Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Мойский Свято-Троицкий монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Мойский Свято-Троицкий монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Мойка
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Самарская и Ставропольская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1860 год
Дата упразднения: 1920-е
Известные насельники: Арсений Алексеев
Антоний Смирнов
Статус: упразднён

Описание монатяря "Мойский Свято-Троицкий монастырь"

Состояниеотпатрулирована

Перейти к: навигация, поиск Монастырь Мойский Свято-Троицкий монастырь Страна Наша родина Село Мойка Конфессия православие Епархия Самарская и Ставропольская Тип мужской Дата основания 1860 год Дата упразднения 1920-е Известные насельники Арсений (Алексеев) Антоний (Смирнов) Статус упразднён

Координаты монастыря: 52°56′36″ с. ш. 51°52′28″ в. д. / 52.94333° с. ш. 51.87444° в. д. / 52.94333; 51.87444 (G) (O) (Я)

Мойский Свято-Троицкий монастырь — мужской монастырь Самарской епархии Российской православной церкви, действовавший в селе Мойка Самарской губернии во 2-ой половине XIX — первой трети XX веков.

Был основан в конце 1850-х годов на средства и на земле, пожертвованными местными сельскими помещиками. К февралю 1860 года были отстроены нужные строения, и сформировалась монастырская община, которую в августе такого же года Святейший синод утвердил в статусе нештатного общежительного монастыря. Монастырская братия достигала 38 человек, при монастыре имелась церковно-приходская школа, библиотека и четыре храма: три на местности монастыря и один в отдаленной киновии. В 1915 году монастырь пострадал от пожара, но стремительно был восстановлен. После установления русской власти некое время существовал под видом сельскохозяйственной артели, но потом был закрыт, а все постройки уничтожены.

Содержание

1 История 2 Настоятели и насельники 3 Имущество 3.1 Монастырские храмы 4 Примечания 5 Литература

История

В конце 1850-х годов муниципальный крестьянин Лаврентий Кузмин, и несколько его сподвижников, представлявших различные сословия, решили предназначить себя монашеской жизни, и «соорудить с Божией помощью, обитель для христиан мужского пола».

Помещица села Ключегорье Бузулукского уезда Самарской губернии, вдова капитана артиллерии, Анна Путилова пожертвовала для сотворения монастыря 110 десятин (120 га) земли, приобретенных ею у собственного брата Н. И. Христа около границы меж Самарским, Бузулукским и Бугурусланским уездами, с условием, чтоб в обители совершали вечное поминовение по её супругу и другим родственникам. Не считая того, для поддержания монастыря она пожертвовала ещё 200 десятин (218 га), выделенные ей из собственного наследственного имения в селе Ключегорье, с тем, чтоб там была устроена маленькая киновия, для нескольких отшельников, в это время обитавших в ключегорских пещерах.

В апреле 1858 года Лаврентий Кузмин обратился с ходатайством об открытии обители к самарскому епископу Феофилу, который препроводил прошение в Святейший синод. В 1859 году обладатель деревни Мойка Н. Христ отвёл землю для размещения кладбища и строительства храма при нём.

К октябрю 1859 года были построены маленькая кладбищенская древесная церковь, древесный корпус на 8 келий с трапезной, древесный дом настоятеля с несколькими кельями и палисадником и некие другие постройки. В феврале 1860 года сложилась монастырская община.

Святейший синод считал открытие мужского монастыря в Самарской епархии очень полезным как для воздействия на религиозно-нравственную жизнь в округах, так и для ослабления позиций старообрядцев в регионе. Беря во внимание, что для открытия монастыря уже практически всё было готово, имелась церковь и другие строения, а будущее обители было довольно обеспеченным благодаря землевладению, Синод постановил:

открыть на реке Самаре близ села Мойка, на землях, жертвуемых вдовой капитана Путилова, мужской общежительный монастырь, с именованием его Свято-Троицким по пожеланию жертвовательницы земли; закрепить в принадлежности монастыря все 310 десятин пожертвованной земли; численность монастырской братии определять по легкодоступным для этого средствам монастыря; настоятель должен избираться братией из собственного числа и утверждаться епархиальным архиереем; монастырь должен существовать на собственные средства безо всякой помощи из казны; в Ключегорье, на жертвуемой Путиловой земле обустроить киновию, где расположить несколько монахов, «любящих уединение» для наблюдения за монастырским хозяйством, а после устроения тут церкви совершать в ней вечное поминовение покойного супруга Путиловой.

20 августа 1860 года правитель Александр II утвердил определение Святейшего синода «Объ открытіи въ Бузулукскомъ уѣздѣ, близъ села Мойки, мужескаго общежительнаго монастыря съ киновіею».

В 1861 году в монастыре было 33 насельника: 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 3 манатейных монаха, 9 рясофорных послушников, 4 послушника и 13 трудников.

В монастыре имелись библиотека, насчитывавшая 100 книжек, и выписывавшая журнальчики «Странник» и «Современный листок», и архив, в каком хранились дела с момента основания обители. В 1887 году в монастыре на правах школы грамоты было открыто училище.

В 1905 году монастырь был обнесён каменной оградой, в какой с южной стороны были построены новые ворота с аркой, над которой установили крест.

29 декабря 1915 года в монастыре вспыхнул пожар, в огне сгорело много зданий, в том числе странноприимный дом. В 1916 году он, как и часть других построек был построен поновой. В 1916 году в монастыре проживало 38 человек: 8 иеромонахов, 2 иеродиакона, 12 монахов, 2 рясофорных послушника и 14 трудников.

После установления русской власти монастырь со всем имуществом перешёл в ведение уездного земляного отдела. На монастырской земле была организована коммуна «Солнце правды», в 1921 году объединённая с другими коммунами и перевоплощенная в сельхозартель имени Клары Цеткин. В 1919 году был арестован и по приговору ревтрибунала расстрелян один из иеромонахов монастыря — Иван Романов. В 1922 году бузулукская уездная комиссия по учёту церковного и монастырского имущества изъяла ценности из Мойского монастыря: были изъяты икона Божией Мамы в серебряной ризе, серебряное кадило, дарохранительница, серебряный ковчег — всего 12 серебряных вещей.

Скоро после чего монастырь был совсем закрыт, но точную дату его ликвидации установить пока не удалось. В 1930-е годы все монастырские постройки были разрушены, строительный комплекс был уничтожен.

В марте 1993 году глава администрации Самарской области издал распоряжение о восстановлении монастыря и его передаче в ведение Самарской епархии, но постановление реализовано не было.

Настоятели и насельники

Иеромонах Антоний (Смирнов)

С момента образования обители и по март 1865 года её настоятелем был иеромонах Иоанникий (И. Сергеев). После него пост настоятеля занял иеромонах Аарон (А. Соколов), монах из Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря, возглавлявший монастырь по октябрь 1873 года, ранее принимавший роль в Крымской войне и награждённый за роль в боях бронзовым крестом на ленте ордена Святого Владимира, а за кроткую жизнь награждённый набедренником.

Позже настоятелем были иеромонах Геронтий, также выходец из Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря

C 1878 по 1888 год строителем и настоятелем монастыря был иеромонах Николай (Кожевников), за награды по епархиальному ведомству в 1885 году возведённый в сан игумена. Позже обитель возглавлял игумен Авраам (по июль 1910 года)

Последним настоятелем монастыря с 1911 по октябрь 1917 года был иеромонах Флавиан (Ф. Шаповалов).

Игумен, миссионер, один из основоположников Союза российского народа Арсений (Алексеев) с 1860 по 1863 год пребывал в Мойском Свято-Троицком монастыре в качестве послушника.

Пятнадцать лет провёл в монастыре послушником будущий иеромонах Антоний (в миру Василий Смирнов). В годы Первой мировой войны он был корабельным священником минного заградителя «Пруток», умер вкупе с кораблём, и посмертно был награждён орденом Святого Жору 4-й степени.

Имущество

Базу владений монастыря составляли земляные участки: помещик Николай Иванович Христ в 1859 году пожертвовал 3 десятины (3,3 га) под строительство храма и монастырское кладбище. Его сестра, вдова артиллерийского капитана, Анна Ивановна Путилова пожертвовала обители 310 десятин (339 га), из которых 110 десятин занимали монастырские постройки, а 200 десятин — киновия. Их близкий родственник, помещик Клинок в 1884 году пожертвовал обители ещё 160 десятин (175 га), и на 30 десятин (33 га) возросло монастырское владение благодаря помещице Васильевой.

Для размещения настоятеля и братии на местности монастыря имелось 4 древесных корпуса. Не считая этого имелись сапожная, портняжная, плотничья, бондарная мастерские, кухня с пекарней, трапезная, просфорная. Во владении монастыря также был кирпичный завод мощностью 150 тыщ штук в год, позже увеличенной до 200 тыщ.

Имелось снутри обители кладбище для монашествующих, на котором за необыкновенную плату были бы похоронены и миряне.

За монастырской оградой находился странноприимный дом, построенный в 1860 году. В 1881 году к нему был изготовлен пристрой. Также имелись скотный двор, два хозяйственных двора, рига для молотьбы хлеба, каменная хлебная сушилка. Рядом с сушилкой в 1883 году соорудили мельницу с 2-мя поставами. На скотном дворе содержалось 15 лошадок и 8 скотин.

В 2-ух милях от обители в 1865 году была построена киновия. Она была обнесена древесной оградой, в ней имелся древесный флигель на 3 кельи и домовая церковь. Также имелся пчельник на 200 ульев.

В 1871 году братия заложила фруктовый сад площадью 12 400 квадратных сажень (5,6 га), где было посажено 700 яблонь.

Монастырские храмы

Всего в монастыре было четыре храма.

Первым в 1859 годы был построен древесный однопрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца. Вначале он был кладбищенским, а в 1860 году перешёл монастырю. Храмовый праздничек отмечался 6 декабря.

В 1876 году на средства прихожан был построен тёплый каменный однопрестольный храм, освящённый во имя иконы Божией Мамы «Живоносный источник». При храме появилась 1-ая колокольня, также каменная, с шестью колоколами, стоявшая раздельно на каменных столбах. Храмовый праздничек отмечался в пятницу на Пасхальной неделе.

В 1881 году на средства благотворителей был построен тёплый древесный двупрестольный храм. Главный престол был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. В храме располагались двуэтажные настоятельские кельи, под храмом имелся подвал. Храмовые празднички отмечались 7 сентября для головного престола и 7 января в приделе.

Также у монастыря имелась древесная однопрестольная домовая Иоанно-Предтеченская церковь в пригородном ските. Рядом с ней на столбах висело 4 колокола, а в подвале находилась просфорная. В 1885 году храм был перестроен и покрыт железом.

Прочитано 1128 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Воскресенский монастырь (Тольятти)