Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Ризоположенский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Свято-Ризоположенский женский монастырь
Суздаль, двухшатровые Святые ворота Ризоположенского монастыря.jpg
Святые ворота Ризоположенского монастыря
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Суздаль
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Владимирская Епархия монастыря:
Тип монастыря: женский
Когда основан (Дата основания): 1207 год
Основные даты:
1923 — Упразднён
1999 — Возрождён
Здания:
Ризоположенский собор • Святые ворота • Преподобенская колокольня
Кто настоятель монастыря: игумения Екатерина Иванова
Статус: Действующий монастырь

Описание монатяря "Ризоположенский монастырь"

Координаты монастыря: 56°25′26″ с. ш. 40°26′45″ в. д. / 56.42389° с. ш. 40.44583° в. д. / 56.42389; 40.44583 (G) (O) (Я)

Ризополо́женский монасты́рь — один из древних монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля неподалеку от старого кремля и реки Каменка. 1-ые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке, более старенькые сооружения до наших дней не дошли. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Миши Черниговского, замученного в орде.

Содержание

1 История 2 Строительный ансамбль монастыря 3 Источники 4 См. также 5 Ссылки 6 Примечание

История

Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря Собор Положения риз Пресвятой Богородицы

Монастырь был основан в 1207 году Суздальским епископом Иоанном. В древности его земли находились на местности Посада, другими словами размещались вне городских укреплений, состоящих из насыпных валов, стенок и башен. В старых описях и писцовых книжках Суздаля положение монастыря определялось так:

В Суждале на посаде, идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большею улицею на леве монастыръ преподобные княжны Евфросинии Суждальские.

В старом житии преподобной Евфросинии, составленном в XVI в., положение монастыря определяется поточнее:

В преименитом граде Суждале монастырь во имя Пресвятыя Богородицы добросовестные и славныя Ея ризы положение иже в Лахерне бе под стеною градною

Анания Федоров, соборный ключарь, в историческом описании Суздаля , положение Ризоположенского монастыря определяет к северо-востоку от Кремля и от соборной церкви на расстоянии менее 4-х стадий (1 стадия = 1/5 версты). По свидетельству монаха Григория, создателя жития преподобной Евфросинии, монастырь существовал до нашествия татар в 1238 г. на русскую землю.

1-ые постройки монастыря были древесными и ни одна из их не дошла до наших дней. Самым старым уцелевшим сооружением является Ризоположенский собор, возведённый сначала XVI века. В XIII веке рядом с Ризоположенским монастырём была базирована ещё одна обитель — созданный для вдов Троицкий монастырь. По преданию, он был учреждён во выполнение завещания преподобной Евросиньи. В конце XVII века при митрополите Илларионе монастырские постройки перетерпели существенное изменение. Под управлением трёх узнаваемых суздальских зодчих Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова были построены именитые двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря (1688 г.), к западной части Ризоположенского собора была пристроена богато увенчанная паперть. В то же время ими был перестроен в камне собор Троицкого монастыря, взорванный в 1930-х годах (фото собора. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.), и сооружена ограда Троицого монастыря. От этих строений до наших дней сохранились роскошные Святые ворота и угловая башня, сейчас являющиеся частью стенки Ризоположенского монастыря. В 1764 году Троицкий монастырь был упразднён, а его земли и постройки отошли к более старенькому другу.

Сначала XIX века на местности монастыря в честь победы над Наполеоном под управлением каменщика Кузьмина была воздвигнута 72-метровая Преподобенская колокольня. Последней на местности монастыря была выстроена Сретенская трапезная церковь, выполненная из красноватого кирпича в псевдорусском стиле (1882 г.).

В 1923 году Ризоположенский монастырь был закрыт, его 12 колоколов высланы в переплавку, а в помещениях монастыря расквартированы сторожи политизолятора, располагавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризоположенском соборе была устроена электрическая станция, а Святые ворота использовались как склад горючего.

В 1999 году монастырь был передан российской православной церкви и возобновлён в качестве дамского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Строительный ансамбль монастыря

Паперть Ризоположенского собора работы И.Мамина, А.Шмакова, И.Грязнова Остатки Сретенской трапезной церкви Бывшие святые ворота Троицкого монастыря

Трёхглавый Ризоположенский собор (1520—1560 г.) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высочайшими главками, что особенно для схожих сооружений тех пор. Гладкие стенки храма прорезаны ординарными амбразурами окон, а боковые фасады украшены неверными закомарами и разбиты пилястрами на три части с порталами в центральной из их. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 году, отличается богатым декором, включающим резной портал, также увенчанные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами кружевные наличники. Главки собора перетерпели несколько трансформаций. Начальные шлемовидные купола были в XIX веке изменены луковицами, в 1929 году барабаны и главки превращённого в электрическую станцию собора были совсем снесены и исключительно в конце 1960-х годов в процессе реставрации им была возвращена начальная форма.

Более увлекательная постройка монастыря — возведённые в 1688 году двухшатровые Святые ворота. Ворота с 2-мя разновеликими арками украшены каменной резьбой и ширинками с изразцами. Бо́льшая по размеру проездная арка имеет практически полуциркульную форму, арка гораздо меньше отделана маленьким рустом. Украшенные малеханькими главками шатры поставлены на низкие восьмерики с маленькими оконцами, грани шатров отделаны неверными слуховыми окнами.

Трёхъярусная Преподобенская колокольня появилась на местности монастыря на месте обгоревшей в конце XVIII века шатровой колокольни и была построена в честь победы в Российскей войне 1812 года в 1813—1819 годах. Строительством 72-метрового сооружения, ставшего самой высочайшей городской постройкой, управлял суздальский каменщик Кузьмин. Колокольня выполнена в стиле классицизма и является обычной для собственного времени, хотя и совсем не вписывается в общий строительный стиль городка. Уменьшающиеся ввысь ярусы колокольни опираются на мощнейший традиционный портал с аркой и увенчаны шпилем, а для её отделки применены сдвоенные колонны с декоративными фронтонами.

От Сретенской трапезной церкви (фото начала XX века. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.), построенной в 1882 году на месте более старенького строения, до наших дней дошли только стенки из красноватого кирпича. Остатки декора указывают на её принадлежность к псевдорусскому стилю. В русское время после закрытия монастыря здание использовалось поначалу в качестве клуба, а позже как кинозал.

В ограде Ризоположенского монастыря сохранились Святые ворота бывшего Троицкого монастыря. Они напоминают Святые врата размещенного неподалёку Александровского монастыря, что не случаем: строительством последних занимался И.Грязнов, один из создателей строений конца XVII века на местности Ризоположенского и Троицкого монастырей.

Перечень главных зданий:

Ризоположенский собор 1520—1560 гг. Двухшатровые Святые ворота 1688 г. Преподобенская колокольня 1813—1819 гг. Сретенская трапезная церковь 1882 г.

Источники

Протопопов, «Исторический очерк городка Суздаля» («Владимирские губ. ведомости», 1839, № 25—37); Кисленской, «История Суздаля и его древности» (СПб., 1848); гр. М. В. Толстой, «Путевые заметки из старой суздальской области» (СПб., 1869); Тихонравов, «Археологические заметки о городках С. и Шуе» («Записки Российского археологического общ. по отд. русско-славянской археологии», т. I, СПб., 1851). Варганов А. Д. Из ранешней истории Суздаля (IX—XIII вв). — Вып. 12. — М.: КСИИМК, 1946. — С. 127—134. Пудалов Б. М. Российские земли среднего поволжья (2-ая третья часть XIII – 1-ая третья часть XIV в.).

Прочитано 1473 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...