Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь
Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь
Общий вид Свято-Георгиевского Катерлезского монастыря.JPG
В какой стране находится: Россия/Украина[1]
ПоВ каком селе Войково Ленинский район
Какова конфессия: Православие, УПЦ сМП
Епархия монастыря: Феодосийская и Керченская Епархия монастыря:
Тип монастыря: Женский
Кто основатель: Преосвященный Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий Борисов
Когда основан (Дата основания): 1857ч
Дата упразднения: 1923—1996 годы
Кто настоятель монастыря: Игумения Феодосия
В каком состоянии: реставрация

Описание монатяря "Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь"

Катерлезский Свято-Георгиевский общинный дамский монастырь — православный монастырь в селе Войково на Керченском полуострове.

Основан в 1857 году Архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым) в селе Катерлез (сейчас село называется Войково) на месте явления местному пастуху Святого Великомученика Жору. В 1-ые годы после Октябрьской революции монастырь был ликвидирован. В текущее время обитель пробуют вернуть и поновой отстроить. Первой настоятельницей восстанавливающегося монастыря стала матушка Акилина.

Содержание

1 История монастыря до Штатской войны 2 Монастырь в период Штатской войны и становления Русского Союза 3 Восстановление монастыря 4 Достойные внимания факты 5 Галерея 6 Примечания

История монастыря до Штатской войны

По местной легенде, в конце восемнадцатого века на горе Святого Жору в поселке Катерлез одному греческому пастуху пару раз являлось видение наездника на белоснежном жеребце. В один прекрасный момент он пригласил посмотреть на волшебство знакомых старцев, которые также стали очевидцами явления на верхушке горы прекрасного стройного юноши и белоснежного скакуна. Согласно преданиям, образ наездника рассеялся, стоило им подойти поближе. На верхушке горы был найден камень с отпечатками человечьих стоп и копыт лошадки, также, по преданию, была найдена икона Святого Великомученика Жору. Два раза икону переносили в один из наистарейших храмов Крыма — Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи, но она дивным образом опять оказывалась на верхушке горы. Делему решил священник храма. Он пообещал, что на этом месте будет воздвигнут монастырь, а до того времени раз в год в Денек памяти Великомученика Жору, 23 апреля, икону надлежало крестным ходом приносить на место явления.

Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, в один прекрасный момент посетил селение вкупе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил выстроить на этом месте часовню в честь Святого Жору. Строителями были выбраны знатные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.

Война Рф с Англией помешала утвердиться на святой горе православной святыне. Керчь оккупировали зарубежные войска и возведенную часовню использовали в военных целях, превратив в конюшню. Только после заключения мирного контракта вновь встал вопрос о возрождении разоренной часовни и, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, устроения монастыря. Проектные работы взял на себя керченский конструктор Василий Гущин.

В феврале 1857 года управляющим строительства был назначен казначей Балаклавского Георгиевского монастыря, иеромонах Миша. К апрелю достроили церковь, а чуток позднее — монашескую келью. Тогда же в монастыре стали проводить 1-ые богослужения.

Вид на монастырь

В 1859 году керченский негоциант Иван Салатич построил на местности монастыря одноэтажное каменное здание, ставшее потом главным жилищем для послушников Григория Григорьева и Антония Петренко. Появились трапезная, кухня, подсобные помещения, конюшня. В течение пары лет число монахов обители возросло до 20 четырёх.

В 1862 году выстроили колокольню, также двуэтажный дом настоятелей.

Архимандрит Миша прослужил в монастыре одиннадцать лет. В 1869 году его перевели в Бахчисарайский Успенский скит, а позднее — в Балаклавский Георгиевский монастырь. Его сменил исповедник Таврического Архиерейского дома иеромонах Петр (Амвросий Глебов), с которым связывают новое возрождение обители, окончание большой очереди строительства и приобретение икон для церкви.

Скончался отец Петр в сане архимандрита 29 ноября 1888 года. Новым настоятелем стал иеромонах Филофей, законоучитель Киевского Лаврского пещерного двухклассного духовного училища. Новый игумен попробовал устроить жизнь в монастыре на манер Киевских обителей.

При Филофее были устроены каменные ворота, рядом с основным храмом появилась церковь в честь Печерских угодников Феодосия и Антония, куда были привезены частицы мощей многих Величавых святых. Преемником Филофея стал отец Сергий.

Монастырь до Октябрьской революции

В 1900 году Епископ Таврический Николай постановил монастырь сделать дамским, а на его базе организовать Епархиальный «Вдовый дом». Отца Сергия сменила монахиня Столичного страстного монастыря Леонида. По одной из версий, в эти годы жизнь в монастыре претерпевала трудности с дисциплиной.

В годы Первой мировой войны за монастырскими стенками пребывало отделение № 4 Керченского временного городского госпиталя для покалеченых и нездоровых боец и офицеров Российской армии, также школа для девочек-беженок.

Монастырь в период Штатской войны и становления Русского Союза

В период Штатской войны на земле монастыря основались летчики Российской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались 1-ый и 3-ий белогвардейские авиаотряды.

20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил устранить Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку. Монахиням разрешили остаться, но при обязательном отказе от монашества: им разрешили работать, ухаживать за садом, виноградником. Всех дам, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.

В 1923 году обитель была закрыта, как действующая на местности детского заведения. Но с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом. Обитатели поселка не один раз обращались в КрымЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультативно.

К 1928 году от монастыря остались одни развалины. Камешки, из которых монастырь был сложен, пошли на личное строительство, также на постройку школы и других городских учреждений. КрымЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР растолковали этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а поэтому её пришлось разобрать. При всем этом уточнялось, что изготовлено это было по личной инициативе председателя Керченского райисполкома Лбова.

Камень со следами человечьих стоп пару раз пробовали убить взрывчаткой. До нынешнего денька сохранился только кусок камня с одним из отпечатков.

Восстановление монастыря

В 1991 году на горе Святого Жору был установлен семиметровый православный крест.

В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться 1-ые после его ликвидации богослужения. Под новейшую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных строения колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.

Матушка Акилина встречает крестный ход

Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Величавой Российскей войны.

По состоянию на июнь 2013 года в монастыре служат всего три монахини, но местные обитатели оказывают огромную помощь киновии, берут на себя огромную часть морок по хозяйству и кухне.

Длится восстановление монастыря. В Епархии планируют выстроить на месте явления Святого Жору церковь, новейшую монашескую келью, также помещения для паломников, гостевой дом.

Достойные внимания факты

Катерлезский монастырь был первым монастырем, упраздненным революционной русской властью в Крыму.

Святая гора также почитается и местным крымско-татарским популяцией. Сборщик легенд Крыма Никандр Маркс писал, что в Денек Святого Жору татары Козской равнины под Судаком приходили на гору Ке-терлез-Оба и зажигали на верхушке поминальные свечки.

Галерея

Убранство церкви монастыря груды строительного камня перед храмом Сохранившийся фрагмент камня со следами стоп Святого Георгия и копыт его лошади Катерлезский монастырь. Вид сбоку
Прочитано 1155 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...