа и переведён в Вологодскую епархию. архимандрит Феоктист Могульский (1775—1776). Переведён из киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Переведен в полтавский Крестовоздвиженский монастырь, в 1787 году хиротонисан в архиепископа Белгородского. архимандрит Амфилохий Леонтович (1776—1786). Переведён из полтавского Крестовоздвиженского монастыря, после переведён в киевский Межигорский монастырь. Через некое время стал епископом Переяславским и Борисопольским. архимандрит Авраам Флоринский (1786—1797). Переведён из Богоявленского Авраамиева монастыря. Погиб 30 апреля 1797 года, похоронен за алтарем монастырского Зачатьевского собора. XIX век архимандрит Мелхиседек Маленький (1797—1805). Переведён из наместников Александро-Невской лавры. Потом был настоятелем Арзамасского Высокогорского и Спасо-Евфимиевского монастырей, погиб в 1841 году схимником Оптиной пустыни. архимандрит Аполинарий Пуляшкин (1806—1818). Переведен из столичного Златоустовского монастыря. Скончался 28 апреля 1818 года, погребен с южной стороны монастырского Зачатьевского собора. архимандрит Иннокентий Порецкий (1818—1847), произведён во архимандрита из иеромонахов Яковлевского монастыря. Скончался 27 февраля 1847 г., погребен в паперти Зачатиевского собора. архимандрит Поликарп Тугаринов, (1847—1867), Переведен из Переславского Троице-Данилова монастыря. Уволен на покой, скончался 18 ноября 1868 г., похоронен около южной стенки храма Зачатия св. Анны. архимандрит Иларион (1867—1888), 4 ноября 1867 г. переведен из Спасо-Евфимиевского монастыря Суздальской епархии. Епископ Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1888—1893), Викарий Ярославской епархии. Скончался 20 июля 1893 г., погребен в подклете Спасского храма. епископ Никон (Богоявленский) (1893—1895), Из Спасо-Яковлевского монастыря был переведен епархиальным архиереем в Ташкент. архимандрит Антоний (Флоренсов) (1895—1898), Из вологодских епископов. Переведен на покой в Столичный Свято-Данилов монастырь. XX век архимандрит Иаков (1898—1906), Из Киево-Печерской лавры. Переведен в настоятели Столичного Донского монастыря. архимандрит Анатолий (1906—1912). Скончался в 1912 г. епископ Иосиф (Петровых) (1909—1923), из настоятелей Юрьева монастыря Новгородской епархии хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В 1923 г. посвящен во архиепископы, с 1926 г. — Ленинградский митрополит. архимандрит Тихон (Баляев) (1928—1929).

После возобновления деятельности монастыря в 1991 году, его настоятелями являлись архиереи Ярославской епархии:

архиепископ Платон (Удовенко) (1991—1993) архиепископ Михей (Хархаров) (1993—2002) архиепископ Кирилл (Наконечный) (2002—2011) митрополит Пантелеимон (Долганов) (с 2011) Наместники обители архимандрит Евстафий (Евдокимов) (1991—1999) иеромонах Димитрий (Буров) (2000—2003) игумен Серафим (Симонов) (7 марта 2003 — 10 октября 2009) игумен Савва (Михеев) (10 октября 2009 — март 2011) игумен Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011) и. о. с 23 марта 2011

Монастырь в кино

Полицейские и воры (кинофильм) Паломничество (кинофильм)

Зимний вид на монастырь

Вид сзади

Центральный вид

Купола монастыря

Зачатьевский собор. Фрески 1689 года

Зачатьевский собор. Фрески 1689 года

Зачатьевский собор. Фрески 1689 года

Прочитано 1986 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: Толгский монастырь »