Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Колоцкий монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Колоцкий монастырь

Колоцкий монастырь. Современный вид
В какой стране находится: Россия
Деревня Колоцкое
Координаты 55°30′02″ с. ш. 35°39′44″ в. д. / 55.50056° с. ш. 35.66222° в. д. / 55.50056; 35.66222 G O
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: Женский бывший мужской
Когда основан (Дата основания): 1413?
Основные даты:
1920-е годы — Упразднён
1990-е годы — Возрождён как женский
Здания:
Успенская церковь • Колокольня • Угловая башня • Три келейных корпуса
Статус: Действующий монастырь

Описание монатяря "Колоцкий монастырь"

Колоцкий монастырь — дамский (до этого мужской) православный монастырь в деревне Колоцкое Столичной области. Находится в 20 2-ух километрах на запад от Можайска на воз­вышенности, пересекаемой Старенькой Смоленской дорогой.

Содержание

1 История монастыря 1.1 В средневековье 1.2 Период XVIII — начала XX века 1.3 Упразднение и восстановление монастыря 2 Современность 3 Примечания 4 Ссылки

История монастыря

В средневековье

До середины XVI века сведения об обители отсутствуют. Об основании монастыря докладывает шестая глава первой части «Степенной книжки»: согласно этому тексту, обитель появилась в 1413 году. Этому событию предшествовало знаменитое явление Колочской иконы Божией Мамы, описанное в летописях и древнерусской «Повести о Лу­ке Колочском».

Согласно «Повести», в 1413 году в Колочи бедный поселянин Лука «в некоемъ месте обрете икону Пречистыя Богородицы, держашу на руце Малыш Господа Бога нашего Исуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з другую — Илии пророка». Лука взял икону к для себя домой, и в тот же денек от иконы получил исцеление нездоровой, лежавший в его доме. Известие о чуде разнеслась по близлежащим сёлам и к Луке стали стекаться недужные, желая исцелиться расчудесным образом. В один прекрасный момент Лука по­шёл с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел князь Андрей Дмитриевич Можайский, сопровождаемый духовенством, боярами и массой обычного народа. Ослеплённый приёмом, Лука с иконой направился к Москве, где его повстречал Митрополит Фотий с епископами и всем Священным собором, князь Василий I с боярами и масса обычных москвичей.

Собрав благодаря иконе огромные средства, Лука возвратился в родное село и возвёл там Успенский храм, где и был поставлен чудотворный образ, а себе выстроил просторные каменные хоромы и зажил, как князь, даже избивал и грабил ловчих князя Андрея Дмитриевича, которые охотились в лесах близ Колочи. В один прекрасный момент ловчий князя изловил большого злого медведя; посадив его в древесный ларь, он вёз его в Можайск мимо двора Луки. Тот повелел выпустить медведя на своём дворе, и медведь его искалечил. Думая, что он находится при погибели, Лука умолял прибывшего князя с полезностью распорядиться его имением. Выполняя волю умирающего, князь Андрей Мо­жайский повелел поставить в селе монастырь, по­местил в нём Колочскую икону и наделил новейшую обитель земляными угодьями. Первым насель­ником нового монастыря стал раскаявшийся и выздоровевший Лука. Возможно, ещё при его жизни в монастыре был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Согласно «Степенной книжке Королевского родословия», празднование Колоцкой иконы в монастыре с незапамятных времен проходило 9/22 июля. Согласно устному преданию, дошедшему до нашего времени, на месте явления иконы забил лечебный источник (в денек праздничка к нему совершался Крестный ход). На данный момент на этом месте стоит древесная часовня (сегодняшнее строение — 1990-х годов).

Успенский храм Колоцкого монастыря отчасти сохраняет строительные формы строения 1626—1627 годов

В XV-XVI веках обитель равномерно рас­ширялась, богатела, воспользовалась большой известностью и завлекала к для себя огромное количество паломников. Значимость монастыря видна хотя бы в том, что настоятели обители в сане игуменов присутствовали на Соборах в Москве. Понятно, что, собираясь в 1563 году в поход против Полоцка, правитель Иоанн Суровый взял с собой чудотворную Колоцкую икону. Подписи Колоцких настоятелей стоят на Соборной грамотой 1566 года касательно продолжения военных действий против Польши (игумен Герман), церковном разрешении Иоанну Суровому вступить в четвёртый брак в 1572 году (игумен Евфимий), грамотой об избрании на престол Бо­риса Годунова в 1598 году (игумен Никандр).

Успенский собор в Колоцком монастыре (XVII-XVIII вв.)

Издавна настоятели монастыря имели сан игуменов, но не­которые из их за свои награды по управлению мо­настырём становились архимандритами. Один из игуменов монастыря — Корнилий — получил высочайший церковный сан: в 1566 году он был переведён в Москву казначеем митрополичьего двора, а в 1567 году Митрополит Столичный Филипп (Колычев) сделал его архиепископом Ростовским и Ярославским.

Понятно, что к 1609 году в монастыре было две каменные церкви — Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца (вобщем, непонятно, это древнее здание, возведённое ещё при жизни Луки, либо более поздний храм) и Богоявленская церковь с трапезной палатой, также колокольня с третьей церковью — Святителя Алексия, Митро­полита Столичного. Монастырская ограда была срублена из дерева.

В Смутное время (1609 год) монастырь был разорён поляками. Согласно описанию монастыря за 1626—1627 годы, два огромных монастырских храма стояли разрушенными, а богослужения совершались в малеханькой церкви Святителя Алексия под колокольней. Разорённый монастырь начал восстанавливаться в 1620-х годах, но уже с наименьшим размахом.

Успенский храм 1626—1627 годов сохранился только отчасти, так как был основательно перестроен век спустя. Фактически, строению XVII века принадлежит только основной куб сегодняшнего храма — например, отлично видны соответствующие для древнерусской архитектуры закомары.

Период XVIII — начала XX века Колокольня Колоцкого монастыря

Во 2-ой половине XVIII века началась кардинальная перестройка монастырского ансамбля. До неузнаваемости был переделан Успенский собор: его увенчали новым барабаном и главой, пристроили приделы (в честь Пророка Божия Илии и Святителя и Чудотворца Николая), заделали старенькые окна и лишили их наличников. Местность обнесли кирпичной оградой с шестью башнями (сохранилась только одна башня и маленькой кусок ограды). Древесные корпуса келий в XVIII веке поменяли на каменные.

Сформировался стилистически целостный строительный ансамбль с чертами барокко. Над иными строениями обители вознеслась четырёхъярусная колокольня, квадратная в плане, с восьмигранником гула, которая была построена меж 1739—1763 годах.

Памятная доска на колокольне монастыря

В 1812 году М. И. Кутузов осматривал с этой колокольни поле грядущего схватки: к полудню 21 августа тут сосредоточились главные силы российской армии, расположился штаб; тут сначало предполагалось провести решающую битву. Но уже наследующий денек, 22 августа, Кутузов принял решение отойти к Бородину, находя эту позицию более успешной. 24 августа у монастырских стенок состоялся бой российского арьергарда с наступающими французами, в каком был смертельно ранен генерал-майор Войска Донского И. К. Краснов. В тот же денек около стенок монастыря вступил в командование партизанским отрядом Денис Давыдов (об этом свидетельствует особая памятная доска на колокольне монастыря). После того, как Французы заняли обитель, тут останавливался Наполеон, который также подымался на монастырскую колокольню. Некое время в монастыре размещался французский лазарет; после обитель была разграблена и сожжена.

После окончания войны 1812 года на восстановление монастыря из казны Синода было отпущено 10 тыщ рублей. В годы игуменства Иоасафа на эти средства был отреставрирован собор, возобновлён иконостас, расписаны стенки головного храма.

В 1911 году монастырь был запечатлён на цветной диапозитив С. М. Прокудиным-Горским.

Упразднение и восстановление монастыря Успенский Колоцкий монастырь. Монета Банка Рф — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2012 год

После революции монастырь был упразднён. Крепостные стенки и большая часть башен (не считая одной) разрушены. Последние монахи были арестованы и расстреляны по подозрению в контрреволюционной деятельности. При всем этом до 1934 года Успенский храм служил обыкновенной приходской церковью, а после в нём расположилась школа-интернат для глухонемых малышей.

Оригинал Колочской иконы был утерян в 1970-х годах. На данный момент понятно только несколько поздних списков: какой-то из них — в Петропавловском приделе Успенского собора в Столичном Кремле, 1689 года (на нём есть надпись: «Лета 7197 (1689), июня, в 23 денек, построен образ сей по обещанию величавых государей мастерския палаты чиновников, за избавление бед милостию Пресвятыя Богородицы и святых молитвами»).

В 1990-е годы монастырь возобновлён как дамский. В соборе помещён современный перечень Колочской иконы. Собор, колокольня и два из трёх келейных построек отреставрированы; 3-ий монастырский корпус реставрируется в текущее время. Стенок как и раньше нет. На месте источника выстроена маленькая древесная часовня.

Одним из пунтков утвержденного правительством Русской Федерации плана мероприятий по подготовке к празднованию 200-летнего юбилея Российскей Войны 1812 года является реставрация монастыря.

Современность

29 июня 2012 г. Банк Рф выпустил в воззвание памятную монету номиналом 3 рубля с изображением Успенского Колоцкого монастыря в серии «Памятники архитектуры России». Монета сделана из серебра 925-й пробы тиражом 5000 экземпляров и весом 31,1 гр. http://www.ru-coin.ru/index.php/2012/1386-kolotskoe.html

Прочитано 788 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...