Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Спасо-Преображенский женский монастырь (Самара)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
В какой стране находится: Российская империя
В каком городе: Самара
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Казанская и Свияжская→
Симбирская и Сызранская
Тип монастыря: женский
Когда основан (Дата основания): около 1590
Дата упразднения: 1764 год
Статус: упразднён

Описание монатяря "Спасо-Преображенский женский монастырь (Самара)"

Спасо-Преображенский монастырь — дамский православный монастырь, существовавший в городке Самара в XVI—XVIII веках.

Содержание

1 История 2 Монастырские храмы 3 Примечания 4 Литература

История

Гравюра Джона Кэстля. 1730-е годы

Четких сведений об основании монастыря не сохранилось. По сведениям исследователя истории монастырей Симбирской епархии К. И. Невоструева, монастырь существовал фактически со времён основания крепости Самара.

Монастырь размещался около западной стенки древесной самарской крепости, занимая маленький бугор, полого спускающийся к Волге, в районе современной улицы Кутякова.

В отличие от одноимённого мужского монастыря дамский не имел никаких угодий, фермеров, земель и остального. Содержался он на государственное жалование монахиням: (25 алтын в год на человека) и пожертвования от населения. В 1715 году в нём проживало 27 человек. В 1741 году постановлением Святейшего Синода для монастыря был установлен штат в 16 монахинь, также определены новые оклады: 1 рубль 50 копеек игуменье, и монашкам по 75 копеек, также хлеба и овса по две четверти. Позже заместо овёс и хлеб поменяли средствами из расчёта 60 копеек за четверть ржи и 40 копеек за четверть овса. Игуменьями монастыря в период с 1718 по 1764 год были Иустинья Андреева, Иулиания, Александра, Параскева и Феодора.

26 февраля 1764 года вышел указ Екатерины II «О разделении церковных имений…» и в том же 1764 году монастырь был упразднён, а монашки переведены в Симбирский Спасский монастырь.

Монастырские храмы

Основная статья: Спасо-Преображенский храм (Самара) Спасо-Преображенский храм. Фото 1875 года

В 1685 году в монастыре была построена каменная церковь во имя Преображения Господня, и, вероятнее всего, эта церковь была не первой. Церковь строилась жителями Самары. Храм был маленьким: 10 саженей в длину, 5,5 в ширину и 11 в высоту, построен по традиционной схеме для российских церквей: восьмерик на четверике и с купольным окончанием. Наружные углы восьмерика были обработаны трёхчетвертными колонками и широкими лопатками, соответствующими для XVII века. Для улучшения акустики храма в купол были вделаны особые голосники, один из которых находится сейчас в областном музее имени П. В. Алабина. В 1745 году к храму был пристроен также каменный придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Предположительно тогда же была построена трапезная, соединившая храм с колокольней. По описи 1764 года, изготовленной прапорщиком Середолиным, в монастыре имелась каменная колокольня с пятью колоколами. Восточным фасадом церковь выходила на Хлебную площадь, где напротив стоял Казанско-Богородицкий собор. На неё ориентировалась 1-ая самарская улица — Большая (Преображенская), идущая повдоль Волги.

После закрытия монастыря храм стал приходским, но из-за малочисленности прихода был приписан к Троицкому собору. В 1772 году он стал вновь самостоятельным приходом. В период с 1834 по 1843 год церковь вновь числилась приписной к Казанскому собору. Здание мучалось от пожаров, восстанавливалось и перестраивалось. Долгие и длительные годы оно было наистарейшим зданием в Самаре, пока в 1952 году не было снесено при строительстве моста через реку Самара. Вид храма запечатлён на разных фото и открытках. Самое преждевременное известное изображение — гравюра британского художника Джона Кэстля 1730-х годов, на ней церковь показана с древесным навершием: луковичной главкой над основной церковью и вытянутым шатром над колокольней.

Прочитано 2389 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...