Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Николо-Сковородский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Николо-Сковородский монастырь
Николо-Сковородский мужской монастырь
Николо-Сковородский монастырь  Церковь Николы в Меленках .jpg
Николо-Сковородский монастырь. Церковь Николы в Меленках.
В какой стране находится: Россия
Епархия монастыря: Ярославская и Ростовская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): конец XV
Основные даты:
XV — основание
1609 — разорение
Дата упразднения: 1660-е
Здания:
Церковь Николы на Меленках
Известные насельники: юродивый Илья
В каком состоянии: уничтожен

Описание монатяря "Николо-Сковородский монастырь"

Нико́ло-Сковоро́дский мужско́й монасты́рь — мужской монастырь в Ярославской области.

Содержание

1 История 1.1 Этимология наименования и основание монастыря 1.2 Размещение 1.3 Разорение 1.4 Закрытие монастыря и известные жители 2 Ссылки

История

Этимология наименования и основание монастыря

Истоком освоения Закоторосльных земель стало основание Николо-Сковородского на Глинищах мужского монастыря, который был дочерним Спасо-Преображенского монастыря. Основывается он в XV веке и строится как мирской монастырь. Ему жертвует князь Роман Федорович Ярославский свое село. А через век, в грамоте Ивана Сурового 1555 г., названо в этих местах уже и само село Меленки с деревнями Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино и Полянки — земли эти пожалованы Спасо-Преображенскому монастырю, от которого зависела обитель. Иоан Троицкий в «Истории губернского городка Ярославля» упоминает монастырь: Там за Толчковскою слободою, где сейчас Николо — мельницкая церковь, был Никольский мужеский монастырь, что на Глинищах, либо на Сковородках. Монастырь этот зависел от Спасскаго монастыря. (орфография уникальная) Никольский так как в этой области, обиловавшей водой, начинал складываться культ Святого покровителя на водах Николая Чудотворца. Глинища молвят о нраве почв, на которых стоял монастырь. По поводу сковородок есть различные представления. Сковорода — это металлический прототип колокола, которым созывали монахов, но у Троицкого говорится на Сковородках, что может указывать на размещение.

Размещение

Мировоззрение историков, краеведов, архитекторов по поводу расположения монастыря расползаются. Одни считают, что это монастырь находился близ села Меленки, и именовался «Николо-Сковородским на Глинищах». Другие же краеведы считаю, что монастырь размещался рядом с прудами, этому есть ряд, доказательств:

1. Существует предание «о монастырской сторожке», которая размещена меж первым и вторым прудами. А потому что для людей XVII века наименования игрались важную роль, они отражали важные действия и их географию. То можно представить, что монастырь вправду находился существенно поближе к сегодняшнему Петропавловскому парку и прудам.

2. При рассмотрении топонимов, направляет на себя один очень увлекательный факт, что ручей, который сейчас именуется Зеленцовским, ранее именовался Купальнеш (ч) ным. По воззрению краеведа И. А. Тихомирова это было связано с тем, что рядом находилось капище Купалы. И на ручье устраивались игрища, купальские ритуалы. Понятно, Николо-Сковородский монастырь был устроен на месте капища, осветив его. Так же этот ручей именовался и Кавардаковским.

3. Географически данное место размещено поближе к городку. Монастыри же были в то время «универсальным средством связи». С их башен сообщалось обо всех важных событиях: пожарах, приближении неприятеля. Эти башни были самыми высочайшими точками на местности. И если встать на Звонницу головного монастыря городка — Спасо-Преображенского, то место поближе к прудам просматривается лучше, чем место на Меленках.

4. Сохранилось увлекательное предание «об утопление монахов Николо-Сковородского монастыря и обитателей села Меленки во время польско-литовской интервенции». Для того, что бы разглядеть этот сюжет подробнее нам необходимо обратиться к истории самого Николо — Сковородского монастыря на Глинищах, это полное заглавие. Время основание монастыря точно не понятно. Наименование получил монастырь от головного престола в нём в честь святителя Николая Чудотворца. Сковородский по всех видимости, от сковороды, металлического лупила, в старину употреблявшихся в обителях заместо колоколов, а на Глинищах оттого, что был размещен на глинистых почвах. В Истории городка Ярославля протоирея Троицкого говорится, что поляки и российские изменщики, под предводительством пана Микулинского и Наумова, напали на Ярославль, 16 мая выжгли часть земельного городка, сожгли Рождественский дамский монастырь и Никольский мужской, что на Глинищах. Так же в записках, отысканных в 1777 году в Ростовской епархиальном архиве, сообщаются более подробные сведения о разрушение Никольского на Глинищах монастыря: «лета 1609 года мая 16, на денек святого Тимофея и Мавры, в соборной церкви святого Николая Чудотворца монастырской на Глинищах затворился игумен Варионуфей с братию и людьми мирскими». Дальше сказано, что его разграбили, выжгли. И по преданию говорится, что монахов и оставшихся, живых людей утопили во II пруду (что на данный момент находится в Петропавловском парке), который стал именоваться монастырский. Если мы примем на веру то, что монастырь правда размещался на Меленках, то согласно карте там, рядом протекала река Которосль, для чего тогда топить людей конкретно в пруду, если можно было это сделать и в реке.

Разорение

Вокруг монастыря в течение 2-ух веков складывались слободы и территория равномерно осваивалась. Но в 1609 году польские интервенты выжигают всю Закоторосльную часть. И одним из первых удар войска «тушинского вора» принял на себя монастырь. Игумен Варионуфей с братьями и прихожанами укрылись в церкви. Поляки вскрыли двери, укрывшихся уничтожили, церковь разграбили, а монастырь подожгли. В церкви обгорела только паперть, а икона святителя Николая Мирликийского осталась невредимой. С утра прихожане тела убиенных похоронили на погосте монастыря. Совместно с Николо-Сковородским был уничтожен и Вознесенский дамский монастырь, находящийся вблизи. Понятно предание, что уцелевших монахов утопили в монастырском пруду, который является вторым по течению ручья.

Закрытие монастыря и известные жители

Митрополит Ростовский Кирилл делал попытку вернуть монастырь, но посланный в Москву инок Варлаам на оборотном пути дочиста был ограблен. Разбойники забрали у него зерно, холсты, масло, лошадка и мошну с 27 рублями с тельника. В 1650-х годах на остатках монастыря жил блаженный юродивый Илья, люди смеялись над ним, недолюбливали. В один прекрасный момент Илья пришел в город и орал: «Жарко! Горячо!» На последующий денек случился Большой пожар, который уничтожил город. Непонятно когда монастырь был упразднен, вероятнее всего, во 2-й четверти XVII столетия.

Прочитано 848 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...