Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Дивногорский Успенский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Дивногорский Успенский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Посёлок Тубсанатория «Дивногорье»
Координаты 50°58′01″ с. ш. 39°17′34″ в. д. / 50.96694° с. ш. 39.29278° в. д. / 50.96694; 39.29278 G O
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Воронежская
Тип монастыря: Мужской
Когда основан (Дата основания): 1653 ?
Статус: Действующий монастырь

Описание монатяря "Дивногорский Успенский монастырь"

Дивногорский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь — православный пещерный монастырь в Воронежской области (в посёлке Тубсанатория «Дивногорье»). Основан около 1650 года монахами, пришедшими из Гетманщины совместно с полком черкасов (украинских казаков).

Содержание

1 История 1.1 До XVII века 1.2 Основание 1.3 Становление 1.4 XVIII век 1.5 XIX век 1.6 Русское время 1.6.1 Музей 1.7 Возрождение монастыря 2 Настоятели 3 Престольные празднички 4 См. также 5 Примечания 6 Ссылки

История

До XVII века

Документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, но есть версия о существовании тут обители и ранее. Аргументами служат пещерные стасидии (большие ниши с полукруглым верхом, соответствующие для неких старых монастырей) и граффити на стенках подземелий, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.

Церковное предание именует основоположниками монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, находили для себя укрытия в российских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Мамы и обустроили пещеры. Но не существует никаких письменных либо устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как вначале смотрелась обитель. Даже если представить древнее происхождение монастыря, существование тут действующей обители в XIV-XVI веках непонятно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом неизменного противоборства Российского страны и татар. Скорее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позднее уже на его месте.

Основание

В 1653 году в связи с расположением на Белгородской оборонительной полосы в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена древесной стенкой, сооружены кельи и 1-ая древесная церковь Николая Чудотворца. 1653 год принято считать датой основания монастыря.

Первым настоятелем стал игумен Гурий, под началом которого находилось 15 монахов.

В 1658 году, после пожара, уничтожившего Никольскую церковь, на её месте выстроили новейшую в честь Успения Божией Мамы. Не считая того, была освящена пещерная церковь в честь Иоанна Предтечи.

В пещерах, пропитанных известью, жить было тяжело, потому монахи срезали часть горы и на новеньком месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старенькые и роя новые подземные ходы основоположники обители сделали 1-ый пещерный монастырь в границах Дона.

Город Острогожск, около которого находился монастырь, был построен не так давно и монахам тяжело было раздобыть даже пропитание. Игумен Гурий и его преемник Андроник не один раз обращались с просьбами о вещественной помощи к Столичному правительству. Монастырю было пожаловано маленькое валютное жалованье, мельница и покос.

Становление

Находясь поблизости Кальмиусского шляха из Крымского ханства в центральную Россию, монастырь нередко подвергался нападениям татар. Потому при 3-ем игумене (Тихоне) в 1671 году часть братии (иеромонахи Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Павма, старец Никодим) бежала из монастыря. Они удалились к западу от Дона, в местность близ Суджи и Мирополья, где над рекой Псёл основали новый монастырь в честь Николая Чудотворца (Белогорская Николаевская пустынь на местности сегодняшней Курской области).

Летом и осенью 1670 года около обители разворачивались действия фермерской войны под предводительством Степана Разина. 26 сентября около стенок монастыря состоялось решающее схватка меж силами разинцев и королевскими войсками. Повстанцы потерпели поражение, которое вынудило их уйти с Дона. К ним примкнул и вкладчик монастыря — острогожский полковник Иван Дзиньковский.

В Дивах осталось 10 человек во главе с игуменом Тихоном. Неизменная опасность то от татар, то от «воровских людей» заставляла братию запасаться средствами обороны: на монастырской колокольне были установлены две стальные и одна медная пушки, турецкая штурмовщина. В случае угрозы монахи укрывались в пещерах, имевших несколько выходов.

В 1677 году около 100 человек татар напали на Дивногорскую обитель и увели оттуда 2-ух лошадок.

Несмотря на угрозы, иноки восстанавливали разрушенное. В 1673 году правитель Алексей Михайлович пожаловал Дивногорскому монастырю право безоброчно выстроить мельницу на реке Потудани, в 1686 году обитель получает без перекупки оброчную вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, торгует солью с Царицыным. Не считая того, на помин души супруга вдова полковника Петра Булоротова — Анна — дала мельницу на реке Мерине.

С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом. К этому времени обитель была не только лишь большим хозяйственным организмом, да и центром духовного просвещения, борьбы с расколом. В 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола — город Черкасск, проповедовал там два года и после испытанных там припираний возвратился в обитель.

В монастыре была отменная библиотека, он завлекал к для себя людей как большой духовный и хозяйственный центр. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях свободным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в 2-ух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфичной ситуации в этом районе, когда, сохраняя собственный язык и традиции, рядом жили российские и украинцы. Эта ситуация сохраняется и доныне.

Делая упор на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили её алтарь во имя Иоанна Предтечи.

В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в собственном дневнике последующие записи: «Этот маленькой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянною стеною, воздвигнутой для защиты от татар».

В дневнике Гордона есть любознательная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой горе. А выше часовни показывались развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу догадки о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.

XVIII век

Пётр I гостил в обители в мае 1699 года. К приезду царя число братии было увеличено до 40 человек, потому что правитель считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице—адмирал Корнелий Крюйс обрисовывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего не считая рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так есть; в которое время большая пушечная пальба с кораблей была. Но всякий раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши».

В административном отношении Дивногорский монастырь сначало заходил в Патриаршую область. С открытием Белоградской епархии в 1666 году, монастырь, как и весь Острогожский уезд, вошёл в её состав. Удаленная от епархиального управления, обитель жила практически без помощи других.

В 1699 году Дивногорский монастырь был приписан к Воронежской епархии. При Митрофане, первом Воронежском епископе, обители были дарованы 900 четей пашенной земли, она достигнула собственного наивысшего экономического подъема. К 1714 году у монастыря отнимается часть земель и благосостояние падает, в ней проживает 12 иноков. Невзирая на ослабление, Дивногорский монастырь оставался большим духовным центром на Дону. В нём строятся каменные храмы Успения Богородицы и Владимирской иконы Божией Мамы. В 1762—1766 годах на монастырском подворье в Острогожске действует духовная школа.

Во 2-й половине XVIII века произошли большие конфигурации в положении российских монастырей. Екатерина II лишила их земляных владений, крепостных фермеров. Дивногорская обитель некое время была оставлена на собственном содержании, потому что была причислена к малороссийским монастырям, но в 1788 году она лишается собственной вотчины и запирается. Братия, состоявшая из 7 человек, переводится в другие монастыри Воронежской епархии, а архимандрит Иов назначается настоятелем Коротоякского Вознесенского монастыря.

XIX век Паломники в Дивногорском монастыре (конец XIX века)

После погибели Екатерины II в различных местах появляются пробы восстанавливать закрытые обители. В 1813 году на имя преосвященного Воронежского Антония I было подано прошение «от обитателей уездных городов Коротояка и Острогожска — дворян, негоциантов и войсковых жителей». Невзирая на рвение духовных властей возродить монастырь, дело столкнулось с серьёзными трудностями. Храмы обители служили приходскими церквями, монастырские постройки были заняты церковным причтом. Заготовленное прошение в Синод пролежало в архиве Воронежской Духовной Консистории семь лет, пока настоятель Коротоякского монастыря не выступил с ходатайством о перенесении его обители в Дивногорье. В январе 1828 года последовал указ о перенесении обители на новое место. Коротоякский монастырь стал подворьем Дивногорского Успенского монастыря.

Обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в итоге которой создаётся уникальный строительный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки 2-ой половины XVIII — первой половины XIX веков.

Коротоякские монахи без охоты покидали обжитые места, сам настоятель жил в Коротояке. Начались противоречия меж братией, нередко сменявшиеся настоятели не могли совладать с положением. Только в 1860 году, когда после восьми предшественников игуменом стал Анфим, ссоры закончились. Кроме этого, длительное время жизнь монастыря осложнялась спорами с местным популяцией из-за храма в честь Владимирской иконы Богоматери, перешедшей к монастырю в 1856 году.

В 1831 году во время эпидемии холеры неподалеку от монастыря была явлена чудотворная Сицилийская икона Божией Мамы. В честь неё был освящен алтарь пещерной церкви в Огромных Дивах.

В 1854 году Дивногорской обители были переданы пещеры примыкающего Шатрищенского монастыря. Он был закрыт ещё в 1764 году, но его пещеры продолжали почитаться близлежащим популяцией. Не считая того, к северу от Дивногорья крестьянин П. П. Курбатов в 1851 году начал копать пещеру. Спустя два года к нему присоединился Н. М. Шатов. В 1858 году эти пещеры были переданы монастырю, а фермеры зачислены в состав братии.

В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит приписана община пещерокопателей, в предстоящем оформленная как Белогорский Воскресенский монастырь.

Пещерокопательство возобновилось в Малых Дивах посреди XIX века. Прошлый настоятель монастыря, схимник Меркурий своими руками соорудил для себя гробницу. В 1863 году была освящена наземная Трапезная церковь, а в 1886 году — главный храм в честь праздничка Успения Пресвятой Богородицы. В монастыре был древесный водопровод, обнаруженный в 1960 году во время земельных работ.

С марта 1898 года настоятелем Дивногорского монастыря состоит архимандрит Флорентий (Рышков). Благодаря его трудам и практическим познаниям, Дивногорский монастырь стал одним из благоустроеннейших монастырей в Воронежской епархии.

В 1903 году было торжественно отмечено 250-летие обители.

Русское время Этот раздел должен быть вполне переписан. На страничке обсуждения могут быть пояснения.

В 1918 году началось разорение монастыря. Газеты так обрисовывали это событие:

«Недавно в Острогожск пришло весть, как будто Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноармейцев. Как оказывается потом из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре излишних кроватей».

В 1924 году монаcтырь закрыли и разграбили, некие строения были разрушены. Практически все монахи были утоплены в реке Дон. Туда же была сброшена библиотека монастыря. 16 монахов, которые смогли укрыться в скиту близ Огромных Дивах, были расстреляны в 1930-е годы.

На месте обители расположили поначалу дом отдыха "Дивногорье, а в 60-е годы его перепрофилировали в туберкулезный санаторий. Принадлежавшие преждевременное монастырю, пещеры стали приходить в упадок и разрушаться.

В 1942—1943 годах в бывшем монастыре размещался германский военный лазарет. По мемуарам свидетелей, немцы, в отличие от большевиков, не оскверняли монашеские пещеры-храмы.

Музей

Для восстановления и сохранения наследства Дивногорья в 1988 году учреждён филиал Воронежского краеведческого музея, перевоплощенный в 1991 году в Муниципальный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». Директором музея была назначена М. И. Лылова. Площадь музей-заповедника — 1100 га.

Под защиту музея-заповедника были взяты пойменная часть и крутые склоны коренного правого берега реки Тихой Сосны и Дона, меловые столбы — дивы и пещерные храмы, археологический комплекс Маяцкое городище, уникальные ландшафты, растительный и животный мир.

С помощью профессионалов из Эстонии, Москвы, Воронежа была отреставрирована пещерная церковь. Вокруг Огромных Див была благоустроена территория: установлена лестница, ведущая к пещерному храму и к Маяцкому городищу, обустроены пешеходные дорожки, оборудовано место для установки туристских палаток на берегу Тихой Сосны.

Возрождение монастыря Свято-Успенский Дивногорский монастырь (8).jpg1-ое богослужение состоялось 28 августа 1991 года в пещерной церкви Огромных Див, где в 1831 году была волшебно обретена Сицилийская икона Божией Мамы.

В 1997 году монастырь возвращён Воронежской епархии. Первым был передан разрушенный Успенский храм. Алтарная часть, уничтожена в 1951-1952 годах, стопроцентно отсутствовала. Скоро начались богослужения, а потом — огромные восстановительные работы. В 2003 году на куполе храма установлен крест. Обустроено хозяйство монастыря: подведены вода и газ, возделывается земля, есть пасека, скотины. С 2004 года в селении Масловка существует подворье монастыря.

В 1998 году наместником назначен игумен Парфений (Шалатонов) (позже возведён в сан архимандрита). 25 декабря 2009 года Священным Синодом отстранён от должности наместника. В текущее время настоятель обители игумен Максим (Лапыгин).

Богослужения совершаются каждый денек, для помощи паломникам при епархиальном управлении работает экскурсионно-паломнический центр.

Настоятели

игумен Гурий (упом. 1653) игумен Амвросий (упом. 1658) игумен Тихон (упом. 1671) игумен Андроник архимандрит Анания архимандрит Гавриил (упом. 1721) архимандрит Варфоломей (упом. 1727—1737) архимандрит Лазарь (упом. 1742) 1745 год — неведомый настоятель архимандрит Феодосий (упом. 1753) игумен Зосима (упом. 1767) игумен Иов игумен Афанасий (1831—1835) иеромонах Илларион (1835—1836) иеромонах Никодим (1837—1841) иеромонах Назария (1853—1859) иеромонах Анфим (1860—1898) архимандрит Флорентий (1898) игумен Парфений (Шалатонов) (1998—2009) игумен Максим (Лапыгин) (с 2009)

Престольные празднички

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа; празднования в честь Сицилийской иконы Божией Мамы 5 (18) февраля и 1 (14) июля; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля).

См. также

Церковь Сицилийской иконы Божьей Мамы Холковский пещерный монастырь Пещерный монастырь Игнатия Богоносца

Прочитано 1740 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...