Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Свято-Введенский Островной монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Покровская Свято-Введенская Островная женская пу́стынь
В какой стране находится: Россия
Посёлок Введенский Владимирская область
Координаты 55°55′30″ с. ш. 39°07′14″ в. д. / 55.9252583° с. ш. 39.1205972° в. д. / 55.9252583; 39.1205972 G O
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Александровская Епархия монастыря:
Тип монастыря: женский
Кто основатель: иноки Сергий и Тимофей
Когда основан (Дата основания): 1708 год
Дата упразднения: 1918-1995
Здания:
Введенский собор • Никольская церковь • Кто настоятель монастыря:ский корпус • Келейные корпуса • Звонница
Известные насельники: старец Клеопа
Кто настоятель монастыря: игуменья Феврония
В каком состоянии: действующий

Описание монатяря "Свято-Введенский Островной монастырь"

Покро́вская Свя́то-Введе́нская Островна́я пу́стынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — православный дамский (в прошедшем мужской) монастырь. Подворье Александровской епархии Российской Православной Церкви. Размещен на полуострове среди Вятского (сейчас — Введенского) озера, по прямой в 3-х милях от городка Покрова, Петушинского района Владимирской области.

Содержание

1 История 1.1 XVIII век 1.2 XIX век 1.3 XX век 2 Достойные внимания факты 3 Перечень настоятелей 4 Источники 5 Примечания 6 Ссылки

История

Монастырь основан в самом конце XVII в. иноками Антониевой пу́стыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на полуостров Вятского озера и поставившими там древесную часовню и древесную же келью. Уединение, по преданию, продолжалось недолго — о «старцах» пошёл слух по окружении и начали приходить желающие стать насельниками новейшей пу́стыни. Иноки воспринимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия так умножилась, что было принято решение просить о благословении на постройку собственного островного храма. Что и было изготовлено.

XVIII век

В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, Митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), в какой монахи благословлялись:

…на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте … выстроить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы…

Храм был построен в центре острова, на очищенном от леса месте, и 14 января 1710 г. освящён прибывшим из Москвы иеромонахом Иоакинием. Был тот храм древесным:

… осмерик, а поверх шестерик, крыша тёсом, глава и шейка обиты чешуёю древесной, на главе крест древесный опаен жестью … Вид Введенской островной пустыни.

Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в предстоящем «для сбору от доброхотных дателей средств на содержание монастыря». Часовня простояла около дороги до 1740-х гг., доход приносила маленький, не один раз разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена прямо за трактом. Около неё выстроили 1-этажный кирпичный дом для монахов-послушников. Раз в год, до 1918 г., в Ильин денек от пу́стыни к часовне совершался Крестный ход.

Инок Сергий по постройке храма был рукоположен в иеромонахи и назначен первым настоятелем (строителем) монастыря. Его наставничество продолжалось недолго — в 1713 г. он почил в Бозе и на его место из Москвы был прислан монах Нектарий.

Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных. С появлением пустыни Голицины дали озеро и сам полуостров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу́стыни:

Лета 1711 июня 11 денька по указу Величавого Сударя … отданы по уровню … рыбные ловли Антониевы пустыни … озеро Вяцкое … и огромное озеро Беленское … из него проток в Шитское озеро … озеро Ланковское … для того, что прежние обротчики отказали, а вновь никого не нашлось, а оброку платить ему строителю с братией присланного канцелярского три рубли шестнадцать алтын четыре средства … Свято-Введенский собор. Современный вид. Церковь Св. Николая Чудотворца. Современный вид.

Другими словами, налог на рыбную ловлю в нареченных озёрах платить было некоторому, и промысел дали — с обязательством этот налог платить — только-только возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор средств в городках и на Владимирском тракте не выручал, — и в 1722 либо 1724 г. растерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу́стыни дворцовой Куньевской волости Столичного уезда (сейчас — село Богослово на трассе М7). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, за ранее продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу́стыни осталось 14 монахов.

Самостоятельность монастырю возвратил своим указом «правительствующий Синод» в 1729 г. На место Нектария приехал иеромонах Александр из Антониево-Любецкого монастыря Черниговской губернии. Колокол вернули в 1735 г., при новеньком настоятеле Лаврентии, а церковь так и осталась в Покровском — взамен неё на полуострове построили новый, каменный, храм. Храм был пятиглав, при нём была построена шатровая колокольня с колоколом и часами с боем. Рядом поставили каменную же церковь во имя Николая Чудотворца — «тёплую», для служб в зимние времена. На воротах пу́стыни выстроили древесную церковку в честь пророка Илии.

Лаврентий оставался настоятелем обители по 1758 г. — до самой собственной кончины — с маленьким перерывом в 1752-54 гг. (настоятель — Иоасаф). Потом строителем был игумен Алимпий, а с 1760 по 1778 г. — старец Клеопа, ученик преподобного Паисия Величковского.

Будучи строителем монастыря, иеромонах Клеопа ввел в пу́стыни серьезное общежитие и особенный Афонский утомившись, требовавший от монастырской братии молитвенного подвига. Ища уединённой иноческой жизни, он два раза, в 1765 и в 1770 гг., в один момент покидал обитель, но каждый раз просьбами монахов по возвращении восстанавливался в чине настоятеля. После исчезновения и возвращения 1770 года, некое время — до 1773 — пребывал в монастыре рядовым монахом, потом вновь стал его строителем. Почил в Бозе, в полном согласии со своим пророчеством, 9 марта 1778 г., в собственный возлюбленный праздничек — Денек памяти сорока страдальцев, в Севастийском озере мучившихся.

При Клеопе, в 1768 г., пу́стынь посетил академик П. С. Паллас со своею экспедицией, предпринятой по Высокому указу Екатерины II Величавой. Об этом событии в его дневнике имеется запись:

Неподалеку от Покрова … протекающая река Воля делает залив либо озеро с полуостровом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете. XIX век

В XIX столетии монастырь прирастал имуществом и богател. Павел I пожаловал пустыни сенные покосы и мельницу на реке Мелёже при деревне Новейшей (сейчас — деревня Глазуны Фряновского городского поселения). Мельница сдавалась монахами в аренду и приносила доходу 200 руб. в год. В 1831 г. княгиня Татьяна Михайловна Прозоровская, владевшая селом Ивановским в 7-и км от обители, передала монастырю 20 десятин земли на не далеком берегу озера:

… пожертвована в вечное монастырское владение болотная, находящаяся на берегу Вятского озера земля … Свято-Введенский монастырь в XIX в. Раскрашенная гравюра.

На этой местности с течением времени построили монастырскую гостиницу со двором, где по обычаю, введённому ещё Клеопой, богомольцы могли безвозмездно провести три денька — но менее,— и так же безвозмездно столоваться в обители. В 1856 г. эти 20 десятин стали предметом спора меж монастырём и ротмистром князем К. Ф. Голицыным, который к тому времени стал обладателем Ивановского и пожелал забрать для себя «самовластно присвоенную в пользу Пустыни» землю. Тяжба продолжалась 5 лет и закончилась 28 октября 1861 г. вердиктом Штатского суда, по которому спорная земля передавалась «в полное и неотъемлемое владение Введенской островной пустыни без права апелляции со стороны князя Голицына».

В 1876—1878 гг., при настоятеле Иосифе, была перестроена и расширена зимняя церковь святителя Николая Чудотворца. В числе жертвователей на реконструкцию значатся промышленники Морозовы. В 1891—1894 гг. прежний Введенский храм был заменён новым — из красноватого кирпича — также пятиглавым. Иконостас был посеребрён и позлащён, а соборные стенки — расписаны видами «греческого письма». Этому храму досталось пережить в последующем, XX-ом, веке разорение, реконструкцию и новое освящение. При храме поставили колокольню (не сохранилась), по периметру острова построили кирпичные строения келий, настоятельский корпус и кирпичную же ограду.

XX век

К началу 10-х гг. монастырь смотрелся полностью благополучным: его запасной капитал в 1910 г. оценивался в 65 тыс. руб., пахотной земли в 1911 г. было 15 десятин 128 саженей, сенокосной — 23 дес. 230 саж., лесу — 227 дес. 936 саж., болота и неугодий — 52 дес. 1152 саж. Из этого числа в аренду сдавалось 34 дес. 1124 саж., обрабатывалось своими силами 8 дес. 1512 саж. Братии было 30 человек, в обитель тянулись паломники — в том же 1911 г. монастырь отпустил 1500 бесплатных обедов, — при обители работала школа (в 1911 г. обучались: 12 мальчишек и 11 девченок).

В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г., хором правили покровские монахини Екатерина и Евпраския. Другие островные строения и сама территория острова использовались поначалу под дом престарелых и инвалидов, потом — под детский дом. В 1932 г. в бывшем монастыре основалась женская подростковая колония, с 1935 г. переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим заглавие на «трудовую воспитательную колонию». В 1940 г. всю оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров и начали перестраивать строения. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви — клуб и кинотеатр.

Монастырская звонница

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии построек храмов и монастырей, расположенных на местности области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сходу — 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь отошли монастырю только через 3 года, в 1994 г. Оба были в «жалком» виде: с протёкшими кровлями, без какого-нибудь ремонта и без куполов — кресты пришлось устанавливать конкретно на крышах. К этому времени в Веденском соборе на 2-м этаже размещался музей, а на первом — спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь оставалась клубом.

6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковно-приходская община островных храмов была закрыта, и на её месте образована община иноческая — как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Ещё в августе 1993 г. из нареченной обители на полуостров прибыли 1-ые насельницы, старшей из которых была инокиня Христина. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию присвоен статус «женской обители», а сестра Христина, ставшая к этому времени монахиньей Февроньей, назначена настоятельницей возрождённого монастыря.

В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни построили кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из их сделали в мастерской братьев Шуваловых в Романове-Борисоглебске (сейчас: Тутаев), а часть — на заводе им. М. В. Хруничева.

Достойные внимания факты

По показаниям свидетелей, передача Никольского храма возрождённому монастырю произошла не полностью обычно. В мае 1994 г. игуменья Февронья (тогда — будущая) обратилась к директору колонии В. С. Карпенко с просьбой о разрешении отслужить в храме, который всё ещё в этой колонии обретался, молебен на Николу весеннего. На что директор в свою очередь ответил, что передаёт Никольскую церковь монастырю, ибо во сне к нему пришёл «какой-то седоватый старичок» и произнес, что храм необходимо дать. 1-ая служба в Никольской церкви прошла на Рождество 1995 г.

Перечень настоятелей

Сергий, иеромонах — 1710-1713 Нектарий, иеромонах — 1713-1716 Александр, иеромонах — 1729-1735 Лаврентий, иеромонах — 1735-1752 Иоасаф (Иосиф), игумен — 1752-1754 Лаврентий, иеромонах — 1754-1758 Алимпий, иеромонах — 1758-1761 Клеопа, иеромонах — 1761-1770 Тимофей — 1770-1773 Клеопа, иеромонах — 1773-1778 Паисий, иеромонах — 1778 Игнатий, иеромонах — 1779-1781 Спиридон, иеромонах — даты неопознаны Дамиан, иеромонах — 1843-1859 Филарет, иеромонах — 1859-1863 Герасим, игумен — 1863-1866 Митрофан — 1866-1876 Иосиф — 1876-1891 Сергий — 1898 Павел, архимандрит — 1911-1919 Феврония, игуменья — 1995 — наст.время

Источники

Самойлов Н. Историческое описание Введенской островной пустыни. — М: Институтская типография, 1830. — 39 с. Историческое описание Введенской пустыни / / В. Добронравов. - Владимир : 1909 - 63 с.,- Загл. обл.: Введенская Островская пустынь Владимирской епархии. Покров. Покровский уезд: (документы, статьи, мемуары) / Колосова Лидия Борисовна. - Владимир: Калейдоскоп, 2008. - 287 с.

Прочитано 1382 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Успенский монастырь (Александров)