Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Симонов монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Симонов монастырь

Симонов монастырь картина XIX века
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Москва
Какова конфессия: Православие
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1379 год
Дата упразднения: 1920 год
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7710138000№ 7710138000
В каком состоянии: реставрируется

Описание монатяря "Симонов монастырь"

Координаты монастыря: 55°42′49″ с. ш. 37°39′23″ в. д. / 55.7137694° с. ш. 37.6565972° в. д. / 55.7137694; 37.6565972 (G) (O) (Я)

Си́монов Успе́нский монасты́рь — в прошедшем один из самых больших и богатых монастырей наиблежайшего Подмосковья, сейчас в Южном административном окружении Москвы (ул. Восточная, 4). В XVI-XVII вв. заходил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большая часть строений было снесено после Октябрьской революции; территория отчасти застроена.

Содержание

1 История монастыря 2 Историко-архитектурный комплекс монастыря 3 Некрополь монастыря 4 Монастырь в наши деньки 5 Примечания 6 Публикации 7 Ссылки

История монастыря

Мужской монастырь был основан в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором, уроженцем городка Радонежа на землях, которые пожертвовал вельможа Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именованием Симон, от чего и происходит заглавие монастыря. Монастырь и позже сохранял связь с родом Ховриных (Головиных); тут была усыпальница его представителей.

В 1379 году монастырь перенесен на сегодняшнее место; на прежнем месте (в Древнем Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в какой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и доныне.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» собственной Троицкой обители и всегда останавливался тут во время приездов в Москву. Из стенок Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (1337—1427), митрополит Иона , патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживали и работали именитый деятель нестяжательства инок Вассиан и богослов прп. Максим Грек.

По выражению летописца, Симонов монастырь не один раз служил «щитом Москвы против врагов». За долгие и длительные годы собственного существования Симонов монастырь не раз воспринимал на себя напор неприятельских полчищ, подвергался монгольским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен чуть не до основания.

Фото из альбома Найдёнова (1882 г.)

В прежние времена монастырь был одним из самых узнаваемых и почитаемых в не далеком Подмосковье; сюда стекалось и неограниченное количество людей, и богатые вещественные вклады. Особой любовью монастырь воспользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел тут свою келью для уединения.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Только в 1795 году он был восстановлен в собственном религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При всем этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Огромного Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

После установления русской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил дела с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление охранников и дворников за счёт общины. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация строений монастыря.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть старых сооружений на местности монастыря могут быть сохранены как исторические монументы, но собор и стенки следует снести.

Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину погибели В. И. Ленина. На воздух взлетели 5 из 6 церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стенки монастыря, не считая южной, также стерты с лица земли все могилы на местности обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнальчик «Огонек», в 1932—1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа.

Монастырь возвратили церкви и начали восстанавливать сначала 1990-х.

Перечень настоятелей архимандрит Феодор (1370 — ?) архимандрит Иларион (1396—1406) архимандрит Сергий (Азаков) (1406—1423) архимандрит Геронтий (1447—1453) архимандрит Аарон (1481—1482) архимандрит Нифонт (1482—1484) архимандрит Зосима (Брадатый) (1485—1490) архимандрит Варлаам (16 век) архимандрит Иоанн (1514—1520) архимандрит Савва (Чёрный) (1543—1544) архимандрит Трифон (Ступишин) (1544—1549) архимандрит Филофей (1560—1562) архимандрит Иов (1571—1572) архимандрит Павел (сентябрь 1612—1613) архимандрит Левкий (1620—1625) архимандрит Мисаил (1666—1667) архимандрит Павел (май 1671—1674) архимандрит Гавриил (Домецкий) (1679—1691) архимандрит Рафаил (Краснопольский) (1704—1708) архимандрит Дорофей (Короткевич) (1710—1712) архимандрит Амвросий (Юшкевич) (1734) архимандрит Гавриил (Краснопольский) (24 марта 1745 — 24 сентября 1771) архимандрит Павел (Пономарёв) (27 ноября 1783—1785) архимандрит Игнатий (Ушаков) (1795—1796) архимандрит Иоанн (Терликов) (1797—1810) архимандрит Герасим (Князев) (1810—1821) архимандрит Мельхиседек (Сокольников) (1821—1851) архимандрит Порфирий (Попов) (1861—1864) архимандрит Гурий (Карпов) (13 сентября 1865—1866) архимандрит Евстафий (Романовский) (1866—1881) архимандрит Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881—1889) архимандрит Андрей (Садовский) (1889 — 26 апреля 1893) архимандрит Арсений (Изотов) (1893—1894) епископ Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 — 5 декабря 1908) епископ Мисаил (Крылов) (1908—1917) (при нём в 1914—1916 наместником был архимандрит Филарет (Яценко)) архиепископ Назарий (Кириллов) (1917—1919) архимандрит Петр (Руднев) (1920—1921) митрополит Иаков (Пятницкий) (1921—1922)

Историко-архитектурный комплекс монастыря

Вид монастыря до постройки новейшей колокольни

Живописное положение монастыря побуждало многих поэтов, писателей и живописцев. В пруде около монастыря утопилась бедная Лиза, что обеспечило его популярность посреди поклонников сентиментализма.

В 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, строительство которой было начато в 1379 г. В 1476 году купол собора очень пострадал от удара молнии, потому в конце XV века храм был перестроен неведомым итальянским архитектором. В 1543-49 гг. построен поновой на старенькых фундаментах, после этого возрос в размерах и стал пятиглавым.

В конце XVII века собор был расписан артелью столичных королевских мастеров. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в каком находилась основная реликвия монастыря — Тихвинская икона Богоматери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Тут же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами — дар царевны Марии Алексеевны. Старенькые башни и стенки монастыря строились в XVI веке. Как считают, их строил «государев мастер» Федор Савельевич Жеребец — строитель Смоленского кремля. Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году нападение крымского хана Газы II Гирея.

Отчасти дошедшие до наших времен новые стенки монастыря и некие из башен, которые можно узреть и доныне, были сооружены в 1630 году, при всем этом в состав новейшей крепости вошли куски старенькой крепости, построенной Федором Жеребцом. Окружность монастырских стенок составляла 825 м, высота — 7 м. Из сохранившихся башен в особенности выделяется угловая башня «Дуло», украшенная высочайшим шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни — пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» — построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.

Трапезная, которую возвёл в конце XVII века Осип Старцев

Трапезная Симонова монастыря была сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В состав «Новой» трапезной с церковью Сергия Радонежского (1677—83; архитекторы И.Потапов, О. Д. Старцев) вошли куски предшествующей постройки 1485 года. При строительстве нового строения Парфен Петров — мастер, строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали старой столичной архитектуры, которые не пришлись по духу монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена поновой в ярчайшем, личном стиле столичного барокко. Сейчас работами управлял узнаваемый столичный мастер Осип Старцев — выдающийся зодчий конца XVII века много строивший в Москве и в Киеве.

Новенькая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значимых сооружений конца XVII века. Пышно увенчанное здание было ярко раскрашено «в шахмат» — стиль росписи, имитирующий каменную ограненную кладку. Церковь Сошествия Святого Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.

Вид с колокольни на Москва-реку (понизу видна башня «Дуло» и корпус Сушила; слева от излуки реки — церковь в Древнем Симонове), древняя фото

В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в году была построена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

В 1832 году было решено выстроить новейшую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал негоциант Иван Игнатьев. По начальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н. Е. Тюрина, но в те времена уже набирало силу движение за возврат к более классической для Рф архитектуре. В конечном итоге к 1839 году была построена величавая пятиярусная колокольня высотой 90 метров в «русско-византийском стиле» по проекту К. А. Тона. Звонница, воодушевленная «Иваном Величавым», превосходила его высотой на 9 метров. Наибольший из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвёртом ярусе были установлены часы. Колокольня была одной из строительных доминант Москвы собственного времени и визуально сформировывала завершённую картину красочной излуки Москва-реки вниз по течению от городка. В 1929 г. она была взорвана и разобрана на кирпич.

Некрополь монастыря

В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович — крещеный касимовский принц, по прихоти Ивана Сурового «венчанный» в 1575 году «царем и величавым князем всея Руси» и через год им «свергнутый». Ослепленный в 1595 году по козням Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и погиб в Симоновом монастыре под именованием схимника Стефана. Тут же был погребен отпрыск Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На местности Симонова монастыря находился широкий некрополь, где были похоронены поэт Д. В. Веневитинов (1805—1827), писатель С. Т. Аксаков (1791—1859), его отпрыск К. С. Аксаков (1817—1860), композитор А. А. Алябьев (1787—1851), узнаваемый библиофил и собиратель А. П. Бахрушин (1853—1904), дядя А. С. Пушкина — Н. Л. Пушкин, сподвижник Петра I Фёдорвей Головин, также бессчетные представители древних российских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

В 1930-х годах, сразу с монастырём, был уничтожен и некрополь. С его разорённого кладбища на Новодевичье были перенесены останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей С. Т. и К. С. Аксаковых. Вскрывавших захоронения рабочих поразило то, что из левой части груди Сергея Тимофеевича Аксакова в области сердца рос корень огромной березы, покрывавшей всю родовую могилу Аксаковых.

Разорённые захоронения были превращены в мусорные ямы, и прямо на костях усопших открылся поначалу гальванический, а позже столярный цех.

После возвращения монастыря церкви во время строй работ в 1990-х гг. некие останки были найдены и вновь захоронены.

Все могилы, находящиеся тут, были разрушены и осквернены. Многие останки были обретены во время того, как вывозился строительный мусор отсюда. Проведена большая работа по идентификации и разделению останков человека от животных. После этого останки, которые соответствуют останкам человека, были тут в некрополе с отданием нужных почестей и обрядов захоронены.

— протоиерей Андрей Горячев

Монастырь в наши деньки

До наших дней сохранилась только малая часть строений Симонова монастыря. От монастыря уцелела только южная стенка с 3-мя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; конструктор О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» либо «сушило».

В текущее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус употребляются как мастерские; уцелевшие же стенки и башни пребывают в заброшенном состоянии.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Башня «Дуло» Симонова монастыря

«Кузнечная» башня Симонова монастыря

«Солевая» башня Симонова монастыря

Прочитано 1856 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...