Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Сергиева Приморская пустынь

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, дом 15
Координаты 59°51′12″ с. ш. 30°05′24″ в. д. / 59.85333° с. ш. 30.09000° в. д. / 59.85333; 30.09000 G O
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Санкт-Петербургская
Архитектурный стиль Неовизантийский стиль
Кто основатель: архимандрит Варлаам
Когда основан (Дата основания): 1734 год
Дата упразднения: 1931—1993
Известные насельники: Игнатий Брянчанинов, Герман Аляскинский
Кто настоятель монастыря: игумен Николай Парамонов
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7810427000№ 7810427000
В каком состоянии: Восстанавливается.
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Сергиева Приморская пустынь"

Свя́то-Тро́ицкая Се́ргиева Примо́рская пу́стынь (Троице-Сергиева пустынь, Сергиева пустынь) — православный мужской монастырь (пустынь), на данный момент формально находится на местности посёлка Стрельна, сейчас в черте городка Санкт-Петербурга. Основан в 1734 году; до 1918 года имела статус высококлассной обители; с 1819 года до 1834 находилась в ведении петербургских викариев — епископов Ревельских. Примыкающий к пустыни посёлок Сергиево с одноименной жд станцией в 1918 г. переименован в посёлок Володарский. В 2010 г. жд станции возвращено её первоначальное заглавие.

Содержание

1 История 2 Кладбище 3 Троицкий собор 4 Церковь святого страдальца Валериана 5 Церковь Покрова пресвятой Богородицы 6 Церковь Воскресения Христова 7 Церковь Григория Богослова 8 Другие храмы и усыпальницы 9 Сохранившиеся храмы монастыря 10 Церковь во имя преподобного Сергия 11 Разрушенные храмы монастыря 12 Настоятели 13 Как добраться 14 Литература 15 Ссылки 16 Примечания

История

В 1734 году императрица Анна Иоанновна передала земли в 19 милях от Петербурга на берегу Финского залива собственному исповеднику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию Высоцкому). Ранее на этих землях была мыза («Приморская дача») старшей сестры Анны Иоанновны, дочери королевы Прасковьи — Екатерины, герцогини Мекленбург-Шверинской.

Варлаам перенес из Петербурга в обитель древесную церковь, построил древесные стенки, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756—1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стенок появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться своим архимандритом.

Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл тут 5 лет, после этого ушёл на Валаам.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда её наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), создатель именитых «Аскетических опытов». Уже через год он соединил братские корпуса галереей, в какой устроил трапезную, привёл в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нём управлял узнаваемый духовный композитор протоиерей П. И. Турчанинов, который в 1836—1841 был священником в примыкающей Стрельне.

Дело архимандрита Игнатия продолжал в 1857—1897 архим. Игнатий (Малышев). Большой известностью воспользовался в то время в столице исповедник братии иеромонах Герасим, выпускник столичного института, скончавшийся в 1897 году.

С 1915 года до конца 1918 настоятелем был архимандрит Сергий (Дружинин) (потом епископ); с начала 1919 до собственной кончины в январе 1930 года — игумен Иоасаф (Меркулов); последний настоятель до закрытия — архимандрит Игнатий (Егоров).

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давнешней традиции выбирались судовые священники для российского военного флота.

В 1919 году пустынь была закрыта, насельники высланы в ссылку, монастырское кладбище начало уничтожаться. Часть братии осталась жить посреди основанной зданиях монастыря воспитанников детской трудовой колонии — коммуны «Труд»; в школе при колонии в 1925 г. училось 265 деток.

Монастырь сначала 1840-х гг.

В 1930-е годы в монастырские строения въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны индустрии ВСНХ СССР им. Куйбышева. Свято-Троице-Сергиева пустынь серьёзно пострадала в 1930-х годах, также была затронута разрушениями в период Величавой Российскей войны.

В 1960-е гг., в строения монастыря въехала Особая средняя школа милиции. Самые большие утраты монастырские храмы и кладбище понесли в 1960-е годы.

Пустынь была вновь открыта в 1993 году, когда был принят приказ о её поэтапном возвращении церкви.

Кладбище

См. также: Категория:Похороненные в Сергиевой Приморской пустыни

На кладбище, ещё с екатерининских времен, "подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, " хоронили погибших из авторитетных родовитых семей: Апраксины, Дурасовы, Мятлевы, Строгановы; тут упокоились также Ольденбургские, Потемкины, Шереметевы, Зубовы, Энгельгардты, Нарышкины, Опочинины, Голенищевы-Кутузовы, Разумовские, Фредериксы, Стенбок-Фермор и члены других известнейших в российской истории фамилий. На кладбище хоронили министров, сенаторов, членов Муниципального совета, высших сановников, посреди их были:

муниципальный деятель князь П. А. Зубов дипломат, канцлер, лицейский товарищ Пушкина — князь Горчаков, Александр Михайлович генерал П. А. Чичерин, также потомки величавого российского предводителя А. В. Суворова.

В 1813 году, после кончины М. И. Кутузова, в период с 24 мая по 11 июня 1813, его останки покоился в Троицком соборе обители, для общенародного прощания, на то время, пока в Казанском соборе готовили его усыпальницу.

В 19 веке тут были похоронены строители храмов пустыни — архитекторы А. М. Горностаев и А. И. Штакеншнейдер; поэт И. П. Мятлев, артист и оперный певец В. М. Самойлов.

Массированное ликвидирование кладбища началось в 1930-е годы, после того, как в монастырские строения въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны индустрии ВСНХ СССР им. Куйбышева; кладбище сровняли с землей, но убить его совсем помешала начавшаяся война. В 1930 г. главный хранитель музеев-некрополей в Александро-Невской лавре Н. В. Успенский составил перечень 20 5 надгробных памятников, находящихся в пустыни и «подлежащих обязательному сохранению». Из родовой усыпальницы Зубовых в фонды Российского музея передали бронзовые и мраморные бюсты работы С. П. Кампиони, С. С. Пименова, П . А. Ставассера. В Некрополь XVIII в. перенесли надгробия А. А. и С. А. Баташевых. В 1931 г., останки В. М. Самойлова и его дочерей Веры и Надежды перенесли в Некрополь мастеров искусств. Каким-то чудом уцелело надгробие конструктора А. М. Горностаева.

К 1993 году, когда в монастыре вновь появились насельники, кладбища уже не было, на его месте находился плац, покрытый асфальтом.

В 1995—2000 годы восстановлены надгробия над некими захоронениями: канцлера А. М. Горчакова, конструктора А. И. Штакеншнейдера, царевичев П. Г. Ольденбургского и К. П. Ольденбургского, генерала П. А. Чичерина и его супруги, А. А. Куракиной.

Троицкий собор

Свято-Троицкий собор

Троицкий собор был заложен в 1756 г. Строительство храма велось по проекту и под управлением П. А. Трезини и завершилось в 1760 году. На освящении собора в августе 1763 года присутствовала императрица Екатерина 2-ая, посещавшая пустынь и ранее.

Пятиглавый собор высился в центре строительного ансамбля монастыря. Храм красиво высился над остальными монастырскими постройками. Купола его были обширно расставлены. Стенки расчленены пилястрами, необыкновенную нарядность присваивали лепные декорации. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. На горнем месте до 1917 г. стоял образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 г. акад. К. П. Брюлловым.

Главными святынями храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского и два креста с частичками мощей прп. Сергия и вмц. Варвары.

Приделы храма были освящены — правый, во имя свв. апостолов Петра и Павла; левый, во имя свв. Захарии и Елизаветы. Этот последний придел был позже, закрыт, и потом вновь освящён во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Перестройкой придела управлял конструктор А. Мельников.

Над могилой основоположника монастыри архимандрита Варлаама (Высоцкого, Василия Антиповича, 1665—1737), неподалёку от алтаря Троицкого собора, стояла часовня. В 1864 г. она была перестроена А. М. Горностаевым, и в 1873 году в ней погребли духовного композитора схимонаха Миши (Чихачёва) и схимонаха Макария (Макарова) В часовне находилась икона Тихвинской Божией мамы.

Службы в соборе длилось прямо до 1931 года. Собор был взорван в 1960 году, во время хрущёвской антирелигиозной кампании.

Церковь святого страдальца Валериана

Церковь святого страдальца Валериана имеет последующую историю. В 1804 г. от ран, приобретенных в персидском походе, скончался покоритель Дербента, граф Валериан Александрович Зубов, завещавший выстроить над собственной могилой церковь с инвалидным домом для «увечных воинов». Выполнить волю покойного взялись его братья Платон и Николай Зубовы, потом оба захороненные в этой церкви. Всё время собственного существования храм и богадельня содержались на средства Зубовых. 16 сентября 1805 года в западной части монастыря, рядом с оградой, над могилой Зубова по проекту Л. Руска была заложена церковь во имя св. страдальца Валериана с богадельней. В 1805—1809 гг., в западной части Сергиевой пустыни, было выстроено двухэтажное ампирное здание с портиком, проект которого выполнил Л. Руска. Церковь святого Валериана, выстроенная в виде округлой ротонды, находилась в центральной части строения; иконостас в этом храме (одноярусный) был также размещён полукругом. Храм был освящён 21 июня 1809 архимандритом Порфирием (Кирилловым) в 1808—1809 гг. бывшего настоятелем пустыни, в годовщину погибели графа В. А. Зубова. 1-ые инвалиды — насельники Зубовской богадельни появились в 1814 году.

В крипте церкви святого Валериана находилась домашняя усыпальница графов Зубовых, где к началу XX в. насчитывалось 20 семь захоронений, многие из которых были украшены мраморными и бронзовыми бюстами. В крипте церкви были похоронены братья Николай, Дмитрий и Платон Зубовы, их малыши и внуки, также дочь и внук А. В. Суворова — Наталья Александровна Суворова-Зубова и Александр Аркадьевич Суворов. Над входом в усыпальницу была помещена доска из темного мрамора, на которой вызолоченными знаками написано: «Храм нескончаемого упокоения роду светлейшего князя и графов Зубовых сооружен 1809 г.». В 1865—1866 акад. Н. А. Лавров написал четыре новых вида для иконостаса церкви Св. Валериана.

Церковь, как и все другие храмы пустыни, был закрыта в 1919 г. В здании храма разместились мастерские трудовой колонии. В 1923 году были уничтожены все захоронения Зубовых. Здание сохранилось, но вследствие перестроек 1935 г. его вид искажён: оно надстроено (в центре на один этаж, по бокам на два), изменены некие детали отделки.

Церковь Покрова пресвятой Богородицы

Покровский храм был основан в 1844 г., по заказу князя Миши Викторовича Кочубея. Храм возводился над могилой его в один момент умершей юный супруги, княгини Марии Ивановны Кочубей (05.12.1818—20.01.1843). Проект, начатый архитектором Р. И. Кузьминым, в 1859—1863 гг. был переделан архитектором Гаральдом Боссе. Покровский храм был освящён архимандритом Игнатием в 1863 году.

Церковь была взорвана в 1964 году.

Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова был заложена в 1877 г. и освящена в июле 1884 г. петербургским митрополитом Исидором. Проект храма в византийском стиле, вмещающего две с половиной тыщи человек принадлежал А. А. Парланду. Храмовые фасады из разноцветного кирпича были украшены барельефами, изображающими российских святых (архитектор Р. Р. Бах), в окнах храма стояли витражи. По модели архитектора А. М. Опекушина были изготовлены два посеребренные Ангела Воскресения, поддерживающие золоченые королевские врата. Вида королевских ворот были написаны па перламутре. Перед низким иконостасом с иконами на золотом фоне стояли два прекрасных многосвечника, исполненных из лазурита и золоченой бронзы на фабрике Шопена. В храме было освящено три придела.

В 1877 году архимандрит Игнатий освятил нижний придел Архистратига Миши, в память погребенного в нем вице-адмирала М. П. Голицына. Нижняя церковь называлась, вследствие этого захоронения, «Голицынской», и конкретно в ней находились все знатные захоронения : барон Н. М. Лейхтенбергский и его жена графиня Надежда Сергеевна Богарне (урожд. Анненкова) министр народного просвещения А. С. Норов, генерал, сенатор Ф. Я. Миркович, генерал-адъютант А. А. Кавелин. Тут же был погребён и сам скончавшийся 16 мая 1897 г. архимандрит Игнатий, в течение сорока лет возглавлявший пустынь. В текущее время его останки покоятся в храме преподобного Сергия, куда они, по инициативе иеромонаха Игнатия (Бузина), были перенесены в 1997 году, в год столетия со денька преставления архимандрита.

Церковь была снесена в 1968 году.

Церковь Григория Богослова

Надвратная церковь.

Храм Григория Богослова тоже был выстроен, как усыпальница, в 1855—1857 гг, в русско-византийском стиле, по проекту А. И. Штакеншнейдера. Храм строился над могилой генерал-лейтенанта Григория Григорьевича Кушелёва (младшего), на пожертвования его вдовы, Е. Д. Кушёлёвой (урожд. Васильчиковой), владелицы имения в Лигово.

Другие храмы и усыпальницы

В церкви преподобного Сергия Радонежского в приделе страдалицы Зинаиды (освящен в 1861 г.) покоилась княгиня Зинаида Ивановна Юсупова. Нижние приделы занимали богатые семейные гробницы Клейнмихелей, Карцевых, Шишмарёвых, Игнатьевых и других богатых фамилий.

В 1862 году над монастырскими воротами была построена церковь во имя св. Саввы Стратилата. Церковь строилась про проекту А. М. Горностаева, на средства М. В. Шишмарёва, в память наикрупнейшго русского бизнесмена, мецената С Я. Яковлева.

В восточной части монастыря находилась часовня с иконой Рудненской Божией мамы. На Большой Петергофской дороге стояли ещё две часовни. Настоятельские кельи монастыря были выстроены в 1760 году, в их размещалась также картинная галерея. Каменная братская трапезная была построена по проекту настоятеля Игнатия Брянчанинова, а двуэтажные корпуса братских келий со святыми воротами — по проекту А. М. Горностаева в 1862 году. При монастыре находились, не считая общих братских келий, широкая библиотека, двухклассная церковно-приходская школа с общежитием, инвалидный дом и монастырская поликлиника.

Закрытие храмов монастыря началось в 1919 году, но Троицкий собор действовал до 1931 года. С его закрытием были арестованы либо разогнаны последние монахи пустыни. Понятно, что двое из их, последний настоятель пустыни архимандрит Игнатий (Егоров) и иеромонах Филимон (Алексеев), служили на приходах Ленинградской епархии до Огромного террора 1937—1938 годов, когда были арестованы и расстреляны.

В 1968 году была снесена Воскресенская церковь. В 1960 и в 1964 гг. был взорваны Троицкий собор и Покровская (Кочубеевская) церкви. Распоряжение о сносе храмов было подписано основным архитектором Ленинграда В. А. Каменским и членом-корреспондентом Академии архитектуры СССP И. И. Фоминым.

Сохранившиеся храмы монастыря

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1854—1856, арх. А. М. Горностаев) — Объект культурного наследства РФ № 7810427021№ 7810427021 Придел Христа Спасателя Придел Спаса Происхождения Добросовестных Древ. Придел страдалицы Зинаиды Церковь Святителя Григория Богослова (1855—1857, арх. А. И. Штакеншнейдер) — реставрируется Объект культурного наследства РФ № 7810427019№ 7810427019 Церковь Саввы Стратилата (1859—1864, арх. А. М. Горностаев) — надвратная церковь Объект культурного наследства РФ № 7810427008№ 7810427008 Часовня Покрова Пресвятой Богородицы (1873, арх. Д. И. Гримм). Входные ворота Приморской пустыни.jpgЦерковь во имя преподобного Сергия

12 мая 1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была древесной и привезена из усадьбы королевы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.

В 1756—1758 эту церковь поменяли новейшей, разместив на нижнем этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в неё перенесены из прежней постройки; Иконы написал М. Довгалев. После новейшей отделки это помещение освятил 18 июня 1822 епископ Ревельский Григорий, а 26 апреля 1852 в подвале, в усыпальнице кн. Чернышёвых, был освящён «пещерный» придел Спаса Происхождения Добросовестных Древ.

Делая упор на валютную помощь кн. 3. Н. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 году приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двуэтажным, понизу разместив приделы — Христа Спасателя с усыпальницей Апраксиных (освящён 4 июля 1857) и мц. Зинаиды (освящён 28 апреля 1861) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение головного придела произвел 20 сентября 1859 митрополит Григорий в присутствии величавых князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.

Вмещавший 2000 человек храм освещался 2-мя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его место делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт древесными опорами. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по наброскам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.

Иконостас был изготовлен по рисунку А. М. Горностаева, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камешков. Вида в королевских воротах из золочёной бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, создатель фресок, и М. Н. Васильев.

А. Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частичками святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в будущем году А. С. Норов — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золочёного серебра была изготовлена дарохранительница.

Храм был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но очень переделан. Вновь открыт в 1993 (1-ая служба свершилась в праздничек Введения 1993 года). В 1994—1995 гг. алтарная апсида храма была расписана, в технике фрески художником С. Н. Спицыным. Создавая проект росписи алтарной апсиды, живописец взял за эталон византийскую иконографию собора Монреале.

Разрушенные храмы монастыря

Троицкий собор (Собор Пресвятой Троицы) (1756—1760, арх. П. А. Трезини) — закрыт в 1931 году, взорван в 1960 году. Воскресенский собор (Собор Воскресения Христова) (1877—1884, арх. А. А. Парланд) — закрыт в 1920-е годы, разобран в 1968 году. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1844—1863, арх. Р. И. Кузьмин, Г. Э. Боссе) — взорвана в 1964 году. Церковь Валериана Страдальца (1805—1809, арх. Л. И. Руска) — в инвалидном доме, закрыта в 1919 году, восстанавливается. Часовня Иконы Божией Мамы Рудненская (1876, арх. Д. И. Гримм) — погибла в годы Величавой Российскей войны. Часовня Иконы Божией Мамы Тихвинская (1863—1864, арх. А. М. Горностаев) — погибла в годы Величавой Российскей войны. Фото начала XX века Троицкий собор Воскресенский собор Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Усыпальница царевичев Ольденбургских

Настоятели

Варлаам (Высоцкий) (1734—1737) Арсений (Воронов) (1737—1738) Амвросий (Дубневич) (1739—1742) Кирилл (Флоринский) (1742—1743) Арсений (Могилянский) (1744—1752) Афанасий (Вольховский) (1752—1758) Гедеон (Криновский) (1758—1761) Лаврентий (Хоцятовский) (1761—1764) Варлаам (Синьковский) (1765—1766) Димитрий (Грозинский) (1767—1770) Иосиф (Чернявский) (1770—1774) Вениамин (Краснопевков-Румовский) (1774) Транквиллин (1774) Палладий (1774—1778) Иоасаф (Заболотский) (1778—1782) Макарий (Сусальников) (1782—1787) Иннокентий (Полянский) (1787—1788) Анатолий (1788—1792) Арсений (Тодорский) (22 мая — 16 декабря 1792) Досифей (Ильин) (1793—1795) Анастасий (Братановский) (1795—1796) Феофилакт (Русанов) (1796—1798) Амвросий (Протасов) (1798—1799) Флавиан (Ласкин) (1799) Амвросий (Протасов) (1799—1800) Вениамин (Жуков) (1800—1802) Евгений (Болховитинов) (1802—1804) Августин (Сахаров) (1804—1806) Израиль (Звягинцев) (1806—1808) Порфирий (Кириллов) (1808—1809) Анатолий (Максимович) (1809—1812) Мефодий (Пишнячевский) (1812—1813) Иннокентий (Смирнов) (1813—1816) Дамаскин (Россов) (1816—1819) епископы Ревельские Владимир (Ужинский) (1819—1822) Григорий (Постников) (1822—1826) Никанор (Клементьевский) (1826—1831) Смарагд (Крыжановский) (1831—1833) Венедикт (Григорович) (1833) архимандриты Игнатий (Брянчанинов) (1834—1857) Игнатий (Малышев) (1857—1897) Варлаам (Никифоров) (1897—1901) Миша (Горелышев) (1901—1915) Сергий (Дружинин) (1915—1919) Иоасаф (Меркулов) (1919-1930) Игнатий (Егоров) (1930—1931)

Как добраться

От ж.д. ст. Сергиево пешком либо автобусами 229, 359. От ст. метро «Автово» — трамвай 36, автобусы 200, 210, 229. От ст. метро «Автово», «Ленинский проспект» либо «Проспект Ветеранов» — маршрутные такси, идущие в Петергоф и Ломоносов.

Литература

Владимир Котляров Троице-Сергиева пустынь Петроградской епархии (Исторический очерк). — Ленинград, 1958. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Обитель Северной столицы Свято-Троицкая Сергиева пустынь. Исторический очерк. — СПб: Сатисъ, 2002. — 232 стр. ISBN 5-7373-0233-4 Антонов В. В., Кобак, А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия: В 3-х тт. — СПб., Издательство Чернышева, 1996. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. — СПб.: Лики Рф, 2003. — 429 с. Сойкин П. П. Троице-Сергиева пустынь в Петергофском уезде // Православные российские обители: Полное иллюстрированное описание православных российских монастырей в Русской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 191. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1. Троице-Сергиева мужская пустынь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Высококлассная Троицко-Сергиева Приморская пустынь С.-Петербургской епархии. — СПб.: Издание Троицко-Сергиевой Пустыни, 1909. — 33 с.

Ссылки

Официальный веб-сайт Свято-Троицкой Сергиевой приморской мужской пустыни Троице-Сергиева пустынь Курсовое сочинение (1958) священника Владимира Котлярова Свято-Троицкая Сергиева приморская пустынь

Прочитано 1411 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...