Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский собор и Покровский храм
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Муром
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Муромская Епархия монастыря:
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Глеб Владимирович
Первое упоминание о монастыре: 1096
Кто настоятель монастыря: епископ Нил Сычёв
Статус: Объект культурного наследия РФ № 3310091000№ 3310091000
В каком состоянии: действующий монастырь возобновлен в 1996 г.
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Спасо-Преображенский монастырь (Муром)"

Координаты монастыря: 55°34′22″ с. ш. 42°03′58″ в. д. / 55.57278° с. ш. 42.06611° в. д. / 55.57278; 42.06611 (G) (O) (Я)

Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Муромской епархии Российской Православной Церкви, расположенный в городке Муроме, на левом берегу реки Оки.

Содержание

1 История 2 Возрождение монастыря 3 Настоятели 4 Строительный ансамбль 5 Примечания 6 Ссылки

История

Местное предание, зафиксированное в нескольких перечнях монумента XVI в. «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позже 1015 года). Возникновение монастыря на рубеже X—XI веков крепко утвердилось в русской историографии, хотя есть и другие точки зрения на время возникновения обители.

Монастырь упоминается летописными источниками ранее всех других монастырей на местности Рф и бытует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с смертью под стенками Мурома князя Изяслава Владимировича.

«В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань свирепа. И убиша Изяслава, отпрыска Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 денек … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …»

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года, относится 2-ое упоминание Спасского монастыря, как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 денек, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме» При всем этом по Ипатиевскому списку, церковь, в какой был погребен князь, характеризуется, как построенная его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 денек и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда»

В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страничках летопиского свода в связи с кончиной 1-го из новгородских бояр — Федора Борецкого, принявшего перед гибелью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городке въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».

Посреди XVI века после удачного похода Ивана IV Сурового на Казань, в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

«Несмотря на бессчетные перестройки, собор в базе сохранил собственный прежний вид. В нём с большей силой ощущается жива традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Столичного Кремля. … Умеренная орнаментация, строгие пропорции, монолитность строения присваивают ему вид грозной простоты, соответственной праздничному монастырскому храму»

.

С именованием цара Ивана Сурового связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель необъятными вотчинами, правитель установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636/37 гг монастырь числится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

Настоятельские палаты (XVII век)

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром достаточно существенное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько обращений о перстосложении, также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книжек при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не способен уличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Невзирая на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1680-е годы в Спасский монастырь были изготовлены большие пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова), происходившего из династии муромских негоциантов. По настоянию митрополита, в монастыре были построены двуэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция обветшавшего Покровского трапезного храма.

В 1720-е годы монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его местности было открыто 1-ое в городке учебное заведение — школа для обучения священнических деток

Соборная церковь (XVI век)

26 января 1765 года в Муромское Духовное правление был ориентирован Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в каком со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.

С 1866 по 1868 годы обителью упралял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошедшем доктор Казанского института поначалу по кафедре церковного права, а позднее по кафедре философии, 1-ый российский историк философии.

Пришедший в 1877 году на должность настоятеля архимандрит Антоний (Ильенов) застал её в самом удручающем состоянии — храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было. После поездки в 1878 году архимандрита Антония на Гору Афон, в обитель была привезена четкая копия с иконы Божией Мамы «Скоропослушница», оригинал которой находится с X века в монастыре Дохиар. В протяжении 1880-х годов монастырь реставрируется, приводится в порядок, становится местом паломничества.

В 1891 году на местности обители был возведён каменный 3-этажный братский корпус в каком на правах настоятеля располагались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позже — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь страдальцев Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском бунте, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В период 1918—1919 годов монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения штатских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь занимают военные и отчасти отделение НКВД, в это время начинается ликвидирование монастырского некрополя, а доступ на его местность штатских лиц прекращён.

Возрождение монастыря

Посещение монастыря Д. А. Медведевым

В апреле 1990 года общественность городка Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Российской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Столичному и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в старом монастыре полная разруха. Позднее он вспоминал: «Моим очам стала удручающая картина. Купола упали, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, сначала даже представить для себя не мог…» Но чуток позднее в монастырь возвратилась та икона Божией Мамы «Скоропослушница», и дело двинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись филантропы и понимающие ассистенты, обитель стремительно подымалась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был серьезно реставрирован при поддержке Счётной палаты Русской Федерации.

Настоятели

Настоятели архимандрит Гавриил (Воскресенский) (13 июня 1866 — 10 мая 1868) архимандрит Антоний (Ильенов) (1877 — ?) епископ Евгений (Мерцалов) (16 декабря 1907 — 14 июня 1912) епископ Митрофан (Загорский) (15 июля 1912 — январь 1919) архиепископ Евлогий (Смирнов) (1995 - 2013) епископ Нил (Сычёв) (со 2 октября 2013 года) Наместники архимандрит Кирилл (Епифанов) (4 июля 1995 — 15 марта 2011) игумен Кронид (Козлов) (март — декабрь 2011) временный исп. об. архимандрит Варлаам (Пономарёв) (декабрь 2011 — январь 2013) игумен Афанасий (Селичев) (с февраля по июль 2013)

Строительный ансамбль

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как монументы муниципального значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся 5 объектов:

Спасо-Преображенский собор 1552 г. — маленький, практически квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный; Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двуэтажный; Настоятельский корпус 1687 г.; Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.; Братский корпус 1890 г.

Прочитано 1881 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...