Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Новоспасский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Новоспасский монастырь
Новоспасский монастырь и церковь Сорока мучеников Севастийских.jpg
Ночная подсветка
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Москва
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Иван III
Когда основан (Дата основания): 1490 год
Наместник епископ Савва Михеев
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7710355000№ 7710355000
В каком состоянии: действует

Описание монатяря "Новоспасский монастырь"

Координаты монастыря: 55°43′55″ с. ш. 37°39′22″ в. д. / 55.7322000° с. ш. 37.6562000° в. д. / 55.7322000; 37.6562000 (G) (O) (Я)

Новоспа́сский монасты́рь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Российской православной церкви, расположенный в Москве за Таганкой, на Крутицком холмике, у берега Москвы-реки. Известен собственной тесноватой связью с родом Романовых. Строительный ансамбль сформировался в XVII—XVIII веках. Современный адресок: Фермерская площадь, 10.

Содержание

1 История 2 Современность 3 Инцидент с прилегающей территорией 4 Строительный ансамбль 5 Некрополь 5.1 Усыпальница Романовых 6 Примечания 7 Ссылки

История

Основан в 1490 году с именованием Спаса Нового величавым князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний появился около 1330 года при величавом князе Иване Калите.

1-ый каменный собор Спаса Преображения построен был в 1494 году. Монастырь начал воспользоваться королевской доброжелательностью и получать современный вид после прихода к власти рода Романовых, чья родовая усыпальница давно находилась в Новоспасском монастыре.

Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его местности был устроен концентрационный лагерь. Монументы монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация строений монастыря. В 1925 году местность монастыря занимал 2-ой дамский исправдом. Монастырское кладбище снесено в 1927—1930 гг.

С 1935 г. территорией монастыря ведало хозяйственное управление НКВД. Все монастырские постройки были переобрудованы для хозяйственных нужд либо под жильё. Выселение жильцов началось в 1960 году. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР».

Восстановительные работы затянулись на многие годы. В соборе планировалось открыть Музей истории реставрации. Большой реставрационный центр на местности монастыря существовал с 1985 до конца 1990 года, когда решено было возвратить монастырь столичной патриархии.

Перечень настоятелей и наместников Иоанн I (1330—1346) Петр (1346—1353) Иоанн II (1353—1374) Миша (1375—1377) Симеон (1382—1382) Сергий I (Азаков) (1389—1389) Игнатий (1389—1404) Феодосий (1404—1404) Матфей (1404—1404) Иларион (1406—1406) Савва (1410—1410) Трифон (1453—1462) Вассиан (Рыло) (1466—1468) Герман (1474—1474) Елисей (1483—1488) Афанасий I (1496—1515) Савва (1526—1530) Феодосий (1539—1542) Нифонт I (1543—1554) Никифор (1554—1558) Галактион (1558—1565) Афанасий II (1564—1564) Антоний I (1565—1568) Вассиан II (1569—1575) Иов (1575—1581) Иоаким (1581—1589) Сергий II (1589—1589) Сильвестр (1589—1598) Закхей (1598—1599) Сергий III (1599—1606) Евфимий I (1610—1613) Иосиф I (1613—1619) Нифонт II (1623—1623) Лаврентий I (1627—1629) Митрофан (1629—1629) Тихон I (1630—1631) Иосиф II (1631—1637) Лаврентий II (1638—1638) Иона (1639—1645) Никон (Минич либо Минов) (1646—1649) Никон II (1649—1654) Питирим (1654—1655) Сергий IV (1656—1656) Иосиф III (1658—1663) Прохор (1663—1664) Иосиф IV (1664—1674) Нифонт III (1674—1697) Макарий I (1674—1681) Гавриил I (1681—1684) Игнатий (1684—1692) Тихон II (1692—1695) Трифиллий (1695—1697) Исаия (1697 — 23 июля 1699) Иларион I (1699—1701) Иларион (Властелинский) (1701—1702) Иоасаф II (1702—1710) Досифей (1710—1711) Моисей (1711—1714) Арсений (1715—1716) Сергий V (1716—1720) Иерофей (1721—1728) Евфимий II (1728—1730) Феофил (1730—1732) Иларион II (1733—1735) Никодим (Скребницкий) (февраль 1736—1738) Антоний (Илляшевич) (1739—1748) Гавриил (Кременецкий) (5 апреля 1748—1749) Мисаил (Чирский) (1749—1764) Кирилл I (1758—1758) Симон (1764—1769) Иоанн III (1770—1778) Иоасаф III (1779—1785) Павел (Пономарёв) (14 января 1786—1794) Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794—1795) Амвросий (Яковлев-Орлин) (1795—1796) Анастасий (Братановский-Романенко) (1796—1797) Иакинф (Карпинский) (1797—1798) Варлаам (1799—1811) Сергий (Крылов-Платонов) (14 июня 1811—1812) Амвросий (Орнатский) (1812—1816) Филарет (Дроздов) (март 1816—1819) Кирилл (Богословский-Платонов) (1819—1824) Поликарп (1824—1834) Аполлос (Алексеевский) (1834—1851) Агапит I (1851—1852) Агапит II (Введенский) (1852—1877) Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский Нестор (Метаниев) (1889—1894) Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский Климент (Стояновский) (1898—1906) Борис (Шипулин) (1906—1909) Макарий (Гневушев) (1909—1914) Евфимий (Елиев) (1914—1918) Кирилл (Соколов) (конец 1917—1920) Палладий (Добронравов) (1919—1922) Павлин (Крошечкин) (1920—1921) Евгений (Кобранов) (1922—1922) Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) Савва (Михеев) (с 22 марта 2011)

Современность

Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В июле такого же года сотворен мужской хор Новоспасского монастыря.

В 1995 году сюда был перенесён останки величавого князя Сергея Александровича, убитого за 90 лет ранее террористом Иваном Каляевым. На местности монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова, — четкая копия монумента, существовавшего в Кремле.

В феврале 2014 года патриарх Кирилл освятил 16-тонный «Романовский» колокол, который был отлит взамен уничтоженного в XX веке исторического колокола.

5 февраля 2015 года в монастырь были принесены из Греции мощи святого великомученика Димитрия Солунского — вечная десница. Принесение ковчега с мощами святого посвящено 70-летию победы над фашизмом: на Руси память святого Димитрия Солунского с древних времён связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Инцидент с прилегающей территорией

18 апреля 2013 года журналистка газеты «Столичный комсомолец» Ева Меркачева сказала, что в Синодальный отдел Столичной патриархии поступило воззвание прихожан, что на местности ставропигиального монастыря действуют автомобильная стоянка, шиномонтаж и автоломбард.

24 апреля прихожане и насельники монастыря выступили с официальным воззванием к редакции газеты, где отметили, что «Всё содержание статьи составляют упрёки и клеветы в адресок обители», что «представляется странноватым и то, что журналист „МК“ Е. Меркачева не подала официального письменного запроса (как это было изготовлено в другие инстанции) наместнику монастыря для того, чтоб получить те либо другие разъяснения». Касаясь инцидента, создатели воззвания заявили:

Сейчас, милостью Божией, часть монастырской земли, расположенной в конкретной близости к обители, возвращена её легитимному обладателю. Арбитражный трибунал г. Москвы вынес решение в пользу Церкви и земля, где много лет существует стоянка автотранспорта, передана Новоспасской обители. Что все-таки постыдного в том, что те, кто ставит свои машины на монастырской земле, заносят свою посильную лепту на благоукрашение обители и её реставрацию? Такие пожертвования позволяют монастырю вести социальную, благотворительную и просветительскую деятельность, которая является долгом каждого христианина. Не так принципиально, чинят ли там машины либо оформляют документы — только бы этот труд был честен перед Богом. Итог этого труда — благолепие нашей обители, её готовность принять молящихся в простоте и порядке. И уже естественно, все это не значит, что монастырь занимается коммерцией.

Строительный ансамбль

Фото из «Коллекции достопримечательностей Русской империи», 1911—1912 гг.

Главные строения и сооружения Новоспасского монастыря:

Большой для собственного времени шестистолпный Преображенский собор; строился в 1645—1649 гг. иждивением царя Миши Феодоровича; для росписи был приглашён Гурий Никитин. Покровская церковь с трапезной (1670-е годы) Стенки и башни монастыря 1640—1642 гг. постройки. Братские кельи с Никольской церковью. Настоятельские палаты. Конец XVII в. и начало XVIII в. Колокольня высотой 78 метров, одна из самых больших в дореволюционной Москве, построена в 1759—1785 гг. на месте старой звонницы, устроенной в 1622 году патриархом Филаретом. Знаменская церковь (1791—1795 гг., конструктор Е. Назаров).

Некрополь

См. также: Категория:Похороненные в Новоспасском монастыре

В подклете Спасо-Преображенского собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, праотцы королевского дома Романовых, их родственники князья Ситцкие, также Черкасские, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие и другие представители высшей знати допетровского времени. Шедевром мемориальной статуи числился монумент на могиле В. Д. Новосильцева, выполненный по проекту В. И. Демут-Малиновского.

Стоящая рядом Знаменская церковь — родовая усыпальница графов Шереметевых, князей Куракиных и Лобановых-Ростовских. В 1742 г. в подклете ранее стоявшего на этом месте храма в присутствии императрицы Елизаветы был захоронен муниципальный канцлер А. М. Черкасский.

В границах монастырских стенок в XVIII-XIX веках сформировался некрополь с огромным числом аристократических захоронений. Тут были похоронены живописец Ф. А. Рокотов, городской голова Н. А. Алексеев, историк П. П. Бекетов, театрал И. А. Гагарин, декабрист П. П. Титов.

Исторический энтузиазм представляла могила иерея Петра Веньяминова, который не выдал сокровища монастыря бойцам наполеоновской армии и был убит французами. На его надгробии была выбита эпитафия: «Здесь робко погребён служитель алтаря, герой, вкусивший погибель — за веру, за царя». Встречаются также утверждения, что конкретно на местности Новоспасского монастыря отыскала последнее пристанище инокиня Досифея, бывшая княжна Тараканова.

В конце 1920-х годов, как и другие дворянские некрополи, кладбище Новоспасского монастыря было подвергнуто разгрому. Более ценные с художественной точки зрения монументы были перевезены в Донской монастырь; некие из их позже сдали в металлолом. Маленькое число сохранившихся надгробий на данный момент выставлено на обозрение в монастырском дворе.

Усыпальница Романовых Восстановленный крест-памятник, стоявший на месте убийства величавого князя Сергея Александровича Основная статья: Усыпальница Романовых

В подвальной части Спасо-Преображенского собора находится ряд могил, посреди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.

В 1497 либо 1498 году тут был погребён Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин (отпрыск вельможи Юрия Захарьевича), в конце XVI века — Василий Юрьевич Захарьин (двоюродный брат Анастасии Романовой) и Никита Романович Юрьев-Захарьин (в монашестве Нифонт, родитель патриарха Филарета). В 1607 году, в царствование Лжедмитрия, сюда были перенесены останки родных братьев патриарха Филарета, трое из которых скончались ранее в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова.

Также тут захоронены Роман Юрьевич Захарьин (разум. 1543), давший имя всему роду Романовых, и мама первого царя этого рода инокиня Марфа (мозг. 1631). В 1902 году усыпальница Романовых с церковью Святого Романа Сладкопевца была перестроена архитектором С. У. Соловьёвым.

После закрытия монастыря в 1918 году усыпальница была разорена, надгробия уничтожены, часть гробниц утрачена. Только некие останки были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Усыпальница восстановлена в конце 1990-х годов; в ней воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца, освящённый 10 марта 2002 года.

Вид на монастырь с Москвы-реки

Вид на монастырь с Саринского проезда

Вид на монастырь с берега Новоспасского пруда

Собор Новоспасского монастыря

Вид на монастырь с Москвы-реки

Вид на монастырь с Саринского проезда

Вид на монастырь с берега Новоспасского пруда

Собор Новоспасского монастыря

Прочитано 1127 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...