Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Саввино-Сторожевский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь
В какой стране находится: Россия
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: Мужской
Когда основан (Дата основания): 1398 г.
Основные даты:
1919 — Упразднен
1995 — Возобновлен
Статус: Действующий монастырь
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Саввино-Сторожевский монастырь"

Координаты монастыря: 55°43′40″ с. ш. 36°48′58″ в. д. / 55.72778° с. ш. 36.81611° в. д. / 55.72778; 36.81611 (G) (O) (Я)

Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Столичной епархии. Основан в конце XIV века, размещен на горе Охранники у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в 2-ух километрах западнее городка Звенигорода Столичной области.

Некие историки говорят, что правитель Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в Рф лавры (по значимости и по счёту), и едва потом таковой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.

Содержание

1 История 2 Строения и сооружения 2.1 Храмы 2.2 Другие строения 2.3 Башни 2.4 Реставрация 3 В культуре 4 Настоятели 5 Галерея 6 См. также 7 Примечания 8 Литература 9 Ссылки

История

Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по требованию и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Сначала была выстроена древесная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высочайшей горе Охранники, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позднее нареченной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в какой проводил время в молитве. Сначала площадь обители была маленький, но с течением времени число монахов росло, и территория монастыря существенно возросла.

Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь перевоплотить в свою придворную обитель. Уже в 1-ые годы собственного существования сначала XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя необъятные владения в конкретной близости от городка: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, также большие бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позднее стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).

Вид обители

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Столичного княжества на западе. Обитель была возлюбленным местом молитвы многих российских царей. Сюда, а именно, приезжали Иоанн IV Суровый с женой Анастасией Романовной, также их отпрыск Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал пригородной королевской резиденцией. Тут были построены дворец государыни, королевские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенками. Храмы обители расписывали богомазы Оружейной палаты Столичного Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) потом стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старенькой Веры.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Королевский путь либо Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали неотклонимые паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все российские правители: величавые князья, царствуй и цари. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, сейчас же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе либо просто Рублёвка.

Вход в монастырь

Во время Российскей войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к столичному ополчению столичный викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили российские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Мамы — для общенародного моления о защите Российской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому военачальнику Евгению Богарне и повелел не трогать обитель.

В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918-го сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попробовал вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, - что стало предпосылкой «Звенигородского мятежа». Участники бунта уничтожили Макарова и ещё 2-ух коммунистов, но подошедший скоро вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание... Посреди 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), гул которого, по свидетельству свидетелей, доходил до Москвы (сначала XXI века на смену этого колокола был установлен другой, настолько же мощный). В 1986 году сгорел древесный шатровый верх одной из монастырских башен.

9 февраля 1995 года меж Администрацией Столичной области и Столичным патриархатом подписывается контракт о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части построек обители, а сам монастырь получает статус ставропигиального. Сейчас в обители 50 насельников. За прошедшие годы был восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.

В августе 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после Литургии в Столичном Свято-Даниловом монастыре торжественно перевез в Звенигород мощи преподобного Саввы — основоположника обители. В 2007 г. был открыт монумент преподобному Савве.

В монастыре готовят знаменитый квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в особом здании за пределами основной местности) планируется открыть Музей церковного вина.

Собор Рождества Богородицы, начало XV века

Строения и сооружения

Храмы Рождество-Богородицкий собор (обычная дата постройки — 1405 год — оспаривается), позже к собору пристроили Саввинский (южный) придел, двухстороннюю паперть и ризницу, кокошники воссозданы русскими реставраторами; Надвратный храм Живоначальной Троицы построен И. М. Шарутиным в 1650 году; церковь преподобного Сергия Радонежского в колокольне; храм святого Алексия, человека Божия; Трапезная церковь, храм во имя Преображения Господня (построен в 1695 году по распоряжению царевны Софьи). Другие строения Трапезная (1652—1654) — четырёхэтажное строение, которое с восхищением обрисовал Павел Алеппский. Отысканные при раскопках древняя трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке. Царицыны палаты (1652—1654). Дворец был построен для королевы Марии Ильиничны Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело 2-ой древесный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины. Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для королевы, боковые — для свиты. В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание. Королевские палаты Дворец царя Алексея Михайловича строился в три шага. В 1652—1654 гг. была сооружена северная часть дворца. В 1674—1676 гг. дворец стал представлять собой одноэтажное строение на подклете из 7 клетей с отдельными входами длиной около 100 метров. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, другие клети предназначались для королевской семьи и свиты. У четырёх клетей был древесный 2-ой этаж, куда вели узенькие внутристенные лестницы. В 1686—1687 гг. при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили 2-ой этаж с анфиладой комнат по всей длине строения. Заместо внутристенных лестниц были сооружены внешние каменные крыльца на 2-ой этаж. Дворец очень пострадал при пожаре 1742 года. Братские корпуса (сер. XVII века), место обитания монахов, не один раз достраивались и перестраивались. Жилой корпус Духовных училищ по проекту Д. Ф. Борисова (1820-е) на месте Казначейского корпуса. Звонница имеет четырёхъярусную конструкцию, которую венчают четыре каменных шатра с главками. Башни

Крепость строилась по королевскому указу под управлением Н. М. Боборыкина и А. Шахова.

В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стенки Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли 6.

Красноватая (над Святыми воротами) Житная Водовзводная Усовая Больничная (не сохранилась) Реставрация 1950-е Реставрация трапезной и Троицкой церкви В. И. Федоровым и М. Д. Циперовичем 1955—1958 Раскопки Н. С. Шеляпиной 1969—1975 Очищение фресок Д. Е. Брягиным 1970-е—1980-е Реставрация башен Л. К. Россовым, О. В. Скороходом, Л. Э. Тэпфер 1972 Реставрация Рождественского собора Л. К. Россовым 1973 Реставрация Саввинского придела В. М. Пустоваловым

В культуре

Монастырь и его округи всегда были очень живописны и завлекали огромное количество живописцев (см. Галерею). В монастыре и его округах было снято несколько эпизодов кинофильма «Бег» А. Алова и В. Наумова: сначала — беженцы в монастыре, и в конце — зимний лес. Около монастыря снимали эпизод кинофильма «Солярис» А. Тарковского — домик у пруда сначала кинофильма.

Настоятели

Игумены (1398—1650) Савва Сторожевский (1398—1407) Савва II (1407—1423 (?)) Феодор (1428) Дионисий (1430 (?)) Досифей (ок. 1435) Иосиф (1445) Евфросин (1454) Евсевий (ок. 1462—1470) Варлаам (ок. 1472) Зосима (в правление князя Звенигородского Андрея Васильевича) Дионисий II (1490—1493) Каллист (1505) Савва III (1518) Варсонофий (1524) Серапион (1525) Филофей (1529) Макарий (1530) Мисаил (1539) Афанасий (1542—1550) Филарет (1550—1555) Филофей II (1558) Варлаам II (1568—1570) Евсевий II (1570) Феодосий (1589) Герман (1592) Нафанаил (1595) Боголеп (1598) Исайя (1606—1612) Макарий II (1628-29) Иосаф (1629) Иона (1638) Никон (1641—1643) Варлаам III (1643—1650) Архимандриты (1650—1800) Варлаам (1650—1651) Гермоген (1651—1654) Никанор (1654—1658) Тихон (1660—1666) Филарет (1666) Варнава (1666—1673) Сильвестр (Черницкий) (1673—1699) Мелетий (1699—1711) Сильвестр II (1711—1723) Трифиллий (Поморцев) (1723—1725) Досифей (Любимский) (1725—1731) Антоний (1731—1734) Симон (1734—1739) Иларион (Григорович) (1739—1743) Карион (1743—1752) Сосипатр (1752—1754) Гедеон (Криновский) (1754—1758) Иоанникий (Павлуцкий) (1758—1761) Никон (Зертис-Каменский) (1761—1765) Феофил (Игнатович) (1765—1771) Павел (1770—1771) Варфоломей (1771—1773) Варлаам (1773) Евстафий (1773—1775) Павел II (1775—1776) Феофилакт (1776—1788) Нектарий (Шиянов) (1789—1792) Мельхиседек (Заболотский) (1788—1791, 1792—1794) Арсений (1794—1799) Епископы Дмитровские (1800—1877) Серафим (Глаголевский) (1799−1804) Августин (Виноградский) (1804—1819) Лаврентий (Бакшевский) (1819—1820) Афанасий (Телятьев) (1821—1824) Кирилл (Платонов-Богословский) (1824—1827) Иннокентий (Сельнокринов) (1827—1831) Николай (Соколов) (1831—1834) Исидор (Никольский) (1834—1837) Виталий (Щепетев) (1837—1842) Иосиф (Богословский) (1842—1849) Филофей (Успенский) (1849—1853) Алексий (Ржаницын) (1853—1857) Евгений (Сахаров-Платонов) (1857—1858) Порфирий (Соколовский) (1858—1859) Леонид (Краснопевков) (1859—1876) Никодим (Белокуров) (1876—1877) Епископы Можайские (1877—1917) Игнатий (Рождественский) (1877) Амвросий (Ключарев) (1878) Алексий (Лавров-Платонов) (1878—1882) Мисаил (Крылов) (1883—1885) Александр (Светлаков) (1886—1892) Тихон (Никаноров) (1892—1899) Парфений (Левицкий) (1899—1904) Серафим (Голубятников) (1905—1908) Василий (Преображенский) (1908—1914) Димитрий (Добросердов) (1914—1919) наместники в сане архимандрита

С 1995 года — Ставропигиальное подчинение монастыря Святейшему Патриарху Столичному и всея Руси

Иероним (Карпов) (9 февраля 1995 — 21 ноября 1997) Феоктист (Дорошко) (21 ноября 1997—2006) Савва (Фатеев) (c 16 декабря 2006)

Галерея

Саввинский скит (1862) Картина С.Жуковского, 1910 Вид Саввино-Сторожевского монастыря. Картина Льва Каменева, 1860-е гг. Саввинская слобода (село у монастыря). Дождик. Картина Льва Каменева, 1867

См. также

Саввинское подворье (подворье Савво-Сторожевского монастыря) в Москве

Саввинский скит (1862) Картина С.Жуковского, 1910 Вид Саввино-Сторожевского монастыря. Картина Льва Каменева, 1860-е гг. Саввинская слобода (село у монастыря). Дождь. Картина Льва Каменева, 1867

Прочитано 1695 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Распятский монастырь Симонов монастырь »