Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Высоковский Успенский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Высоковский Успенский мужской монастырь
Высоковский Успенский монастырь.jpg
В какой стране находится: Россия
Местоположение монастыря: Ковернинский район, НижеВ каком городе:ская область
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: В каком городе:ецкая и Ветлужская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Герасим Иванов
Когда основан (Дата основания): 1784 год
Статус: Действующий
В каком состоянии: дейсвующий

Описание монатяря "Высоковский Успенский монастырь"

Координаты монастыря: 57°23′46″ с. ш. 43°55′09″ в. д. / 57.396216° с. ш. 43.919163° в. д. / 57.396216; 43.919163 (G) (O) (Я)

Высо́ковский Успе́нский монасты́рь (Высо́ко-Успе́нская пу́стынь) — мужской монастырь Городецкой епархии Российской православной церкви, расположенный в заволжских лесах на высочайшем берегу реки Утрус в 2-ух километрах от села Высоково Ковернинского района, в 160 км от Нижнего Новгорода. Основан в 1784 году как старообрядческий скит, с 1801 года — единоверческий скит, а с 1920 года — штатный монастырь. В 1929 году был закрыт, а в 1996 году — возрождён.

Высоковский Успенский монастырь является одним из малочисленных сохранившихся монастырских комплексов с увлекательным строительным ансамблем периода классицизма. Каменные постройки монастыря построены сначала 19 века, практически сразу, что обеспечило единство и целостность большого строительного ансамбля.

Содержание

1 История 1.1 Возрождение монастыря 2 Строения 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки

История

Казак Екатеринославского Донского казачьего войска Григорий Иванов в возрасте 38 лет ушёл в старообрядческий Комаровский скит, где он принял иноческий постриг с именованием Герасим и прожил 10 лет. В 1784 году он вкупе с иноком Паисием, удалился в более уединённое место в «Рымовских» лесах Макарьевского уезда Костромской губернии к двум инокам, жившим на высочайшем правом берегу лесной речки Утруса. Новое поселение стало именоваться Высоковский скит по наименованию наиблежайшей деревни Высоково.

Сюда стали приходить и скрываться все новые беглые иноки и беглые священнослужители. Было получено разрешение светских властей на строительство древесного молитвенного дома. К 1800 году тут уже насчитывалось до 50 жителей.

Монастырские летописи хранят признание инока Герасима, согласно которому он 15 лет хранил «спокойствие совести», но потом он стал колебаться в избранном пути. Герасим решил «понудить себя на молитву ко Господу Богу». Совершая при особенном воздержании молитвенные подвиги, Герасим получил от Бога внушение самому изучить старопечатные книжки, Священное Писание и учения Святых Отцов об архиерействе и священстве.

Герасим уверил других иноков последовать его примеру. 8 октября 1801 года был составлен письменный «приговор» 22 насельников и воззвание с прошением в Святейший Синод.

В качестве просителей перед церковными властями из скита с соответственной доверенностью были высланы двое иноков: Дионисий (в миру столичный негоциант 2-ой гильдии Дмитрий Андреевич Рахманов) и инок Паисий (столичный обыватель Петр Тимофеев), которые, разумеется, тогда имели паспорта, были более свободными в собственных передвижениях и не преследовались как старообрядцы со стороны властей. В собственном прошении о присоединении к единоверию жители Высоковского скита указали определенный условия, на которых они могли быть согласны воссоединиться с официальной Церковью.

Начальные прошения оставались безрезультативными пока не направили прошения императору Александру I. 1-ое прошение было удовлетворено не на сто процентов. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) отдал официальное согласие и благословение на строительство иноком Герасимом с братией в Высоковском скиту первой древесной церкви. Но министр внутренних дел граф Виктор Кочубей официально отказал в просимой для строительства монастыря земле, объявив желание властей, чтоб иноки расслабленно оставались существовать в собственном Высоковском скиту, где они и живут.

Получив данные постановления властей, 4 ноября 1803 года инок Паисий с благословения настоятеля вновь обращается в Святейший Синод с еще одним прошением «дозволить братии имеющуюся в скиту часовню перестроить и освятить как храм во имя Успения Божией Мамы, с наименованием в предстоящем Высоковский скит монастырём, и настоятеля инока Герасима рукоположить во священника».

Для выполнения вышеназванного повеления в Высоковский скит были командированы Макарьевского Унженского монастыря игумен Ирах и исправник костромского земского суда некоторый И. В. Минин. После освидетельствования имеющейся ситуации на месте они признали вероятным скитскую часовню перестроить в церковь, а у обывателей скита, составляющих братство иноков и послушников, все имеющиеся документы и паспорта отыскали действительными и не подлежащими сомнению.

10 августа 1804 года в Святейшем Синоде был подписан Высокий Указ, разрешающий насельникам Высоковского скита имеющуюся часовню перестроить в церковь и освятить. На тот период времени в Высоковском скиту проживало порядка 18 иноков и 168 послушников из фермеров.

7 июня 1807 года указом Костромской Духовной Консистории было дано благословение церковь освятить. Перед освящением храма над каждым из иноков, присоединяющихся из раскола в единоверие, была прочтена соответственная разрешительная молитва.

13 августа 1807 года состоялось освящение первого древесного храма, перед освящением над каждым переходящим в единоверие иноком была прочтена разрешительная молитва. В течение 12 лет более 500 живущих в окружении раскольников присоединилось к единоверческой церкви, став прихожанами Успенской церкви.

13 июля 1820 года Александр I переименовал Высоковский скит в «общежительную для монашествующих пустынь», с заглавием Высоковской Успенской., при всем этом Высоковский Успенский монастырь становился штатным третьеклассным общежительным монастырём.

Обер-прокурор князь Голицын всячески покровительствовал новенькому монастырю и оказывал различную помощь и содействие в решении заморочек новейшей обители. Так, благодаря содействию обер-прокурора, 14 июля 1823 гола строитель иеромонах Герасим во время собственного пребывания в Петербурге был удостоен личной встречи в кабинете Зимнего дворца с царем Александром I. Во время беседы с ним основоположник монастыря обратился к нему с ходатайством о помощи в строительстве единоверческой обители. Его Величество «соизволил пожаловать на сооружение в Высоковской, пустыни каменной церкви святителя Николая 5 тыщ рублей средств муниципальными ассигнациями».

В скором времени 6 января 1825 года Преосвященным епископом Самуилом строитель иеромонах Герасим «за не плохое и ревностное управление Высоковской пустынью» был возведён в сан игумена. И в этом же году 29 июня настоятель игумен Герасим «в вознаграждение трудов его в воззвании раскольников к православной Греко-Российской Церкви на правах единоверия» в костромской Петропавловской церкви епископом Самуилом был построен в сан архимандрита.

Потом построенная на эти средства 1-ая в монастыре каменная Никольская церковь была освящена в 1827 году.

Около монастыря появилась деревня Выселок Успенский. На местности монастыря находились четыре церкви: Соборная Успенская (с одним престолом, построенная в 1834 году; во имя Святителя Николая (каменная, теплая, с одним престолом), построенная и освященная 1835 году; во имя святого страдальца Жору (древесная, теплая, с одним престолом), построенная и освященная в 1834 году. Особенность планировки заключается в размещении построек на 3-х террасах.

В 1910 году, по официальным данным, в Высоковском монастыре находилось: 3 иеромонаха, 1 иеродьякон, 4 монаха и 14 послушников. Разумеется, немногочисленное количество насельников было связано с тем, что обитель эта являлась единоверческой и находилась вдалеке от больших поселений.

В 1929 году монастырь был закрыт, по его местности проложена асфальтовая дорога, а на площади выстроены магазины. Монастырские строения были переданы колхозу: в Успенском соборе хранилось сено, в церкви 3-х Святителей находились деревообрабатывающие мастерские, в настоятельском корпусе — колхозная контора и жилые квартиры. Рядом появилась маленькая деревня Выселки. После переезда колхоза бывшие монастырские строения остались заброшенными.

В 1979 году решением Горьковского облисполкома сохранившийся строительный ансамбль монастыря был взят под муниципальную охрану как монумент архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус монумента федерального значения.

Возрождение монастыря

Монастырь начал возрождаться в 1996 году.

В 1999 году по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) сохранившиеся постройки Высоковского монастыря были переданы Церкви. 19—20 апреля 2000 года по представлению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая Священный Синод принял решение о возрождении монашеской жизни.

После предназначения в 2002 году настоятелем игумена Александра (Лукина), началось активное восстановление монастыря: за 2,5 года под его управлением все строения монастыря были покрыты кровлей, восстановлены купола и установлены кресты. В колокольне восстановлены лестничные марши, оборудован для летних служб храм 3-х Святителей, под братский корпус отремонтирована бывшая монастырская поликлиника. В 2005 году братский корпус являлся единственным жилым помещением, в нём располагалась храм-часовня в честь святителя Николая, в какой совершались зимние службы. Также в братском корпусе находились трапезная, котельная и склады.

В 2005 году в обители проживало два человека: иеромонах Паисий и инок Андрей, а в Балахне находилось подворье с древесным храмом-часовней. Бригадой строителей выполнялась реконструкция настоятельского корпуса, велись работы по отделке в колокольне и Никольской церкви.

Строения

В монастыре сохранились:

пятиглавый Успенский собор с 4-мя древними портиками (1834), Трехсвятительская церковь с трапезной (1835), Никольский храм (1827), корпуса настоятеля и келейный (1860—1870), четырёхъярусная «падающая» колокольня высотой 75 м, смотровая площадка — 60 м (1800—1830), юго-западная башня ограды (1820—1830).

Прочитано 1619 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...