Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Троице-Сергиева лавра

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Троице-Сергиева лавра
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра.JPG
Троице-Сергиева лавра. Зимний вид
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Сергиев Посад
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Сергий Радонежский
Когда основан (Дата основания): 1337 год
Кто настоятель монастыря: Феогност Гузиков
Статус: охраняется государством
В каком состоянии: Действующая лавра

Описание монатяря "Троице-Сергиева лавра"

Состояниеотпатрулирована

Перейти к: навигация, поиск См. также: Свято-Троицкий монастырь Монастырь Троице-Сергиева лавра Свято-Троицкая Сергиева лавра Свято-Троицкая Сергиева Лавра.JPGКоординаты монастыря: 56°18′37″ с. ш. 38°07′46″ в. д. / 56.31028° с. ш. 38.12944° в. д. / 56.31028; 38.12944 (G) (O) (Я)

Тро́ице-Се́ргиева ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева ла́вра — наикрупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь Рф (РПЦ), расположенный в центре городка Сергиев Посад Столичной области, на реке Кончуре́. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337 году. Но ряд историков считает, что это вышло в 1342 году.

С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об воззвании в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.

В Средние века, в отдельные моменты истории, монастырь играл приметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Согласно принятой церковной историографии, учавствовал в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время (См. Троицкая осада).

Содержание

1 История монастыря до 1744 года 1.1 Монастырь при Сергии Радонежском 1.2 Монастырь в XV—XVI веках. 1-ые каменные сооружения 1.3 Развитие монастыря с XVII века по начало XVIII века 2 Расцвет Лавры 3 История Лавры в XX веке 3.1 Реставрация Лавры 3.2 Религиозная жизнь 4 Архитектура 4.1 Троицкий собор 4.2 Сооружения XVI—XVII веков 4.3 Сооружения XVIII—XX веков 5 Учебные заведения на местности монастыря 6 Современная жизнь обители 7 Настоятели 7.1 Игумены 7.2 Архимандриты 7.3 Священноархимандриты (ставропигиальный монастырь) 7.4 Наместники 8 Фото 9 Скиты и подворья Троице-Сергиевой лавры 10 См. также 11 Библиография 12 Примечания 13 Ссылки

История монастыря до 1744 года

Монастырь при Сергии Радонежском Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра» Глобальное наследство ЮНЕСКО, объект № 657 рус. • англ. • фр.

В 1337 году Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холмике Маковец, в 10 милях от Хотьково. Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Скоро братьями был поставлен маленькой древесный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). 1-ые монастырские сооружения — храм святой Троицы и несколько келий — занимали только малую часть современной местности лавры, располагаясь в её юго-западном углу. После ухода Стефана будущий преподобный некое время подвизался в одиночестве, но с течением времени вокруг его келии поселились и другие иноки. В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре был введён общежитийный утомившись. Территория монастыря была разбита на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый древесный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; сзади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён древесной оградой (тыном). Над воротами была устроена ещё одна древесная церковь, во имя Дмитрия Солунского. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря сначала был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После погибели Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.

Гравюра Бориса Чорикова. Сергей Радонежский (справа, держа в левой руке Евангелие) крестом благословляет величавого князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой

Скоро Троицкий монастырь стал духовным центром столичных земель, поддержкой столичных князей. Тут в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на схватка с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме святой Троицы; за полгода до собственной кончины Сергий передал управление монастырём собственному возлюбленному ученику Никону.

Монастырь в XV—XVI веках. 1-ые каменные сооружения

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён монгольским ханом Едигеем, но последующие 200 лет его истории прошли практически ясно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из основных русских святынь. Монастырь в протяжении нескольких веков являлся культурным и религиозным центром Русского страны. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке тут было сотворено «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из больших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.

В 1422 году на месте древесной церкви (которая была перенесена восточнее) игуменом Никоном был заложено 1-ое каменное сооружение монастыря — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле. При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского. В росписи храма участвовали выдающиеся богомазы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана именитая «Троица». Троицкий собор почитался столичными князьями: тут совершались молебны перед походами и по успешном окончании их (как, к примеру, Василий III отметил тут молебном удачный поход на Псков в 1510 году, а Иван IV Суровый сделал молебен в честь удачного взятия Казани в 1552 году), «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.

С Троицким монастырём связано одно из самых драматичных событий междоусобных войн в Столичной Руси. В 1442 году в монастыре у гроба Сергия состоялось примирение Василия II c двоюродным братом Дмитрием Шемякой, которым закончились долгие и длительные годы междоусобицы. Но спустя два года Дмитрий нарушил данную клятву; люди Шемяки схватили Василия, молившегося у гроба Сергия, и выслали под конвоем в Москву, где спустя два денька Василий был ослеплён и сослан в Углич. Духовенство Троицкого монастыря осудило деяния Дмитрия Шемяки (первой в церковном осуждении Шемяки стоит подпись троицкого игумена Мартиниана), а освобождённый из заточения Василий II в 1450—1462 годах отдал монастырю ряд жалованных грамот.

Троицкий собор длительное время оставался единственным каменным сооружением монастыря. В 1469 году под управлением столичного зодчего Василия Ермолина на центральной площади была построена каменная трапезная. Это было двухэтажное здание, состоявшее из 2-ух палат: «малой трапезы отцов» (трапезной для братии) на нижнем этаже и «царской палаты» на втором этаже. Тип одностолпной палаты, в первый раз применённый в Троицком монастыре, потом был применен строителями Грановитой палаты в Москве, после этого получил обширное распространение. В XVIII веке на месте трапезной была построена современная колокольня. Близ трапезной по проекту Еромолова выстроили каменную поварню. В 1476 году около Троицкого собора псковскими мастерами была сооружена церковь Сошествия св. Духа.

В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения давно ожидаемого отпрыска князя Василия III, грядущего царя Ивана IV Сурового. В 1547 году, чуть в Москве окончились пышноватые празднования по случаю женитьбы Ивана IV, юный правитель с женой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, ежедневно молясь у гроба Сергия. Потом правитель нередко бывал монастыре, совершал молебны по случаю больших побед российских войск; за время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря более 25 тыщ рублей. При Иване Суровом была осуществлена перепланировка монастыря. Ещё с 1540-х годов велось строительство белокаменных стенок вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стенок в форме неверного четырёхугольника протяжённостью около полутора км был построен. Вот тогда монастырская территория заполучила имеющиеся сейчас размеры. Сразу со строительством стенок в трёх прилегающих к монастырю оврагах были устроены плотины, а с южной стороны был выкопан большой пруд. Троицкий монастырь перевоплотился в сильную крепость. В 1561 году он получил статус архимандрии.

В 1559 году в присутствии царя был заложен новый большой собор, получивший заглавие Успенского. Строительство храма растянулось на долгие и длительные годы; в 1564 году оно было прервано из-за большого пожара, во время которого «выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах, и колоколы многие разлилися и поварни все, и гостии двор, и служни дворы...». Освящение собора состоялось уже после погибели Ивана Сурового, в 1585 году, в присутствии нового царя Фёдорвея Иоанновича. После чего в 1585-1586 годах по велению королевской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдорвея Иоанновича и королевы Иры Феодоровны Годуновой не было малышей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены именитые монастыри и храмы страны «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Иры, которые являлись тезоименитыми святыми королевской четы.

К концу XVI века Троицкий монастырь стал наикрупнейшим монастырём Рф; в его принадлежности насчитывалось 2780 поселений, велась активная торговля — торговые суда монастыря прогуливались в забугорные страны.

Развитие монастыря с XVII века по начало XVIII века Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры»

В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского. Польско-литовские войска, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий и неоднократно решали пробы штурма; в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась цинга, во время эпидемии умерло выше 2-ух тыщ человек. Всех погибших относили в Успенский собор. К концу зимы людей, способных защищать монастырь с орудием в руках, осталось наименее 200. Невзирая на все трудности монастырь стойко оборонялся, по характеристике самих поляков он был вооружён «людьми, железом и мужеством». В процессе удачных вылазок осаждённых огромное количество людей теряли и поляки; во время одной из вылазок умер отпрыск Лисовского Станислав. Узнав о подкопе под Пятницкую башню, заступники построили напротив подкопа вторую стенку, а потом в процессе удачной вылазки подорвали подкоп. 12 (22) января 1610 года осада была снята русскими войсками под предводительством Миши Скопина-Шуйского. Монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внёс архимандрит Дионисий, помогавший Ополчению большими пожертвованиями и поддерживавший дух войска. Вред, нанесённый монастырю, описан в «Сказании Авраамия Палицына»:

...от подкопов и от слухов стенки градные расседошися, а в других местех не много не подаше и строения: во обители же службы и келия братския без покрова быша и многие келии и службы в монастыре погорели.

Но авторитет монастыря, ставшего одним из знаков мужества российского народа, вырос, а вкупе с ним возросли и пожертвования в казну. Монастырские укрепление стремительно удалось вернуть (при всем этом стенки были надстроены в высоту и увеличены в ширину, а башни обрели дошедший до наших дней вид), начало строительство новых построек. Рядом с Духовской церковью была построена большая колокольня, у восточной стенки Трапезной появилась церковь Миши Малеина. Стенки Трапезной были украшены броской росписью. На месте древесного дворца Ивана Сурового были построены королевские хоромы. Около 1640 года был выстроен каменный двуэтажный корпус келий. Посреди других больших монастырских сооружений XVII века — церковь Зосимы и Савватия, Больничные палаты.

Последний раз монастырь лицезрел под своими стенками неприятеля в 1618 году, в процессе похода на Москву польского королевича Владислава. Пришло время благоденствия монастыря; число крестьянских дворов, принадлежавших обители, достигнуло 16,8 тыщ, превысив число крестьянских владений царя и патриарха. Собственные кирпичные фабрики монастыря обеспечивали непрерывное проведение строй работ. В окружавших монастырь прудах монахи разводили рыбу, по берегам их были сделаны фруктовые сады, поставлены ветряные мельницы.

В 1682 году, во время Стрелецкого мятежа, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I. Конкретно в Троице-Сергиевом монастыре произошла экзекуция над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. При нём в обители появилась прекрасная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. С сооружением новейшей Трапезной формирование строительного вида центральной площади монастыря было практически на сто процентов завершено Над восточной стенкой монастыря на средства Строгановых в 1699 году была построена надвратная церковь Иоанна Предтечи.

Сначала XVIII века строительство на местности монастыря замерло. Наша родина вступила в Северную войну (на военные нужды Пётр I взял из монастырской казны 400 тыщ рублей); потом началось строительство новейшей столицы Росии — Санкт-Петербурга — в связи с чем царём был введён запрет на строительство каменных построек во всей Рф. Только в 1708 году у стенок монастыря были развёрнуты строй работы: из-за появившейся опасности проникания шведской армии в глубь Рф Москву и окрестные крепости, в том числе Троице-Сергиев монастырь, было решено укрепить. У Успенских и Бардовых ворот были сооружены каменные мосты; под монастырскими стенками появились глубочайшие рвы и бастионы. Рвы просуществовали до 1830-х годов, а земельные укрепления близ угловых башен сохраняются до настоящего времени.

Преемники Петра Величавого на русском престоле не проявляли огромного энтузиазма к судьбе монастыря; появились даже планы переноса обители поближе к новейшей столице, но им не судьба было осуществиться. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету.

Расцвет Лавры

После восшествия на престол Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета монастыря. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позже, в 1814 году, в монастырь была переведена Столичная Духовная академия, одно из больших религиозных учебных заведений Рф). Скоро (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Столичный.

Елизавета Петровна нередко посещала Лавру. Каждый её приезд сопровождался праздненством — фейерверками, пушечной стрельбой и пышноватыми трапезами. Летом в монастыре проводились увеселения; за монастырскими стенками был выстроен пышноватый увеселительный дворец Корбуха, окружённый оранжереями и парком во французском стиле. Строительство развернулось и на местности самой обители. Ещё в 1738 году столичному конструктору Ивану Мичурину было доверено составить генеральный план монастырской местности. План был составлен и выслан в Петербург, но был и утверждён только в 1740 году; совместно с планом пришёл и проект новейшей монастырской колокольни, разработанный придворным архитектором Шумахером. Петербугский конструктор предложил расположить колокольню в геометрическом центре главной площади. Но Мичурин считал, что в этом месте колокольня окажется заслонена другими сооружениями и «от такая малова расстояния... народом видна много быть не может»; Мичурину удалось достигнуть переноса места строительства к северу. В 1741 году свершилась закладка колокольни; строительство растянулось практически на 30 лет и было завершено только в 1770 году. Для новейшей звонницы прямо на местности монастыря был отлит царь-колокол весом в 4065 пудов.

Перестройке должны были подвергнуться многие сооружения Лавры; строительный стиль монастырских сооружений планировалось привести в соответствие вкусам середины XVIII века. В 1745 году был вычерчен альбом перестройки всей лаврской местности с подробным описанием зданий монастыря. Ускорению перестройки содействовал сильный пожар, случившийся в 1746 году, который уничтожил все древесные постройки монастыря. Началась глобальная реконструкция Лавры в соответветствии с альбомом 1745 года; работы длилось до 1789 года. Новый вид монастырских сооружений напоминал наружное убранство дворцов тех пор. Строения были выкрашены в калоритные тона, подчёркивавшие красоту белоснежных и золотых лепных деталей. Под стать наружному декору пышноватый вид получили интерьеры сооружений. Самую шикарную отделку обрели Королевские чертоги (лепнина и живопись на потолке, наборный паркет, изразцовые печи, шёлковая обивка стенок). Начальный декор многих старенькых построек был утрачен; к примеру, сооружения повдоль западной стенки монастыря, в том чиле Больничные палаты, обрели единый фасад с схожими окнами и галереей на столбах. Некие строения (в том числе кузница и оружейная палата) были разобраны. Архитектура ряда сооружений в альбоме была вычурна; контролировавшим перестройку конструкторам Ивану Мичурину и Дмитрию Ухтомскому удалось внести в проект ряд существенных конфигураций (к примеру, было отменено решение о строительстве над монастырскими зданиями двуъярусных фигурных крыш по голландскому эталону). Перестройка затронула и древнейшие храмы обители; так, главы Троицкого собора и Духовской церкви были подмены на луковичные, а сводчатую паперть Троицкого собора поменяли высочайшим крыльцом. Главы большинства храмов позолотили. На местности Лавры появились мощёные белоснежным камнем дорожки, а основная аллейка — от Святых ворот до Троицкого собора — была украшена коваными решётками. В конце концов, в 1792 году на главной площади был сооружён обелиск с медальонами, текст в каких повествует об истории монастыря; обелиск употреблялся как хронометр — на трёх его сторонах расположены солнечные часы.

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. 1890-е гг. Фото Ф. Я. Алексеев Троице-Сергиева лавра. Вид на Успенский собор, колокольню и Трапезную палату

В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра стала одним из богатейших монастырей Рф, заходила в число самых больших землевладельцев (в 1763 году, в преддверии большой конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тыщ душ фермеров). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) содействовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; значительны были пожертвования в пользу российской армии (в 1812-м году — около 70 тыщ рублей), ополчения (см. Дионисий Радонежский). Значение Лавры как культурного центра также росло; в 1814 году сюда из Москвы была переведена Духовная академия, расположившаяся в здании Королевских чертогов. В связи с размещением академии ряд построек был перестроен, появились новые постройки, — всё это, по воззрению неких исследователей, привело к нарушению целостности строительного комплекса.

К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы на местности Посада (древняя и новенькая), мастерские (создание игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. У стенок Лавры велась бойкая торговля, близ монастыря появлялись торговые ряды, гостиницы и доходные дома. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некие малые монастыри и скиты.

Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (сейчас в Третьяковской галерее, Москва) — завлекали тыщи паломников со всех концов Рф.

В Лавре захоронены представители авторитетных российских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и другие архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. Бессчетные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значимым фондом рукописей обладает лаврская библиотека — тут хранятся и российские летописи, и рукописные книжки XV—XVII веков, и уникальные эталоны российских раннепечатных книжек (на 1908 год — около 10 000), исторические документы}.

Более известными настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство, святитель Филарет, переписывавшийся с А. С. Пушкиным и основавший близ Лавры Гефсиманский скит, и святитель Иннокентий (Вениаминов), прошлый первым православным епископом Америки.:6-7.

История Лавры в XX веке

В 1-ые годы XX века на местности монастыря длилось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.

Троице-Сергиева лавра. Фотохром (цветная литография) 1890-е годы

1918 год стал началом сложного периода в истории Лавры. По утверждении 20 января (по ст. ст.) 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви от страны и школы от церкви, Лавра, как и другие монастыри в Рф, находящиеся на местности, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, но монашеская жизнь длилась явочным порядком до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты. 10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Столичная Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия. 20 апреля 1920 года, невзирая на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об воззвании в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедля, а братия была выселена и отыскала для себя место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 года. В том же 1920 году на местности Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древний, «никоновский», 1420 года). На местности Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.

Реставрация Лавры

К концу 1930-х годов некие монументы Лавры были отчасти перестроены и адаптированы под жильё и другие не характерные им хозяйственные нужды.

1-ая комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры была сотворена ещё в 1918 году, но проходившие под её наблюдением реставрационные работы были не периодическими, не было одного проекта реставрации. Зачинателем и устроителем планомерных реставрационных работ стал директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком — Загорский музей, в 1938 году был приглашён юный конструктор И. В. Трофимов. Ему было доверено, в развитие декрета 1920 года, подписанного Лениным, об воззвании ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в музей, приготовить обоснованный доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного ансамбля. В следующие два года он подготовил справку об историко-художественном значении строительного ансамбля Лавры и программку его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи работ и сметы по пятнадцати объектам. На основании этих материалов 1 февраля 1940 года было принято постановление Совнаркома, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стенок объявлялся Загорским муниципальным историко-художественным музеем-заповедником. И. В. Трофимов был назначен научным управляющим и основным архитектором этих работ. Для их производства был организован особый научно-производственный строительный участок и сотворен Учёный совет, утверждённый Муниципальным комитетом по делам искусств; на проведение запланированных работ правительством была выделена сумма в 6 млн рублей. Председателем совета был назначен конструктор академик И. В. Рыльский, учёным секретарём — В. П. Зубов, представителем от заказчика, Загорского музея, — конструктор Н. Д. Виноградов. В совет входили конструктор академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А. В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В различное время в качестве консультантов приглашались академики А. В. Щусев и И. Э. Грабарь, с 1940 года осуществлявший наблюдение за реставрацией живописи; генерал-лейтенант, Герой Русского Союза Д. М. Карбышев; специалисты по прикладному искусству и живописи Н. Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков; историки —А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский. Рабочих-реставраторов не хватало, и в 1945 году было открыто художественно-ремесленное училище с трёхлетней программкой обучения, готовившее белокаменщиков, лепщиков, плотников и других мастеров реставрационных работ.

Троице-Сергиева Лавра. Современный вид.

Ансамбль Троице‑Сергиевой Лавры складывался в протяжении четырёх веков, с XV по XVIII век включительно, и совместно с развитием ансамбля изменялся и вид его отдельных сооружений. Задачей реставратора было отыскать художественный оптимум для каждого монумента, другими словами момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в процессе сотворения проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтоб возвратить ансамбль к какому‑то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию либо синтез всего художественного развития.

В работе И. В. Трофимова воспринимал огромное роль отец, живописец В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность узреть монументы конкретно после восстановления..

Невзирая на бессчетные трудности военного и послевоенного времени, удалось устранить аварийное состояние ряда памятников, выполнить серьезную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, отчасти Королевских чертогов и значимых участков крепостных стенок и башен. В особенности значимые работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и практически возвращённым из небытия (но разборка трапезной XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были наикрупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы. Вокруг стенок монастыря была организована 30-метровая запрещенная для строительства охранная зона.

После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в главном по памятникам, переданным Столичной Патриархии, стал вести прошлый студент‑практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году вместе с А. Г. Устиновым предложивший полный проект рестараврации ансамбля лавры. В процессе рестараврации в 1956—1959 годах все строения и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их сторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены разносторонне, а именно, И. В. Трофимов отмечал принципные ошибки и вред, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация длилось и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан под управлением архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.

В 1993 году строительный ансамбль лавры вошёл в Перечень глобального наследства ЮНЕСКО.

В 1990-е и 2000-е годы ряду построек была возвращена начальная расцветка стенок, отремонтированы кровли храмов, восстановлены росписи; масштабной реставрации подвергалась колокольня. Весной 2004 года на колокольню был поднят поновой отлитый Царь-колокол, гул которого прихожане в первый раз услышали 30 мая такого же года, в праздничек Пятидесятницы.

Религиозная жизнь

Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась главным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в столичный Данилов монастырь.

В мемуарах архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) обозначено, что главу преподобного Сергия Радонежского, скрытую на период закрытия Лавры, возвратил к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил её в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Мамы в Виноградове.

Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечерком 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, возвращённый в том же году Патриархии. 1-ая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года.. В мемуарах 1-го из свидетелей возрождения Лавры, протодиакона Сергия Боскина встречается много упоминаний об отце Иларионе, возглавившем вкупе с архимандритом Гурием 1-ые богослужения после 26-летнего отсутствия в обители монашеской жизни. По свидетельству протоиерея Владимира Жаворонкова, 1-ый богослужебный возглас после открытия Лавры был изготовлен папой Иларионом.

В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов).

21 ноября 1946 года Патриарх Алексий I освятил поновой трапезный храм прп. Сергия Радонежского, прошлый закрытым для богослужения с 1921 года.

В конце 1946 года Лавра была показана отпрыску президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с женой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В следующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обыкновенной практикой.

В 1949 году в стенках Лавры возобновила деятельность Духовная академия, воссозданная в 1946 году).

15 ноября 1959 года Патриархом Алексием I был благословлён новый Утомившись Троице-Сергиевой Лавры. В Лавре проходили Поместные Соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов. В пещерном храме под Успенским собором погребены Патриархи Алексий I († 1970) и Пимен (Извеков) († 1990).

Архитектура

Бессчетные строительные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены наилучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 построек различного предназначения. Строительный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.

Троицкий собор Основная статья: Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Самое преждевременное сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белоснежного камня, построенный в 1422—1423 годах на месте древесного одноимённого храма; один из немногих сохранившихся образцов столичного белокаменного зодчества XIV—XV веков (более близкие по времени ссоружения — Успенский собор на Городе и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве). Вокруг Троицкого собора равномерно сформировался строительный ансамбль Лавры. Собор построен преемником основоположника монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Троицкий собор — четырёхстолпный храм с 3-мя апсидами и одной главой; белокаменные стенки храма завершены полукружиями килевидных закомар, очертания которых повторяют два ряда расположенных выше кокошников. Храм увенчан башнеобразным барабаном с шлемовидным куполом. Стенки собора выложены из блоков белоснежного камня; единственным украшением фасада служат три ленты «плетёного» орнамента. Особенностью собора является несоответсвие членения фасадов организации внутреннего места (к примеру, порталы расположены не по осям центральных закомар, барабан смещён в сторону алтаря); по воззрению конструктора В. И. Балдина, строители пошли на нарушение строительного канона для сотворения более комфортного интерьера храма. Интерьер храма характеризуется единством места и выраженной устремлённостью ввысь. Благодаря применению при строительстве оптических поправок, серьезной закономерности в построении каждого элемента интерьера (главные членения собора соотносятся меж собой по высоте как 3:5:8, что соответствует пропорциям золотого сечения), крутой форме арок и сводов создаётся воспоминание большей высоты в храме, ежели в действительности. Выше арок порталов стенки имеют наклон вовнутрь, достигающий 45 см.

Над иконостасом собора работали именитые российские богомазы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». В текущее время иконостас собора состоит из 5 ярусов, причём 40 икон, размещённые в средних ярусах, сохранились со времён сооружения храма. Уникальная стенопись собора не сохранилась; в 1635 году начальная стенопись была вполне сбита, а стенопись XVII века не один раз поновлялась. При всем этом главные композиционные полосы начальной росписи стенок были сохранены мастерами, возобновлявшими стенопись собора в XVII веке. В 1949—1952 годах при попытке найти куски рублёвской стенописи в высшей части собора был раскрыт кусок стенописи XVII века площадью 650 м2; этот кусок был закреплён при реставрации, а несохранившиеся участки были дописаны в духе стенописи XVII века. В интерьере собора принципиальное место занимают киоты по сторонам подкупольных сводов (1835 год) и серебряная сень над ракой Сергия (1737 год). Сама рака, сокрытая под сенью, тоже является большим произведением российских чеканщиков; она выполнена в XVI веке по велению Ивана IV. С юга к Троицкому собору примыкает бесстолпная одноглавая Никоновская церковь (1552), построенная над моглий преемника Сергия, игумена Никона. К западной половине южной стенки собора, на месте, где, по преданию, была келия преподобного Сергия, пристроена Серапионовская палатка (сегоднящая — постройки 1783 года, сегодняшний вид получила после 1826 года) — над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре; тут также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский († 1633).

Сооружения XVI—XVII веков

2-ой по возрасту лаврский храм — Духовский (либо храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году. По показаниям столичных летописцев, храм был построен зодчими из Пскова. Заканчивается он низкой синекупольной колокольней (тип храма — «иже под колоколы»). Храм декорирован богаче Троицкого собора; примечателен кружевной фриз, покрытый поливными изразцами с цветной глазурью. Апсида храма украшена вертикальными жгутами-полуваликами, в высшей части соединёнными белокаменными гирляндам со вставками в форме «крабов» либо «жучков». Стенопись храма выполнена в 1655 году.

План местности лавры с достопримечательностями

Наикрупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто в 1559—1585 годах по эталону Успенского собора Столичного Кремля. Собор отличают краткость форм и простота декора стенок, увенчанных только соответствующим для владимиро-суздальского зодчества аркатурно-колончатым поясом. Лопатки, разделяющие северную и южную стенку на толики, напоминают контрфорсы. Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие работы по обустройству церкви выполнены по велению королевской четы — царя Феодора Иоанновича и королевы Иры Феодоровны Годуновой. Они были проведены в 1585-1586 годах, в этот момент был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Иры, которые являлись тезоименитыми святыми королевской четы. В работе над иконостасом учавствовал Симон Ушаков, фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими. Стенопись Успенского собора подчинена серьезному канону и необыкновенно цельна; все картины соединяет воединыжды общий цвет фона, размеренная сиренево-фиолетовая палитра рисунка. В XVIII веке собор был отчасти перестроен; так, купола были изменены на луковичные, расширены окна.

К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так именуемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в.). Поблизости западной стенки Лавры размещаются казначейские и больничные палаты, последние — с церковью соловецких Зосимы и Савватия — единственным шатровым храмом монастыря. За храмом — Крепостная и Келарская палаты (XVI—XVII вв.). С восточной стороны, за святыми воротами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением праздничного входа в монастырь, — пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) строгановского направления стиля столичного барокко; построена на средства негоциантов Строгановых на месте старенькой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского. Архитектуре церкви присущи черты многих строгановских зданий: свободная трактовка традиционных форм, непростой барочный декор. Полуколонны делят стенки четверика понизу на три части, а вверху на две. Церковь декорируют также восьмигранные окна, обрамлённые резными белокаменными вставками. После пожара 1746 года, когда церковь очень пострадала, наружное убранство было восстановлено только отчасти, а декоративные элементы фасада покрыты сусальным золотом (потом для стенок был избран единый красноватый цвет). В 1806 году четыре купола вначале пятиглавого храма были сняты.

Стенки монастыря построены в XVI веке и надстроены в XVII веке; вид их практически не перетерпел конфигураций до наших дней. Стенки имеют три боевых яруса, с наружной стороны третьего яруса находится узенький парапет с вертикальными стрельцами; меж стрельницами размещены отверстия подвесных машикулей. Высочайшие угловые башни крепости, восьмигранные в плане, выложены в XVII веке на месте начальных башен. Другие башни надстроены в XVII веке, они более низкие и прямоугольные в плане, в нижней собственной части эти башни сохранили элементы башен XVI века. Примечательна архитектура угловой Уточьей башни; на восьмигранном основании башни во 2-ой половине XVII века выстроена декоративная надстройка, которую венчает шпиль с каменной птицей. Краснокирпичная башня декорирована огромным количеством белокаменных деталей.

Одна из строительных доминант — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686—1692) в южной части Лавры — почитается одним из наилучших образцов столичного барокко. Это длинноватое (выше 85 м) сооружение на высочайшем окружённом гульбищем подклете. Стенки трапезной только богато украшены: практически всю поверхность занимают узоры, полуколонки и картуши сложного рисунка. Мастера, создававшие наружное убранство Трапезной, избрали для расцветки строения калоритные голубые, жёлтые, зелёные и красноватые цвета. Размещённый на втором этаже зал трапезной площадью 500 м² предназначался для праздничных приёмов; он также обладает богатым декором. Зал перекрыт полуциркулярным сводом высотой практически 10 м, увенчанным рельефными вставками с растительным орнаментом. Росписи снутри трапезной относятся к XIX веку. Резной золотой иконостас (XVII) в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году, из разрушенного столичного храма Николы «Большой Крест», что у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате освящены приделы: северный — в честь святителя Иоасафа Белгородского и южный — в честь преподобного Серафима Саровского.

Королевские чертоги (2-ая половина XVII века) у северной стенки Лавры служили покоями, в каких жил правитель Алексей Михайлович во время собственных приездов в монастырь. Чертоги, как и Трапезная, — богато увенчанное здание. Стенки чертогов декорированы поливными изразцами. В базе интерьера строения — две анфилады (один из первых примеров подобного расположения комнат в Рф), получившие отделку — наборные полы, изразцовые печи, лепнину — к середине XVIII века. Сначало чертоги, как и Трапезная, были окружены гульбищем (разобрано в 1814 году). К XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря (1640, Предтеченский и Варваринский корпуса) и Экономический корпус.

Сооружения XVIII—XX веков

Ряд увлекательных сооружений сотворен на местности Лавры и в XVIII веке. Это маленькая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 над местом погребения Михея Радонежского. Другое сооружение XVIII века — восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, возможно, архитектором Ухтомским в 1746—1748 на средства графа А. Г. Разумовского (предание связывало её постройку с потаенным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним) — обладает 4-мя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и каменными балюстрадами. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви — из уничтоженной столичной церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице.

Трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие резиденцией столичных архиереев, были стопроцентно перестроены в 1778; они получили убранство в виде пилястр, картушей и фигурных наличников; балкон строения окружён роскошной кованой решёткой. Архитектура Митрополичьих покоев, соответствующая для штатских сооружений середины XVIII века, дошла до наших дней в постоянном виде. Примечательна была также архитектура построенного в конце XVIII века Конного двора. Это сооружение с массивными стенками и просторным внутренним двором, показавшееся на берегу Белоснежного пруда, напоминало средневековый замок. Башни по углам Конного двлоа были увенчаны высочайшими шпилями с изображениями всадников. По сторонам прямогуольного в плане двора располагались хозяйственные службы (конюшни, каретные сараи и др.). Начальный вид Конного двора не сохранился: сооружение подвергалось бессчетным перестройкам, в 1909 году был надстроен 2-ой этаж.

Пятиярусная Лаврская колокольня, построенная в 1741—1770 годах, Д. М. Ухтомский), считается одним из наилучших памятников российской архитектуры XVIII в. Колокольню декорируют роскошные белоснежные колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, также навершие в виде необычной золотой чаши. Начальный проект, сделанный придворным архитектором Иоганном Шумахером, подразумевал сооружение трёхярусной колокольни напротив западного входа в Успенский собор. Но столичный зодчий Иван Мичурин, курировавший строительство 1-ые семь лет, изменил место сооружения колокольни. По мере строительства в петербургском проекте обнаруживались всё новые недочёты; в конечном итоге проект был передан конструктору Дмитрию Ухтомскому. Ухтомский стопроцентно переработал проект и собрался сделать колокольню пятиярусной. Во фронтонах первого яруса конструктор предлагал расположить портреты российских царей, а у парапета — 32 статуи, прославляющие людские добродетели («Разум», «Верность», «Любовь к Отечеству» и др.). Эту часть проекта воплотить не удалось, заместо скульптур на парапете были поставлены вазы. По окончании строительства колокольня стала одним из высочайших сооружений Рф собственного времени (так, высота её совместно с крестом — 87,33 м — на 6 м превосходит высоту колокольни Ивана Величавого в Москве). К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, а размещённый на втором ярусе Царь-колокол был на момент установки наикрупнейшим из действовавших в Рф колоколов. Бо́льшая часть колоколов была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в числе их Царь-колокол весом 72 т. В 1784 году на третьям ярусе колокольни были установлены часы с курантами, сделанные тульским мастером Иваном Кобылиным. Часы исправно работали до 1905 года, когда монастырское управление приняло решение поменять их более новыми. Рядом с колокольней находится обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители.

В связи с переездом из Москвы в 1814 году Духовной академии некие строения были перестроены. Так, здание Королевских чертогов утратило внешние лестницы, а для сообщения меж этажами были пробиты своды. Появились и новые строения для нужд академии: поликлиника, столовая, баня и библиотека; к зданию Королевских чертогов были пристроен трёхэтажный учебный корпус. Крепостные стенки и башни сейчас тоже использовались под хозяйственные нужды: в их разместились мастерские и жилые помещения. При всем этом окончания башен из шатровых в сферические, бойницы были растёсаны в огромные окна. Братские кельи лишились внешних галерей, местами были надстроены. Древнейшие лаврские соборы оказались укрыты новыми пристройками. В итоге бессчетных перестроек XIX века гармония строительного ансамбля монастырского комплекса была нарушена. С конца XIX века и в течение 20 лет архитектором Лавры был А. А. Латков. Им построены бессчетные строения: Странноприимный дом Лавры (1892), Больничный корпус (1890-е годы, сейчас употребляется в качестве помещения Столичной Духовной академии), также Фабрика игрушек (Поликлиника для заразительных), (1894—1896), кузница конного двора (1890-е годы), дом (Арендный дом Лавры) (1910—1914), торговые ряды Лавры (1902), торговые лавки Лавры (1894, 1906), Пафнутьев сад Лавры (нач. XX века).

Учебные заведения на местности монастыря

С 1742 года до начала XIX века на местности монастыря действовала Троицкая духовная семинария.

В 1814 году на базе столичной Славяно-греко-латинской академии открылась Столичная духовная академия, которая разместилась в здании «царских чертогов». В 1870 году в восточной части «чертогов» был устроен академический Покровский храм. В XIX веке поблизости «чертогов» для Столичной Духовной академии с Церковно-археологическим кабинетом выстроили дополнительные корпуса (библиотечный и др.).

Исторические помещения Столичной духовной академии с конца 1948 года занимают открывшиеся в 1946 году в Москве Столичная духовная академия и Столичная духовная семинария.

Посреди 1980-х были построены новый актовый зал Академии и древесный спальный корпус. Пожар 28 сентября 1986 года уничтожил последний, вызвал обрушение перекрытия актового зала и грозил зданию «чертогов». Но сооружения дореволюционной постройки удалось отстоять от огня. Жертвой пожара стало 5 воспитанников Столичной духовной семинарии.

В числе слушателей академии необходимо отметить узнаваемых философов В. С. Соловьёва и П. А. Флоренского.

Современная жизнь обители

Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. В числе их исповедник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов).

Наместник Лавры — с 30 ноября 1988 года Феогност (Гузиков), сейчас архиепископ Сергиево-Посадский, викарий Столичной епархии, назначенный Указом священно-архимандрита Лавры Патриарха Пимена (Извекова) и сменивший архимандрита Алексия (Кутепова). Согласно Уставу Российской православной церкви, священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры является Патриарх Столичный и всея Руси.

Коллегиальный орган управления — Духовный собор Лавры (с 1897).

В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, часто проводятся экскурсии для гостей.

Настоятели

Игумены 1344—1392 — Сергий Радонежский 1392 — Преподобный Никон Радонежский 1392—1398 — Савва Звенигородский 1398—1426 — Никон Радонежский 1429—1432 — Сава II 1432—1443 — Игумен Зиновий 1443—1445 — Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 — Игумен Досифей 1447—1455 — Мартиниан Белозерский 1455—1466 — Вассиан (Рыло) 1467—1474 — Игумен Спиридон (†1475) 1474—1479 — Игумен Аврамий 1479—1482 — Игумен Паисий (Ярославов) 1482—1483 — Игумен Иоаким 1483—1487 — Игумен Макарий 1487—1489 — Игумен Афанасий (Сук) 1490—1495 — Игумен Симон (Чиж) 1495—1505 — Игумен святой Серапион 1506—1507 — Игумен Досифей II (Забела) 1508—1515 — Игумен Памва (Мошнин) 1515—1520 — Игумен Иаков (Кашин) 1521—1524 — Игумен Порфирий I 1525—1527 — Преподобный Арсений (Сахарусов) 1528—1529 — Игумен Александр 1529—1539 — Святой Иоасаф I (Скрипицын) 1539—1541 — Игумен Порфирий II 1541—1543 — Игумен Алексий 1543 — Игумен Порфирий III 1543—1545 — Игумен Никандр 1545—1549 — Игумен Иона (Щелепин) 1549—1551 — Игумен Серапион II (Курцев) 1551—1552 — Игумен Артемий (Пустынник) 1552—1554 — Игумен Гурий (Лужецкий) 1554—1555 — Игумен Иларион Кирилловен 1555—1560 — Игумен Иоасаф II (Чёрный) Архимандриты 1561—1562 — Архимандрит Елевферий 1562—1566 — Архимандрит Меркурий, Дмитровец 1566—1568 — Архимандрит Кирилл 1568—1569 — Архимандрит Памва 1569—1573 — Архимандрит Феодосий (Вятка) 1573—1575 — Архимандрит Памва (вторично)

1575—1577 — Архимандрит Варлаам I 1577—1584 — Архимандрит Иона II 1584—1588 — Архимандрит Митрофан Дмитровец 1588—1594 — Архимандрит Киприан Балахонец 1594—1605 — Архимандрит Кирилл II (Завидов) 1605—1610 — Архимандрит Иоасаф 1610—1633 — Архимандрит Дионисий (Зобниновский)

1633—1640 — Архимандрит Нектарий (Вязмитин) 1640—1656 — Архимандрит Адриан 1656—1667 — Архимандрит Иоасаф II 1667—1674 — Архимандрит Феодосии II 1674—1694 — Архимандрит Викентий 1694—1697 — Архимандрит Иов 1697—1700 — Архимандрит Евфимий

1701—1704 — Архимандрит Иларион (Властевинский) 1704—1707 — Архимандрит Сильвестр (Холмский) 1708—1710 — Архимандрит Иоасаф III 1711—1718 — Архимандрит Жора (Дашков) 1718—1721 — Архимандрит Тихон (Писарев) 1722—1726 — Архимандрит Гавриил (Бужинский) 1726—1737 — Архимандрит Варлаам II (Высоцкий) 1737—1738 — Архимандрит Арсений (Воронов) 1739—1742 — Архимандрит Амвросий (Дубневич) 1742—1744 — Архимандрит Кирилл III (Флоринский) 1744—1752 — Архиепископ Арсений II (Могилянский) 1752—1758 — Архимандрит Афанасий (Вольховский) 1759—1761 — Архимандрит Гедеон (Криновский) 1761—1766 — Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский)

Священноархимандриты (ставропигиальный монастырь) 1766—1812 — Митрополит Платон (Левшин) 1812—1819 — Архиепископ Августин (Виноградский) 1819—1821 — Митрополит Серафим (Глаголевский) 1821—1867 — Митрополит Филарет (Дроздов) 1868—1879 — Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) 1879—1882 — Митрополит Макарий (Булгаков) 1882—1891 — Митрополит Иоанникий (Руднев) 1891—1893 — Митрополит Леонтий (Лебединский) 1893—1898 — Митрополит Сергий (Ляпидевский) 1898—1912 — Митрополит Владимир (Богоявленский) 1912—1917 — Митрополит Макарий (Невский) 1917—1919 — Патриарх Тихон (Беллавин) 1946—1970 — Патриарх Алексий (Симанский) 1971—1990 — Патриарх Пимен (Извеков) 1990—2008 — Патриарх Алексий (Ридигер) с 2009 — Патриарх Кирилл (Гундяев)

Наместники 1739—1742 — Иеромонах Антоний (Нарожницкий) 1743—1745 — Иеромонах Феодосий (Янковский) 1745—1748 — Архимандрит Иоасаф (Горленко) 1749—1753 — Иеромонах Феофан Чарнуцкий 1753—1758 — Иеромонах Кирилл Ляшевецкий 1758—1761 — Иеромонах Гавриил (Петров-Шапошников) 1761—1763 — Иеромонах Иннокентий (Нечаев) 1763 — Иеромонах Платон (Левшин) 1763—1770 — Иеромонах Иоанн (Черепанов) 1770—1775 — Иеромонах Павел (Зернов) 1775—1782 — Иеромонах Павел Пономарёв 1782—1783 — Иеромонах Аполлос Байбаков 1783—1787 — Иеромонах Мелхиседек (Миша) Заболоцкий 1787—1792 — Игумен Досифей (Ильин) 1793 — Иеромонах Никанор (Николаев) 1793 — Игумен Ефрем 1793—1795 — Иеромонах Евлампий 1795—1800 — Иеромонах Назарий (Никита) Романовский 1800 — Архимандрит Августин (Виноградский) 1800—1803 — Архимандрит Мелхиседек (Минервин) 1803—1810 — Архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) 1810—1814 — Архимандрит Самуил (Запольский-Платонов) 1814—1818 — Архимандрит Никанор (Клементьевский) 1818—1831 — Архимандрит Афанасий (Фёдорвеев) 1831—1877 — Архимандрит Антоний (Медведев) 1877—1891 — Архимандрит Леонид (Кавелин) 1891—1904 — Архимандрит Павел (Глебов) 1904—1915 — Архимандрит Товия (Цымбал) 1915—1922 — Архимандрит Кронид (Любимов) 1945—1946 — Архимандрит Гурий (Егоров) 1946—1954 — Архимандрит Иоанн (Разумов) 1954—1957 — Архимандрит Пимен (Извеков) 1957—1965 — Архимандрит Пимен (Хмелевский) 1965—1970 — Архимандрит Платон (Лобанков) 1970—1972 — Архимандрит Августин (Судоплатов) 1972—1982 — Архимандрит Иероним (Зиновьев) 1982—1984 — Архимандрит Евсевий (Саввин) 1984—1988 — Архимандрит Алексий (Кутепов) с 1988 — Архиепископ Феогност (Гузиков).

Фото

Духовская церковь (1476)

Уточья башня (1650)

Колокольня (1740-70)

Трапезный храм и Успенский собор

Михеевская церковь

Водяная башня и водяные ворота

Патриаршие покои

Усыпальница Годуновых

Церковь Смоленской иконы Божьей Мамы (1746-1748)

Успенский кладезь с часовней (конец XVII в.)

Галерея Трапезной в Троице-Сергиевой лавре. Западный фасад.

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Скиты и подворья Троице-Сергиевой лавры

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

В различное время Троице-Сергиевой лавре принадлежало несколько скитов и подворий:

Гефсиманский скит Пустынь Святого Параклита Скит Киновия Спасо-Вифанский монастырь Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле Черниговский скит Церковь Святой Троицы (Антарктика) Троицкое подворье — Столичное Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи дер. Солослово Горки-8 (Одинцовский район Столичной области)

См. также

Сергий Радонежский Сергиев Посад Царь-колокол Перечень самых больших православных храмов и колоколен

Библиография

Балдин В. И. Троице-Сергиева лавра. — Москва, 1958. — 38 с. Балдин В. И. Загорск. М., 1989. Горский А. Историческое описания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1890. Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и сделанная им Троицкая Лавра., М ., 1909. И. В. Трофимов. Монументы архитектуры Троице-Сергиевой Лавры. Исследования и реставрация. — Госстройиздат, М., 1961. И. В. Трофимов. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия XVII в. и их реставрация. — Сообщения Загорского муниципального историко‑художественного музея‑заповедника. Загорск, 1960. Вып.3. С.107—129. И. В. Трофимов. О принципах реставрации памятников Троице‑Сергиевой Лавры. — Русская археология. М., 1970. № 4. С.74—82 И. В. Трофимов. Ещё раз о принципах реставрации памятников Троице‑Сергиевой Лавры (письмо в редакцию). — Русская археология. М., 1972. № 4. С.293—295. С. А. Торопов. Монументы архитектуры и способы их реставрации. — Городское хозяйство Москвы, 1947. № 5. С.29—39. А. И. Венедиктов. И. В. Трофимов. Монументы архитектуры Троице‑Сергиевой Лавры. Исследования и реставрация. Госстройиздат, 1961. — Русская археология. 1964. № 1. С.357—359. архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Общ. ред. архиепископа Волоколамского Питирима. Троице-Сергиева Лавра. — Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. Альбом. М., 1985. Голубцов С. А. Сергиев Посад и Лавра. М., 1997. Мельник А. Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри Рф. — Можайск: Можайск-Терра, 2000. — С. 94-109. — ISBN 5-7542-0072-2. Ермакова С. О. Троице-Сергиева лавра. М ., 2004. О. Сухарёва. Троице-Сергиева лавра. — Москва: АСТ, Астрель, 2005. — 47 с. — (Святые места Рф). — 5000 экз. — ISBN 5-17-031009-9. Давиденко Д. Г. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Товия (Цынбалов) и его завещание //Вестник церковной истории. 2009. № 3-4(15-16). С. 323—330. Мельник А. Г. Почитание св. Сергия Радонежского в Ростовской земле XVI- XVII вв. — Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни Рф: материалы V интернациональной конференции. — Сергиев Посад: Ремарко, 2009. — С. 7-14. — ISBN 978-5-903615-13-1. Scott M. Kenworthy, The Heart of Russia: Trinity-Sergius, Monasticism, and Society after 1825. New York: Oxford University Press, 2010. David B. Miller, Saint Sergius of Radonezh, His Trinity Monastery, and the Formation of Russian Identity. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2010. Мельник А. Г. К истории почитания Сергия Радонежского в XVI в. — Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни Рф: материалы VI интернациональной конференции. — Сергиев Посад: Ремарко, 2012. — С. 23-31. — ISBN 978-5-903615-31-5. Вкладная книжка Троице-Сергиева монастыря / Подгот. к печати Е. Н. Клитиной, Т. А. Манушина и Т. В. Николаевой; Отв. ред. Б. А. Рыбаков; АН СССР. V Науч. совет по истории мировой культуры, Загорск гос. ист.-худож. музей-заповедник. — М.: Наука, 1987. — 440 с., ил. Клитина Е. Н. Вкладные книжки Троице-Сергиева монастыря // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. — Т. XXVI. — С. 287—293.

Прочитано 2223 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...