Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Рдейский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Рдейский монастырь

Успенский собор
В какой стране находится: Россия
Местоположение монастыря: Холмский район, НовВ каком городе:ская область
Какова конфессия: православие
Когда основан (Дата основания): вторая половина XVII века
Дата упразднения: 1932 год
В каком состоянии: полуразрушенный

Описание монатяря "Рдейский монастырь"

Рдейский монастырь размещен в Холмском районе Новгородской области. Недействующий, в прошедшем принадлежал Российской православной церкви.

Содержание

1 Положение 2 История 3 Современное состояние 4 Литература 5 Примечания 6 Ссылки

Положение

Монастырь находится на Рдейском озере, окружённом широким Рдейским болотом, на местности муниципального природного заказника «Рдейский», положение о котором было утверждено постановлением Новгородской областной Думы № 114-ОД от 28.12.1994, и ликвидированного постановлением Новгородской областной Думы № 725-ОД от 27.08.2008.

Расстояние до райцентра Холмика — приблизительно 30 км, до Старенькой Руссы — 100. Это малонаселённая и труднопроходимая территория.

История

Четкая дата основания монастыря неведома. Считается, что это случилось не ранее 2-ой половины XVII века.

В 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной принадлежности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу гос казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позже, из-за её значимой удалённости от жилища, приход был переведён в окрестную деревню Наволок.

Следующая история Рдейского монастыря плотно сплетена с негоциантом А. Н. Мамонтовым. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, при его содействии, приход переводится назад в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни. В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь раскрывается вновь. Согласно новенькому наименованию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для молодых детей». Негоциант Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.

С сих пор, снова же — при денежной поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается насыщенное строительство. Описание монастырских строений 1890 года докладывает, что в это время на местности монастыря находились каменная церковь Успения, древесная часовня, двуэтажный древесный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некие хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, также каретный двор.

В 1893 году вокруг монастыря была построена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — древесная.

По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный конструктор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При денежной поддержке негоцианта Мамонтова было запланирована постройка каменного собора на 750 человек. Строительство нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в 1902. Создателем проекта был академик А. С. Каминский, исполнителем — конструктор И. Т. Барютин. Иконостас был сделан столичным мастером Захаровым. Пожертвования на строительство от негоцианта Мамонтова составили 150000 рублей. Все расходы превысили сумму в 350000 рублей. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Он был оборудован современной системой парового отопления.

После революции в монастыре начались волнения посреди послушниц. В течение недлинного времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе длилось до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.

Современное состояние

Постройки монастыря очень пострадали во время войны. Из их сохранилась только каменная часть ограды 1893 года и Успенский собор, который находится в разорённом аварийном состоянии. Вполне отсутствует кровля, двери и окна, верхнее перекрытие заросло деревьями; из декора сохранились элементы иконостаса из белоснежного венецианского мрамора и остатки итальянской плитки.

Плитка, кровельное железо и другие достойные внимания элементы зданий растаскивались как местными жителями так и некими заезжими гражданами. Не считая того, монастырское кладбище часто подвергалось набегам со стороны так именуемых чёрных копателей.

В ближайшее время возрос энтузиазм к возрождению «Рдейщины», который поддерживается экспедициями мото- и дельтапарапланеристов к Рдейскому монастырю, раз в год проводимые в феврале-марте начиная с 2001 года. В 2008 году в районе сотворен благотворительный фонд возрождения Рдейского монастыря «Фонд Рдейский монастырь». Основной целью Фонда является консервация, восстановление, охрана и содержание строительного монумента Рдейский монастырь, возрождение Рдейского монастыря. При его участии начата консервация храма (покрытие куполов плёнкой) с целью сохранения монумента для его следующего восстановления. Как отметили ИА «Ваши новости» в областном комитете культуры, туризма и архивного дела, в восстановлении обители огромное роль воспринимает Новгородская епархия.

Литература

Сойкин П. П. Рдейская пустынь в Старорусском уезде // Православные российские обители: Полное иллюстрированное описание православных российских монастырей в Русской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 150. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1. Рдейская Успенская пустынь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Прочитано 1607 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...