Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь

Череменецкий монастырь в начале XX века
В какой стране находится: Россия
Область Ленинградская область
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Гатчинская
Первое упоминание о монастыре: 1498 год
Когда основан (Дата основания): 1478 год
Кто настоятель монастыря: архимандрит Митрофан Осяк
Статус: Объект культурного наследия РФ № 4700546000№ 4700546000
В каком состоянии: действующий

Описание монатяря "Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь"

Координаты монастыря: 58°36′20″ с. ш. 29°57′31″ в. д. / 58.605625° с. ш. 29.958717° в. д. / 58.605625; 29.958717 (G) (O) (Я)

Черемене́цкий Иоа́нно-Богосло́вский монасты́рь — монастырь Российской православной церкви, расположенный на полуострове на Череменецком озере в Лужском районе Ленинградской области в местечке Череменец Скребловского сельского поселения.

Содержание

1 История 2 Архитектура 2.1 До революции 2.2 В текущее время 3 Святыни 4 Настоятели 5 Примечания 6 Ссылки

История

1-ое документальное упоминание о монастыре святого Иоанна Богослова, что на Череменце озере, возникает в платёжной (перечневой) книжке 1497/98 года Шелонской пятины, но оно не содержит четкой инфы о том, когда он был основан. Подразумевают, что появление обители относится к концу XV века, но раскопки, проводившиеся на местности монастыря, молвят о том, что он был основан ранее. Устное предание говорит, что во времена царствования Величавого Столичного Князя Иоанна III в 1478 году на полуострове, где стоит сейчас монастырь, крестьянину деревни Русыня, по имени Мокий, явилась икона Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Князь, услышав об этом явлении, повелел основать на полуострове монастырь во имя этого святого.

В конце XVI века посреди зданий монастыря, находившегося в Шелонской пятине Петровском погосте, были церкви, кельи, конюшни, мельница. Они все были древесными, не считая собора. В 1581 году обитель была завоёвана польско-литовскими войсками Стефана Батория, а братия частью взята в плен, а частью побита, в живых остался только иеромонах Закхей с 2-мя старцами. Об этом упоминается в писцовой книжке 1581/82 года письма Леонтия Ивановича Аксакова.

«Моностырь Богословской на Черменце озере, а в нем церковь камена Иван Богослов, да церковь древена Рожество Пречистые с трапезою и с келарскою, зжен и воеван от литовских людей. А на пожарище остался в моностыре темной поп Закхей, да два старца, да шестнатцать мест келейных, а старцов побили и в полон поимали литовские люди. А незженых дв. конюшенной монастырской, да четыре житницы, да мелница лошединая. А около монастыря ограда древена в забор.»

— ; размещено: Записки Правительского Российского Географического Общества. Кн. VIII. Неволин К. А. "О пятинах и погостах новгородских в XVI веке, с приложением карты." Санкт-Петербург: Тип. императорской Академии,1853, Приложение III

Позднее монастырь был вновь восстановлен. Обитель всегда была самостоятельной, исключительно в конце XVII столетия была попытка сделать её приписной Вяжищскому Николаевскому монастырю под Новгородом. Но за Череменецкую обитель вступились близлежащие помещики, и обитель сохранила свою самостоятельность, хотя казна, бумаги и хлеб были вывезены в Вяжищи. При установлении штатов во время правления Екатерины II, в 1764 году, Череменецкая обитель оказалась «за штатом», на своём содержании. Казна монастыря складывалась из доходов от угодий, приношений богомольцев и личных пожертвований.

В 1767 году в кельях Череменецкого монастыря было расположено духовное правление Залесской половины Шелонской пятины; пару лет спустя оно было преобразовано в Череменецкое духовное правление. В 1788 году к Череменецкому духовному правлению Петербургской епархии было приписано несколько деревень из Новгородской епархии, а в 1795 году 19 церковных приходов было передано в Гдовское духовное правление. В 1800 году Череменецкое духовное правление было переименовано в Лужское и переведено в город Лугу.

После революции в обители была сотворена сельхозартель, в какой трудились оставшиеся монахи. Другую часть монастыря занял детский интернат, отделённый от обители колющейся проволокой. В 1930 году монастырь был закрыт, а его строения отданы артели «Красный Октябрь». Практически все иноки были арестованы. Кладбище, на котором были похоронены местные дворяне и настоятели монастыря, на сто процентов разрушено. В следующие годы тут находилась школа садоводства, и с 1967 года (до конца 80-х) Череменецкая турбаза, некие объекты которой остаются на местности монастыря до сего времени.

В 1995 году Инспекция по охране памятников начала работы по сохранению уцелевших конструкций Иоанно-Богословского собора. В 1997 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира монастырь возобновлён. В 1999 году 21 мая, на престольный праздничек монастыря из Казанского собора городка Луги в обитель перенесена икона св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С 2000 года для размещения подворья монастыря была передана бывшая Киновия Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 18).

Архитектура

До революции Руины Череменецкого Иоанно-Богословского собора Арка над основным входом в Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь

Храмов в обители было два. Главный — пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белоснежного известняка — стоял на высочайшем насыпном холмике среди острова. Рядом — маленькая каменная церковь Преображения Господня, построенная в 1707 г. на месте старенькой древесной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Богословский собор имел над папертью высшую колокольню в виде восьмигранного столба, который венчался главкой с крестом. К острову приплывали на лодках. Причал находился с южной стороны, там же находились и главные ворота. Неподалеку от основных ворот был устроен другой вход. Меж воротами и входом в ограду монастыря была встроена гостиница. Недалеко размещалась другая гостиница, перестроенная из хлебного амбара. За гостиницами по всему пологому скату был разбит фруктовый сад. В конце XIX века был устроен 3-ий вход в монастырь. Расположенный в юго-восточном углу острова, он стал основным. По перешейку, соединявшему полуостров с берегом озера, к нему вела дорога. Вокруг островного холмика со всех боков стояли кельи, интегрированные в ограду монастыря. В конце XIX века были выстроены каменная братская трапезная и братский корпус. В монастыре были устроены мастерские — портняжная и сапожная. Были и хозяйственные заведения: хлебопекарня, квасоварня, ледник. Хозяйственные постройки и огороды размещались на маленьком островке, позднее присоединённом к главному острову. Сначала XX века тут было достаточно много зданий. Посреди их: скотный двор, молочня, коровник, кузница, гумно с ригой, ледник, сенные сараи, бани и прачечные. Монастырь сам обеспечивал себя всем нужным. В 1903 году по проекту инженера-архитектора Н. Г. Кудрявцева было выстроено древесное двухэтажное здание церковно-приходской школы. Монахи Череменецкого монастыря стали учить крестьянских деток из близлежащих деревень. В 1914 году был утверждён проект такого же инженера Н. Г. Кудрявцева постройки нового собора в византийском стиле. Но в связи с началом Первой мировой войны работы так и не были начаты.

В текущее время церковь Преображения Господня

Центральное место в композиции монастыря до недавнешнего времени занимали руины собора Иоанна Богослова, который стоял на самой высочайшей точке холмика. Рядом с руинами на древесных опорах была поставлена маленькая звонница. В 2012 году здание собора было фактически отстроено поновой. В феврале 2013 года на храм были посажены 6 куполов, кресты и колокола.

Рядом находится восстановленная церковь Преображения Господня, от которой вниз, к подножию холмика, ведёт старая каменная лестница. К ней из-за пределов монастыря попадают по дорожке, ведущей через стилизованные ворота. За пределами монастырских строений полуостров покрыт тихим древним парком.

Святыни

Икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV век)

Основная святыня обители — явленная чудотворная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.). Она имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырехъярусном иконостасе рядом с образом Спасателя. В 1895 году Величавый князь Константин Константинович подарил для иконы огромную серебряную лампаду в память о последних посещениях монастыря.

Настоятели

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Антоний (Бочков) (1862—1866) Вениамин (Муратовский) (1896—1897) Митрофан (Осяк) (с 13 октября 1997) исполняющий обязанности до 9 июня 1998 года

Прочитано 2062 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Смольный монастырь