Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Боголюбский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Боголюбский монастырь

Боголюбский монастырь
В какой стране находится: Россия
Посёлок Боголюбово
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Владимирская и Суздальская
Тип монастыря: Женский
Здания:
Рождественский собор • Остатки дворца Андрея Боголюбского • Благовещенская церковь • Боголюбский собор • Надвратная колокольня

Описание монатяря "Боголюбский монастырь"

Координаты монастыря: 56°11′45″ с. ш. 40°32′11″ в. д. / 56.1958611° с. ш. 40.53639° в. д. / 56.1958611; 40.53639 (G) (O) (Я)

Боголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы (c XIX века в честь явле́ния Боголю́бской ико́ны Бо́жией Ма́тери) — дамский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская епархия Российской православной церкви).

Монастырь занимает местность дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного штатского строения Старой Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы отчасти.

Содержание

1 Боголюбский замок 2 История монастыря 3 Возрождение монашеской жизни 4 Строительный ансамбль монастыря 5 Скандал по поводу монастырского приюта для несовершеннолетних 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки

Боголюбский замок

Основная статья: Боголюбский замок

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (2-ой отпрыск ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал тут загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в каком также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники разъясняли выбор места волей Богоматери, или чрез Владимирскую икону, или при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Мамы).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, кроме храмов, двуэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенками (см. одну из реконструкций). «Другого настолько значимого комплекса белокаменных построек мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов числился утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не нашел переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни) С. В. Заграевский. Реконструкция замка Андрея Боголюбского

История монастыря

Князь Андрей был убит в своём замке. Возможно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на местности замка был устроен при преемниках Андрея, сначала XIII века, но ранешние сведения об истории обители очень небогаты и датируются еще более поздним временем. В академических перечнях древнерусских монастырей он не считается.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позже перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Большой, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией мамы возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основателя, К. А. Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября такого же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением такого же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Перечень настоятелей и настоятельниц

Этот перечень взят из летописи игумена Аристарха, составленной в 1767 году. Все имена игуменов до XVI века известны только по этому сочинению и историческими документами не подтверждаются.

Сергий — 1-ый игумен монастыря, поставленный типо ещё самим блгв. князем Андреем Боголюбским. Никон Симеон Алексий Онисим Макарий Иоанн Захарий Макарий Матфей Дорофей Иоанн Герман Игнатий Марк Иосиф Симон Прохор Феодосии Калистрат Пафнутий Симеон Евфимий, произведен архимандритом. Киприан Каллистрат Иов, произведен архимандритом. Кассиан, произведен архимандритом. Никифор Мартирий, произведен архимандритом. Антоний Герасим Максим, произведен архимандритом. Даниил Иосиф Глеб Мисаил Роман Васиан Мартирий Феодосий (мозг. 1506) Иосиф (1506 — мозг. 1515) Варлаам (1515 — мозг. 1530) Симеон (1530 — разум. 1538 в сентябре) Геласий (1538 — мозг. 1548) Гурий (1548—1550) (посвящен в архимандрита и переведен в другой монастырь) Феодосий (1550 — разум. 1554) Александр (1554 — разум. 1566) Максим (1566 — разум. 1578) Тихон (1578 — разум. 1585) Мисаил (1585 — мозг. 1591) (либо Миша) Трифон (1591 — разум. 1594) Прохор (1594 — мозг. 1598) Нифонт (1598 — мозг. 1599) Иов (Кайсаров) (1599 — мозг. 1605) Савватий (1605 — мозг. 1615) Евфимий (1615 — мозг. 1622) Пафнутий (1622 — мозг. 1631) Иосиф (1631 — мозг. 1631) Елисей (1631 — мозг. 1635) Савватий (1635 — мозг. 1638) Евфимий (1638 — мозг. 1644) Кирилл (1644 — разум. 1648) Филарет (1648 — мозг. 1654) Левкий (1654 — мозг. 1660) Петр (1660 — разум. 1665) Нектарий (1665 — разум. 1667) Филарет (1667 — мозг. 1673) Никон (1673—1678) Игнатий (1678 — мозг. 1684) Ипполит (1684 — мозг. 1695) (по другим источникам — мозг. 1692) Дионисий (1695 — мозг. 1696) Иоасаф (Картычевский) (1696—1697) Иоасаф (1697—1699) Гедеон (1699—1702) Иосиф (1703 — разум. 1704) Иоаким (Печерский) (1705 — разум. 1711) Сергий (1711 — разум. 1712) Арсений (1712 — разум. 1717) Аверкий (1717—1720) (был взят в Потаенную канцелярию) Иоанникий (1720—1725) (Войков) (также взят в Потаенную канцелярию) Авраамий (1725—1728) (Любецкий игумен; возвращен в собственный Любецкий монастырь) Аверкий (1728 — мозг. 1739) (освобожден из заточения) Миша (1740—1749) (посвящен в 1740 г. во игумена, из Флорищевой пустыни) Иннокентий (1749—1749) (потаенно уехал в Киев) Матфей (1749—1750) (из Волосова монастыря) Иннокентий (1750 −1753) (вновь возвращен, но в 1753 году отправлен из монастыря в Синодальную контору) Варлаам (1753—1753) (в том же году снят и переведен во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь «в клиросное послушание») Симон (1754—1754) (иеромонах, снят с должности) Симеон (1754—1758) (назначен из иеромонахов Архиерейского дома; по прошению уволен в Киев, потому что родом был из Малороссии) Миша (1758—1762) (по прошению уволен в Грузию, потому что родом был грузин) Аристарх (1762 −1767) (составитель монастырской летописи) Мефодий (14.02 — 18.02.1767) (из иеромонахов Цареконстантиновского монастыря, уволен) Исаакий (18.02 — 26.02.1767 (уволен) Иринарх (1767 — разум. 1773) Киприан (1773 — разум. 1775) Феофилакт (1775 — мозг. 1776) Парфений (1777 — разум. 1786) Аристарх (1780) Евгений (1786—1789) Митрофан (1789—1793) Иосиф (Чапужников) (1793—1795) Филарет (1795—1802) Вениамин (1802—1803) Анатолий (1804 — разум. 1809) Августин (1809—1818) Аркадий (Фёдорвеев) (1818—1823) Иероним (1823—1824) Никодим (1825—1827) Феоктист (Орловский) (1827 — мозг. 1829) Агапит (1829—1834) Феофил (1835 — разум. 1856) Иероним (1857 — разум. 1865) Даниил (1866 — разум. 1882) С 1882 г. монастырь поступил в ведение викарных архиереев и в течение 10 лет, прямо до 1892 года, на месте им управляли сами епископы. С 1892 года назначаемы были вновь архимандриты в управление монастырем, которые именовались наместниками (потому что настоятелем назначался викарный епископ). Варлаам (18.03.1892 — 06.09.1905 (на покое) Паисий (1905—1912) Вениамин (18.05.1912 — 1916) Александр (28.05.1916 — июль 1920) Афанасий (Сахаров) (июнь 1921—1923) Иероним (Деркач) (1991—1997) Петр (Кучер) (1997—2010) Игуменьи № Фото Имя Годы Примечание Иулиания (Подолянко) 1997-1998 игуменья Антония (Шаховцева) игуменья

Возрождение монашеской жизни

В 1991 году часть построек была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; появилось 2 монастыря: мужской и дамский. После чего началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Мамы стопроцентно оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит в районе 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белоснежным мрамором — солея, алтарь, престол, алтарь и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года сделан новый трёхъярусный резной золотой иконостас. Построены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Торжественным гулом озвучивают округи колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стенок монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Мамы, установленного в XVIII в., в память расчудесного прекращения по молитвам перед образом ужасного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается раз в год 1 июля — в денек празднования Боголюбской иконы Божией Мамы.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, размещенного около впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, на данный момент закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в каком возобновлены богослужения.

Строительный ансамбль монастыря

Боголюбский собор (1855-66, арх. К. А. Тон) и колокольня Рождественский собор (1751) Остатки дворца Андрея Боголюбского (1158—1165) Благовещенская церковь (1683), перестроена в 1804 Боголюбский собор (1866) Надвратная колокольня (1841)

Скандал по поводу монастырского приюта для несовершеннолетних

В сентябре 2009 года СМИ докладывали о побеге в августе 2 девочек-воспитанниц монастырского приюта для несовершеннолетних: сбежавшая из приюта 16-летняя воспитанница Валентина Перова направила обличительные письма Генеральному прокурору РФ, патриарху Кириллу и Президенту РФ.

1 октября 2009 года сообщалось, что особая комиссия, назначенная Патриархом Кириллом, занимается ситуацией, сложившейся вокруг приюта при женском монастыре. Некими обозревателями скандал в связи с побегом расценивался как провокация против ультроконсервативно натроенного архимандрита Петра (Кучера). 18 ноября такого же года председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин предложил законодательно гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, содержащихся в монастырских приютах, — что явилось результатом проверки, проведённой в связи с воззванием воспитанницы приюта при Боголюбском монастыре Валентины Перовой о нелегальном лишении её и другой воспитанницы свободы.

4 декабря 2009 года было сообщено, что в работе приюта при монастыре спецами, проводившими проверку, был выявлен ряд нарушений законодательства; настоятельница была лишена права опекунства, но проверка не подтвердила факты ожесточенного воззвания монахинь с жителями приюта, которые были изложены в письме бывшей воспитанницы приюта Валентины Перовой президенту и патриарху.

Сначала октября 2010 г. из монастырского приюта сбежали две 17-летние девицы и обратились в милицию, а через некоторое количество дней в газету «Известия» пришел вкупе с 3-мя бывшими воспитанниками приюта отец Виталий Рысев, директор суздальской Епархиальной школы-пансиона, куда прошлой зимой перевели часть малышей из Боголюбского монастыря. В статье в «Известиях» приводились слова мамы одной из бывших послушниц, которая гласила: «Очень нередко из комнаты воспитателя доносился плач малышей, их лупили ремнем, у многих были отпечатки ремня на ногах и руках». Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, уполномоченный по правам малыша Павел Астахов и русская Генпрокуратура обещали расследовать сообщения об избиениях и изымательствах над детками, ранее проживавшими в приюте монастыря.

Как сказала одна из сбежавших воспитанниц боголюбовского приюта, в нём детям внушали, как будто в Рф будет восстановлена монархия, и кто-либо из воспитанников мужского пола станет новым «царём Всея Руси».

21 октября 2010 года СМИ сказали, что распоряжением архиепископа Владимирского Евлогия (Смирнова) в монастыре прекращено всякое пребывание несовершеннолетних малышей — даже с родителями.

Прочитано 1991 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...