Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Ипатьевский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Ипатьевский монастырь

Вид со стороны старого русла реки Костромы
В какой стране находится: Российская Федерация
В каком городе: Кострома
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Костромская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Захария Чет
Первое упоминание о монастыре: 1432 год
Когда основан (Дата основания): около 1330 или 1275
Здания:
Троицкий собор 1650—1652 • Звонница 1603—1605 • Архиерейский корпус XVIII в. • Палаты бояр Романовых XVI в., реконстр. сер. XIX в. • Братский корпус XVIII в.
Кто настоятель монастыря: священноархимандрит Ферапонт, епископ Костромской и Галичский; наместник: игумен Пётр Ерышалов
Статус: охраняется государством
В каком состоянии: реставрация
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Ипатьевский монастырь"

Координаты монастыря: 57°46′35″ с. ш. 40°53′40″ в. д. / 57.77639° с. ш. 40.89444° в. д. / 57.77639; 40.89444 (G) (O) (Я)

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки неподалеку от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Российской православной церкви. Обитель сыграла приметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа отысканная там Ипатьевская летопись.

Содержание

1 Размещение 2 История 2.1 Основание монастыря 2.2 Смутное время 2.3 Колыбель династии Романовых 2.4 Русский период 3 Современная жизнь монастыря 4 Строительный ансамбль Ипатьевского монастыря 5 См. также 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки

Размещение

А.Боголюбов Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1861. Холст, масло.

В первый раз в летописи упоминается в 1432 году, но основан, может быть, был еще ранее. Территория монастыря состоит из 2-ух частей: Старенького и Нового городка. Оба участка обнесены высочайшими каменными стенками. Старенькый город имеет форму неверного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор; рядом стоит звонница.

В послевоенное время к стенкам монастыря со всей Костромской области были свезены монументы древесного зодчества и сотворен музей под открытым небом. За ним раскинулась Ипатьевская слобода, в старину принадлежавшая монастырю; там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век).

История

Основание монастыря

Согласно более принятой версии, монастырь основан около 1330 года монгольским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именованием Захария. В этом месте ему было видение Божьей Мамы с грядущими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от заболевания. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Сначало был построен храм Святой Троицы, потом храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стенка. Вокруг размещались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были древесными.

Согласно наименее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже величавым князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Так же деяния Василия Ярославича приписываются знаменитому князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.

Башни и стенки Нового городка

После погибели князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося посреди XVI века. Годуновы, как и некие другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. На местности монастыря размещена усыпальница этого старого и известного боярского рода, в том числе могилы отца и мамы Бориса Годунова.

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тыщу рублей и несколько сёл. В итоге земляной фонд монастыря вырос в четыре раза, и к 1600 г. обитель стала четвёртой посреди всех русских монастырей-землевладельце, владея более, чем 400 селами.

На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди грядущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были построены каменные стенки с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году закончилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми воротами в 1595—1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ире — небесным покровителям царя Фёдорвея Иоанновича и его супруги королевы Иры Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Не считая этого, Годуновыми были изготовлены бессчетные пожертвования церковных книжек и утвари. В монастыре были сделаны мастерская живописи и большая библиотека книжек и рукописей.

Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил необыкновенную значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники часто называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало необыкновенную церковную и муниципальную значимость обители.

Смутное время Призвание на королевство Миши Фёдоровича / Книжка венчания на королевство Миши Фёдоровича Романова. 1672 год. Неведомый создатель

В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после воззвания царя Василия Шуйского за денежной помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен примыкающего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года направились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С сих пор монастырь находится в руках приверженцев Лжедмитрия II и патриарха Филарета.

В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Но взять ее сходу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную сильными каменными стенками, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы, попробовал деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел беду. Все же костромская оплот была захвачена Жеребцовым только в сентябре 1609 года.

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с озари 1612 года жили молодой Миша Романов со собственной мамой монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Миши царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдорвеем Ивановичем Шереметевым. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён праздничный ритуал призвания на королевство Миши Романова, положивший конец Смутному времени.

Колыбель династии Романовых

Королевская династия Романовых началась ритуалом призвания на королевство в Ипатьевском монастыре и завершилась расстрелом королевской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге).

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесновато переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены королевской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою родовую святыню. При вступлении на престол любой из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

Троицкий собор

По указу Миши Фёдоровича Романова повдоль западной стенки был отстроен Новый город. Он был обнесён высочайшими стенками с 2-мя воротами и 3-мя башнями: 2-мя наугольными и надвратной, средней меж ними. Последняя (популярная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года тормознул крестный ход, провожавший Миши Фёдоровича в Москву после его избрания на королевство.

Но взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, не много что оставил от вкладных икон предыдущего времени. Вновь выстроенный собор существенно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под управлением Гурия Никитина. Фрески собора — одно из восхитительных произведений фресковой живописи 2-ой половины XVII века, уникальные по собственному выполнению, композиции и обилию сюжетов.

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стенки были устроены Екатерининские ворота, ставшие главным входом в монастырь. Наряженное и колоритное по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На наружном фасаде в основании высочайшего аттика расположен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старенького городка ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».

В 1839 году в центре Старенького городка на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память именитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

В 1837—1863 гг. под управлением конструктора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Повдоль стенок по низкому берегу реки Костромы был построен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские строения и крепостные сооружения от затопления во время вешних разливов. К. А. Тон поновой оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых страдальцев Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и построена «царская лестница» с широким маршем на 2-ой этаж. Стенки второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.

В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него древесном доме, возведённом за стенками обители.

Перечень настоятелей Феогност, игумен (1511) Паисий, игумен (1537) Вассиан, игумен (1558—1566) Никандр, игумен (1572—1574) Порфирий, игумен (?-1582) Варлаам, игумен (1582—1584) Гурий Ступишин, строитель (1585—1598) Иаков, архимандрит (1597—1606) Соловецкий архимандрит Феодосий, архимандрит (1608) Кирилл, архимандрит (1613—1616) Иосиф, архимандрит (1617—1622) Пафнутий, архимандрит (1622—1631) Тихон, архимандрит (1631—1640) Иосиф, архимандрит (1640—1641) Авраамий, архимандрит (1642—1646) Сергий (Шелонин), архимандрит (1646—1649) Гермоген, архимандрит (1649—1653) Тихон, архимандрит (1653—1663) Мисаил, архимандрит (1663—1666) Кирилл, архимандрит (1666—1670) Феодосий, архимандрит (1670—1674) Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683) Пахомий, архимандрит (1683—1684) Феодосий, архимандрит (1684—1692) Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711) Тихон, архимандрит (1711—1720) Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722) Серапион, архимандрит (1722—1730) Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732) Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734) Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736) Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740) Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743) Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745) Иаков (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919) Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996) Павел (Фокин), архимандрит (1996—2002) Иоанн (Павлихин), архимандрит (2004—2011) Алексий (Фролов), архиепископ (2011—2013) Ферапонт (Кашин), епископ (2013—по наст. вр.) Русский период Уничтоженная в 1934 г. церковь Рождества Богородицы (создатель фото С. М. Прокудин-Горский, 1910 год)

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его вещественные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.

Монастырские постройки были адаптированы для жительства рабочих костромских текстильных компаний, здесь же располагались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового ликвидирования костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Посреди 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре сотворен Костромской муниципальный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили высвободить древнейшие постройки от позднейших искажений.

Посреди 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея древесного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс значительно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные повдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и различные хозяйственные постройки сформировывают композиционный стержень музейного комплекса

В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Строительный ансамбль можно созидать в таких фильмах, как «Ожесточенный романс» Эльдара Рязанова и «Глаза чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил местность Ипатьевской слободы с центральной частью городка.

Современная жизнь монастыря

Информация в этой статье либо неких её разделах устарела. Вы сможете посодействовать проекту, обновив её и убрав после чего данный шаблон. Ипатьевский монастырь — серебряная памятная монета Банка Рф, 2003 г.

23 ноября 1989 года состоялось 1-ое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 1993 году, невзирая на протесты со стороны музея-заповедника и общественности, в использование монашеской общины была передана территория Нового городка.

В сентябре 2002 года в итоге халатности насельников вполне сгорел главный экспонат музея древесного зодчества снутри Нового городка — церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи.

В 2004 году монастырь со скандалом был передан в использование Российской православной церкви, а музей-заповедник практически оказался на улице.

Священноархимандритом монастыря является архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов), его наместником - иеромонах Пётр (Ерышалов).

Монастырь посещался всеми Президентами Русской Федерации в период выполнения ими возможностей:

19 июня 1998 года монастырь посетил Президент Борис Ельцин. 24 марта 2005 года монастырь посетил Президент Владимир Путин. 15 мая 2008 года (на 8-й денек после вступления в должность) монастырь посетил Президент Дмитрий Медведев;

Вxод на местность и в Троицкий собор бесплатный. Взимается плата за посещение экспозиций Церковного Историко-археологического музея: взрослым 100 руб., зарубежным гражданам 130 руб., плата за фотосъёмку составляет 100 руб., есть скидки для студентов, школьников и пожилых людей (на 9 марта 2013 г).

Строительный ансамбль Ипатьевского монастыря

Культурное наследство Русской Федерации, объект № 4410051000 объект № 4410051000 Троицкий соборный храм (1650—1652). Звонница (1603—1605) Архиерейский корпус (XVIII в.) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (сер. XIX в.) Палаты бояр Романовых (XVI в., реконстр. сер. XIX в.) Наместничий корпус (XVI в., реконстр. сер. XIX в.) Братский корпус (XVIII в.) Кельи над погребами (XVI—XVIII вв.) Трапезный корпус (XVI—XVII вв.) Свечной корпус (XIX в.) Стенки и башни Старенького городка (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI—XVII вв.) Стенки и башни Нового городка (XVII в.)

В 2008 году Президент РФ Дмитрий Медведев в процессе посещения монастыря отдал поручение вернуть церковь Рождества Пресвятой Богородицы в первозданном виде. К началу 2015 года окончены главные строй работы.

Архиерейский корпус, Троицкий собор и звонница; на фронтальном плане — памятная колонна (2005)

Палаты бояр Романовых

Кусок фресок Троицкого собора

Интерьер Троицкого собора

См. также

Ипатьевская летопись Годуновская школа иконописи

Архиерейский корпус, Троицкий собор и звонница; на переднем плане — памятная колонна (2005)

Палаты бояр Романовых

Фрагмент фресок Троицкого собора

Интерьер Троицкого собора

Прочитано 1909 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...