Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Страстной монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Страстной монастырь

Надвратная церковь Страстного монастыря фото из альбома Найденова
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Москва
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: Женский монастырь
Когда основан (Дата основания): 1654 год
В каком состоянии: уничтожен

Описание монатяря "Страстной монастырь"

Координаты монастыря: 55°45′ с. ш. 37°36′ в. д. / 55.750° с. ш. 37.600° в. д. / 55.750; 37.600 (G) (O)

Страстной монастырь — дамский монастырь в Земельном городке у ворот Белоснежного городка в Москве. На месте разрушенного Страстного монастыря стоит монумент А. С. Пушкину, находившийся на обратной стороне Страстной площади, сейчас Пушкинской площади.

Содержание

1 История 1.1 Строительство монастыря 1.2 Монастырские церкви 1.3 Русский период 1.4 Сохранившиеся святыни монастыря 1.5 Планы строительства на месте монастыря 2 Примечания 3 Ссылки

История

Строительство монастыря

Страстной монастырь был основан в 1654 году царем Алексеем Михайловичем на месте встречи москвичами у ворот Белоснежного городка Страстной иконы Божией Мамы, по которой он и получил свое заглавие. В 1646 году, ещё до устройства монастыря, был построен пятиглавый храм Страстной иконы Богоматери. В 1649 году по велению царя Миши Фёдоровича из нижегородского имения князя Лыкова села Палицы в этот храм была перенесена чудотворная Страстная икона. Понятно, что ранее, в 1641 году от этой иконы исцелилась дама в Нижнем Новгороде, после этого Лыков и перенес икону в свое село Палицы (сейчас — с. Палец Перевозского района Нижегородской области).

В 1778 году в обители случился пожар и в 1779 году по велению Екатерины II монастырь был восстановлен.

В 1812 году при нашествии французов игуменья Страстного монастыря Тавифа с сестрами оставалась в монастыре. 3 сентября враги ворвались в соборную церковь и ограбили её. У святых ворот расстреляли 10 человек, тела их висели трое суток. 4 сентября ворвались в обе церкви и все в их ограбили. Нижнюю церковь направили в магазин, в келиях поселились гвардейцы. Игуменье позволили жить на паперти, через некоторое количество дней дали келью. Церковь заперли, никого в нее не пускали. Через некоторое количество дней прислали парчовые ризы и прочее необходимое для службы, позволили служить. Службу совершал монастырский священник Андрей Герасимов. Монастырское имущество было разграблено.(Розанов Н. История столичного епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.)

В 1849 — 1855 годах была построена надвратная столпообразная, украшенная шатром колокольня с церковью Алексия Человека Божия (конструктор М. Д. Быковский). Тогда же была поновой построена ограда монастыря.

Большой колокол Страстного монастыря в Пасхальную ночь первым отзывался на благовест Огромного Успенского колокола колокольни Ивана Величавого, тем давая сигнал к началу торжественного гула всех столичных колоколен.

К 1907 году в монастыре были последующие святыни:

В соборе: чудотворная Страстная икона Божией Мамы и две иконы, писанные на стенках, Боголюбской Богоматери и Иоанна Вояки. Иконы эти во время пожара, бывшего в 1778 году, остались невредимы от огня, тогда как весь собор выгорел. Влево, в галерее, в часовне хранится местночтимый крест с изваянием в истинную величину Распятого на нем Христа. У южных входных дверей храма находится глава святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в серебряной вызолоченной гробнице (принесена в дар княжной Ел. Дим. Цициановой в 1841 году). Монастырь обладает 194 десятинами земли и получает из казны 337 руб. 43 коп. При дер. Коськовой Дмитровского уезда имеется хутор, на котором проживает 28 сестер. В монастыре: игумения, монахинь 55, послушниц 26 (не считая вышеупомянутых 28-ми). (Денисов Л. И. Православные монастыри Русской Империи. М., 1908. С. 509—510; библиогр.)

Монастырь славился красивым хором и восхитительными рукоделиями монахинь. Надвратная церковь служила принципиальным градостроительным акцентом и направляла на себя внимание многих гостей Москвы. Как вспоминал Валентин Катаев,

Монумент в то время ещё стоял на собственном легитимном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необычно роскошному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, и умопомрачительно подходил к его небольшим золотым луковицам. привыкли также и к древним многоруким фонарям, посреди которых фигура Пушкина со склоненной курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так прекрасно рисовалась на фоне Страстного монастыря.

Монастырские церкви

К 1917 году в монастыре было 3 храма с 7 престолами:

Собор Страстной иконы Божией Мамы среди монастырского двора.

Большой пятиглавый собор с обходной галереей был построен в 1641 —1646 годы еще до основания монастыря. Перестроен к 1692 году. Стенки и иконостас поновлялись в 1870 году.

При соборе было устроено четыре придела:

1. Наверху в боковой части галереи — придел Нила Столбенского, устроенный в 1899 году вдовой протоиерея Нила Воронцова, служившего в соборе 46 лет. 2. Понизу — придел Миши Архангела, освященный в 1690 году. 3. Николая Чудотворца, устроенный в 1692 году. 4. На правой стороне в светлой галерее святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, освященной митрополитом Филаретом в 1844 году после поновления архитектором Быковским. Здесь же у дверей покоилась её глава в раке.

Церковь Алексия Человека Божия во 2-м ярусе колокольни.

Колокольня, в какой находилась церковь Алексия Человека Божия, была построена архитектором М. Д. Быковским в 1849—1855 годах на месте старенькой 1697 года.

Церковь была освящена 24 октября 1855 года. Под нею находились Святые ворота монастыря. Сохранилось огромное количество старенькых снимков Страстной площади с возвышавшейся над ней колокольней монастыря. Церковь находилась в высочайшем четверике под часами. В ней был иконостас в стиле ампир, хоры и алтарь, выходящий вовнутрь монастыря, на собор.

Страстная площадь на дореволюционной открытке

Церковь Антония и Феодосия Печерских при трапезной монастыря.

10 мая в 1898 году по проекту конструктора В. Ф. Жигарловича на средства Л. Г. Шишковой была заложена отдельная трапезная у южной стенки, выходящей на Страстной бульвар. При трапезной была маленькая одноглавая церковь Антония и Феодосия Печерских, освященная 4 апреля 1899 году. Ликвидирована после революции.

Русский период

Сначала 1919 года кельи монастыря были заняты Военным комиссариатом. 30 марта 1919 года Страстной монастырь был упразднен. В 1922 году монастырь был захвачен обновленцами. В июне 1924 года в нем еще жили 204 монахини — и студенты Коммунистического института трудящихся Востока. В апреле 1928 года его помещения были переданы Центроархиву.

Совсем монастырь упразднён в 1928 году.

С начала 1929 года монастырь был преобразован в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР.

В 1937 году в процессе реконструкции улицы Горьковатого (сейчас Тверская улица) и Пушкинской площади постройки Страстного монастыря были снесены. Сейчас на месте монастыря — монумент А. С. Пушкину, сквер и кинозал «Пушкинский» (бывш. «Россия»). От наименования Страстного монастыря происходят наименование Страстного бульвара и прежнее заглавие Пушкинской площади — Страстная площадь (переименована в 1931 году).

В 1950 году на месте Страстного монастыря был устроен сквер с фонтанами и клумбами и сюда же перенесли монумент А. С. Пушкину, стоявший напротив сначала Тверского бульвара.

В 1961 году в восточной части бывшей монастырской местности конструктор Ю. Н. Шевердяев выстроил кинозал «Россия». Тогда были сломаны последние маленькие остатки строений обители. На данный момент сходу за кинозалом стоит последнее сохранившееся сооружение, принадлежавшее монастырю — дом № 1/2, с наружной стороны которого проходит Малый Путинковский переулок. В этом доме размещена редакция литературного журнальчика «Новый мир». О монастыре припоминает заглавие идущего от его бывшей земли на северо-восток бульвара — Страстной.

Сохранившиеся святыни монастыря

Страстную икону монастыря перенесли в сейчас действующую церковь Воскресения в Сокольниках.

Местночтимый крест — в церковь Знамения в Переяславской слободе.

«21 марта 1990 года монастырю Оптина пустынь безвозмездно передан большой колокол из музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Он был отлит 260 годов назад по указу императрицы Анны Иоанновны и принадлежал, по воззрению знатоков, Страстному монастырю. Колокол весит 193 пуда и обладает уникальным звучанием — спецы высчитали четыре обертона, что ими ранее не встречалось» (Вечерняя Москва. 1990. 22 марта).

Планы строительства на месте монастыря

Посреди 2000 годов городские власти объявили о планах реконструкции Тверской площади. На месте снесённого монастыря планировалось строительство подземного паркинга на 1000 автомобилей, конструктор проекта Абдула Ахмедов, инвестор — турецкая компания «Гюнал Иншаат Тиджарет ва Санаии А.Ш» Но из-за экономического кризиса строительство пока не начато.

С другой стороны, участники общества «Бородино-2012», а именно, В. В. Аверьянов, выступили с инициативой восстановления монастыря на прежнем месте.

В августа 2013 года представители общественности обратились к властям Москвы с просьбой приостановить "осуществляемую без роли археологов реконструкцию Пушкинского сквера в связи с обнаружением фрагментов фундаментов Страстного монастыря». В распоряжении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры оказались подобранные в сквере белоснежный камень, может быть, кусок фундамента Страстного собора, две древние бутылки и осколок тарелки на месте трапезной монастыря.

Прочитано 1076 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...