Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Николо-Берлюковская пустынь

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Николо-Берлюковский монастырь
Николаевская Берлюковская пустынь

Вид на монастырь с деревенского пруда
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Авдотьино Ногинский район Московской области
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: Мужской
Первое упоминание о монастыре: 1606 год
Когда основан (Дата основания): 1719 год
Какие имеет святыни и реликвии: чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудой» утеряна
Кто настоятель монастыря: Евмений Лагутин
В каком состоянии: Действующий
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Николо-Берлюковская пустынь"

Координаты монастыря: 55°55′44″ с. ш. 38°13′52″ в. д. / 55.92889° с. ш. 38.23111° в. д. / 55.92889; 38.23111 (G) (O) (Я)

Николо-Берлюковский монастырь — монастырь на окраине села Авдотьино, на реке Воря, в 42 километрах к северо-востоку от Москвы, на местности Ногинского района Столичной области.

Содержание

1 История монастыря 1.1 Предыстория: XVII — начало XVIII веков 1.2 Основание обители и её история с 1719 года до Октябрьской революции 1.3 Упразднение и возрождение обители 2 Фото 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки

История монастыря

Предыстория: XVII — начало XVIII веков

В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками примыкающего Стромынского Успенского монастыря. Заглавие будущей пустыни — Берлюковская — народное предание связывает с именованием разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» либо «человек с жестоким характером»).

Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы — игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнейшую икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально скошенной древесной часовне Николая Чудотворца. Через некое время их стараниями и благодаря помощи близлежащих обитателей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Сначала 1701 года храм становится подворьем столичного Чудова монастыря. Сходу после чего сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования столичного негоцианта Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.

Основание обители и её история с 1719 года до Октябрьской революции Колокольня монастыря с крестом, возвышающимся над рекой Ворей на 120 метров

В 1719 года церковь святителя Николая Чудотворца становится основным храмом новейшей обители — Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор.

С октября 1731 до апреля 1734 настоятелем обители был иеромонах Иосия, поручителями которого были царевны Мария и Феодосия, сёстры Петра Величавого. В апреле 1734 года иеромонах Иосия был отправлен на Камчатку, а жители монастыря распределены по другим монастырям.

В 1770 году Николо-Берлюковская пустынь была упразднена, а Николаевский храм объявлен приходской церковью. 15 марта 1779 года обитель была восстановлена как заштатная пустынь по указу Столичной Духовной Консистории. Настоятелем возрождённого монастыря назначен иеромонах Иоасаф. В декабре 1779 году, согласно указу Синода, Берлюковская пустынь вошла в число восьми заштатных монастырей Столичной епархии. В 1786 году на месте старенького Троицкого храма заложен новый; план утверждал лично митрополит Платон, он же освящал новый храм и прислал для него из Москвы книжки и утварь.

В 1794 году погиб настоятель Иоасаф. Его дело продолжил родной брат — иеромонах Николай. В предстоящем монастырём управляли иеромонахи из Николо-Пешношского монастыря: Пахомий (с 1806 года), Иоанникий (с 1811), Николай (с 1827).

В 1828 году настоятелем пустыни стал постриженник Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. 24 мая 1829 года в монастыре появилась чудотворная икона «Лобзание Христа Спасателя Иудою». Несколько месяцев 1829 года монастырём временно управлял иеромонах Геннадий. Иеромонах Антоний скончался в конце июня 1829 год. С благословения Филарета, митрополита Столичного, новым настоятелем стал иеромонах Венедикт. В 1840 году была построена и освящена надвратная каменная одноглавая церковь во имя святителя Василия Величавого. В 1851 году воздвигнута новенькая каменная двухъярусная колокольня, на которую был водружён большой колокол обители — весом более тыщи пудов. В 1853 году митрополит Филарет освятил каменную одноглавую Всехсвятскую церковь, выстроенную на средства негоцианта Фёдорвея Фёдоровича Набилкина из городка Фридрихсгам (сейчас — Хамина в Финляндии. В 1856 году настоятелем обители стал иеромонах Парфений, после него — иеромонах Иосиф, постриженик Троице-Сергиевой лавры. В ноябре 1865 года игуменом монастыря стал постриженник Соловецкой обители Иона. С 1870 года настоятелем монастыря был иеромонах Нил Сафонов, прошлый насельник Николо-Угрешского монастыря. В 1878 году разобран старенькый Троицкий храм и заложен новый по проекту конструктора Н. В. Никитина.

В конце XIX века в монастыре сооружено более приметное здание — колокольня высотой 88 метров, выстроенная за четыре года (22 июня 1895 — 30 июля 1899). Колокольню проектировал столичный конструктор Александр Степанович Каминский (верхний ярус колокольни проектировал Василий Михеевич Борин); её венчал большой крест из красноватой меди весом 30 восемь пудов, сделанный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Фёдоровичем Шуваловым. Она была выстроена на средства столичных негоциантов Самойлова и братьев Ляпиных. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года.

В 1902 году пустынь возглавил игумен Тимолай, с 1909 года настоятелем был иеромонах Пётр.

Упразднение и возрождение обители Монастырская стенка с воротами

Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большая часть строений бывшей обители были переданы Дому инвалидов; братии некое время принадлежали только Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасателя был превращён в приходской. В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей; из монастыря экспроприированы все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книжек. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель — игумен Ксенофон. 2 февраля 1930 года в стенках монастыря свершилась последняя Божественная Литургия.

Большая часть монастырских строений в текущее время принадлежит психиатрической поликлинике департамента здравоохранения городка Москвы: в братских корпусах — туберкулёзный диспансер, в Троицком храме — пищеблок, в храме Василия Величавого — больничная администрация. Казанская церковь и монастырское кладбище вполне уничтожены. В 1993 году во время бури с монастырской колокольни ветром сорвало древний крест.

Осенью 2002 года при монастырском храме Христа Спасателя была зарегистрирована община. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря 2004 года в подклети храма Христа Спасателя была отслужена 1-ая Божественная Литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасателя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины ведутся реставрационные работы на местности обители.

Зимой 2006 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Алексия Второго приход храма Христа Спасателя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь. В августе 2006 года на колокольне монастыря была установлена пятнадцатиметровая золотая главка с крестом.

Фото

Колокольня монастыря

Храм Христа Спасателя

Храм Троицы Живоначальной

Иконостас в подвале Храма Христа Спасателя

Прочитано 1292 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...