Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Спасо-Бородинский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Спасо-Бородинский монастырь

Спасо-Бородинский монастырь. Современный вид
В какой стране находится: Россия
Координаты 55°30′13″ с. ш. 35°49′47″ в. д. / 55.50361° с. ш. 35.82972° в. д. / 55.50361; 35.82972 G O
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: Женский
Когда основан (Дата основания): 1839 год
Основные даты:
1929 год — Упразднён
1992 год — Возрождён
Кто настоятель монастыря: Игуменья Серафима Исаева
Статус: Действующий монастырь
В каком состоянии: Восстановлен
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Спасо-Бородинский монастырь"

Координаты монастыря: 55°30′13″ с. ш. 35°49′47″ в. д. / 55.50361° с. ш. 35.82972° в. д. / 55.50361; 35.82972 (G) (O)

Монастырь Спасо-Бородинский монастырь Спасо-Бородинский монастырь. Современный вид Страна Наша родина Координаты монастыря 55°30′13″ с. ш. 35°49′47″ в. д. / 55.50361° с. ш. 35.82972° в. д. / 55.50361; 35.82972 (G) (O) Конфессия Православие Епархия Столичная Тип Дамский Дата основания 1839 год Главные даты: 1929 год — Упразднён 1992 год — Возрождён Настоятель Игуменья Серафима (Исаева) Статус Действующий монастырь Состояние Восстановлен Веб-сайт Официальный веб-сайт Спасо-Бородинский монастырь на Викискладе

Спасо-Бородинский дамский монастырь (полное заглавие — Бородинский во имя Нерукотворного Вида Спасателя дамский монастырь) — православный монастырь на Бородинском поле, поблизости деревни Семёновское в Бородинском сельском поселении Можайского района Столичной области. Основан в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году. Административно на местности монастыря существует посёлок Ворошилово.

Содержание

1 Основание и развитие 1.1 Возрождение 2 Настоятельницы 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки

Основание и развитие

Основан М. М. Тучковой, вдовой А. А. Тучкова, погибшего при Бородине. В 1817 году она, получив согласие правителя Александра I, предоставившего 10 тыщ рублей — половину требовавшейся суммы, выкупила три десятины земли на средних Багратионовых флешах, и в 1818 году, по благословению архиепископа Августина начала тут строительство храма. В это время тут был сооружён маленький домик — «сторожка» — где М. М. Тучкова располагалась с отпрыском во время собственных приездов. В августе 1820 года храм был освящён во имя Спаса Нерукотворного Вида — икона Нерукотворного Вида Спасателя была полковая иконой Ревельского полка, шефом которого был А. А. Тучков; в храме, над символической могилой А. А. Тучкова, был установлен белоснежный мраморный крест. После кончины единственного отпрыска, Тучкова повсевременно жила в нём.

С 22 октября 1826 года Тучкова переехала жить в домик при храме, решив провести свои деньки в уединении. Сначало богослужение в построенном храме совершалось по праздничкам и поминальным денькам, в том числе в денек Бородинской битвы. Скоро М. М. Тучкова высвободила всех фермеров в собственном тульском имении, продала половину имения в Ярославской губернии и занесла в Сохранную казну капитал в 20 тыщ рублей ассигнациями, на часть процентов с которого, по благословлению митрополита Филарета иеромонахи Лужецкого монастыря стали совершать службы раз в день.

Скоро рядом с храмом, с разрешения Тучковой, стали селиться одинокие дамы, вдовы и сироты, искавшие уединения и в 1833 году, когда их число достигнуло сорока человек, по ходатайству митрополита Филарета была зарегистрирована общежительная женская Спасо-Бородинская пустынь; 6 марта он писал Тучковой:

Сударь Правитель утвердил положение Св. Синода о дозволении при Спасской церкви на Бородинском поле устроить женское богоугодное общежительное заведение. В положении Св. Синода сказано, чтоб сие было на правилах, схожих тем, на которых с соизволения блаженной памяти правителя Александра учреждена Борисоглебская Аносинская богадельня, что сейчас монастырь.

4 июля 1836 года в Троице-Сергиевой лавре Тучкова приняла постриг в рясофор под именованием инокини Мелании. Сначала 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский второклассный дамский монастырь — 3 января митрополит Филарет написал Тучковой: «В денек преподобной Мелании Св. Синодом подписан доклад о преобразовании Спасского общежития в общежительный монастырь. Очевидно, что Св. Синод не выбирал этого денька, но так Бог устроил».

Через два с половиной года, 28 июня 1840 года, Тучкова была пострижена в мантию под именованием Марии, а 29 июня построена в сан игумении монастыря. Ранее, в 1839 году, на пожертвования личных лиц и правителя Николая I (25 тыщ рублей ассигнациями), были построены каменная ограда с 4-мя башнями и храм Филарета Милостивого в северо-восточной башне, в 1840 — колокольня при Спасской церкви. Скоро число сестёр в монастыре достигнуло двухсотен человек.

В 1851 году началось строительство собора Владимирской иконы Божьей Мамы по проекту конструктора М. Д. Быковского; строительство его было завершено уже после погибели первой игумении монастыря; освящение состоялось 5 сентября 1859 года — при игумении Сергии (в миру княгини С. В. Волконской).

В сентябре 1867 года в гостинице монастыря останавливался Л. Н. Толстой.

В 1874 году, при настоятельнице схиигумении Алексии, была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при новейшей монастырской трапезной. В конце XIX века были построены новые келейные корпуса. К этому времени Спасо-Бородинский монастырь стал одним из духовных центров Рф, известным не только лишь своим местоположением, да и подвижнической жизнью его насельниц — особо почитаемыми из их были схимонахини Сарра и Рахиль.

В 1912 году в процессе подготовки к празднованию 100-летия Бородинской битвы, на местности монастыря и около него были восстановлены флеши; 25 августа 1912 года монастырь посетил правитель Николай II с семьёй.

Спасо-Бородинский монастырь, 2007

Владимирский собор

Цветная открытка 1912 года

Возрождение

Ещё в 1920-е годы в монастыре жило до 270 сестёр. В 1929 году монастырь был закрыт и на картах заместо Спасо-Бородинского монастыря появился населённый пункт — поселок Ворошилово. До 1941 года монастырь употреблялся как школа и общежитие, при германской оккупации — как лазарет, а в 1950-е — как машинно-тракторная станция.

Реставрация началась в 1972 году. В 1992 году в стенках монастыря была возобновлена женская правоверная обитель, но монастырю были переданы юго-восточный келейный корпус, южные кельи (под трапезную и 3 башни ограды (под кельи); храм Спаса Нерукотворного, Владимирский собор и колокольня употребляются вместе с Бородинским музеем-заповедником; трапезная с церковью Иоанна Предтечи, древняя трапезная с кельями и церковью Филарета Милостливого, южный и северный келейные корпуса у восточных ворот употребляются музеем.

В 1994 году был поновой выстроен, спаленный в 1942 году, домик М. М. Тучковой; в 1996—1997 гг. на могиле схимонахини Рахили (Коротковой, 1833—1928) поставлена древесная часовня её памяти.

Настоятельницы

Игумения Мария (Тучкова) † 1852 Игумения Сергия (Волконская) — до 1871; † 1884 Схиигумения Алексия † 1880 Игумения Филофея (Гежелинская) † 1899 Игумения Гавриила (Львова) † 1906 Игумения Евгения (Прудникова) † 1911 Игумения Ангелина (Курочкина) † 1924 Игумения Лидия (Сахарова) — до закрытия монастыря 26 февраля 1929 года

Игумения Серафима (Исаева) 1992—1999 Игумения Таисия (Исаева) 1999—2004 Игумения Рахиль (Райш) 2004—2006 Игумения Филарета (Гречина) 2006—2008 Игумения Серафима (Исаева) с 2008 г.

Прочитано 4609 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Симонов монастырь Троице-Сергиева лавра »