Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Самарский Николаевский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Самарский Николаевский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Самара
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Самарская и Ставропольская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1857 год
Дата упразднения: 1930 год
Статус: упразднён

Описание монатяря "Самарский Николаевский монастырь"

Координаты монастыря: 53°12′42″ с. ш. 50°07′57″ в. д. / 53.211750° с. ш. 50.13250° в. д. / 53.211750; 50.13250 (G) (O) (Я)

Самарский Николаевский монастырь — мужской монастырь Самарской епархии Российской православной церкви, действовавший в городке Самара во 2-ой половине XIX — первой трети XX веков.

Стал первым православным мужским монастырём после сотворения Самарской губернии, вначале был оформлен как мужской общежительный монастырь третьего класса, позже стал числиться как необщежительный монастырь второго класса. При русской власти монастырь был закрыт, храмы разобраны. Сохранились отдельные строения бывших монастырских строений на местности Самары.

Содержание

1 История 1.1 Предыстория 1.2 Монастырь в 1860-е годы 1.3 Монастырь сначала XX века 1.4 Монастырь при Русской власти 2 Настоятели 3 Имущество монастыря 3.1 Храмы 3.2 Прочее имущество 4 Истинное время 5 Примечания 6 Литература

История

Предыстория

После сотворения в 1851 году Самарской губернии и Самарской епархии появился вопрос о необходимости сотворения в Самаре мужского монастыря. Некогда в городке существовал Спасо-Преображенский мужской монастырь, но он был упразднён ещё в 1738 году. Епископ Евсевий (Орлинский) выслал в Святейший Синод просьбу об открытии монастыря в Самаре.

Своё прошение Евсевий мотивировал необходимостью созданию приюта для немощного вдового духовенства, необходимостью изготовления малышей бедного духовенства к причетническим должностям, также тем, что церковных подсудимых для тесты и надзора лучше было бы помещать в монастырь, заместо практики рассылки о различным церквям. Не считая того Евсевий обосновывал необходимость открытия семинарии, которую тоже удобнее всего создавать при монастыре, чтоб в распоряжении воспитанников был достаточный участок земли для ознакомления с сельским хозяйством.

По воззрению епископа Евсевия наилучшим местом для монастыря была территория у урочища «Вислый камень», на берегу Волги повдоль Аннаевского оврага и Молоканского сада. Самарский губернатор К. К. Грот согласился этим, и по его настоянию в 1857 году самарское городское общество пожертвовало для грядущего монастыря участок в 77 десятин и 586 сажень с условием, что монастырь не будет препятствовать городку брать с берега Волги, прилегающего к отводимому участку, бутовый камень. Но епархия не имела тогда средств для строительства, и сдала местность в аренду городским жителям, что вызвало конфликт с губернским начальством: земля выделялась под строительство, а не для получения прибылей. Новый самарский архиерей, епископ Феофил (Надеждин) растолковал, что мера эта принужденная, нужная, чтоб собрать средства для обустройства обители.

В новейшей епархии планировалось открытие духовной семинарии, которую планировалось расположить на местности монастыря. Епископ Феофил счёл, что расположить здание семинарии на монастырской местности нереально. Он писал губернатору Гроту 29 мая 1858 года:

Относительно размещения Семинарии на одном с Монастырем участке земли, я тех же мыслей, что Семинарию помещать на этом участке не должно, и меж иными причинами — по той, что за расположением на означенном участке мужскаго Монастыря не остается нисколечко места для Семинарии; ибо монастырь не считая церковных, братских и надворных строений, обязан иметь огород, сад, свечной завод, гостиницу, также с двором; так что, имея в виду несколько десятин земли в означенном участке, негожих ни к разведению сада и огорода, ни к строительству строений, нельзя полагать, чтобы у Монастыря была лишняя земля в назначенном для него участке.

Но во время написания этого письма 90 % местности обители сдавалось в аренду городским жителям под распашку, что отдало повод губернатору проигнорировать письмо и расположить семинарию на местности, принадлежащей монастырю.

Равномерно сформировалась общежительная обитель, в которую стали поступать пожертвования от городских жителей. В 1858 году самарский негоциант Ф. Щепкин пожертвовал будущему монастырю ещё 150 десятин земли, правда уже за Волгой, на её правом берегу. Самарская епархия сдала и эту землю в аренду для получения средств для строительство обители. Помещик Симбирской губернии Астраханцев пожертвовал будущему монастырю древесный дом, из которого была потом построена 1-ая древесная больничная церковь, которую освятили 29 июня 1860 года. Также на пожертвования был построен и 1-ый каменный храм, освящённый в 1861 году.

Монастырь в 1860-е годы

В 1860 году обитель насчитывала 12 человек, а в 1861 уже 50 человек, в ней даже была введена должность настоятеля. Оставалось получить официальный статус. Самарский епископ Феофил направил в Синод повторное прошение об открытии в городке монастыря.

Самарский писатель и публичный деятель Пётр Алабин писал об учреждении монастыря:

Преосвященный Феофил, имея в виду скудость средств на сооружение и содержание проектируемаго монастыря, ходатайствовал пред Св. Синодом об упразднении 1-го из имеющихся монастырей в какой или епархии, где за обилием их, можно это сделать без вреда интересам благочестия и о переводе штата закрытаго монастыря на проектируемый монастырь. Св. Синод уважил это ходатайство и указом от 19 сент. 1860 г. предписал Христофору, епископу Вологодскому, в епархии котораго многие монастыри, от излишества оных, при малочисленности братии, находятся в очень небогатом состоянии, представить свои суждения об упразднении 1-го из монастырей его епархий. Вследствие этаго распоряжения, был закрыт Сольвычегодский Николо-Коряжемский 3-е потрясающий монастырь, потому что он был беден монашествующими (10 человек) и находился в 15 вер. от другаго монастыря Введенскаго, что в Сольвычегодске, куда и была переведена братия упраздненнаго Монастыря.

В конце концов, 1 ноября 1863 года состоялось официальное открытие Николаевского мужского общежительного монастыря третьего класса. Жалованья было положено 417 р. 60 копеек: настоятелю по 57 р. 15 коп, казначею по 10 р. 2 коп., 4-м иеромонахам и 2-м иеродиаконам по 6 р. 90 коп., 4-м монахам по 5 р. 73 коп., на содержание братии, монастырских построек и церковные нужды 286 р. 11 коп., также 240 рублей взамен служителей.

В 1863 году штат монастыря насчитывал 25 человек, в том числе 1 игумен-настоятель, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 1 манатейный монах, 15 рясофорных послушников, 1 стихарный послушник и 2 послушника.

В 1864 году министерство муниципальных имуществ выделило для монастыря 150 десятин из участка «Монастырские паи» для поддержания обители в вещественном отношении. Да и этим территориальные приобретения монастыря не ограничились. Также обители принадлежало 129 десятин земли к каменоломнями, лесом и лугами при селе Ширяев Буерак Сызранского уезда, 250 десятин лугов в 7 милях от монастыря, 500 десятин в Николаевском уезде около реки Чагра, переданные монастырю в 1892 году, и 3 десятины лугов за рекой Самарой, пожертвованные самарским негоциантом В. А. Головачёвым.

В 1867 году был утверждён новый штат, по которому монастырь раз в год получал 657 рублей 60 копеек. Не считая того он получал доходы от использования собственных земель, доход с которых достигал 2500 рублей в год. Ещё до 1000 рублей монастырь получал доходов от свечного завода.

Монастырь сначала XX века

По неким сведениям, в 1907 года в монастыре проживало 55 насельников. Во время русско-японской войны в 1904 году иеромонах Лаврентий был командирован в действующую армию на Далекий Восток.

Православный энциклопедический словарь за 1912 год так пишет о монастыре: «Самарский Николаевский необщежительный, 3 класса, мужской монастырь, в 3 милях от г. Самары, учрежден в 1863 г. Два храма. Управляет Архимандрит, братии 35 человек».

В 1916 году в монастыре в штате числилось всего 22 человека: настоятель-архимандрит, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 8 монахов и 4 послушника, не считая этого было некое число послушников, в штате не состоявших. У этому времени за монастырём числилось 465 десятин 686 сажень земли, не считая того раз в год он получал из казны 1500 рублей пособия, потому что к этому времени был причислен ко 2-му классу.

В 1914 года настоятель затеял строительство каменного корпуса для братских келий, также часовни и школы в Монастырском посёлке. Конструктор П. В. Шаманский сделал проект для строительства. В 1915 году был окончен братский двуэтажный каменный корпус, сохранившийся по сей день. Предстоящее же строительство было остановлено из-за сложной экономической обстановки в военный период. В 1914 году при монастыре был открыт госпиталь.

Монастырь при Русской власти

На основании декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства» всё движимое и неподвижное имущество монастыря перебежало в управление местных органов власти. В декабре 1918 года Самарский отдел народного образования передал трапезную монастыря для размещения вечерних курсов для рабочих. Но продолжала существовать община верующих, которая распоряжалась монастырскими храмами.

Сначала 1923 года была сформирована комиссия при губисполкоме по приёму монастырских корпусов.

В феврале 1930 года монастырь совсем был закрыт постановлением Средневолжского крайисполкома. Монастырские храмы были переданы самарскому заводу № 42 под клуб, но скоро разобраны как и большая часть других строений.

Кирпичи использовались для строительства жилых домов по улице Ново-Садовой, также для строительства фабрики-кухни завода имени Масленникова (сейчас торговый центр «Пассаж»), монумента архитектуры городка.

В 1970-е года на этой местности посёлка Новый Афон был построен 4-й микрорайон Самары.

Настоятели

По видимости первым настоятелем обители был иеромонах Макарий, находившийся в должности с февраля 1860 года. Но уже с 23 июля 1860 года поста настоятеля занял иеромонах Николай. После официального открытия монастыря, с 16 декабря 1863 года его возглавлял игумен Варлаам, состоявший до этого при Уфимском архиерейском доме.

В 1867 года звание настоятеля монастыря было предоставлено преосвященному Герасиму, епископу Самарскому, от его имени обителью управлял наместник иеромонах Исидор, из иеромонахов Хутынского монастыря, не раз бывавший в зарубежных плаваниях. В 1865 году Исидор побывал в Бразилии на фрегате «Генерал-Адмирал», в 1866—1868 годах плавал в Америку и на мыс Хорошей Надежды.

Позже настоятелем был архимандрит Вениамин. В 1907 году указом Синода настоятелем монастыря стал иеромонах Иннокентий (в миру — Викентий Годун), некогда послушник Киево-Печерской лавры, принявший постриг в Самаре в 1900 году.

Последним настоятелем обители с 13 сентября 1911 года и по октября 1917 года был архимандрит Анатолий, прошлый оптинский монах.

Имущество монастыря

Каменное строительство началось в монастыре только после 1860 года, ранее все постройки были только древесными. Пётр Алабин в 1877 году отдал последующее описание монастыря:

«Ныне в монастыре находятся: странноприимный дом, двуэтажный, на каменном фундаменте, — достаточно пространное здание; каменный, двуэтажный, на 13 саженях, корпус, в верхнем этаже которого помещается настоятель и монастырская библиотека, а в нижнем братия; полукаменный дом на 8-ми саженях, для помещения братии; древесный, обложенный кирпичом, 1-этажный трапезный корпус; древесный, с подвалами флигель, в каком с 1865 года устроен свечо-восковой завод; баня; погреба; подвалы; службы и скотный двор; в конце концов, снутри монастыря, есть кладбище, на котором, с разрешения архиерея, погребают и не принадлежащих монастырю покойников; место для сада и огорода, хотя ни того, ни другого доныне не разведено, также как нет колодца с водою. Монастырь обнесен каменною оградою с 4-мя, по углам её, башнями».

Храмы Файл:Nikolaevsky church (Samara).jpg Храм, освящённый в 1909 году во имя святителя Николая Чудотворца

В монастыре в протяжении его существования имелось три храма.

1-ый храм был древесный двухпрестольный с основным престолом во имя иконы Божией Мамы «Всех скорбящих удовлетворенность». Он был построен в 1860 году как однопрестольный. Сначало церковь именовалась Больничной. По скудости средств братия создаваемого ещё монастыря выстроила церковь из пожертвованного обители древесного дома. Иконостас был полотняный, походного типа. Некогда он был передан из Киева в Саратов, когда раскрывалось Вольское викариатство, после упразднения которого иконостас был передан в Самарскую епархию

Позже, стараниями самарского негоцианта Василия Ефимовича Буреева, иконостас был заменён на неизменный. Храм был освящён 29 июня 1860 года епископом Феофилом. В 1868 году заботами настоятеля монастыря и самарского епископа Герасима церковь была отремонтирована и приведена в соответствующий вид, а потом 12 мая 1868 года храм был освящён в честь иконы Божией Мамы «Всех скорбящих Радость».

В 1884 году храм был перестроен, в нём был устроен придел во имя великомученика Пантелеимона, освящённый 5 мая 1885 года. Храмовые празднички отмечались в основном приделе 24 сентября, а в приделе — 27 июля. Икона Божией Мамы всех скорбящих удовлетворенность была перенесена из Крестовой церкви. Храмовая икона Божией Мамы «Всех скорбящих Радость» находилась под сенью у правого клироса. Она была перенесена из Крестовой церкви, причём с условием раз в год на некоторое количество дней возвращать её в Крестовую церковь для отправления подобающего в её честь богослужения. Икона имела в высоту 12 с половиной вершков и в ширину 10 вершков. Её декорировала серебряная с позолотой риза, расшитая маленьким жемчугом.

В 1860 году был построен каменный однопрестольный храм, освящённый в 1861 году во имя святителя Николая Чудотворца. При храме имелось две колокольни.

В 1901 году из-за ветхости храм был упразднён. Настоятель архимандрит Вениамин замыслил строительство нового огромного храма, который был заложен 5 мая 1902 года епископом Гурием.

Имя создателя начального проекта не сохранилось. Понятно, что пятиглавый, трёхпрестольный собор «византийского стиля» сначала строился под наблюдением конструктора Ф. П. Засухина, вносившего также конфигурации в проект. Но в 1904 году Засухин был призван в армию, и в предстоящем за строительством следил другой самарский конструктор А. А. Щербачёв. 11 октября 1909 года состоялось праздничное освящение собора. Главный престол был освящён во имя святителя Николая Чудотворца, правый придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святого Великомученика Пантелеимона, а левый — во имя иконы Божией Мамы «Владимирская» и Святителей Феодосия Угличского и Иоанна Златоуста. На освящении присутствовали самарский епископ Константин, настоятель монастыря игумен Иннокентий, прошлый настоятель монастыря архимандрит Вениамин, специально приглашённый из городка Можайска, где он тогда жил, также огромное количество другого самарского духовенства.

Храм был рассчитан на 1500 человек молящихся. Шикарный иконостас был пожертвован известным самарским филантропом, почётным гражданином городка А. Н. Шихобаловым. Левый и правый иконостасы были изготовлены иконостасных дел мастером и богомазом И. В. Белоусовым в русско-византийском стиле. Он же расписал стенки храма, на которые было нанесено 96 картин на библейские сюжеты. Позже Белоусов был похоронен у стенок храма. Престольный праздничек отмечался 6 декабря.

Прочее имущество

Монастырь размещался на местности, ограниченной современными улицами Осипенко, Челюскинцев (ранее Ново-Никольской и Орловской соответственно), Радонежской и берегом Волги

Сам монастырь был окружён стенкой, жилые и служебные корпуса находились на огороженной местности. Два двухэтажных каменных строения занимали настоятель и братия, ещё в 2-ух располагались трапезная и странноприимный дом, открытый в 1872 году. Ещё одно каменное здание сдавалось епархиальному управлению под свечной завод. Также снутри монастыря находилось кладбище, на котором за отдельную плату хоронили и мирян. Так на этом кладбище был похоронен основоположник первой самарской кумысолечебницы Н. В. Постников.

Надворные службы располагались в постройках конкретно у стенок монастыря, там же были изба для кучера и дворника, квасоварня, баня, каретник, ледник. Также имелось 2 каменных подвала, погреб, сарайчик и амбар для хранения продовольствия.

За оградой находилась гостиница для богомольцев на 6 мест, построенная в 1900 году, и конюшня. Кроме остального имущество у обители имелись водяная мельница на реке Мелекесс, и рыбные ловли на реках Сок и Кондурча, пожалованные царем из казённого имущества при учреждении обители.

К концу XIX века на монастырских землях образовалось два посёлка, Монастырский и Новый Афон. В Монастырском посёлке находилось более 130 домовладений, размещались мыловарня и кирпичный завод. Кварталы Нового Афона окружали монастырь со всех боков.

Истинное время

В текущее время от зданий монастыря сохранились малое.

Это каменные монастырские ворота, которые, по легенде, избежали разрушения в память о маёвке, прошедшей около их в 1905 году. Но на данный момент они размещены не на начальном месте, вначале вход в монастырь был со стороны современной улицы Циолковского. Дата и причина перемещения ворот не известна. 19 октября 2013 в особые ниши над воротами были установлены иконы Божией Мамы «Всех скорбящих Радость» (со стороны тротуара улицы Осипенко) и Николая Чудотворца (со стороны улицы Осипенко и бывшей монастырской местности), убранные оттуда в 1920-х годах. Тогда же была установлена памятная табличка с короткой справкой о сохранившихся зданиях монастыря.

Сохранился двуэтажный каменный дом (некогда келейный корпус 1915 года постройки) по адресу улица Осипенко 10а, получивший в 1992 году статус монумента архитектуры городского значения. В годы русской власти в здании размещалась мужская школа, потом вечерняя школа для рабочей молодежи № 41. В русский период в помещении одно время находился банк, после закрытия которого здание длительное время пустовало. На данный момент в нём размещается коммерческая компания, которая провела полный ремонт, изменивший внешний облик фасада строения.

Также к бывшим монастырским постройкам относится здание постройки начала 1910-х годов, отданное под детский сад по адресу Осипенко 12, некогда бывшее монастырской трапезной. Изначальный внешний облик фактически уничтожен поздними ремонтами.

Часть корпуса строения Самарской Духовной Семинарии на улице Радонежской, 2 тоже некогда размещалась на монастырской местности, хотя и не относилось конкретно к монастырю

Школа № 16, открытая 6 октября 1937 года, стоит на фундаменте, оставшемся от разобранного храма.. В годы Величавой Российскей войны в школе располагался штаб 40-го зенитно-прожекторного полка. Спортивная площадка и двор школы находятся на местности монастырского кладбища.

Прочитано 1998 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...