Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Павло-Обнорский монастырь

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь

Павло-Обнорский монастырь на фото начала XX в.
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Юношеское, Гря́зовецкий район
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Вологодская
Тип монастыря: мужской общежительный
Кто основатель: Павел Обнорский
Когда основан (Дата основания): 1414 год
Дата упразднения: 1924—1994 годы
Здания:
братские кельи
Известные насельники: Павел Обнорский, прмчч. Обнорские Ефрем, Герасим, Иероним, Исаакий, Дионисий и Митрофан
Какие имеет святыни и реликвии: мощи Павла Обнорского, прмч. Обнорских и др. святых; камень, на котором молился Павел Обнорский, и кладезь, который он выкопал
Кто настоятель монастыря: Наместник — игумен Амфилохий Кузнецов
Статус: Объект культурного наследия РФ № 3500002228№ 3500002228
В каком состоянии: действующий
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Павло-Обнорский монастырь"

Координаты монастыря: 58°45′43″ с. ш. 40°20′10″ в. д. / 58.76194° с. ш. 40.33611° в. д. / 58.76194; 40.33611 (G) (O) (Я)

монумент архитектуры

Свято-Тро́ицкий Па́вло-Обно́рский монасты́рь — православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору, на местности современного Гря́зовецкого района Вологодской области, учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых старых, и в прошедшем, огромных монастырей Российского Севера. Большая часть зданий XVI—XVIII веков, в том числе Троицкий собор, были уничтожены скоро после закрытия монастыря Русской властью в 1924 году. В русское время уцелевшие строения использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 году возвращён церкви, до 2003 года — подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, в текущее время — самостоятельный мужской монастырь. В монастыре покоятся мощи его основоположника святого Павла Обнорского, из Троицкого собора происходит несколько икон, в том числе работы Дионисия, в текущее время находящихся в собрании Третьяковской галереи, Российского музея, Вологодского музея-заповедника. Немногие сохранившиеся постройки — комплекс памятников архитектуры (категория охраны не установлена).

Содержание

1 История 1.1 Основание 1.2 XV—XVII века 1.3 XVIII — начало XX века 1.4 При Русской власти. Закрытие 1.5 Повторное открытие. Конец XX—XXI век 2 Архитектура 2.1 Ограда, башни и ворота 2.2 Троицкий собор 2.3 Церковь Успения Богоматери с колокольней 2.4 Церковь Павла Обнорского 2.5 Кельи 2.6 Другие постройки 3 Иконостас и реликвии монастыря 3.1 Иконостас 4 Примечания 5 Литература

История

Основание См. также: Павел Обнорский

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. Павел родился в Москве в 1317 году. Юношей ушёл из дома, чтоб избежать свадьбы, к которой склоняли его предки. В 21 год постригся в монахи, потом отправился к Сергию Радонежскому, и по его благословению 15 лет жил поблизости Троицкого монастыря в уединении. После этого получил от преподобного Сергия благословение на основание своей обители, и в символ этого благословения — кованый медный крест (сохранялся в Обнорском монастыре до пожара 1909 года). В 1389 году выстроил для себя келью поблизости обители Дионисия Глушицкого, но по требованию последнего обязан был покинуть её. После этого направился в Комельские леса, где 3 года жил в дупле липы (дупло сохранялось в монастыре). Потом преподобный Павел, последовав по реке Нурме, на её правом берегу устроил келью. Вокруг кельи стали селиться отшельники.

Павел Обнорский спасается в дупле липы. Кусок иконы XVII в. На данный момент часть дупла хранится в монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы

Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, по видению, которое имел преподобный Павел (гул колоколов с обратного берега реки), он обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, но получил отказ в грубой форме. Но после того, как митрополит сам имел видение, он призвал Павла и отдал разрешение, и на левом берегу Нурмы был построен древесный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство собственного возлюбленного ученика Алексия, при всем этом сам продолжал жить в собственной келье, посещая монастырь только по праздничкам. Его возлюбленным собеседником и духовным папой был Сергий Нуромский, в память об их встречах меж Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским монастырями была выстроена часовня. После собственной кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

Рака над мощами Павла Обнорского в часовне на месте разрушенной церкви Сергия и Павла XV—XVII века

В 1489 году монастырь получил от Величавого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были потом закреплены Василием III, Иваном IV Суровым и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505—1516 годы), позже царём монастырю были отписаны деревни в Костромском и Белозерском (вклад Семёна Шелешпальского). Зимой 1529 года Василий III со собственной 2-ой супругой Леной Глинской предпринял паломничество по монастырям Севера для испрошения чадородия, побывав и в Павло-Обнорском монастыре.

В 1538 году монастырь подвергся разрушению от казанских татар, которые разграбили и сожгли обитель, также уничтожили нескольких монахов.

В 1546 году при постройке церкви Сергия Радонежского и Павла Обнорского была произведена попытка обрести мощи основоположника обители, но согласно велению Павла, представшего в сонном видении тогдашнему игумену Протасию, были оставлены почивать под спудом. В 1547 году Павел был причислен к лику святых.

В 1585 году жалованная грамота была писана Фёдорвеем Иоанновичем, в 1599 — Борисом Годуновым, а в 1607 году — Василием Шуйским, благодаря последним монастырь получил рыбную ловлю на реке Вёксе (вклад Вологодского князя Андрея Меньшого). В 1621 году Мишей Фёдоровичем и в 1625 году его папой Патриархом Филаретом все предыдущие грамоты были доказаны, также дарованы сёла в Вологодском, Ярославском и Костромском уездах, и рыбная ловля на реке Сухоне. В 1677 году Фёдорвей Алексеевич по требованию игумена Иосафа в специальной грамоте переписал все дарованные ранее вотчины, рыбные ловли и угодья с указанием всех прежних жалованных грамот. В 1684 году права монастыря на владение всеми землями было доказано грамотой Иоанна и Петра Алексеевичей. К концу XVII века в обители проживало 59 насельников, монастырь обладал 8 сёлами (одно — близ Гря́зовца, другие в Пошехонья), 122 деревнями, в каких было 710 дворов, а в их «крестьян и бобылей» 1 798 душ. К монастырю была приписана Макарьева пустынь в Костромском уезде. Имелось два подворья в Вологде (в Новинках и на Мостовой улице) и одно — в Москве (у Сретенских ворот).

В 1694 году настоятели монастыря получают право именоваться архимандритами.

XVIII — начало XX века

Ко времени составления штатов в 1764 году монастыре было 28 монахов, монастырских слуг и фермеров 1 964 души, огромные площади пахотной земли, сенокосов, леса, рыбные ловли. Монастырь был положен в 3-ем классе с игуменским настоятельством. Монастырю было оставлено маленькое количество пахотной и сенокосной земли вокруг монастыря, рыбные ловли и назначено жалование.

В 1867 году неподалёку от монастыря на высочайшем холмике основан Воскресенский скит.

Посреди XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, приобретенный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников.

Сохранившиеся строения Павло-Обнорского монастыря, вид с северо-запада. Братский корпус (на фронтальном плане), настоятельские кельи и Успенская церковь (в глубине). Фото 2008 г. При Русской власти. Закрытие

Последним игуменом монастыря был архимандрит Никон (Чулков). Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920-30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На местности монастыря располагались опытнейшая педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, потом областная санаторно-лесная школа.

Повторное открытие. Конец XX—XXI век

Возвращён церкви в 1994 году. С 1994 по 2003 год был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1999 года был освящена трапезная церковь Успения. С 2003 года указом Синода — самостоятельный монастырь. Наместник — игумен Амфилохий (Кузнецов), в прошедшем — насельник Спасо-Прилуцкого монастыря. Братия: 4 человека. В обители около 5 трудников и вольнонаёмных работников. При обители действует столярная мастерская. В монастыре выпекают собственный хлеб. Имеется маленькая библиотека.

На восстановление монастыря выделяются средства из бюджета Вологодской области. Проведены научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви. С 2009 года ведётся строительство древесной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стенок и башенок.

Архитектура

Вид Павло-Обнорского монастыря на фото начала XX в. Слева вправо: братский корпус, Святые ворота в западной стенке, келарский корпус и настоятельские покои при Успенской церкви с колокольней, Троицкий собор, юго-западная башня (на фронтальном плане), церковь иконы Корсунской Богоматери с приделами Сергия Радонежского и Павла Обнорского (за деревьями) Ограда, башни и ворота

Территория монастыря, по форме приближавшаяся к правильному четырёхугольнику, имела по периметру длину около 590 метров. С северной и восточной стороны вполне, а с западной и южной — отчасти, в 1862—1866 годах монастырь был обнесён каменной стенкой высотой около 3 метров. Ранее каменной была только западная стенка. Юго-западный угол делало одно из монастырских построек, в других трёх находились восьмигранные каменные башни, с древесными окончаниями, скрытыми железом, с куполами и шпицами.

С западной стороны в монастырь вели каменные Святые ворота. С восточной находились древесные ворота, имевшие форму шатра, установленного на четырёх резных столбах — вереях, и поддерживаемого 4-мя балками-упорами. Все древесные элементы конструкции ворот были богато декорированы кружевной резьбой «наподобие чешуи либо листьев», а вереи выполнены с шестью выточенными уширениями по типу кубышек. До реконструкции эти ворота являлись главными и были частью древесной западной стенки.

Троицкий собор

Соборная церковь Святой Троицы построена меж 1505 и 1516 годами (по другим данным — в 1521 году) попечением Василия III. Строили собор, возможно, ростовские зодчие. Здание собора состояло из двухсветного четырёхстолпного основного объёма, с восточной стороны имевшего трёхапсидную алтарную часть, с западной стороны — притвор во всю ширину стенки. Все стенки, не считая восточной, имели порталы. Меж восточными столпами был укреплён иконостас. Собор венчали три световых барабана с скрытыми сошником главами. Покрытие было позакомарным, у основания закомар шёл профилированный карниз. Лопатки разделяли фасады на три прясла. В целом и в деталях храм напоминал построенный в эти же годы собор ярославского Спасо-Преображенского монастыря.

Придел Иоанна Предтечи

В 1605—1610 годах Троицкий собор был серьезно перестроен. В восточном конце северной паперти, другими словами, у северо-восточного угла собора был устроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. Придел получил окончание в виде высочайшего шатра. В третьей четверти XVII века у юго-западного угла была поставлена трёхъярусная шатровая колокольня. При всем этом, по Переписным книжкам 1678 года стольника Петра Голохвастова и подьячего Ивана Саблина, Троицкий собор как и раньше имел три главы. Не считая того, с южной стороны была пристроена церковь Павла Обнорского «под колоколы». Таким макаром, появилась красочная многообъёмная композиция с 2-мя шатрами по сторонам основного трёхглавого четверика. Позже собор утратил две боковые главы, на литографии 1880 года он изображён одноглавым. Но скоро были поставлены четыре декоративные (глухие) главки, и на литографии 1883 года собор пятиглавый.

Придел Сергия Радонежского

Находился по правую сторону от алтаря Троицкого собора. Имел пятиярусный иконостас.

Троицкий собор был уничтожен в 1936 году.

Церковь Успения Богоматери с колокольней

Успенская церковь — 2-ой каменный храм монастыря, как и Троицкий собор, построен ростовскими зодчими. Начально задумана как трапезный храм.

Строительство трапезного комплекса началось 28 мая 1536 года. Он был должен включать в себя церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы, фактически трапезную, также прилежащие келарскую палату, настоятельские покои, хозяйственные помещения, и упомянутую в источниках, но неведомую по предназначению «белую палатку». Из-за недочета средств строительство было завершено только 15 августа 1586 года. Окончить строительство посодействовали средства, присланные незадолго до кончины Иваном IV.

Трапезный комплекс сохранился отчасти в виде сложного конгломерата разновременных строений. Его композиционное ядро — поднятая на высочайший подклет прямоугольная в плане одностолпная трапезная палата. Перестройка палаты началась еще в XVIII веке, когда она не стала употребляться по прямому предназначению и была преобразована в помещение церкви Успения Богоматери. Над её сводами был установлен высочайший восьмерик с барабаном и главкой, существовавший до 1880-х годов. В 1860-е годы были разобраны античные своды и устроен древесный потолок, балки которого опирались на четыре каменных столба. Тогда же были растёсаны древнейшие щелевидные окна.

Подобно другим современным ей зданиям такового типа, трапезная палата имеет очень лаконичное, но по-своему выразительное убранство фасадов. Широкие лопатки на углах меж окнами подчеркивают монументальность строения. По верху стенок идет декоративный поясок консолей, отлично сохранившийся на чердаке, где можно узреть высшую часть северной стенки палаты, сокрытую на фасаде поздней постройки.

Церковь Успения с бывшей трапезной палатой Настоятельский корпус, пристроенный к Успенской церкви, вид со стороны бывших Святых ворот Братский корпус, вид с местности монастыря Часовня на месте разрушенной церкви Павла Обнорского и Сергия Радонежского Церковь Павла Обнорского

Церковь Павла построена около 1546 года мастером Григорием. По архитектуре относилась к пользующемуся популярностью в тот период в столичном и северном зодчестве типу «под колоколы». Согласно описи монастыря 1654 года, в церкви находились мощи чудотворца Павла Обнорского. В описи 1687 года указывается, что при игумене Иосифе колокольня церкви перестроена в книгохранилище, ранее помещавшееся над Успенской церковью. В это время был перестроен алтарь, а древесная паперть заменена на каменную. Потом на место библиотеки был перенесён престол во имя Сергия Радонежского, а книжки возвращены в помещение Успенской церкви.

В церкви имелся пятиярусный иконостас, имевший некие черты, схожие с иконостасом Троицкого собора (к примеру, 15 херувимов и серафимов в навершии).

Церковь Павла Обнорского и Сергия Радонежского была разобрана в 1875 году. На ее месте была построена одноглавая четырёхстолпная церковь во имя Корсунской Богоматери с приделами Сергия Радонежского и Павла Обнорского. Архитектура церкви была выдержана в соответствующем для конца XIX века псевдорусском стиле.

Как и большая часть других зданий монастыря, церковь была взорвана в 1930-е годы. На месте уничтоженной церкви в 2000-е поставлена древесная клетская часовня, в какой находится рака над местом упокоения мощей преподобного Павла Обнорского.

Кельи

Настоятельские покои — трёхэтажный корпус, примыкающий с запада к трапезной Успенской церкви. Да нижних этажа относятся к XVI веку, а 3-ий, завершённый треугольным фронтоном, надстроен в третьей четверти XIX века.

Другие постройки Хозяйственная постройка на местности монастыря Импровизированная звонница, фото 2008 г. Вознесенский скит поблизости монастыря Колодец, по преданию, выкопанный Павлом Обнорским Надгробие на могиле химика Л. А. Чугаева (1973—1922 гг.) на бывшем монастырском кладбище

Иконостас и реликвии монастыря

Иконостас

Иконостас для древесного Троицкого собора был заказан Дионисию, известнейшему русскому богомазу собственного времени, за 6 лет до строительства каменного собора. В работе над иконостасом, скорее всего, учавствовали ассистенты Дионисия — его сыновья Феодосий и Владимир; неоспоримой работой самого мастера можно считать икону «Распятие». О принадлежности иконостаса кисти Дионисия гласит надпись на обороте иконы «Спас в силах», изготовленная большими знаками, врезанными в поверхность доски:

В ле ЗИ (7008 — 1500) писан диисус и празни-ки и пророци Денисьева письмени.

— Надпись на обороте иконы «Спас в силах»

М. В. Щепкина по палеографическим признакам датировала надпись 1530-ми годами. Эта надпись повторяет более древнейшую, сделанную (возможно, скоро по окончании работы) несколько выше чёрной краской.

Трёхъярусный иконостас Дионисия ранее был дополнен ярусом праотцев и навершием из херувимов. Согласно древней описи монастыря 1654 года иконостас Троицкого собора имеет уже таковой вид: над местным рядом на тяблах деисусный ряд из 15 икон, выше 20 икон праздничков, 14 икон пророков, с расположенной в центре иконой Богоматери Воплощение, 16 икон праотцев с иконой Спаса в центре. Меж предками кресты на столбиках, а над ними 38 херувимов и серафимов. Все иконы обложены серебряной золотой басмой. Согласно описям 1682 года и 1687 года состав иконостаса, не считая местного ряда, не поменялся.

Выручил способен. Икона деисусного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг. Распятие. Икона торжественного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг. Уверение Фомы. Икона торжественного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг. Успение. Икона местного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

От начального иконостаса Троицкого собора письма Дионисия сохранилось четыре иконы:

Икона Успения из Павло-Обнорского монастыря в экспозиции ВГИАХМЗ «Спас в силах», икона из деисусного ряда, в 1924 году поступила в Грязовецкий музей, в 1932 году в Вологодский муниципальный объединённый музей, в 1936 году изъята в Третьяковскую галерею. «Распятие», икона из торжественного ряда, в 1924 году поступила в Грязовецкий музей, в том же году в Вологодский муниципальный объединённый музей, в 1934 году, после зарубежной выставки, через Российский музей поступила в Третьяковскую галерею. На обратной стороне надпись: «Распятие» (сохранились 1-ые четыре буковкы) и ниже процарапана буква-цифра 9. «Уверение Фомы», икона из торжественного ряда, в Муниципальном Российском музее. На обратной стороне надпись: «Фомино испытание» и буковка Е. «Успение», икона из местного ряда (по описи 1683 года — 2-ая справа от Королевских ворот, после иконы Троицы), в 1924 году поступила в Грязовецкий музей, в 1924 году в Вологодский муниципальный объединённый музей (с 1988 года — Вологодский муниципальный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ВГИАХМЗ).

Прочитано 3701 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...