Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Самарский архиерейский дом

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Самарский архиерейский дом

фотография 1915 года
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Самара
Епархия монастыря: Самарская и Сызранская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1851 год
Дата упразднения: 1930 год
Статус: не действует

Описание монатяря "Самарский архиерейский дом"

Координаты монастыря: 53°11′52″ с. ш. 50°06′18″ в. д. / 53.19778° с. ш. 50.10500° в. д. / 53.19778; 50.10500 (G) (O) (Я)

Самарский архиерейский дом — официальная резиденция главы Самарской и Ставропольской епархии, представляла собой мужской монастырь Российской Православной церкви, располагавшийся в городке Самара.

Был сотворен сходу после образования Самарской и Ставропольской епархии в 1851 году для управления имуществом и валютными средствами архиерея. Длительное время не имел собственного строения. Обладал загородным скитом с летним домом епископа и часовней. При русской власти был закрыт в 1930 году, но главное здание сохранилось и по сей день употребляется в качестве учебного корпуса Самарского муниципального технического института.

Содержание

1 История 1.1 1-ое здание 1.2 2-ое здание 1.3 Неизменная резиденция 1.4 Пригородный скит 1.5 При Русской власти 2 Современное состояние 3 Монастырские храмы 3.1 Храм во имя архистратига Божия Миши (Крестовая церковь) 3.2 Церковь во имя святого Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна 3.3 Церковь-часовня во имя Воздвижения Добросовестного и Животворящего Креста Господня 4 Примечания 5 Литература

История

Архиерейский дом был основан 1 апреля 1851 года, на последующий денек после праздничного открытия Самарского епархиального управления. Целью архиерейского дома было заведывание имуществом и деньгами, принадлежащими архиерейской кафедре.

В первом его штате, утверждённом Святейшим Синодом, было 10 человек: эконом, два иеромонаха, исповедник, казначей (он же ризничий), иеродиакон, монах и три послушника.

Будучи штатным монастырём архиерейский дом получал содержание из казны:

архиерею на жалование, пропитание и экипаж — 743 рубля 40 копеек в год; на монашествующих — 87 рублей 51 копейку; на 44 служителя с их семействами — 275 рублей.

Для содержания архиерейского дома кроме валютных выплат из муниципального имущества были переданы:

в 1854 году водяная мельница на реке Боровке в Бузулукском уезде, приносившая годичный доход в 400 рублей; сенокосные луга в 8 милях от Самары общей площадью в 480 десятин, приносившие до 600 рублей дохода; в 1858 году рыбные ловли на реке Самаре, приносившие до 500 рублей дохода.

Негоциант Щетвин пожертвовал монастырю лесной участок в 150 десятин рядом с селом Ширяев Бурак, приносивший до 100 рублей дохода, а протоиерей Кротков пожертвовал участок луга за рекой Самарой площадью в 10,5 десятин и приносивший от 10 до 30 рублей в год.

1-ое здание

Сначало архиерейский дом не имел собственного строения. Епископ совместно с братией поначалу располагались в оплаченной усадьбе помещика Д. А. Путилова, находившейся на углу улиц Дворянской и Алексеевской (сейчас улицы Куйбышева и Красноармейская). Это была одна из наибольших и красочных усадеб Самары, так по улице Дворянской она протянулась на 50 сажень, а по Алексеевской на 75 сажень. Она размещалась на холмике, спускающемся от Дворянской улицы к Волге. Верх холмика занимали постройки, а на склоне был разбит сад.

Барский дом, в каком фактически и располагался архиерейский дом, был древесный, обложенный снаружи кирпичом, с 4-мя мезонинами и широкой террасой. Снутри насчитывалось 15 комнат. В 1851 году к нему был изготовлен каменный пристрой размерами 19 на 14 саженей для размещения Крестовой церкви, которой епископ Евсевий освятил во имя Сергия Радонежского. 7 января 1852 года на квартире епископа случился пожар, при тушении которого пострадал иконостас, размещавшейся в помещении Крестовой церкви. Но скоро иконостас, сооружённый на средства благотворителей, был восстановлен, и церковь действовала дальше на том же месте. Не считая дома в усадьбе имелись древесный флигель, изба, два амбара, каретник и конюшня.

В 1854 году Д. А. Путилов продал усадьбу дворянину Н. Н. Кроткову, который продолжал сдавать её архиерейскому дому за 1500 рублей серебром в год. И хотя эти издержки в той либо другой степени компенсировались: для оплаты аренды из гос казны раз в год архиерейскому дому выделялось 4000 рублей ассигнациями, но высочайшая арендная плата вынуждала сберегать и просить у Святейшего Синода средства на строительство собственного строения. Позже, когда архиерейский дом был перенесен, а усадьба была снесена, на аллее Струковского сада продолжал лежать камень, служивший основанием престола домовой церкви, в память о первой епископской резиденции в Самаре.

2-ое здание

При епископе Феофиле (Надеждине) архиерейский дом сменил место пребывания.

В 1857 году состоялись торги, в каких от духовной консистории участвовал эконом кафедрального собора священник Алексей Никитич Кротков. На его имя была приобретена усадьба титулярного советника Смирнитского, занимавшая одну третья часть 116 квартала Самары, в районе Хлебного переулка (сейчас Студенческий переулок). Усадьба была отведена для размещения духовного училища с правом епископу проживать в ней до возникновения собственного дома.

В 1861 года архиерейский дом перебрался в новое здание. Казённые средства на аренду закончили выделяться. А по указу Синода 44 человека служителей были изменены на каждогодную компенсацию в 1760 рублей на наём работников. Крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского разместилась в перестроенной прохладной древесной хозяйственной постройке во дворе.

В 1862 году архиерейский дом получал каждогодний доход всего в 5259 рублей, чего было недостаточно для поддержания нужного консульства епископа. Ситуация несколько стала лучше в 1867 году, когда по новенькому штату монастырю стало полагаться 1500 рублей на жалование архиерею, 3100 рублей на певчих, служителей и братию, также 100 рублей на ремонт дома. Ещё до 1500 рублей приносила торговля свечками и богослужебными книжками в построенной филантропами и переданной архиерейскому дому часовне.

Неизменная резиденция

Практически четверть века самарский архиерей располагался во временных помещениях, что было очень неловко и властелину, и его окружению. Но вопрос с обзаведением собственного строения под архиерейский дом решался медлительно.

Ещё в 1853 году городским обществом Самары было выделено место для грядущего архиерейского дома поблизости грядущего кафедрального собора в одном квартале с духовной семинарией. Пару лет ушло на освобождение местности от существовавших на ней филистерских зданий. В 1855 году губернский конструктор А. И. Мейснер составил проект каменного двуэтажного дома с церковью, флигелем для певчих и разными служебными постройками. Но в Санкт-Петербурге был разработан новый проект, который был высочайше утверждён 17 октября 1857 года. Смета составила 74 450 рублей. Но Святейший Синод ещё практически 20 лет не выделял средств, а собственных денег епархии не хватало на схожее строительство.

Средства поступили исключительно в 1875 году. За стройку взялся негоциант М. И. Назаров, обещавший окончить строительство за три года. Так и вышло. Осенью 1875 года здание было вчерне готово и покрыто. На отделку и украшение ушло ещё два года. Совсем строительство было завершено в 1878 году и обошлось в 77,5 тыщ рублей. Усадьба архиерейского дома размещался на углу улиц Соборной и Александровской (сейчас Молодогвардейская и Вилоновская).

Архиерейский дом, сейчас находящийся по адресу: улица Вилоновская 22а, размещался в глубине усадьбы, в окружении сада. На нижнем этаже разместились кельи, канцелярия, швейцарская и гардероб. На втором этаже находились комнаты епископа, его приёмная и домовая церковь во имя Архангела Миши, обустроенная на личные средства епископа Герасима (Добросердова). Архиерейский дом с трёх сторон был обнесён каменной стенкой, а с четвёртой стороной к нему примыкала стенка Самарской духовной семинарии.

В 1881 году штат Самарского архиерейского дома был увеличен до 14 человек: 7 монашествующих и 7 послушников.

В 1899 году у строения архиерейского дома появился каменный двуэтажный пристрой, в каком расположился вокальный корпус, а домовая церковь расширилась за счёт молельни архиерея. А в 1900 году храм был дополнительно расширен за счёт приёмной, переехавшей на нижний этаж и части вестибюля. Продолжилась и застройка архиерейского подворья. Появились здание правления епархии (сейчас ул. Галактионовская 102) и здание духовной консистории (сейчас Вилоновская 22).

Проект строения для консистории был разработан самарским архитектором А. А. Щербачёвым в 1895 году, но он был отклонён в Санкт-Петербурге, потому что был выполнен в стиле ренессанса, а не положенного Строительным уставом российского стиля. Проект был переделан, и здание выстроено и освящено в 1905 году.

В 1901 году в Самарской епархии появилось викариатство, и в архиерейском доме было обустроено помещение для размещения викария во время его приездов в Самару.

В 1916 году в штате монастыря состояли исповедник, экономиста, два иеромонаха, два иеродиакона, один монах и семь послушников.

Пригородный скит

Пригородный скит для монастыря планировалось выстроить ещё в 1854 году на земле, пожертвованной самарским обывателем Леонтьевым. Участок находился за губернской земской больницей (сейчас поликлиника имени Пирогова). Но перевод епископа Евсевия в Иркутск и погибель Леонтьева помешали осуществлению планов.

В 1866 году для размещения скита на торгах было приобретено 18,5 десятин земли в восьми милях от Самары, за Постниковым оврагом. К этому участку городское общество выделило ещё 10 десятин выгонной земли в вечное владение архиерейскому дому. Спустя год сооружение скита было завершено, строительство велось в главном на пожертвования и обошлось в 10 тыщ рублей.

Пригородный архиерейский скит — киновия — был официально открыт 17 октября 1867 года. В нём были построены древесная церковь во имя Иоанна Предтечи, летний архиерейский дом, кельи с тёплыми и прохладными службами. Были разведены сад и огород. В скиту повсевременно проживали два иеромонаха и 10 послушников, содержавшиеся на подаяния доброхотов и доходы от каждодневной службы в храме.

При Русской власти

После установления Русской власти и выхода в свет в 1918 году декрета СНК «Об отделении церкви от страны» Архиерейский дом перешёл в подчинение Самарского губернского комиссариата по вероисповедальным делам. 1 сентября 1922 года был закрыт пригородный скит, на его местности разместилась трудовая колония детей-инвалидов. В 1928 году постановлением Самарского губисполкома была закрыта домовая церковь архиерейского дома. В конце концов в июле 1930 года был закрыт и сам архиерейский дом.

Здание совместно с домовой церковью было передано открывавшемуся механическому институту.

Современное состояние

Современный храм в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Здание архиерейского дома сохранилось по сей день и принадлежит Самарскому техническому вузу. Снаружи здание не перетерпело особенных конфигураций, а снутри, даже невзирая на перепланировку под учебное заведение, как и раньше угадываются алтарный объём, центральный и боковые нефы. На сводах сохранилась начальная декоративная отделка. Существовавшее над храмом навершие в виде главки с крестом утрачено, но 2-ая главка, располагавшаяся над архиерейской молельной, сохранилась.

Большая часть строений пригородного скита было разрушено, но каменное здание трапезной уцелело. С 1992 года в этом сохранившемся корпусе скита по адресу улица Ново-Вокзальная 178 устроен Иоанно-Предтеченский храм, нареченный также как и существовавший в скиту ранее. На базе Иоанно-Предтеченского храма планировалось строительство храмового комплекса, проект которого разработан архитектором А. В. Шошиным. По проекту комплекс должен включать в себя собор, крестильный храм, дом причта и административно-хозяйские постройки. Действующий храм предполагалось использовать как крестильную церковь. Планировалось также создание маленького озера, на берегу которого будет установлена часовня. Но по состоянию на 2011 год, строительство комплекса так и не начиналось.

В 2000 году на места бывшего скитского кладбища был установлен мраморный памятный крест, авторства конструктора А. В. Урюпина.

Монастырские храмы

Храм во имя архистратига Божия Миши (Крестовая церковь) Улица Панская (сейчас Ленинградская). Слева вдалеке видна Крестовоздвиженская храм-часовня

Место для строительства храма было освящено епископом Герасимом 27 мая 1875 года. Храм разместился в северо-восточной части второго этажа архиерейского дома. По мемуарам современников:

храм был не широк, но прекрасен, иконостас в нём вызолоченный, а иконы качественной работы.

15 октября 1878 года преосвященный Серафим освятил храм во имя Архистратига Божия Миши и иных бесплотных сил. В предстоящем, при епископе Гурии, храм два раза увеличивался за счёт иных помещений второго этажа. 30 июля 1900 года, после 2-ой реконструкции было совершено маленькое освящение храма, а на последующий денек состоялись освящение антиминса и божественная литургия. Создатель проекта реконструкции точно не известен, по подразумевается, что это был узнаваемый самарский конструктор А. А. Щербачёв.

Церковь во имя святого Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна

Древесная церковь во имя святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна была освящена 17 октября 1867 года.

Невзирая на далённое от городка местопребывание храм был очень любим городскими жителями. Его посещали и дачники, и бессчетные паломники, останавливавшиеся в скиту. Оживлённо отмечался престольный праздничек — Рождество Иоанна Предтечи, о котором оставил свои мемуары самарский краевед Константин Головкин:

Ещё намедни, к вечеру из городка тянулись, кто пешком, кто на тележках либо дрожках в скит «богомольцы» с самоварами, узлами и корзинами. Посреди «богомольцев» можно было созидать торговцев и разносчиков с различного рода снедью и питьем, мороженщиков и иных. Прибыв на место, горожане размещались по всей площади скитских владений, кто в лесу, кто на опушке, либо на полянках. Везде загорались костры, бурлят самовары, кругом шум и говор. Монахи под особым навесом греют для желающих в огромных котлах воду для чая. Наступает «ночь под Ивана Купала». Многие не дремлют всю ночь, гуляют и спускаются на сберегал Волги… Рано днем всё оживает и дополняется новыми и новыми приезжими и приходящими из городка… Церковь убрана зеленью, цветами и пол её устлан благоухающей свежайшей травкой. Слышится радостный и веселый гул колоколов. Площадь скита совсем оживает, дымят костры и самовары, слышится хохот, говор, … звуки гармоники.

Схема фасада часовни

После закрытия скита в 1922 году его постройки стали разрушаться. Церковь была снесена, озеро засыпано, кладбище уничтожено. Исключительно в 1980-х годах по благословению епископа Евсевия был воссоздан Иоанно-Предтеченский приход, настоятелем которого стал протоиерей Олег Булыгин.

В 1991 году сохранившееся здание бывшей трапезной было обустроено под православный храм. Создателем проекта реконструкции стал конструктор М. Б. Егоров. С 15 февраля 1992 года в храме начались постоянные богослужения, хотя работы по оформлению храма продолжались ещё пару лет.

Член Союза живописцев Рф С. Л. Щеглов в 1998 году оформил иконостасный ряд, а в 1999 году написал иконы для алтаря. Также он реставрировал несколько икон в средней части храма, в том числе икону Божией Мамы «Иверская» написанную монахинями Иерусалимского Горненского монастыря в 1911 году. Им храм снаружи украшен иконами, написанными на глиняной плитке: над входом в церковь и на алтарной апсиде.

Церковь-часовня во имя Воздвижения Добросовестного и Животворящего Креста Господня Троицкая площадь. Слева видна Крестовоздвиженская часовня

Самарские негоцианты, известные филантропы И. М. Плешанов, П. М. Журавлёв и А. Н. Шихобалов занесли 3 тыщи рублей на строительство часовни для архиерейского дома.

Каменная часовня была построена в 1866 году и освящена 14 сентября 1866 года во имя Воздвижения Добросовестного и Животворящего Креста Господня. Она размещалась на Троицкой площади Самары по адресу ул. Панская 63 и была наибольшей из самарских часовен: 5 на 5 саженей. В строительном плане часовня являла собой каменный шатёр, украшенный луковичной главкой.

В часовне велась торговля восковыми свечками и религиозной литературой. Епископ Герасим каждую пятницу совершал в часовне богослужения, привлекавшие огромное число верующих. Он планировал перевоплотить часовню в церковь, зачем была изготовлена полукруглая алтарная апсида, но воззвание часовни в храм было произведено уже после его перевода в Астраханскую епархию.

Храм-часовня был закрыт в 1920-х годах. В нём разместился склад антисептических отравляющих веществ. А в 1950-х годах при строительстве дома 65 по улице Ленинградской часовню снесли.

Прочитано 1077 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...