Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Крестовоздвиженский монастырь (Москва)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Крестовоздвиженский монастырь
Храм воздвижения креста Господня Воздвиженского монастыря.jpg
Церковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря. 1882 год.
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Москва
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: Мужской монастырь
Первое упоминание о монастыре: 1547 год
Дата упразднения: 1814 год
В каком состоянии: Снесён

Описание монатяря "Крестовоздвиженский монастырь (Москва)"

Крестовоздвиженский монастырь — находился в Москве, в Белоснежном городке, на улице Воздвиженке. Упразднён в 1814 году.

Первоначальное заглавие — монастырь Воздвижения Добросовестного Животворящего Креста Господня, что на Полуострове. Подразумевают, что XIV веке на месте грядущего монастыря находился маленький лесок посреди полей, и отсюда вышло такое старомосковское заглавие.

Содержание

1 История 1.1 Строительство 1.2 Соборная церковь 1.3 Святыни 1.4 Разрушение 2 Литература 3 Примечания 4 Ссылки

История

Строительство

Воскресенская летопись докладывает, что в 1540 году в Москву из Ржева принесли чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения. Их встречали будущий правитель Иван Суровый с митрополитом Иоасафом, а в память этого действия был поставлен древесный храм.

Крестовоздвиженский монастырь был в первый раз упомянут в летописи в 1547 году в связи со ужасным пожаром, вспыхнувшим конкретно от Воздвиженского храма монастыря.

Как говорится в летописи и житии Василия Блаженного, пришёл он в монастырь Воздвижения Добросовестного Креста, что на Полуострове, и стал тут усильно рыдать. В тот денек Москва не сообразила, о чём рыдал Блаженный, но с утра открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре древесная церковь, и огнь, усиливаемый ветром, стал стремительно распространяться по городку. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглименье, Величавый Посад, Старенькый и Новый город, «не токмо же деревеная строения, да и самое камение распадошеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и палатах все выгоре».

В 1550 годы после пожара построили новейшую церковь.

К 1701 году церковь постарела и игумен Макарий подал прошение о постройке новейшей.

В 1812 году перед нашествием врага архимандрит Крестовоздвиженского монастыря Парфений вывез ризницу в Вологду, штатные засыпали монастырские ворота землей. Враг бревнами отбил ворота и двери в церквах, смертельно лупили казначея и монахов, пытаясь выяснить, где спрятано имущество. По вскрытии полов отыскали спрятанное. В нижней церкви стояли лошадки, в иконостас вбивали гвозди для развешивания сбруи, в алтаре стояли кровати; престол, алтарь и несколько икон сожгли заместо дров. Монастырь был уставлен фурами с провиантом.

— Розанов Н. История столичного епархиального управления. М., 1871. Ч.З. Кн.2.

В 1812 году монастырь по одним сведениям практически не пострадал, а по другим — пострадал так, что из-за этого и был упразднен. Понятно наверное, что он был разграблен захватчиками.

По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона соборный храм монастыря стал обычным столичным приходским храмом.

В 1820 году на местности бывшего монастыря были построены дома для семейств священно-церковнослужителей Успенского собора Столичного Кремля.

В 1848 — 1849 годы архитектором П. П. Бурениным была построена 6-ярусная колокольня.

В 1899 году на местности бывшего монастыря было найдено погребение 1538 года.

Соборная церковь

Храм начали строить в 1701 году, но его окончание затянулось из-за запрета на каменное строительство в Москве по указу Петра I. К 1711 году освятили нижнюю церковь Успения, а главную, Воздвиженскую, окончили отделкой исключительно в 1726 году. Это была одна из последних зданий «столичного барокко», а в границах центральной части городка — единственный центрический храм с лепестковым планом, к тому же особенно развитым. Такое решение стало вероятным поэтому, что храм ставился среди сравнимо просторного монастырского двора и создатель был свободен в выборе композиции. Может быть, окончание замышлялось другим, но заканчивали постройку спустя практически четверть века после закладки, в пору господства другого стиля.

В храме было устроено 2 основных престола и 4 — в приделах:

Главный престол (освящен 14 сентября 1728 года) находился наверху с приделами преподобного Сергия (1858) и великомученицы Параскевы (1858). Стенопись верхнего храма датировалась концом XVIII века. Понизу находился престол Успения Пресвятой Богородицы (освящен 10 сентября 1711 года)с приделами Марии Магдалины (1785) и Николая Чудотворца (1848). Придел Николая Чудотворца был освящён в память упразднённой в 1838 году церкви Николы в Сапожке. Иконы и утварь из упразднённой церкви были перенесены в Воздвиженскую церковь. В нижней Успенской церкви иконостас был устроен в 1836 году, кессонированные своды выполнены в 1785 году.

В храме венчался величавый российский сатирик Салтыков-Щедрин, был похоронен муниципальный канцлер М. И. Воронцов.

Святыни

В основном иконостасе середины XVIII века сохранялись немногие вида из иконостаса 1680 года кремлевской церкви 12-ти апостолов, переданные при её переделке в 1723 году, также более античные иконы оттуда же, как «Богоматерь в молении апостола Филиппа и митрополита Филиппа» (1655).

Разрушение

Крестовоздвиженская церковь была закрыта не ранее 1929 года, снесена в 1934 году.

Священник Крестовоздвиженской церкви о. Александр Сидоров в 1931 году был арестован и умер в концлагере в Кеми.

На месте церкви была выстроена шахта Метростроя. При устройстве шахты в 1930-х годах нашли слой речного песка в локоть шириной, о котором упоминает опричник Генрих Штаден в рассказе о строительстве опричного двора.

До зимы 1979 года сохранялись ещё ворота монастыря, стоявшие по проспекту Калинина. Весной, при спешном строительстве перехода, их также снесли; при этом при копание тоннеля был вскрыт культурный слой с старыми гробами, старенькыми фундаментами, остатками вещей, — все это сгребли в кучу экскаватором без исследования и вывезли на свалку.

В 1935 году Воздвиженка была поначалу переименована в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в 1-ые годы после революции), в 1946 году — в улицу Калинина, в 1963 году стала частью Калининского проспекта.

Литература

Паламарчук П. Г. — 40 сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 2004, 744 с, 16 л. илл. (ISBN: 5-7119-0013-7 (т.2))(ISBN: 5-212-00500-0) Монументы архитектуры Москвы. Белоснежный город. М.: Искусство, 1989, 380 с, илл. (ББК: 85.113(22)1) Сытин П. В. Откуда произошли наименования улиц Москвы. М.,1959. С. 142. Розанов Н. П. История столичного епархиального управления. М., 1871. Ч. З. Кн.2. Путеводитель Машкова. С. 176 и С. XXXVIII. Солоухин В. А. Письма из Российского музея. М.. 1967. С. 14. Машков И. П. Спутник зодчего по Москве. М., 1895 г. Журнальчик Столичной Патриархии. 1977. № 8. С. 77. Новые страдальцы Русские /Сост. прот. М.Польский. Джорданвилль, 1957. Т.2. С. XIIL

Прочитано 1122 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...