Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Новоиерусалимский монастырь

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Новоиерусалимский монастырь. Воскресенский собор, на первом плане — подземная церковь Константина и Елены
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Истра, ул. Советская, д. 2
Какова конфессия: Православие
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1656 год
Кто настоятель монастыря: игумен Феофилакт Безукладников
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Новоиерусалимский монастырь"

Координаты монастыря: 55°55′18″ с. ш. 36°50′43″ в. д. / 55.92167° с. ш. 36.84528° в. д. / 55.92167; 36.84528 (G) (O) (Я)

Воскресенский Новоиерусали́мский монасты́рь — исторически ставропигиальный мужской монастырь в городке Истра Столичной области.

В северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора обители находится могила его основоположника — патриарха Никона.

Содержание

1 История 1.1 Основание 1.2 1-ый шаг строительства 1.3 Конец XVII века 1.4 XVIII век 1.5 XIX век 1.6 После 1918 года 1.7 Возобновление монастыря в 1990-е гг. 2 Строительный комплекс 2.1 2-ая половина XVII века 2.2 Воскресенский собор 2.3 Подземная церковь Константина и Лены 2.4 Крепостная ограда 2.5 Некрополь 3 Реконструкции 3.1 XVIII век. Разрушение Воскресенского собора. Восстановительные работы 3.2 Послевоенная реставрация. 1942—1969 3.3 Реставрационные работы 3.3.1 1970-е — 1990-е годы 3.3.2 2011—2016 год 4 Перечень строительных сооружений 4.1 Крепостные стенки и башни (1690—1694) 4.2 Постройки, расположенные за крепостной стенкой 5 Современная жизнь обители. Деятельность Попечительского совета 6 Настоятели 7 Комменты 8 Примечания 9 Литература 10 Ссылки

История

Основание Новоиерусалимский монастырь. Вид от реки Истры. 2005

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по плану которого под Москвой был должен быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Это не 1-ая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Посреди памятников, в каких могло отразиться воздействие палестинского «первообраза», исследователи именуют «Святую Святых» в Столичном Кремле (проект, загаданный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить прототипом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона либо храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.

Земли, на которых предполагалось расположить новейшую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх достигнул от царя Алексея Михайловича особенного права получать земляные владения. До сотворения обители все земляные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К местности грядущего монастыря присоединились бывшие земли вельможи В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были построены на землях деревни Редькино, приобретенной у дьяка Лукьяна Голосова.

1-ый шаг строительства В. Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867 Ф. Я. Алексеев Новоиерусалимский монастырь

Округи будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, бугор, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования изменили на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холмике, прозванном Сион. К востоку от него размещался Елеонский бугор с каменной Елеонской часовней , на севере — бугор Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века именовался «отходной пустынью»), в каком были расположены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был также основан маленькой дамский монастырь — Вифания, нареченный по городку, упомянутому в Новеньком Завете. Некие строения повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, к примеру, Воскресенский собор (1656—1685), сотворен по виду и подобию Храма Гроба Господня.

На строй работы, для производства которых «требовалось неограниченное количество как обученных мастеров, так и подсобной рабочей силы», были привлечены монастырские фермеры, в том числе и из далённых вотчин. Фермеры в собственных челобитных сетовали на то, что, оторванные от дома, они лишены способности заниматься своим хозяйством. Положение занятых на работах не облегчало предоставление им неких льгот. Один из современных Никону писателей-старообрядцев критиковал патриарха за то, что «простых фермеров тяжкими труды умучил, созидаючи горкой собственный Иеросалим».

При Никоне на местности монастыря был возведён комплекс обычных для российского зодчества древесных сооружений. В 1656 году построена древесная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении находился правитель Алексей Михайлович. Конкретно он, смотря на постройки обители с Елеонского холмика, в первый раз именовал монастырь Новым Иерусалимом, это событие было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Практически сходу после основания монастырь стал большим землевладельцем. В различных уездах Рф для него были приобретены вотчины. На огромную часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.

Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года — архимандрит Леонид (Кавелин), делая упор на надпись на колоколе, отлитом при патриархе, относит это событие к 1 сентября. В этом же году Никон был удалён из Москвы. До конца 1666 года патриарх находился в Новеньком Иерусалиме, руководя строительством собора. В его личное управление были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. Из документов того периода следует, что монастыри были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Камском и Старенькой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два столичных подворья, земли в центральных и северных уездах. Большая часть доходов с этого владения шла на строительство Воскресенского собора.

В монастыре работали белорусские мастера, присланные Никоном ещё до опалы. Первым архитектором Нового Иерусалима стал П. И. Заборский — «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей значительный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в других делах большое время». Строй работы тормознули после того, как Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а по указу Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года мастера (всего 31 человек) из Нового Иерусалима были переведены в Оружейную палату.

В XVII веке в монастыре была библиотека, собранная по инициативе Никона. Её базу составили личные книжки патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами древних и раннехристианских создателей. В библиотеке монастыря находились, посреди остального, Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книжки, маленькое количество зарубежных изданий практического предназначения, печатные книжки для ежедневного богослужения и чтения. Огромное место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книжки по филологии, истории. Патриарх повсевременно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время собственной опалы. Переводы книжек, сделанные под управлением Епифания Славинецкого, часто присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были обширно представлены книжки, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века тут хранилось около 600 книжек. 500 экземпляров из монастырской библиотеки в 1674 году было взято в Патриаршию ризную казну. В 1666—1676 годах в монастыре работала типография, переведённая патриархом Никоном из Иверского монастыря. Рукописи из библиотеки монастыря описаны Амфилохием в 1859 году в его «Описании рукописей Воскресенского ставропигиального высококлассного монастыря, называемого Новый Иерусалим». В 1907 году все рукописные книжки были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, с 1920 года оно хранится в Муниципальном Историческом музее.

Во 2-ой половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Подразумевается, что Николай Дилецкий сделал собственный Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.

Конец XVII века

Церковный собор 1666—1667 годов обусловил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разбита: Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства. После удаления Никона его противники пробовали лишить обитель вотчин, но они (не считая вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными легитимно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой. Строительство возобновилось в правление Фёдорвея Алексеевича, ученика Никона, который, под воздействием тётки, Татьяны Михайловны, направил внимание на дела обители. Правитель приписал Новенькому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Огромного Дворца — Мастерской палаты, сам правитель воспринимал активное роль в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новенькому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые. С 1684 года монастырь был передан в Приказ сыскных дел. По окончанию строительства Воскресенского собора, 18 января 1685 года он был освящён. После чего действия царевна Софья Алексеевна указала место для строительства на местности монастыря у задней стенки собора «церкви с трапезною тёплой каменной и службы по чину Иерусалимскому». В денек освящения собора дьяку Сыскного приказа Борису Остолопову было доверено его описание. Церковь Рождества Христова с трапезными палатами была освящена в 1692 году.

XVIII век

В правление Петра I в Новеньком Иерусалиме так же, как и в других больших обителях, был уменьшен штат монахов, на содержание которых выделялись из монастырских доходов ограниченные средства (остальное уходило в муниципальную казну). Не считая этого монастырь был должен поставлять государству лошадок, фураж, ремесленников из числа монастырских фермеров.

При Елизавете Петровне (1741—1761), взявшей монастырь под покровительство, вещественное положение Нового Иерусалима стало лучше, возросли его земляные владения. Благодаря императрице, выделившей 30 тыщ рублей, начался ремонт Воскресенского собора, шатёр ротонды которого обвалился в 1723 году.

Перед секуляризацией церковных земель Новый Иерусалим обладал 13 935 (по другим данным 16 287) душами мужского пола и 22 000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля 1764 года все монастырские фермеры были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли. Сумма, отпущенная на содержание обители, составила 30 процентов от былых доходов. Но огромную часть доходов монастырю обеспечивало паломничество, не прекращались и поступления больших личных вкладов. Монастырское подворье в Москве было сдано в аренду.

В 1762 и 1792 годах на местности монастыря произошли большие пожары. Средства на восстановление были выделены Екатериной II.

XIX век Воскресенский собор в XIX веке

Возникают описания монастыря, адресованные широкому кругу читателей: А. Н. Муравьёва, И. М. Снегирёва и других создателей. Всего понятно более 20 паломнических описаний 2-ой половины XVIII — начала XX века, которые стали источниками сведений об утраченных к истинному времени сооружениях и деталях строительного комплекса, особенностях богослужебной практики, соответствующей только для этого монастыря, быта насельников и богомольцев.

В 1869 году архимандритом монастыря был назначен видный учёный, археограф Леонид (Кавелин). Годы, проведённые в Новеньком Иерусалиме стали для него временем плодотворной научной деятельности. В своём труде «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим называемого монастыря» (1876) Леонид в первый раз опубликовал документы XVII века (позже утраченные) из архивов обители. По сей день его монография «Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим называемом, монастыре с 1656 по 1759 год» остаётся единственным исследованием истории этой глиняной мастерской. Кавелин открыл имена мастеров «ценинного дела» Петра Заборского и Яна Флегнера. С 1870-х годов архимандрит вёл работу по созданию 1-го из первых церковных музеев Рф — музея патриарха Никона, который открылся в 1874 году в северной трапезной палате монастыря.

Монастырь в XIX — начале XX века стал одним из центров российского паломничества; с постройкой жд полосы Москва-Виндава число гостей возросло. За оградой монастыря каменные сооружения сменили древесные гостиницы для богатых паломников и странноприимный дом — для неимущих, выстроено монастырское училище. К 1913 году монастырь раз в год посещало около 35000 человек.

После 1918 года

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его местности работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году слились в Муниципальный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Столичной губернии.

В 1941 году во время Величавой Российскей войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» подорвали Воскресенский собор. Многие строительные монументы были уничтожены.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, кроме основной строительной доминанты — великанской ярусной звонницы XVII века.

Возобновление монастыря в 1990-е гг.

10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» собственному представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Столичной области, Истринского района и управлением музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.

В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Российской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

Строительный комплекс

2-ая половина XVII века

Согласно описи 1668 года, рядом с монастырём были построены гостиный двор и две кельи, также конюшенный двор с жилыми и хозяйственными постройками. Монастырь был обведён рвом, укреплённым брёвнами с одной стороны, перед ним был отсыпан вал с маленьким камнем. Входили в монастырь по перекинутому через ров мосту. Древесная монастырская стенка имела восемь башен. Надвратную башню декорировали часы «на польское дело». В ограде монастыря находились древесные кельи Никона и братские кельи. В камне были отстроены хлебная палата, поварня, кузница, погреба.

Воскресенский собор Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. Офорт XVII в. По плану Никона Воскресенский собор возводился по виду романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Понятно, что при его строительстве употреблялся чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и глиняних поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его древесной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство тормознуло после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха.

Трудно сказать, как Воскресенский собор, законченный уже после погибели Никона, соответствовал его плану, но в общих чертах его внешний облик повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский макет, собор состоял из трёх частей, сведённых в цельную строительную композицию. Центр храма — четырёхстолпный, перекрытый массивным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет радиальный обход либо деамбулаторий. Своды трансепта, нацеленного с севера на юг — вспарушённые крестовые. С запада размещен 2-ой главный строительный и семантический акцент собора — большая ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (по другому именуемой кувуклией), увенчанной изразцами. Она повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. 1-ый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а поперечник основания — 23 м. Сооружение с 3-мя рядами окон было покрыто, возможно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с главным местом двухъярусной триумфальной аркой.

Отличительной чертой собора стала строительная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над глиняним убранством посреди XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено 5 глиняних ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три — заалтарных приделов. Торжественный вид присваивали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как снутри, так и снаружи, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Огромное символическое значение имеет глиняний фриз, получивший в литературе наименования «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования более успешно передают нрав рисунка, напоминающего цветок лимонка — знак страдальческой погибели либо глаз на пере павлина — знак Воскресения Христова. Фриз шёл по всему периметру второго яруса, предположительно, декорировал он и 3-ий ярус. На данный момент «павлинье око» можно созидать на апсиде головного алтаря собора (снаружи и снутри). Выполненными по этим же формам изразцами позже были декорированы Храм Григория Новокесарийского на Большой Полянке (1668 — середина 1670-х), надвратная церковь Андреевского монастыря (1675) и Храм Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683). По воззрению исследователей, для ещё 1-го фриза «павлинье око» в Иосифо-Волоколамском монастыре были вырезаны новые формы.

Изразцы, сделанные во 2-ой половине XVII века в глиняной мастерской монастыря, имеют непростой профиль, кропотливо проработанный рельеф и отличаются большенными размерами. В своём роде это уникальная строительная керамика, более не имеющая для себя схожей в российском зодчестве.

К концу XVII века в соборе насчитывалось 14 приделов. В XVIII—XIX веках были устроены ещё 15 приделов. Придел Марии Магдалины в 1802 году по заказу правителя Павла I и его супруги оформлял Матвей Казаков.

Подземная церковь Константина и Лены

С востока к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Лены (в Иерусалиме схожая церковь вырублена в горе), — в конце XVII века это было обычное прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стенки церкви выселись над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, увенчанная изразцами.

Посреди XVIII века для предохранения от грунтовых вод строения, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. Сначала XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белоснежным камнем.

Интерьер церкви посреди XVIII века был переделан в стиле барокко.

Крепостная ограда В 1690—1697 годах окончило формирование комплекса монастырских сооружений строительство каменной ограды заместо старенькой древесной по проекту Якова Бухвостова. Общая протяжённость монастырских стенок, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества эры, составляет около 1-го километра, высота — девять метров, толщина — до трёх метров. Высшая часть стенок — боевой ход, снабжённый 2-мя рядами бойниц: для далекого боя и машикулями, позволяющими вести оборону основания крепости. На изломах стенки поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) расположена над западными воротами, над восточными (Святыми) воротами была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. Бухвостову удалось достигнуть стилевого единства сооружений крепостной стенки с другими зданиями и сделать единый строительный ансамбль. В продолжение традиции, возможно, в XVIII веке крепостные башни получили палестинские наименования: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская.

Некрополь Старенькый некрополь Новоиерусалимского монастыря к северу от церкви Константина и Лены

Некрополь Новоиерусалимского монастыря размещен снутри собора (захоронения XVII века) и фактически на его местности — по обеим сторонам церкви Константина и Лены. В процессе исследовательских работ 1999—2003 годов выявлено 100 целых либо сохранившихся больших частей надгробных памятников, посреди их только маленькое количество объёмных строительных форм. Значимый урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в итоге взрыва собора в декабре 1941 года.

На исходном шаге строительства собора частично было скопировано размещение важных захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились знаменитые захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан актуальный путь Никона. Создатель эпитафии основоположнику монастыря — архимандрит Герман. В 1680-х годах в приделе установлена плита, сообщающая, что в храме Гроба Господня на этом месте погребены Готфрид Бульонский и Балдуин. В первом ярусе колокольни в Иерусалиме размещены гробницы иерусалимских патриархов, в первом ярусе колокольни Воскресенского собора — настоятелей монастыря (архимандритов Герасима, Германа). Из-за разрушения в 1941 году другие могилы утрачены, но понятно, что снутри собора продолжали хоронить и во 2-ой половине XVIII века. Самые ранешние захоронения в соборе — могилы Петра Заборского и иподиакона Никиты Никитина (под лестницей на придел Голгофы), в южной части погребён создатель жизнеописания Никона Иван Шушерин (придел Архангела Миши).

В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших близлежащими землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и мамы драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены супруга и отпрыск А. Суворова.

Реконструкции

XVIII век. Разрушение Воскресенского собора. Восстановительные работы

Сначала века плоские кровли-гульбища Воскресенского собора сменили на скатные, убрав парапет-ограждение. 23 мая 1723 года шатёр ротонды собора, возможно из-за перегруженности, обвалился по нижние хоры, при всем этом уцелевшие стенки растрескались. По версии исследователей, «шатёр, будучи очень армирован связями, в 1-ые мгновения катастрофы сползал на запад как единое целое, и упал всей массой на двухъярусную галерею, окружавшую ротонду». В 1726 году пожар в соборе уничтожил кровли и древесные части окон. Ремонтными работами в 1731—1747 годах занимался И. Мичурин. Собственный проект по восстановлению собора в том виде, в каком он был до разрушения, с сохранением старенькых фундаментов и стенок ротонды, конструктор направил в Синод в 1745 году (чертежи утрачены, до наших дней дошла только смета). Позже появились проекты восстановления других архитекторов, обследовавших собор: А. П. Евлашева и Д. В. Ухтомского, Х. Мускопа.

Под управлением Мичурина к 1736 году были восстановлены два нижних яруса ротонды, сотворен и установлен глиняний фриз второго яруса, схожий фризу второго яруса крестовой части. Но полным ходом исследования и работы пошли после того, как императрица Елизавета Петровна выделила на их средства (1749). В своём проекте Б. Растрелли (1756) также предугадывал строительство шатра из кирпича, сомнения в прочности конструкции задержали его выполнение. Архимандрит Амвросий, ссылаясь на то, что купол палестинского прообраза Воскресенского храма выполнен из дерева, предложил выстроить древесный шатёр. По второму проекту Растрелли сохранялись уцелевшие конструкции ротонды и возводился шатёр из дерева, конструкция которого была разработана инженером В. Бернардаччи. Проект был реализован под управлением К. Бланка к 1759 году. Собор получил ротонду, выполненную в стиле евро барокко. С фасада при восстановительных работах были сняты глиняние пояса, их место заняли белокаменные карнизы. В новеньком 3-ем ярусе ротонды было устроено пятнадцать окон, в шатре — шестьдесят окон-люкарн в три ряда. Более сильное воспоминание создавал интерьер собора, залитый светом, увенчанный резьбой и лепниной. Хоры ротонды и места меж окнами были заполнены картинами на библейские сюжеты из художественной мастерской грядущего настоятеля монастыря Никона Зертис-Каменского. Глиняние иконостасы были покрыты алкидной краской, а частями — позолотой.

В итоге восстановительных работ 1750-х годов собор приобрёл тот вид, в каком просуществовал до декабря 1941 года. При ремонтных работах, проводившихся в XIX веке, существенных конфигураций в его вид внесено не было.

Послевоенная реставрация. 1942—1969

Уже в январе 1942 года руины монастыря были обследованы бригадой работников Академпроекта. В 1942—1943 годах в мастерской «Академпроекта» под управлением А. В. Щусева на базе обмеров Ф. Ф. Рихтера был сотворен 1-ый эскизный проект реставрации собора. В 1944—1947 годах выпускники Столичного строительного института Н. Любимова, И. Сахарова, М. Ковалева под управлением П. Д. Барановского провели обмеры глиняного декора. В ноябре 1950 года на местности монастыря начались работы по разбору завалов и реставрации.

В 1952 году вышел «Проект генерального плана сохранения и реставрации монумента архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея» Барановского, где предлагалось воссоздать собор в том виде, в каком он был в XVII веке, с сохранением «ценных особенностей», показавшихся при проведении строй работ XVIII века . Решение вопроса о восстановлении колокольни было отложено до полного исследования сохранившихся фрагментов. К 1957 году все работы, намеченные планом 1952 года (повсевременно корректировавшимся) были проведены (в том числе укреплён аварийный юго-западный пилон), началась реконструкция других сооружений на местности монастыря, нужных для областного музея.

В 1956 году Барановский выпустил «Предварительный проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов». Строй работы начались в 1957 году, и к 1972 году пилоны были доведены до уровня пят подпружных арок.

В 1958 году вышел эскизный «Проект покрытия над ротондой Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря» с 3-мя вариациями покрытия для сохранения лепного декора ротонды, предложенными Барановским. 3-ий вариант предугадывал строительство над ротондой шатра на железном каркасе с древесной обшивкой, который позже мог стать основой для проведения восстановительных работ. По этому варианту леса должны были возводиться исключительно в центре ротонды (над кувуклией, уцелевшей при взрыве), таким макаром сохранялась возможность для проведения исследовательских и реставрационных работ в помещении. Проект не был реализован, позже (в 1970-х — 1990-х годах) строй леса занимали всю ротонду и препятствовали исследованию и восстановлению внутреннего убранства.

Реставрационные работы 1970-е — 1990-е годы Шатёр ротонды храма Воскресения до реставрации 2011 года

В 1975 году под управлением Б. Малхасова построена глава центральной части собора. Критике подверглась форма купола, представлявшая собой нечто среднее меж шлемовидной и луковичной, тогда как старенькый купол был шлемовидным, отмечалось искажение формы креста. Было также выявлено повышение высоты главы по сопоставлению с довоенной более чем на 0,5 м. По заключению расширенного заседания сектора древнерусского искусства ВНИИ искусствознания от 31 января 1984 года, восстановленная глава собора: «…не имеет ничего общего ни с одной главой XVII века».

В 1978—1979 годах на барабане центральной части собора установлена глиняная храмозданная надпись (повторение надписи 1830-х годов). В 1982—1983 году по проекту Н. Любимовой реконструированы глиняние подвески и наличники (убранные ещё во время ремонтных работ XVIII века) большой главы. Таким макаром, глава получила строительную керамику, схожую украшениям XVII века, а не декор XVIII-го, сохранявшийся до её разрушения.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов трестом «Мособлстройреставрация» была разработана документация на восстановление шатра ротонды с внедрением металлоконструкций (архитекторы А. Климанов и Б. Малхасов). Шатёр собирался из блоков трёх типов, располагавшихся в три ряда. Недочетами этого проекта были признаны жёсткое соединение блоков и уменьшение высоты шатра. По воззрению Барановского, высота его была на 2 метра ниже творения Бланка, не сохранены формы основания ротонды, люкарны в шатре были очень узки, чтоб пропускать довольно света. Главной же ошибкой Барановский считал покрытие шатра листами железа, материала, подверженного коррозии. Восстановление Воскресенского собора стало предметом публичной дискуссии: 30 мая 1978 года в газете «Правда» было размещено коллективное письмо, где эти работы приводились как пример реставрации без согласования со спецами. К марту 1979 года для стереофотограмметрического исследования на смонтированной на три четверти конструкции был собран макет шатра с имитацией окон-люкарн.

В 1983 году макет был разобран, начались работы по восстановлению шатра по проекту, выпущенному в 1980 году. Решение выполнить конструкцию из металла не оспаривалось, но многие спецы выступали против роста высоты шатра на 2 метра, предусмотренного проектом. В 1991, 1992 и 1993 годах были смонтированы соответственно окна-люкарны первого, второго и третьего ярусов. По настоянию служащих музея «Новый Иерусалим» покрытие шатра было выполнено из покрытого цинком железа, а не, как предполагалось ранее, из никелированной меди «в шашку». Последний тип покрытия был отторгнут, потому что давал протечки, также по эстетическим суждениям.

2011—2016 год

В 2014 году рядом с Воскресенским собором была восстановлена уничтоженная в 1941 году германскими войсками колокольня и установлены новые колокола.

Реставрационные работы в монастыре планируется окончить в 2016 году.

Перечень строительных сооружений

Воскресенский собор (1658—1685) Остатки колокольни (разрушена в 1941) Церковь Константина и Лены (подземная церковь) Святые ворота с надвратной церковью (1694—1697) Трапезная с церковью Рождества Христова (конец XVII в.) Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.) Солодовые и кузнечные палаты (1690—1694) Настоятельские покои Братский корпус Караульные палаты Палаты «монастырских детёнышей» Больничные палаты (конец XVII в.) Квасной погреб Крепостные стенки и башни (1690—1694) Гефсиманская башня Сионская башня Давидов дом Надвратная Елизаветинская башня Иноплеменничья башня Башня Варуха Ефремова башня Дамасская башня Постройки, расположенные за крепостной стенкой Скит Никона (1658) Музей древесного зодчества: мельница, церковь (сгорела в 2000), часовня, фермерская изба.

Современная жизнь обители. Деятельность Попечительского совета

Наместник монастыря с мая 2008 года (утверждён Священным Синодом 23 июня 2008 года) — игумен Феофилакт (Безукладников).

Монастырь имеет подворье: храм Воскресения Христова, Санкт-Петербург, ул. Камская 11, лит А.

23 июля 2008 года монастырь с неофициальным визитом посетили Президент Рф Д. Медведев и Патриарх Алексий II; было принято решение о разработке Попечительского совета для оказания помощи в восстановлении монастыря. В октябре 2008 года Президент Рф Д. Медведев призвал за наиблежайшие 5—7 лет стопроцентно вернуть Новоиерусалимский монастырь. 20 октября в Кремле состоялось 1-ое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению монастыря, в каком приняли роль президент Рф Дмитрий Медведев, Патриарх Алексий II, 1-ый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер, министр денег Алексей Кудрин, ассистент президента Олег Марков, министр культуры Александр Авдеев, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, полпред президента РФ в Центральном федеральном окружении Жора Полтавченко, губернатор Столичной области Борис Громов, наместник Новоиерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), президент «ВТБ» Андрей Костин, глава компании «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Патриарх заявил, что разработана Концепция развития монастыря «как величавой святыни христианского мира и как современный духовно-воспитательный и образовательный центр, призванный открывать всем, и в особенности — молодёжи, душеполезный смысл вечных ценностей нашего Отечества». Дмитрий Медведев сказал, что фонд по восстановлению Новоиерусалимского монастыря возглавит 1-ый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков. 9 марта 2009 года Президент Рф Медведев подписал Указ «О мерах по воссозданию исторического вида Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Российской православной церкви». В конце сентября 2009 года Иерусалимский Патриарх Феофил во время собственной встречи в Иерусалиме с первым заместителем председателя правительства РФ Виктором Зубковым заявил, что Иерусалимская Патриархия готова оказать экспертную помощь в восстановлении монастыря.

Настоятели

Архимандрит Стефан (1656—1658) Архимандрит Герасим (1658—1665) Архимандрит Акакий (1665—1669) Архимандрит Исайя (1669—1671) Архимандрит Феодосий (1671—1673) Архимандрит Тихон (XVII в.) Архимандрит Филофей (1673—1680) Архимандрит Варсонофий (1680) Архимандрит Герман I (1681—1682) Архимандрит Никифор (1683—1685) Архимандрит Никанор (1686—1698) Архимандрит Герман II (1698—1699) Архимандрит Арсений I (1699—1703) Архимандрит Игнатий (1703—1709, либо 1710) Архимандрит Антоний I (Баутин) (1709 либо 1710—1722) Архимандрит Лаврентий (Горка) (1722—1723) Архимандрит Киприан (Скрипицын) (1723—1727) Архимандрит Мелхиседек I (Борщов) (1727—1736) Архимандрит Карион (Голубовский) (1737—1742) Архиепископ Петр (Смелич) (1742—1744) Архимандрит Иларион (Григорович) (1744—1748) Архимандрит Амвросий (Зертис-Каменский) (1748—1765) Архимандрит Никон (Зертис-Каменский) (1765—1771) Епископ Сильвестр (Страгородский) (1771—1785) Архимандрит Павел (Пономарёв) (1785—1786) Архимандрит Аполлос I (Байбаков) (1786—1788) Архимандрит Платон (Любарский) (1788—1792) Архимандрит Нектарий (Чернявский) (1792) Архимандрит Варлаам (Головин) (1792—1799) Архимандрит Гедеон (Ильин-Замацкий) (1802—1805) Архимандрит Мелхиседек II (Минервин) (1805—1813) Архимандрит Филарет (Амфитеатров) (1817—1819) Архимандрит Иона (Павинский) (1813—1817) Архимандрит Филарет (Амфитеатров) (1817—1819) Архимандрит Афанасий (Телятев) (1819—1821) Архимандрит Аполлос (Алексеевский) (1821—1837) Архимандрит Арсений (Нагибин) (1837—1843) Епископ Агапит (Вознесенский) (1843—1851) Архимандрит Мелхиседек III (Сокольников) (1851—1853) Архимандрит Климент (Мажаров) (1853—1856) Архимандрит Амфилохий (Казанский-Сергиевский) (1856—1860) Архимандрит Дионисий (1860—1862) Епископ Антоний (Радонежский) (1862—1866) Епископ Петр (Екатериновский) (1867—1869) Архимандрит Леонид (Кавелин) (1869—1877) Архимандрит Вениамин (Поздняков) (1877—1890) Епископ Христофор (Смирнов) (1890—1892) Архимандрит Андрей (Садовский) (1893—1898) Архимандрит Владимир (Филантропов) (1898—1903) Архимандрит Серафим (Чичагов) (1904—1905) Архиепископ Иустин (Охотин) (1905—1907) Епископ Тихон (Никаноров) (1907—1911) Архимандрит Иона (Лазарев) (1911-1912) Епископ Александр (Головин) (1912—1916) Епископ Трифон (Туркестанов) (1916—1918) Архиепископ Иоаким (Левицкий) (1918—1919) Епископ Палладий (Добронравов) (июнь — ноябрь 1919) Архимандрит Никита (Латушко) (18 июля 1994 — 23 июня 2008) Игумен Феофилакт (Безукладников) (с 23 июня 2008)

Комменты

↑ По Уложению 1649 года монастырям запрещено было наращивать свои земляные владения. ↑ Построена в 1657 году либо, по другим догадкам, в конце XVII века; разрушена в 1930-е годы. ↑ Другими словами производства глиняных глазурных изделий. ↑ Надпись на надгробной плите могилы Заборского на южном фасаде Воскресенского собора. ↑ Опись Бориса Остолопова — важный документ, помогающий исследователям вернуть вид собора в конце XVII века. Была в первый раз размещена Леонидом (Кавелиным) в 1874 году, числилась утраченной, найдена в РГАДА А. Г. Авдеевым. ↑ После посещения монастыря в 1749 году. Всего Елизавета Петровна побывала в Новеньком Иерусалиме трижды. ↑ Боевой отчёт дивизии, Муниципальный военный архив в городке Фрайбург, Германия. Bundesarchiv-Militararchiv, Freiburg. SF-02/37636, Gefechtsbericht. S. 7. ↑ В Новгородском хронографе XVII века говорится о том, что патриарх во время возведения собора сверялся с привезённым ему чертежом. ↑ Суханов привёз в Россию так именуемую «иерусалимскую меру», сажень, которая использовалась при строительстве собора. В «Проскинитарии» приведена 1/16 «иерусалимской меры», равной 223 сантиметрам. ↑ Об этом свидетельствовала радиальная изразцовая надпись на сводах снутри собора. ↑ По предположению архимандрита Леонида (Кавелина) в конце XVII века шатёр был покрыт гонтом, выкрашенным под мрамор. И. Грабарь и С. Торопов считали, что шатёр по тёсу был декорирован изразцами, имитирующими мрамор. Понятно, что в 1707 году покрытие шатра было выполнено «белым железом», которое в том же году поменяли тёсом. По версии Тепфера, сначала покрытие было из поливной черепицы кофейного и зелёного цветов. Но с течением времени она стала осыпаться и её поменяли белоснежным железом. ↑ Приделы Тернового венца, Разделения риз и Лонгина Сотника. Эти иконостасы дошли до наших дней неизменёнными. ↑ Названа в честь императрицы Елизаветы Петровны. ↑ Построена по проекту Бухвостова подрядчиками Филиппом Папугой и братьями Емельяном и Леонтием Михайловыми. ↑ По проекту Евлашева-Ухтомского (1749) фундаменты и стенки ротонды должны были возводиться поновой, шатёр — сооружаться из кирпича. ↑ В 1957 году мысль восстановления «в нраве XVII века» была отвергнута. ↑ Трест сотворен в 1969 году для реставрации подмосковных памятников архитектуры. ↑ Подписано в том числе академиком Д. Лихачёвым.

Прочитано 3585 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Новодевичий монастырь Новоспасский монастырь »