Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Новодевичий монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Новодевичий женский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Москва
Какова конфессия: Православие
Тип монастыря: женский
Кто основатель: Василий III
Когда основан (Дата основания): 1524 год
Основные даты:
1922 — Закрытие монастыря и создание музея.
1994 — Возрождение обители.
2004 — Архитектурный ансамбль монастыря был включен ЮНЕСКО
в список всемирного наследия человечества.
2010 — Передача архитектурного ансамбля монастыря в ведение Церкви.
Здания:
Смоленский собор • Крепостные стены с башнями • Трапезная • Колокольня • Покровская надвратная церковь • Преображенская надвратная церковь • Амвросиевская церковь • Церковь Успения • Часовня Прохоровых • Палаты царевны Софьи
Известные насельники: Софья Алексеевна царевна
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7710525000№ 7710525000
В каком состоянии: Действует
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Новодевичий монастырь"

Координаты монастыря: 55°43′33″ с. ш. 37°33′23″ в. д. / 55.725972° с. ш. 37.556583° в. д. / 55.725972; 37.556583 (G) (O) (Я)

Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь — православный дамский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излуке Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в текущее время Большой Пироговской улицы).

Основан величавым князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Мамы «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. В протяжении первых 2-ух веков собственного существования служил местом заточения царственных особ дамского пола.

Строительный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с того времени не перетерпел существенных конфигураций. В качестве исключительного по сохранности эталона столичного барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего населения земли.

Действующий монастырь находится в совместном ведении Российской православной церкви и Муниципального исторического музея. С 2010 года тут действует церковный музей Столичной епархии.

Содержание

1 Происхождение наименования 2 Смоленская икона Божией Мамы — Одигитрия 3 История 3.1 Обет 3.2 Основание монастыря 3.3 Потаенная царевна 3.4 Преподобная Лена 3.5 1-ые царственные инокини 3.6 Годуновы 3.7 Смутные времена 3.8 1-ые Романовы 3.9 Престольный праздничек 3.10 Иверская икона Божией Мамы 3.11 Темница 3.12 Строительство 3.13 Евдокия Лопухина 3.14 Приют 3.15 Российская война 1812 года 3.16 Леонида (Озерова) 3.17 Русское время 3.18 Передача комплекса и святынь Столичному патриархату 4 Строительный ансамбль 5 Некрополь Новодевичьего монастыря 5.1 Смоленский собор 5.2 Вокруг собора и Успенской церкви 6 Игуменьи Новодевичьего монастыря 7 Вавилонский колодец 8 См. также 9 Примечания 10 Литература 11 Ссылки

Происхождение наименования

Согласно летописи:

Лета 7032-го майя в 8 денек поставиша Нов монастырь Девичь у града Москвы за посадом.

Новым монастырь окрестили по отношению к более старым — Зачатьевскому монастырю, называемому тогда Стародевичьим и Вознесенскому монастырю в Столичном Кремле.

По патриаршей грамоте 1598 года полным заглавием монастыря было: «Пречестная Величавая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь».

Смоленская икона Божией Мамы — Одигитрия

Основная статья: Смоленская икона Божией Мамы См. также: Одигитрия Смоленская икона Божией Мамы. Москва, 1456 год. Смоленская икона (Дионисий, 1482 год).

Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого значит — «Путеводительница», «Наставница». Так именовался старый образ Богоматери, по преданию написанный евангелистом Лукой и хранившейся в храме Одигон (монастырь Панагии Одигитрии).

Легенда говорит, что в Россию икона попала посреди XI века (в 1046 году), когда византийский правитель Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней российских князей, эмблемой преемственности и династической близости Константинополя и Руси.

Сначала XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск где заложил храм Успения Богоматери, в каком потом и расположили христианскую святыню. С того времени икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея.

Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении городка в 1239 году от нашествия Батыя.

В XV веке икона оказалась в Москве. Е. Поселянин приводит несколько вариантов перенесения её:

В «Российском Временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к величавому столичному князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вкупе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар величавому князю в Москву (). Другие подразумевают, что эту икону отдал Витовт смоленский дочери собственной Софье, супруге столичного величавого князя Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с папой и получила от него много икон греческого письма. Еще есть одно весть, что как будто последний смоленский князь, изгнанный отсюда в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вкупе с другими иконами.

— Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. — М., 2002.

В 1456 году по требованию посольства епископа Смоленского Мисаила величавый князь Василий II Тёмный возвратил икону в Смоленск. С неё был снят четкий перечень «мера в меру» и в то время поставлен в Благовещенском соборе; 28 июля 1525 года он был перенесён в монастырь.

История

Обет См. также: Осада Смоленска (1514) Гравюра «Осада Смоленска». Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. 2-ая половина XVI века.

В 1449 году меж величавым князем Казимиром и столичным величавым князем Василием Темным был заключен контракт, по которому Москва отрешалась на нескончаемые года от Смоленска и Смоленской земли. В 1508 году Смоленск становится центром Смоленского воеводства Величавого княжества Литовского. Но, при Величавом князе Василии III спор за западнорусские земли возобновился. В 1510 году к Москве был присоединён Псков, а с 1512 года, после того как началась еще одна русско-литовская война, начали предприниматься, сначала безуспешные, пробы присоединить Смоленск.

В 1514 году, стоя под стенками Смоленска Василий III отдал обет:

Если Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нём храм во имя Пречистыя…

Осада Смоленска началась 29 июля 1514 года, а уже на последующий денек литовский гарнизон сдался, 31 июля смоляне были приведены к присяге Столичному князю и 1 августа, на праздничек происхождения древ Честнаго и Животворящаго Креста, Величавый Князь въехал в «свою отчину». Навстречу князю вышли, возглавляемые епископом Варсонофием, обитатели Смоленска и вынесли чудотворную Смоленскую икону.

Основание монастыря

Величавый князь Василий III не запамятовал собственный обет и через 10 лет — 13 мая (23 мая) 1524 года, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году, им была базирована Величавая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.

Место для обители было выбрано в излуке Москвы-реки, в трёх милях от Столичного Кремля на Девичьем поле, конкретно там, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой.

На устроение обители князь пожаловал 3 000 рублей серебром, дворцовые сёла, земляные угодья и даровал ей «несудимые грамоты», которые освобождали монастырь от податей в казну.

По его велению 28 июля (7 августа) 1525 года из Кремля в «Дом Пречистыя Одигитрии Новый Девичий монастырь» крестным ходом, во главе которого шли сам Василий III и митрополит Даниил, была перенесена Смоленская икона Пресвятой Богородицы. В память перенесения чудотворной иконы был установлен каждогодний праздничек с крестным ходом из Кремля в Новодевичий монастырь.

Потаенная царевна См. также: Сабурова, Соломония Юрьевна Василий III на гравюре западноевропейского мастера Преп. София Суздальская. Икона XVII века из Покровского собора, Суздаль

Основание девичьего монастыря Василием III совпадает с его бракоразводным процессом, потому некие исследователи считают, что князь «вспомнил» о своём обете конкретно с этой целью и монастырь предназначался для величавой княгини Соломонии Сабуровой.

4 сентября 1505 года Василий Иоаннович женился на Соломонии Сабуровой. Её избрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по эталону смотрин невест для византийских царей). После 20 лет брака, Соломония так и не родила. Опасаясь, что вероятные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий воспрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится отпрыск. В 1523 году Василий Иоаннович достигнул разрешения на 2-ой брак, а в ноябре 1525 года величавую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именованием София.

Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причём митрополит в первый раз в российской истории был лишён сана.

«Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, не считая вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о способности развода с женой.

Сначала последующего (1526-го) года величавый князь женился на юной Лене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от которого брака родился Иван Суровый.

Схожий развод с насильной ссылкой супруги в монастырь оказался беспримерным в истории Руси, хотя за первым схожим случаем в последующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие. Он вызвал огромное неодобрение в обществе. Псковская летопись говорит:

В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Лену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя супругу свою, а оженится иною, прелюбы творит.

Поселиться в Новодевичьем монастыре Софии так и не пришлось, она окончила свою земную жизнь в Покровском монастыре Суздаля. За праведную жизнь величавая княгиня-инокиня была причислена к лику святых и почитается Российской Православной Церковью как преподобная София Суздальская.

Южный придел Смоленского собора Новодевичьего монастыря посвящён страдалице Софии, тезоименной святой княгини-инокини Софии, вроде бы напоминая о домашней драме Василия III. Эта история стала типичным прологом к предстоящей судьбе Новодевичьего монастыря.

Преподобная Лена См. также: Лена (Девочкина) Преподобная Лена Столичная. Кусок иконы «Собор российских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР).

На игуменство в Новый Девичий монастырь Величавый князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Лену (Девочкину), которую почитал за святость жития и веровал в силу её молитв за княжеский род, вкупе с которой прибыло 18 суздальских стариц:

Величавый князь Василий Иоаннович собра ту инокинь девического чина огромное количество в дому Пресвятыя Богородицы, Еже есть Стенка дев.

Преподобная Лена прославилась как «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению узнаваемый» и управляла монастырём до собственной старости. В духовном завещании Лена пишет о постигших её болезнях — слепоте и глухоте и игуменьей монастыря именует уже Евникею. Составленная ею духовная грамота стала типичным уставом, оставленным ею монастырю. В ней также содержит принципиальные данные о первых годах существования аристократического Новодевичьего монастыря, где постриг воспринимали представительницы авторитетных родов. Их родственницы, навещая их, длительно проживали в монастыре, ведя мирской стиль жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы), против которого и высказывается Лена.

Скончалась 18 ноября 1547 года и была погребена в монастыре. Четкое место погребения непонятно, ориентировочное его место у северной апсиды алтаря Смоленского собора обозначено могильной плитой. Почитание преподобной Лены как святой было установлено при царе Алексее Михайловиче. 10 августа 1999 года после литургии в Смоленском соборе монастыря патриарх Алексий II возобновил почитание преподобной Лены. На службе прозвучали специально написанные тропарь и кондак святой, а в монастырской мастерской богомазами была написана икона преподобной Лены.

1-ые царственные инокини

При Иване Суровом в Новодевичий монастырь поселились его наиблежайшие родственницы и за обителью закрепился статус придворной.

30 апреля 1564 года в монастыре приняла монашеский постриг с именованием Александра княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (Удельная), вдова величавого князя угличского Юрия Васильевича, младшего брата Ивана Сурового. Княгиня Палецкая жила в собственных особенных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. Позже Иулиания переселилась в Воскресенский Горицкий монастырь на Шексне. В 1569 году во время опричного террора Иулиания была утоплена по приказу царя в реке вкупе с Ефросиньей Старицкой, мамой князя Владимира Андреевича Старицкого Н. М. Карамзин пишет, что она была виновата «может быть, слезами о жертвах Королевского гнева».

В 1582 году в монастыре поселяется царевна Лена Ивановна Шереметева (в постриге Леонида), вдова отпрыска Ивана Сурового — принца Ивана Ивановича. В отличие от Евдокии Сабуровой и Параскевы Соловой, сосланных в дальний суздальский монастырь, Лена Шереметьева находилась в столичном монастыре в более почётных критериях, как вдовствующая «царица».

Годуновы См. также: Годуновы Ира Фёдоровна Годунова (реконструкция по черепу). Борис Годунов (Портреты из серии «Родословная величавых князей и царей российских». Наша родина, 3-я четверть 18 века. Кость, ажурная и рельефная резьба, гравировка, раскраска).

В январе 1598 года, на девятый денек после погибели супруга — царя Фёдорвея I Иоанновича из Кремля в монастырь переселяется его вдова — королева Ира Фёдоровна Годунова (в иночестве Александра), являющаяся в то время единственной наследницей престола. Её уход в монастырь был равносилен отречению, но монастырь на несколько месяцев становится резиденцией главы страны: царица-инокиня продолжает принимать доклады бояр и подписывать указы. Совместно с ней за стенками монастыря укрывается и её брат — Борис Годунов. Три раза на Девичье поле приходили бояре и люд под предводительством святителя Иова просить Годунова на королевство.

22 февраля 1598 года, после благословения сестры, в Смоленском соборе монастыря Борис Годунов принял избрание на королевство. После праздничного заезда в Москву правитель возвратился в монастырь, где провёл Величавый пост и Пасху.

Во время царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь воспользовался его особенным расположением — был на сто процентов обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи, «образы чудотворные обложены дорогим окладом с камением», для вдовствующей инокини-царевны были построены необъятные кельи, нареченные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи (в конце XVIII переименованы в честь святителя Амвросия Медиоланского).

После погибели Годуновой монастырю отошла практически вся её собственность.

С XVI века монастырь стоял на охране западных подступов к Москве. Но потому что не был адаптирован для выполнения оборонительных функций, в 1571 году он был сожжён ханом Девлетом I Гераем, а в 1591 году от разорения выручило только то, что войско крымских татар во главе с Газы II Гераем удалось приостановить далековато на подступах у Донского монастыря. Желая перевоплотить монастырь в крепость-заставу Годунов возвёл каменные стенки с зубцами, бойницами, галереями и обилием башен протяжённостью около 900 м, высотой 13 м и шириной 3 м. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов. Для несения караульной службы в обитель был прислан гарнизон стрельцов.

В конце XVI — начале XVII века в монастыре проживали 122 старицы, из которых 20 были княгинями и сударынями авторитетных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Беклемишевы, причём всем насельницам выплачивалось содержание из королевской казны. Не считая этого, Дворец и Большой Приказ покрывали монастырские расходы на дрова, просфоры, воск, бочечную рыбу и соль. Принадлежащие монастырю сёла находились в Дмитровском, Рузском, Клинском, Бежецком, Кашинском, Ростовском, Владимирском, Верейском, Звенигородском, Вяземском, Углическом, Столичном, Волоцком и Оболленском уездах. Старшими в монастыре были игуменья, келарь, старицы из боярынь и певчие («большие крылошанки»), 2-ой чин составляли «меньшие крылошанки» и рядовые старицы.

Смутные времена См. также: Польско-литовская оккупация Москвы

В Смутное время монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за российский престол и принципиальным стратегическим объектом для разных военных и политических сил.

В 1605 году Лжедмитрий I изъял монастырскую казну.

В 1606 году, призванные Василием Шуйским смоленские ратники обороняли обитель от отрядов Ивана Болотникова.

В 1610 году на Девичьем поле бояре вели с поляками переговоры о призвании на королевство 15-летнего королевича Владислава IV.

Н. Неврев. «Ксения Борисовна Годунова, приведённая к самозванцу».

В 1610 году, после отхода поляков от Троице-Сергиевой лавры, в монастыре основались царевна Ксюша Борисовна Годунова (в иночестве Ольга), дочь царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской, стриженная в Горицком монастыре и Мария Старицкая (в иночестве Марфа), дочь Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата царя Ивана Сурового, считавшаяся наиблежайшей наследницей столичного престола. Но, через некое время, монастырь был взят казаками бояр-изменников под предводительством Ивана Заруцкого:

А когда Ивашка Зарудный с товарицами Девичий монастырь взяли, то они церковь Божию разорили донагу, а других бедных черниц царицу княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж этого и зрети не смели — ограбили догола. Как пошли из монастыря, то церковь и монастырь выжгли; это ли христианство? … Прииде Понизовая сила под Москву и Новый Девичь монастырь взяша и инокинь из монастыря выведоша в таборы и монастырь разориша и выжгоша весь, старицы же послаша в монастырь во Владимир. Многие же под тем монатырем дворяне и стольники испиху сами погибели от казачья насилия и позору.

С 1610 года по 1612 год монастырь переходил из рук в руки. Только 24 августа 1612 года вышло решающее схватка меж народным ополчением под предводительством князя Пожарского и войсками Яна Ходкевича. Войска Ходкевича потерпели поражение и 25 августа покинули Москву.

1-ые Романовы

С воцарением Миши Фёдоровича Романова началось восстановление монастыря, обитель освободили от податей в казну.

В 1615 году в монастырь была поселена вдова свергнутого с престола в 1610 году царя Василий Шуйского — Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве — Лена).

К 1650-м годам разорённый монастырь был очищен, восстановлен и укреплён. В 1656 году патриарх Никон демонстрируя его Антиохийскому патриарху Макарию III утверждал, что на Руси не найдётся монастыря богаче этого. Отпрыск и спутник Антиохийского патриарха диакон Павел Алеппский вспоминал:

Насельницы по большей части авторитетного рода, дочери вельмож; лица их блещут, как солнце; одежки — прекрасного покроя; они носят на лицах длинноватые покрывала, а мантии волокутся по земле.

В XVII — начале XVIII веков монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и поболее 150 000 десятин земли в 36 сёлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги, ещё со времён Ивана Сурового обители принадлежало подворье в Кремле и слобода повдоль Пречистенки, к которой было приписано 127 ремесленников, монастырь содержал штат приказчиков и подьячих для ведения дел. В 1633—1644 годах игуменья Анфиса приглашалась ко Двору по огромным праздничкам.

В Новодевичьем приняла постриг дочь царя Миши Феодоровича царевна Татьяна, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия.

В 1680 году выполнен иконостас Смоленского собора под управлением Клима Михайлова и Симона Ушакова, вкупе с которым работали его ученик Никита Павловец и мастера Оружейной палаты.

Престольный праздничек

В XVII веке у столичных царей устанавливается традиция каждый год 28 июля, в денек празднования Смоленской Богоматери Одигитрии приезжать на богомолье в монастырь. 27 июля, в канун праздничка, царственные особы с семьями и придворными выезжали на богомолье расположившись шатрами на Девичьем поле прогуливались ко всенощной, а на последующий денек к торжественной обедне. Богослужение головного престольного праздничка совершалось Столичными первоиерархами: митрополитами Макарием и Филиппом, патриархами Иовом и Гермогеном и следующими. После богослужений устраивалась обильная трапеза с угощением и наделением щедрой милостыней монастырских стариц. В сей день, в честь праздничка, устраивались народные гулянья на Девичьем поле.

Подобные богомолья совершались также после Пасхи, когда отмечался денек основания обители, сопровождавшийся ещё и крестным ходом на колодец Вавилон, находящийся в миле от обители.

Иверская икона Божией Мамы См. также: Русско-польская война (1654—1667) и Иверская икона

В 1654 году, Алексей Михайлович, решив возвратить Русскому королевству западные земли, объявил войну Речи Посполитой, самолично возглавив военный поход, в каком его аккомпанировал Афонский перечень Иверской иконы Божией Мамы, ранее хранившейся в Успенском соборе Столичного Кремля.

10 сентября 1654 года прошли переговоры с поляками о сдаче Смоленска и 23 сентября город сдался. 25 сентября состоялся королевский пир с воеводами и сотенными головами Государева полка, к королевскому столу была приглашена смоленская шляхта — побеждённые, причисленные к победителям. 2 октября такого же года королевским указом город был совсем присоединён к Столичному королевству.

Алексей Михайлович, по всей видимости подражая Василию III Иоанновичу, в благодарность за дарованную победу сделал в Новодевичий монастырь богатые вклады и поставил в соборном храме чудотворную Иверскую икону Божией Мамы, где она помещалась, по-видимому, на южной стенке.

Только один раз, в 1913 году икона покидала стенки монастыря во время празднования 300-летия дома Романовых, когда образ выносили для всеобщего поклонения, поставив его в митрополичьих палатах Чудова монастыря. Но, после закрытия монастыря Иверская икона совместно с другими ценностями монастырской ризницы была изъята и хранилась в фондах Муниципального исторического музея. Только 25 января 2009 года древний в Рф перечень Иверской иконы Божией Мамы был передан назад в монастырь. Величавую православную святыню встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий с духовенством, монашествующими и прихожанами. Икона была установлена в Успенском храме монастыря, после этого митрополит сделал молебен, всенощное бдение и акафист перед чудотворным образом.

Темница

Для многих Новодевичий стал темницей. Сюда в 1689 г. по приказу Петра I была заточена царевна Софья — насильно пострижена в монахини под именованием инокини Сусанны после стрелецкого мятежа. Позднее в монастырь были заточены её сёстры. По приказу Петра I в этом же году перед окнами кельи Софьи были повешены её сторонники — участники восстания.

Строительство

При инициативном участии Софьи были построены главные строения Новодевичьего монастыря. На средства заточённой царевны строятся трапезная с Успенской церковью и две надвратные церкви — Покрова Богородицы и Преображения Господня.

Колокольня с 2-мя храмами — Варлаама и Иоасафа и Иоанна Богослова, ок. 1690 г.

В 1690 году сооружается колокольня в стиле столичного барокко по ярусной схеме с белокаменным кружевом сверху донизу, которую называли «самой выдающейся из всех столичных колоколен».

Евдокия Лопухина Евдокия Лопухина в монашеском облачении Основная статья: Лопухина, Евдокия Фёдоровна

В 1698 году опальная королева Евдокия Федоровна Лопухина была пострижена в монахини и сослана в Суздальский Покровский монастырь. В 1727 году её внук правитель Пётр II разрешил Евдокии возвратиться и поселиться в Новодевичьем монастыре в палатах, которые потом и получили заглавие Лопухинского корпуса.

Указом Верховного потаенного Совета Евдокия была восстановлена в достоинстве королевы, ей было дано огромное содержание (сначала 4500 рублей в год, а после приезда в Москву Петра II его прирастили до 60 000 рублей в год) и особенный двор.

Евдокия погибла в 1731 году, последними её словами были: «Бог отдал мне узнать настоящую стоимость величия и счастья земного». Её погребли у южной стенки Смоленского собора рядом с гробницами царевен Софьи и её сестры Екатерины Алексеевны. На похороны пришла императрица Анна Иоанновна.

Приют

В 1724 году в Новодевичьем монастыре был открыт приют на 250 человек для девочек-подкидышей, которых учили плетению голландских узоров. Пётр I специально выписывал мастериц для обучения из Брабанта.

Российская война 1812 года

В 1812 году отступавшие из Москвы французы попробовали подорвать Новодевичий монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам.

Леонида (Озерова)

В апреле 1908 года настоятельницей монастыря была определена игуменья Серпуховского Владычного монастыря Леонида (Любовь Петровна Озерова), из дворян, тётка Сергея Симанского — грядущего Патриарха Алексия I. Скончалась в январе 1920 года, на 93-м году; монумент на её могиле был поставлен в 1955 году её племянником — сероватый мраморный крест по левую сторону от центральной дорожки, ведущей от монастырских ворот к Смоленскому собору.

Русское время

После Октябрьской революции в 1917—1918 годах монастырь был практически упразднён.

В 1922 году монастырь совсем закрыли и в его стенках был образован музей «Царевна Софья и стрельцы», который в 1925 году был преобразован в «Историко-бытовой музей „Новодевичий монастырь“».

В январе 1927 года за алтарём собора был похоронен епископ Антонин (Грановский) (могила не сохранилась).

В 1930—1934 годов в монастыре размещался «Музей раскрепощения женщины»; в 1934 году он на правах филиала вошёл в состав Исторического музея.

С 1934 года Новодевичий монастырь становится филиалом Муниципального Исторического музея.

Осенью 1943 года в Лопухинских палатах монастыря были открыты Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, позднее перевоплощенные в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в 1948 году в Троице-Сергиеву Лавру.

В 1944 году был открыт надвратный Преображенский храм.

В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм.

Последняя перед закрытием монастыря игуменья — Вера (Победимская), скончавшаяся 3 февраля 1949 года и похороненная на Даниловском кладбище.

C 1964 года Лопухинские палаты монастыря служат резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских.

Передача комплекса и святынь Столичному патриархату Ночная подсветка

В 1994 году была возобновлена монашеская община, находящаяся в ведении митрополита Крутицкого.

В октябре 2006 года Патриархом Алексием II для решения вопроса о передаче Новодевичьего монастыря Столичной епархии было ориентировано письмо в Росимущество. В ответ на это воззвание Росимущество сказало о способности передачи в безвозмездное использование РПЦ построек Новодевичьего монастыря. После чего 27 марта 2007 года Патриарх Алексий II направил воззвание к Президенту РФ Владимиру Путину по данному вопросу.

5 января 2010 года Председатель Правительства РФ Владимир Путин в процессе встречи с Патриархом Кириллом (на встрече также присутствовали министр культуры А.А Авдеев и глава Росимущества Юрий Петров) произнес, что в 2010 году «мы планируем вполне высвободить Новодевичий монастырь и передать его в ведение Церкви».

22 марта 2010 года Новодевичий монастырь передан в безвозмездное пожизненное использование Столичной епархии РПЦ.

В январе 2009 года государственное информационное агентство РИА Анонсы со ссылкой на веб-сайт Столичной епархии сказало, что 24 января такого же года «древнейший в Рф перечень Иверской иконы Божией Мамы передан из фондов Муниципального исторического музея в Новодевичий монастырь Российской Православной Церкви». 6 мая 2012 года избранный президент РФ Владимир Путин «принял роль в церемонии передачи столичному Новодевичьему женскому монастырю одной из более чтимых православных святынь — древнего перечня Иверской иконы Божией мамы, принесенного на Русь с Афона в 1648 году».

Ночкой 15 марта 2015 года на местности монастыря загорелась колокольня, которая пребывала на реконструкции.

Строительный ансамбль

Модель ансамбля

Центр монастыря — монументальный, пятиглавый (сначало, по-видимому, — девятиглавый, с 4-мя приделами по углам, как у Благовещенского собора Столичного Кремля) Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Собор был построен по эталону Успенского собора в Кремле.

В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был сотворен центрический строительный ансамбль, в каком собор оказался центром скрещения 2-ух основных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу 2-ой половины XVIII века, создателем этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке, близкой по стилистическим особенностям к постройкам Новодевичьего.

Шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра (конец XVII), с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, в то время самая высочайшая колокольня в Москве после Ивана Величавого. Существует мировоззрение (подтверждённое анализом пропорций), что колокольня должна была быть семиярусной — но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году.

Крепостные стенки и башни были в первый раз построены при Борисе Годунове, но в конце XVII века были вполне выстроены поновой с башнями, имеющими ажурные окончания.

Илл. Заглавие Год Конструктор Описание Соборный храм Смоленской иконы Божией Мамы 1524—1525 гг. либо либо 1560-е годы Алевиз Фрязин (?) Нестор (?) Фрески 1526—1530 гг., иконостас 1683—1686 гг.) с приделами апостолов Прохора и Никанора, чуда Архангела Миши, мучениц Веры, Надежды, Любови и мамы их Софии.

Наистарейшем храм Новодевичьего монастыря. По архитектуре идентичен с Успенским собором Столичного Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Смоленский собор приписывается работе или Алевиза Нового (мозг. около 1531 г.), или зодчего Нестора (умер при строительстве собора). Сначала XX в. археолог Игнатий Стеллецкий исследовал подклет собора в поисках подземного хода.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной 1685-1687 гг. Приставной придел — апостола Иоанна Богослова, в крестильном храме — князя Владимира, в верхнем этаже головного храма — Сошествия Св. Духа. Трапезная 1685-87 При Успенском храме Колокольня 1689-1690 гг. Яков Бухвостов (?) Высота 72 м.

Два храма:

Храм преподобных Варлаама и Иоасафа под колокольней Храм св. ап. Иоанна Богослова (средний ярус колокольни)

Здание в стиле нарышкинского барокко

Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная церковь) 1687-1689 гг. Храм действующий, но закрыт для свободного доступа. потому что является домовым храмом митрополита Крутицкого и Коломенского. Снаружи храм опоясан балконом-гульбищем. Купола свойственны для украинского барокко. Окна «в два света» присваивают храму торжественный нрав. Лопухинские палаты Примыкают к Преображенской церкви.

Построены в 1687—1688 гг. для царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича. Заглавие — по имени Евдокии Лопухиной, первой супруги Петра I, проживавшей тут в 1727—1731 гг. На фасаде сохранились старейшие в Москве солнечные часы. В интерьере изразцовые печи. В текущее время резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (Покровская надвратная церковь) 1683-1688 гг. На данный момент ворота закрыты и не употребляются. Мариинские палаты Примыкают к Покровской церкви.

Кирпичные палаты с белокаменными деталями, построены в 1683—1688 гг. Названы по имени дочери царя Алексея Михайловича, царевны Марии Алексеевны, жившей тут в 1690-х гг. Сначало здание было двуэтажным. Некое время тут жила царевна Софья — может быть, вот тогда у постройки появился 3-ий этаж в виде обращённого на юг терема с двускатной кровлей.

Храм свт. Амвросия Медиоланского (Амвросиевская церковь) кон. XVI—XVII вв. Сначало посвящалась Иоанну Предтече, позднее переосвященна в честь Амвросия Медиоланского. Не один раз перестраивался. Палаты королевы Иры Годуновой Совместно с трапезной находятся при Амвросиевской церкви.

Примыкающее в церкви двухэтажное здание являлась трапезной до тех пор, когда была построена новенькая с Успенской церковью. Третье здание было выстроено, видимо, в конце XVI в. и предназначалось для королевы Иры Годуновой. Эта группа построек — самые старенькые постройки монастыря после Смоленского собора.

Вокальные палаты 1718-1726 Здание одноэтажных палат? самое огромное жилое в комплексе монастыря. Сначало — братские кельи, потом тут проживала и наместница, а в XIX в. постройка переделана для монахинь-певчих (отсюда и заглавие). Казначейские палаты предел XVII и XVIII вв. Каменное здание, выстроено в качестве игуменской кельи. Вначале постройка имела 1 этаж, но в первой половине XIX в. надстроена древесным мезонином и украшена портиком на столбах. Стрелецкая караульня при Напрудной башне (Палаты царевны Софьи) XVII в. В палатах размещена музейная экспозиция. В интерьере — изразцовая печь XVII в. Из малеханьких окошек палат царевне Софье было приказано глядеть на повешенных у стенок монастыря мятежных стрельцов. Нижний ярус Напрудной башни объединен с палатами в одно помещение. Палаты царевны Евдокии к. XVII-нач. XVIII в. При колокольне. Филатьевское училище 1871-1878 гг. Совр. — Столичное епархиальное управление.

Двухэтажное здание училища с балконом на главном фасаде, построенное на средства Н. П. Филатьевой. Предназначалось для девочек-сирот различных сословий.

Больничные палаты XVII век В этом доме с 1938 по 1984 год жил Пётр Барановский Стрелецкая караульня при Никольской башне Прямо до революции 1917 г. в башне находилась часовня во имя св.Николая Угодника, с наружной стороны был растесан вход. Стрелецкая караульня при Чеботарной башне При Чеботарной башне жили чеботари, другими словами сапожники Сетуньская стрелецкая караульня Археолог Игнатий Стеллецкий считал, что подземный ход шёл от Сетуньской башни Погребные палаты конец XVII в. Каменное двухэтажное здание с односкатной крышей и сводчатым нижним этажом, с 2-мя палатами по сторонам сеней. Вначале было одноэтажным и предназначалось для хозяйственных целей, перестроено в первой четверти XVIII в. Сторожка к. XVI в. часовня-усыпальница Прохоровых 1911 г. В. А. Покровский Броский эталон неорусского стиля. Снутри сохранились прекрасные мозаики Крепостные стенки с башнями кон. XVII в.

башни:

Царицынская Никольская Иосафовская Швальная Чеботарная Покровская (Воробьевская, Богородицкая) Предтеченская (Ирининская) Сетуньская Будничная (Грановитая) Саввинская Напрудная Лопухинская Часовня свт. Николая в северо-восточной башне устроена в 1752 г

В 1890-х — 1900-х годах архитектором С. К. Родионовым были проведены реставрационные работы по восстановлению построек и сооружений монастыря. Вместе с И. П. Машковым им была произведена реставрация Смоленского собора, а именно, изменена форма позакомарного покрытие, раскрыты верхние окна барабана центральной главы, окнам основного объёма возвращены начальные размеры и форма, переделана галерея и крыльца собора, фресковая живопись освобождена от позднейшей масляной записи.

Рядом с монастырём размещены Новодевичье кладбище, Большой Новодевичий пруд и сквер, по берегу пруда проложена аллейка, ведущая к белокаменному мосту и скверу.

По инфы проекта «Москва, которой нет», в текущее время на местности монастыря ведутся несанкционированные постройки гаражей и других сооружений, длится начатый в 1930-е годы снос некрополя.

Некрополь Новодевичьего монастыря

Основная статья: Некрополь Новодевичьего монастыря Старенькое кладбище

Со времени постройки Смоленский собор служил местом упокоения насельниц, знати, позднее — также лиц других сословий. После издания указа 1771 года, запрещавшего хоронить покойников в городках, на местности монастыря, в особенности близкого к черте городка, стал формироваться дворянский некрополь. К началу XX века свободного места для новых захоронений фактически не осталось.

В 1898 году городские власти распорядились отвести участок за южной стенкой монастыря под Новодевичье кладбище, куда в русское время был перенесён останки выдающихся деятелей культуры с других некрополей, предназначенных к уничтожению. Посреди XX века кладбище стало более престижным после Кремлёвской стенки местом захоронения русской элиты.

В 1930-е монастырский некрополь был подвергнут «реконструкции», в итоге которой из 2000 уцелело только около 100 надгробий. Утраченными оказались могилы таких деятелей, как военный министр Д. А. Милютин, генералы С. С. Апраксин и А. Ф. Багговут, меценат И. С. Мальцов, просветитель Л. И. Поливанов.

Смоленский собор Основная статья: Некрополь Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве 1-ая супруга Петра I, королева Евдокия Фёдоровна Лопухина, в монашестве Лена (27 августа 1731 года). Царевны: Софья Алексеевна, в схиме София (3 июля 1704 года); Евдокия Алексеевна (10 мая 1712 года); Екатерина Алексеевна (1 мая 1718 года). Царевны: Анна Ивановна, дочь Ивана Сурового (20 июля 1550 года); Лена Ивановна Шереметева, в иночестве Леонида (25 декабря 1596 года). Вокруг собора и Успенской церкви Основная статья: Перечень похороненных в Новодевичьем монастыре Игуменьи: Мефодия (Якушкина) (10 февраля 1845 года); Паисия (Нудольская) (25 января 1871 года); Леонида (Озерова) (18 января 1920 года); Серафима (Чёрная) (16 декабря 1999 года). Монахиня Сарра, казначея (18 марта 1840 года). Инокиня Феофания, послушница преподобной Лены (18 декабря 1511 года). Татьяна Левшина, мама митрополита Столичного Платона (18 декабря 1511 года). Президент юстиц-коллегии Яковлев А. А. (1781) и члены его семьи. Герои войны 1812 года: поэт Денис Васильевич Давыдов (1839); Дмитрий Михайлович Волконский (7 мая 1835 года); Волконский С. А. Генералы: Лев Корнеевич Пащенко. (1834); Василий Иванович Тимофеев (1850); Миша Фёдорович Орлов (1842); столичный военный генерал-губернатор Павел Алексеевич Тучков (1864); военный министр, генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин (1872). Участники восстания декабристов: Трубецкой С. Н. (1860); Александр Николаевич Муравьёв (18 декабря 1863 года); Матвей Иванович Муравьёв-Апостол (1886). Писатели: Александр Александрович Шаховской (1848); Миша Николаевич Загоскин (1852); Иван Иванович Лажечников (1869); Алексей Феофилактович Писемский (1881); Сушков Н. В. (1871); поэт и переводчик Алексей Николаевич Плещеев (1871). Историки: Александр Иванович Тургенев (1845); Миша Петрович Погодин (1875); Сергей Михайлович Соловьёв (1879); церковный историк и богослов Гиляров-Платонов Н. П. (1887); граф Алексей Сергеевич Уваров (1884), учёный-археолог, основоположник Столичного Археологического Общества и Исторического Музея). Филологи: Осип Максимович Бодянский (6 сентября 1877 года); Фёдорвей Иванович Буслаев (1897). Философы: Владимир Сергеевич Соловьёв (1900); Лев Михайлович Лопатин (1920). Юристы: Люминарский Е. Е. (1883); Духовской М. В. (1903); Николай Львович Дювернуа (1906). Доктора медицины: Остроумов А. А. (1908); Бубнов С. Ф. (1909); Голубинин Л. Е. (1912); Рейн Ф. А. (1925). Генералы: Алексей Алексеевич Брусилов (1926); Яхонтов Р. Н. (1924); Андрей Медардович Зайончковский (1926). Некие члены семьи Прохоровых, хозяев Трехгорной мануфактуры и узнаваемых благотворителей (усыпальница).

Игуменьи Новодевичьего монастыря

Надгробие преподобной Лены. Монумент на могиле Серафимы (Чёрной) — игуменье Новодевичьего монастыря (1994—1999) в ограде Успенского храма Новодевичьего монастыря с северной стороны.

По данным путеводителя по Новодевичьему монастырю 2009 года издания игуменьями монастыря являлись:

1525 год — 18 ноября 1547 года (скончалась) — Преподобная Лена (Девочкина). 1547—1556 годы — Евникия. 1556—1573 годы — Евпраксия. 1574—1586 годы — Стефанида. ?-? — Анна. 1597—1602 годы — Евдокия. ?-? — Феогния. 1605—1612 годы — Домника. 1613—1615 годы — Мария (Чирикова). 1623—1629 годы — Феофания (Охлябинина). 1630—1651 годы — Анфиса. ?-? (упоминается в 1655 году, с 1666 года в Столичном Вознесенском монастыре) — Иринарха (Тимирязева). 1656 год (из Кутеинского монастыря — 1683 год — Мелания (Ерчакова) (скончалась в 1688 году). Январь 1683 года — 6 декабря 1689 года (скончалась) — Антонина. 1690 год — 8 июля 1693 года (скончалась) — Анастасия (Хоцковская). 1693—1701 годы — Памфилия (Потёмкина). 1718 год (из Столичного Алексеевского монастыря) — 1738 год (скончалась) — Олмпиада (Каховская). Декабрь 1738 года — 15 июля 1746 года (скончалась) — Анастасия (Галекеевская). 1746 год (из Смоленского Вознесенского монастыря) — 17 октября 1771 года (скончалась) — Иннокентия (Келпинская). 4 февраля 1772 года (из Тамбовского Вознесенского монастыря) — 8 марта 1794 года (скончалась) — Палладия (Дурова). 1794 год (из Столичного Ивановского монастыря) — январь 1808 года — Елисавета. 1808 год (из Столичного Страстного монастыря) — 9 февраля 1846 года — Мефодия (Якушкина). Март 1846 года (из Столичного Алексеевского монастыря) — 13 апреля 1854 года — Клавдия. 1854 год (из Столичного Алексеевского монастыря) — 1861 год (в Столичный Вознесенский монастырь) — Паисия (Нудольская) (скончалась 25 января 1871 года). 1861 год (из Столичного Никитского монастыря) — март 1867 года (на покой в Столичный Зачатьевский монастырь) — Вера (Головина) (скончалась в 1874 году). 1867 год — 12 января 1885 года (скончалась) — Евпраксия (Мосолова). 29 марта 1885 года — март 1908 года (скончалась) — Антония (Каблукова). 1908 год (из Серпуховского Владычнего монастыря) — 1919 год — Леонида (Озерова) (скончалась 18 января 1920 года). 1919—1922 годы — Вера (Победимская) (скончалась 3 февраля 1949 года). 24 ноября 1994 года — 16 декабря 1999 года (скончалась) — Серафима (Чёрная). 16 декабря 1999 года (из Спасо-Бородинского монастыря) — 27 декабря 2007 года (в Спасо-Бородинский монастырь) — Серафима (Исаева). 27 декабря 2007 года (из Колычёвского Казанского монастыря) — Маргарита (Феоктистова).

Вавилонский колодец

Колодец и ручей Вавилон на куске карты 1880 года.

По преданию, на том месте, где сначало пробовали заложить Новодевичий монастырь, забил сильный ключ, так что строительство пришлось перенести, а колодец и ручей окрестили Вавилон. На этот источник положили плиту, а позднее заложили часовню, которую на рубеже XVIII—XIX веков митрополит Платон (Левшин) передал кремлёвскому Чудову монастырю. В 1921 году, одна из стариц-монахинь так поясняла происхождение наименования:

Вавилонским-то он назван поэтому, что, как Вавилонскую башню не достроили, так и здесь: начали строить монастырь и ключ помешал.

См. также

Село Новодевичье — бывшая вотчина Новодевичьего монастыря

Прочитано 2497 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...