Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Белобережская пустынь

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Белобережская Предтечева пустынь
Белобережская пустынь  цветная открытка .jpg
Вид на Святые врата со старинной открытки
В какой стране находится: Россия
Местоположение монастыря: Белобережский Санаторий
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Брянская
Тип монастыря: пустынь
Кто основатель: Серапион в схиме Симеон
Первое упоминание о монастыре: начало XVIII века
Основные даты:
1721 — Построен первый храм
1800 — Начало духовного возрождения
1924 — Прекращены богослужения
2004 — Монастырь возвращён РПЦ
Известные насельники: Василий Кишкин,
Лев Оптинский
Кто настоятель монастыря: игумен Глеб Шматов
Статус: Памятник архитектуры вновь выявленный объект
В каком состоянии: восстанавливается

Описание монатяря "Белобережская пустынь"

Состояниеотпатрулирована

Перейти к: навигация, поиск Монастырь Белобережская Предтечева пустынь Белобережская пустынь (цветная открытка).jpgКоординаты монастыря: 53°14′10″ с. ш. 34°34′32″ в. д. / 53.23611° с. ш. 34.57556° в. д. / 53.23611; 34.57556 (G) (O) (Я)

Белобере́жская пу́стынь (полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь) — монастырь Российской православной церкви в посёлке Белобережский Санаторий Брянской области.

Основан сначала XVIII века. Широкую известность получил сначала XIX века как один из первых центров русского старчества:216. В 1924—2004 годах монастырь был закрыт и практически стопроцентно разрушен. В текущее время находится в ведении Брянской епархии, с 2004 года является действующим мужским монастырём и равномерно восстанавливается.

Содержание

1 Положение 2 История 2.1 Основание 2.2 Происхождение наименования 2.3 Становление 2.4 Белобережские старцы 2.5 Расцвет 2.6 Ликвидирование 2.7 Монастырь в XXI веке 3 Постройки Пустыни 3.1 Храм Рождества Иоанна Предтечи 3.2 «Старый» собор 3.3 Надвратная церковь Захария и Елисаветы 3.4 Больничный храм Покрова Богородицы 3.5 Колокольня 3.6 Собор в честь иконы Божией Мамы «Троеручица» («новый») 3.7 Жилые и хозяйственные корпуса 3.8 Ограда и башни 3.9 Скит пустыни и его Всехсвятская церковь 4 Посёлок при Белобережской пустыни 5 Остальные владения Белобережской пустыни 6 Настоятели монастыря 7 Образ монастыря в литературе 8 Фотогалерея (современный вид монастыря) 9 Примечания 10 Литература 11 Ссылки

Положение

Белобережская пустынь размещена на левом берегу реки Снежеть, в 15 километрах к востоку от Брянска, в 7 км к западу от посёлка городского типа Белоснежные Берега и в 3 км к северу от жд платформы Белобережская. Со всех боков окружена лесами. В текущее время соединена асфальтированными дорогами с автотрассами М3 Москва—Киев и А141 Орёл—Брянск—Смоленск.

Округи Белобережской пустыни представляют собой необъятную санаторно-оздоровительную зону. Тут размещены круглогодичные санатории и дома отдыха «Дубрава», «Берёзка», «Детский город», также летние детские лагеря «Юность», «Ровесник», «Лесной Бор», санаторий УВД «Дубок», пансионат администрации Брянской области, Белобережская турбаза, мемориальный комплекс «Партизанская поляна» и др.

История

Основание

Сведения о дате основания Белобережской пустыни разноречивы. В почти всех источниках указывается, что Белобережская пустынь появилась сначала XVIII века, когда Пётр I, ввиду подготовки городка Брянска к вероятным боевым действиям в процессе Северной войны, в 1706 году повелел В. Д. Корчмину снести постройки дамского Воскресенского монастыря, а монахинь переселить в мужской Предтечев Песоцкий монастырь, зачем монахов из Песоцкого монастыря необходимо было за ранее переселить в Петропавловский.:224 Как говорит предание, группа монахов во главе с архимандритом Леонидом, недовольных таким решением, отделилась от остальной братии и поселилась в отдалении от городка, на белопесчаных берегах реки Снежети, вырыв для жилища землянки и устроив маленькую часовню. Этот скит начал равномерно заселяться старцами, желавшими вести уединённую жизнь:209.

Но, в точности такая же легенда связана с появлением другой обители, находившейся по соседству в той же самой местности — Полбинской Предтечевой пустыни:261. Это позволяет усомниться в достоверности упомянутого предания, по последней мере в отношении одной из пустыней.

В качестве другой версии, другие источники указывают другой год основания Белобережской пустыни — 1661, когда в Россию был перенесён 1-ый перечень (копия) старой византийской иконы Божией Мамы «Троеручица». По легенде, первым пристанищем иконы в Рф стала как раз Белобережская Пустынь, куда икону принёс 1-ый организатор пустыни — иеромонах Симеон.

В текущее время Брянская епархия официально считает датой основания Белобережской пустыни (скита) 1714 год.:190

Достоверные сведения о существовании Белобережской пустыни начинаются с 1717 года, когда её (тогда ещё — в виде монашеского скита) возглавил монах Серапион, ставший первым строителем этой обители.

Происхождение наименования

Установление четкого времени основания обители осложняется ещё и тем, что до XVIII века топонима «Белые Берега» в этой местности не было совсем. Лесной массив в нижнем течении Снежети в те времена был известен как урочище Полбино, от чего позже произошли наименования «Огромное Полпино» и «Маленькое Полпино» (Белобережская пустынь находится примерно на равном удалении от обоих населённых пт):219.

Из наистарейших сохранившихся документов следует, что в 1-ое время собственного существования Белобережская пустынь носила заглавие «Белопесоцкая» (так как её населяли бывшие иноки Брянского Песоцкого монастыря). Но это заглавие за новейшей обителью не утвердилось, так как Белопесоцкий монастырь уже имелся в Подмосковье. К наименованию пустыни «Белопесоцкая» приходилось добавлять уточнение — «что на белоснежных берегах реки Снежети». Позже, по смысловому сходству, заглавие «Белопесоцкая пустынь» было заменено на «Белобережская пустынь» (так, в документах 1730-х годов уже сосуществуют оба наименования):338 и в таком виде укоренилось.

В XIX веке топоним «Белоснежные Берега», ставший разговорным синонимом Белобережской пустыни, распространился не только лишь на сам монастырь, да и на местность, в какой он размещен. Когда в 1868 году тут пролегла Орловско-Витебская стальная дорога, появилась техно необходимость устройства жд станции — приблизительно на полпути меж Карачевом и Брянском. Эта станция также получила заглавие «Белоснежные Берега» и отдала начало современному одноимённому населённому пт. В 1894 году для удобства бессчетных паломников поближе к монастырю была устроена платформа «Белобережская» (сначало — «Белобережская пустынь», «Пустынь»).

Становление

9 февраля 1721 года Указом Синодального казённого приказа было разрешено строительство в Пустыни древесного храма в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. Таким макаром, было положено начало церковному строительству в Белобережской (тогда ещё Белопесоцкой) обители.

Брянский Петропавловский монастырь, на землях которого находилась Белобережская пустынь, сначало не препятствовал её становлению, но потом, возможно лицезрев в ней соперника, начал добиваться её закрытия, и в 1724 году пустынь была упразднена. Строитель пустыни отец Серапион (1672—1741), претерпев бессчетные гонения и мучения, смог в конечном счёте достигнуть восстановления. Указом императрицы Екатерины I от 6 февраля 1727 года пустынь была восстановлена и Петропавловскому монастырю было обозначено возвратить её имущество и иноков. В следующие несколько десятилетий Белобережская пустынь находилась под строительским настоятельством.

По учреждению 1764 года о монастырских штатах, Белобережская пустынь была предложена к упразднению. Но в 1766 году, по случаю истребления пожаром Яменской пустыни в примыкающем Трубчевском уезде, Белобережская пустынь была оставлена на своём содержании.

С 1770 по 1775 годы Белобережская пустынь была закрыта, но потом опять восстановлена на правах заштатного монастыря (не получавшего гос поддержки):226.

В 1777 году Пустынь была вновь лишена самостоятельности и приписана к Брянскому Петропавловскому монастырю.

14 февраля 1779 года Белобережская пустынь перебегает в ведение Площанской пустыни. В 1780 году она была вновь упразднена, но стараниями братии и пожертвователей восстановлена и снова отдана во владение другого монастыря. Такая картина переводов пустыни от 1-го монастыря к другому рисуется до 1787 года, в каком по указу Орловской Консистории, от 20 марта, ей вновь было дано своё управление. При всем этом Брянскому духовному правлению было предписано как можно строже глядеть за пустынью и каждый месяц проводить её ревизии. Предпосылкой такового серьезного распоряжения стали слухи, как будто эта пустынь воспринимает беглых, подозрительных, беспаспортных людей и прячет их. Но доказательства этим слухам не нашлось.

В 1798 году Белобережская пустынь в очередной раз перебегает в заведование Брянского Петропавловского монастыря, что видно из указа Орловской Консистории от 26 февраля такого же года:

На донесении ваше от 4 февраля этого года, что в Брянской Белеобережской пустыни сарайчик, что стоял снутри монастыря, с приезду св.ворот, при церкви Захария и Елизаветы, 23 января этого года, во время обедни от ветхости завалился и перебил большое число вещей на осколки, и что остальные строения ветхи и также мост на Снежети реке, по которому ездят господа каретами и негоцианты тройками, тоже небезопасен, то предписывается вам взять пустынь ту в своё заведование, приняв всё, что следует, и потом, во избежание варианта нехорошего, приказывается ему, игумену Феодосию, по его усмотрению, всё поправить и о том доносить. Иеромонах Василий Кишкин. Белобережские старцы

В 1800 году начальником Белобережской пустыни был назначен старец Василий (Кишкин, 1745—1831), ученик афонских и молдавских старцев. К моменту вступления его в должность, обитель находилась в запущенном состоянии; управлял ею «белоснежный» священник, при котором было всего 7 человек братии.

Перед новым настоятелем стояла задачка скорого восстановления обители, причём не только лишь вещественного, но сначала духовного. Иеромонаху Василию удалось навести «добрый порядок во всём и удовлетворенное устроение по хозяйственной части» и привлечь в обитель многих иноков, оставивших приметный след в истории русского православия. В течение трёх лет число братии возросло до 60 человек. В это время из Коренной пустыни сюда прибыли его ученики — иеромонах Серафим и о. Леонид (будущий основоположник старчества в Оптиной пустыни), стриженный этим же о. Василием в 1801 году.

Свидетели возрождения Пустыни, начавшегося при о. Василии, вспоминали:

…Скоро везде прошёл слух о наступлении в Белоснежные Берега святого Старца и полезном устроении обители сей… и лицезрели мы на месте запустения вроде бы рай земной. Всенощное бдение до 7 часов длилось, пели сладко, подобно Ангелам. Многие обители лицезрела я, но наилучшей нигде не было по чину, пению и смиренномудрому житию. Устройством обитель подобна Святой Горе Афонской… Преподобный Лев Оптинский (Леонид Наголкин).

С 1804 по 1808 год строителем Белобережской обители был иеромонах Леонид (преподобный Лев Оптинский), потом перенёсший традиции старчества в Оптину пустынь. Духовным наставником отца Леонида был его земляк, ученик Паисия Величковского схимонах Феодор, приглашённый в 1805 году из Чолнского монастыря в Белобережскую пустынь и живший тут до 1810 года. В эти же годы в Белобережской пустыни находились ещё два ученика Паисия Величковского: схимонах Афанасий (Охлопков) и иеромонах Клеопа, ранее проживавшие со своим духовным учителем в Нямецком монастыре (сейчас территория Румынии). Благодаря этому, в конце 1805 года в Белобережской пустыни был принят новый монастырский утомившись, составленный при активном участии учеников Паисия Величковского и отличавшийся большой строгостью и рвением к обязательному соблюдению всех обетов монашеской жизни. Эти монашеские правила скоро разошлись по многим монастырям Рф как примерные; таким макаром, в 1-ое десятилетие XIX в. Белобережская пустынь стала одним из важных центров распространения мыслях «монастырского возрождения» в Рф через восстановление наилучших традиций монашества:227.

Тяготимый растущей мирской славой и вниманием бессчетных паломников, отец Леонид в 1808 году добровольно оставил должность настоятеля и перешёл на жительство в лесной скит близ монастыря, а в 1811 году совсем покинул Белобережскую обитель и переселился в Валаамский монастырь. К этому времени перебежали в другие монастыри и все другие перечисленные выше видные религиозные деятели начала XIX века, но введённые ими нормы монастырской жизни послужили авторитету Белобережской пустыни, завлекли к ней новых иноков и бессчетных богомольцев и стали залогом её грядущего вещественного подъёма.

Расцвет Начиная с 1820-х годов, комплекс Белобережской пустыни начал интенсивно пополняться новыми постройками. Появилась новенькая каменная двуэтажная трапезная, каменная ограда, высочайшая колокольня при соборе. Были сооружены также бессчетные хозяйственные и бытовые постройки. Неподалёку от монастыря был устроен скит. В конце концов, в 1861—1876 годах рядом с основным входом был сооружён большой каменный храм Богоматери Троеручицы.

Главной святыней монастыря была икона Божией Мамы «Троеручица», принесённая из Москвы строителем Серапионом около 1727 года. На обороте этой иконы имелась надпись:

1718 года месяца Декамбрия в шестнадцатый денек написан сей Св. образ столичными жителями, богомазами Артемием Феодоровым да Афанасием Ивановым, по обещанию по родителех собственных.

Предание гласит, что при выносе иконы из Москвы, она была провождена с подобающею честью — с колокольным гулом. В XIX веке к ней были пожертвованы две серебряные ризы, увенчанные золотом и драгоценными камнями. В церковной литературе описаны бессчетные случаи расчудесного исцеления от этой иконы. Современное её местопребывание непонятно.

Посреди XIX века в обители подвизалось около 100, а к 1916 году — до 200 человек братии. В торжественные деньки Пустынь посещало до 5 тыщ богомольцев. Только хлеба монастырь расходовал в летние месяцы до шестидесяти пудов в день, а в празднички — до трёхсот пудов. В голодные годы обитель обеспечивала неимущих (до 300—400 человек) бесплатным питанием. Монастырь имел огромную библиотеку и архив.:228

Монастырь содержался на проценты от вкладного капитала в 40 тыщ рублей; также имелся доход от пожертвований богомольцев и от поминовения усопших. Доходных статей от земляных владений монастырь не имел, не считая ублажения собственных нужд (дрова, сено, овощи). Зато большую прибыль приносили разные промыслы, получившие огромное развитие в Белобережской пустыни. Монахи целыми возами высылали в различные губернии столы, табуреты, вёдра, бочки и древесную посуду. В особенности иноки славились созданием древесных ложек, увенчанных художественной резьбой и покрытых особенной олифой, состав которой держался в секрете:222.

С 1900 года на монастырском хуторе при деревне Маленькое Полпино действовала школа грамоты для 50 сельских деток. В будущем году она была реорганизована в церковно-приходскую. Обитель отчисляла немалые средства на содержание Орловского духовного училища, брянского лазарета Красноватого Креста; с 1905 года — по 150 рублей раз в год в фонд пострадавших в русско-японской войне. В 1916 году отправила 600 рублей в императорскую канцелярию «на нужды войны», получив за это благодарность Николая II:228.

Ликвидирование

Спокойное течение монастырской жизни в Белобережской пустыни было нарушено начавшейся Первой мировой войной, когда на местности монастыря разместился госпиталь для покалеченых, и совсем разрушено революционными событиями 1917 года и Штатской войны.

В 1918 году началась конфискация имущества обители. Монастырь был лишён прав юридического лица; оставшаяся братия (около 150 монахов) вынужденно слилась в трудовую коммуну «Белобережское трудовое братство» и продолжала совершать богослужения.

Показательна история, произошедшая с бывшим игуменом Жировицкого монастыря престарелым папой Маврикием, проживавшим на покое в Белобережской обители. Чрезвычайная комиссия конфисковала у старца все личные вещи и средства, продержала без каких-то разъяснений целый месяц в кутузке, а на следующую просьбу «о выдаче хотя бы маленькой суммы средств на самые нужные расходы» ответила:

...монашествующие не обязаны иметь капиталов, как отрёкшиеся от мира, а если имеют, то это именуется любостяжанием и сребролюбием, что запрещено Иисусом Христом. Муниципальный архив Брянской области. Фонд Р-2515, опись 1, дело 7, листы 87-89.

В 1919 году на местности монастыря была расположена дачная колония Столичного отдела народного образования, а с 1920 года — детская трудовая колония, временно сосуществовавшая с монашеской братией. По мере роста численности воспитанников колонии, именуемой с 1922 года «детгородком», шло постепенное вытеснение монахов из жилых и хозяйственных корпусов, ранее переданных им по договору. Совсем монастырь был закрыт постановлением президиума Брянского губисполкома от 17 июня 1924 года, при всем этом все прежние контракта с верующими были аннулированы. 26 июля 1924 года вполне закончилось богослужение в храмах.

Два года спустя началось целенаправленное разрушение обители. Сначала разобрали главный соборный храм; кирпич использовали для строительства «Дома Советов» в Брянске. Боем устилали дороги. В 1930-м та же судьба поняла собор во имя «Троеручицы».:233

Детский городок в бывшем монастыре существовал до начала Величавой Российскей войны. В 1941 году деток эвакуировали, а в стенках бывшего монастыря несколько месяцев, до оккупации, действовали курсы минёров-подрывников.

Окончательная смерть обители произошла в военное и послевоенное время. Все монастырские храмы и колокольня были разрушены до основания, кирпич пошёл на восстановление Брянска.

Территория бывшего монастыря была передана под нервно-соматический санаторий, который с 1956 года был перепрофилирован в детский санаторий. В 1950-1970-е годы тут было выстроено несколько новых жилых, учебных и хозяйственных корпусов, котельная и другие объекты.

Из монастырских зданий до наших дней сохранилось несколько жилых корпусов и часть монастырской ограды с юго-восточной башней, утратившей верхний ярус.:160

Монастырь в XXI веке

Решение о передаче зданий Белобережского детского санатория (бывшей Белобережской пустыни) Брянскому епархиальному управлению было принято Брянской областной Думой 30 октября 2003 года. Практически передача местности монастыря с находящимися на ней постройками и коммуникациями в ведение Брянской Епархии свершилась 14 января 2004 года:212.

Решением Священного синода Российской православной церкви от 17 августа 2004 года (журнальчик № 42), «мужской монастырь Бело-Бережской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» был возобновлён как действующий.

Сначало предполагалось в стенках Белобережского монастыря расположить и Брянское духовное училище, но ввиду удалённости от городка оно не завлекло достаточного количества учащихся и в следующем было перенесено в Брянск.

В текущее время на местности Белобережской пустыни ведутся ремонтно-восстановительные работы, но из-за отсутствия подабающего финансирования современный вид монастыря как и раньше не привлекателен для туристов и паломников.

Постройки Пустыни

Этот маленькой, наспех возведённый древесный храм стал первым храмом новоустраиваемой обители. Разрешение на его постройку белобережские монахи испрашивали не один год, и исключительно в феврале 1721 года достигнули хотимого. В Указе правителя Петра I о построении в Пустыни древесного храма, а именно, сказано:

…верх на той церкви сделать по чину против иных церквей, древесный, а не шатрово. И алтари сделать кругло тронна, а в церкви в алтарной стенке Королевские двери белоснежные просто, и по правую их сторону Южные, а по левую Северные…

К освящению храма Евдокия Фёдоровна Лопухина, 1-ая супруга Петра I, пожертвовала обители три иконы: Святой Троицы, Владимирской Богоматери и Иоанна Предтечи.:213-214 По сей день не сохранилось никакого описания этого храма, но, по-видимому, он был оформлен достаточно робко и ничем не примечателен в плане архитектуры.

В 1787 году древесная Предтеченская церковь, из-за ветхости, «по указу Орловской Духовной Консистории, разломана и сожжена, а на оном месте, где престол был, построен древесный сруб».

«Старый» собор Троицкий собор Белобережской пустыни.

В 1732—1735 годах в обители был построен каменный Владимирский храм с 2-мя приделами — Иоанна Вояки и Николая Чудотворца. Сначало этот храм планировался как древесный, на что было дано разрешение Синодального Казённого Приказа ещё в 1729 году, но филантропы монастыря изыскали возможность выстроить каменный храм. В 1738-1755 годах он был надстроен вторым этажом. После окончания надстройки и повторного освящения храма, в нём было 4 престола: главный (в верхнем этаже) — во Имя Святой Живоначальной Троицы, придельные: Рождества Святого Иоанна Предтечи (в верхнем этаже), Владимирской иконы Божией Мамы и Святителя Николая Чудотворца (оба в первом этаже).

В 1833—1837 годах соборный храм был расширен к югу. В новейшей пристройке, в верхнем этаже, был устроен придельный храм во имя иконы Божией Мамы «Взыскание погибших», а в нижнем — во имя Трёх Святителей:160. Таким макаром, полное количество престолов в этом храме достигнуло 6, что является абсолютным рекордом для храмов современной Брянщины. В храме помещалось выше 5 тыщ молящихся.

Соборный храм был длинен и достаточно высок, в строительном плане тяготел к украинскому барокко. На его стенках с внешней стороны имелись священные изображения, а над входом в нижний храм — большая икона Свенской (Печерской) Божьей Мамы.

В нижнем храме был погребён основоположник монастыря схимонах Симеон. Его могила, ограждённая металлической решёткой, находилась в храме Владимирской Богоматери — по левую сторону под аркой стенки, разделяющей храм. По другую сторону, под таковой же стенкой и аркой, покоился останки архимандрита Моисея; его могила также была ограждена. Иконостас нижнего храма и вся его отделка были еще проще, чем верхнего. Живопись была выполнена в греческом и итальянском стиле.

В верхний храм вели две лестницы из галереи нижнего храма, сходившиеся вверху, перед дверьми храма, общей большой площадкой. Планировка верхнего храма была подобна нижнему, но его делили не три, а две стенки с арками; не считая того, верхний храм был существенно выше и просторнее. Место перед иконой Божьей Мамы Троеручицы (главной святыней монастыря) до самого иконостаса было ограждено кованой медной решёткой.

В 1744 году императрица Елизавета Петровна, путешествуя в Киев для поклонения Киево-Печерским мощам, изволила пожертвовать Белобережской пустыни две тыщи рублей ассигнациями. На эти средства к 1747—1759:8 годам на Святых воротах пустыни была построена каменная церковь во имя святых Захария и Елисаветы. Потом той же императрицей были пожертвованы потир, дискос, звездица и лжица для этого храма.:215

Архитектура и отделка надвратной церкви была достаточно обычный. Центральный объём, имевший форму, близкую к кубу, был расширен к западу и востоку низкими и приблизительно равными по размеру трапезной и алтарной частью. Пологий гранёный купол венчала малая главка на маленьком барабане. В конце XIX века наружняя сторона надвратной церкви, как и прилегающая часть ограды, была украшена живописью на библейские темы.

В 1809 году в юго-западном углу монастыря был сооружён больничный древесный корпус — с кельями для нездоровых и престарелых братий и церковью во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Эта постройка была осуществлена на пожертвования госпожи Рагозиной, которая помогала практически всем обителям Орловской губернии. Храм был маленьким, как домовая церковь; отделка его была самой обычной.

В 1861 году, по ветхости, этот корпус был разобран и на том же месте выстроен новый, также древесный, на каменном фундаменте, с стальной крышей, с храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, так как в честь иконы Божьей Мамы «Троеручица» тогда же был заложен новый пятиглавый храм.

Колокольня Сначало монастырь наслаждался маленький колокольней, имевшейся при «старом» соборе. В 1836 году была начата постройка раздельно стоящей каменной колокольни, в 35 сажен вышины. По непрочности фундамента и кладки, 22 сентября 1840 года, во время обеда, колокольня в один момент обвалилась, не причинив, вобщем, никакого вреда ни людям, ни другим постройкам. Из кирпича, оставшегося от рухнувшей колокольни, в следующие годы были построены два двухэтажных жилых корпуса, гостиница, конный двор и столярня.

Строительство колокольни было вновь начато в мае 1847 года, при губернском конструкторе И. П. Лутохине, который производил общий надзор за постройкой. Величавая пятиярусная колокольня, покрытая белоснежным железом, была на сто процентов построена к 1849 году. Её высота составила 33 сажени. На колокольне установили 10 колоколов, наибольший из которых, весом в 646 пудов, подняли исключительно в 1856 году. Другие колокола имели вес 317 пудов, 157 пудов, 52 пуда и т.д.. Гул белобережских колоколов в неплохую погоду был слышен за 10—12 вёрст.:221 С третьего яруса колокольни можно было наслаждаться видами округи; отсюда просматривались и город Брянск, и Свенский монастырь.

Сначала XX века меж третьим и четвёртым ярусами колокольни были установлены часы с боем. Размер чёрного с золотыми цифрами циферблата был около полутора метров, что позволяло определять время с расстояния до 2-ух км. Механизм тонкими тросами связывался с колоколами на 3-ем ярусе, и часы мелодично отбивали время каждые 15 минут:225. Часы приводились в движение при помощи 2-ух тросов с гирями по 40-50 кг, которые поднимали с помощью ворота. 1-го завода часов хватало на две недели.

Около 1926 года по вине воспитанников детгородка вся внутренняя древесная часть колокольни сгорела совместно с часами. В уцелевшем кирпичном корпусе колокольни лесничество оборудовало вышку для обнаружения лесных пожаров. В 1-ые месяцы Величавой Российскей войны колокольня, служившая неплохим ориентиром для неприятельской авиации посреди лесного массива, была стопроцентно снесена.

Собор в честь иконы «Троеручица» (вид с севера). Собор в честь иконы Божией Мамы «Троеручица» («новый»)

В 1876 году в монастыре освятили новый пятиглавый двуэтажный каменный однопрестольный соборный храм в честь иконы Божией Мамы «Троеручица», выполненный в российском стиле. Его строительство было начато ещё в 1861 году.:160 Основным строителем этого храма был игумен Израиль, который нашёл средство выплатить долги, изготовленные по постройке его предшественником, игуменом Анастасием, и привлёк многих новых жертвователей, помогших ему окончить постройку.

Художником Академии Художеств Алексеем Васильевичем Шишкиным для нового собора было написано 60 икон, тульским негоциантом Чумаковым — три алтарных иконы. Резной иконостас и киоты сделал болховской мастер Константин Попов. В 1895 году внутреннюю роспись нового собора в «итальянском» стиле произвёл столичный живописец Василий Колупаев.:221

Жилые и хозяйственные корпуса

К 1916 году в монастыре было выше 30 корпусов: настоятельский, братские, трапезные, гостиничные, больничный, разные мастерские (иконописная, бондарная, слесарная, маслобойная и др.), конный и скотный дворы. Скотный двор и гостиничные корпуса размещались вне монастырской ограды, но большая часть зданий находилось конкретно на местности монастыря.

Особо выделялось двухэтажное здание трапезной, стоявшее к северо-востоку от старенького соборного храма. Оно было сооружено в 1824 году.:159 В первом этаже размещалась «хлебня» (пекарня), а на втором — сама трапезная, которая вмещала сразу до 200 человек. Среди трапезной высилась кафедра, с которой во время обеда читали молитвы. Трапезную расписывал узнаваемый в своё время живописец Тихон Леонтьевич Коновалов.:220

Рядом с трапезной располагались ледник, бондарный корпус, маслобойня, мастерская для портных и сапожников.

С западной стороны от трапезной находился каменный 1-этажный дом, так именуемый «пономарский»; к северу — огромное каменное двухэтажное здание, в каком понизу размещалась квасоварня, а вверху жилое помещение. Рядом, слева, стояли амбары для ссыпки хлеба и товаров; справа были устроены ворота, выходящие из монастыря к реке Снежеть. Около ворот — ещё одно двухэтажное (низ каменный, верх древесный) здание с каменными флигелем.

За описанными воротами, на берегу Снежети, был устроен огород, а около него — каменная баня с древесным корпусом прачечной (1850).

В восточной части монастыря, на месте старенькых древесных келий, посреди XIX века были построены три каменных корпуса с мезонинами (какой-то из них сохранился), конный двор с конюшнями, где содержалось до сорока ездовых лошадок; столярня, амбары для ссыпки овса и флигель для мастеровых и рабочих.

Сохранившийся корпус с мезонином выполнен в духе классицизма и в традициях усадебной архитектуры тех пор (1840-е гг.); сначала XX века фасад был украшен четырёхколонным портиком. По сторонам портика размещены два входных крыльца на 2-ух колонках, поддерживающих древесный навес с фронтоном на торце. От прежнего фасадного убранства сохранился только оканчивающий стенки широкий профилированный карниз. Форма оконных проёмов была изменена при послевоенном ремонте.:162

С северной стороны от нового собора был построен длиннющий корпус с кельями для братии. С южной — ещё один каменный жилой корпус с мезонином.

Монастырь также располагал огромным гостиничным комплексом, возможно — наикрупнейшим в епархии (см. Посёлок при Белобережской пустыни).

Ограда и башни

Территория монастыря имеет вид прямоугольника, нацеленного по сторонам света. 1-ая монастырская стенка, сооружённая посреди XVIII века, была древесной, с 4-мя башнями по углам. В 1828 году древесная ограда была заменена каменной стенкой, имевшей высоту от 3 до 4 метров и расчленённой пилястрами на отдельные недлинные прясла, каждое из которых было украшено ромбовидной нишей-филенкой.:162

По углам монастырской стенки выселись четыре однотипные четырёхгранные каменные башни, имеющие в плане вид квадратов со срезанными углами. Каждую башню завершала пологая гранёная купольная кровля с маленьким шпилем. По бокам широких граней имелись колонны, поддерживающие венчающий антаблемент, а сами эти грани украшены арочной нишей:162. В одной из северных башен позже была устроена водокачка, подававшая в монастырь воду при помощи конного привода.

В монастырской ограде было устроено трое ворот: Святые (в южной стенке), Конные (в восточной стенке, обращённые к скотному двору) и Задние (в северной стенке, выходившие к Снежети и монастырским огородам). У Святых ворот ограда вдавалась полукругом вовнутрь местности монастыря, образуя маленькую площадь, где останавливались конные экипажи. Святые ворота, стенки ограды и церкви у головного входа были расписаны картинами из Священного Писания.

С северо-западной стороны пустыни, в четверти версты от неё (сейчас — территория санатория «Дубок»), находился скит, основанный в 1850-х годах. Он был обнесён древесной оградой на каменном фундаменте и с каменными же столбами; с восточной его стороны были устроены расписанные Св. ворота. В центре скита высился двуэтажный храм (1856), заключавший внутри себя две церкви: верхнюю, древесную, прохладную — во имя Всех Святых, и нижнюю, каменную, тёплую — во имя Печерской иконы Божьей Мамы.

Для монашествующих в скиту были построены четыре древесных корпуса с кельями, где проживали старенькые монахи-отшельники. Богомольцы скит не посещали.

В ограде скита, вокруг церкви, размещалось маленькое кладбище, на котором хоронили погибших белобережских монахов. Снаружи скита, у самых его ворот, находилось другое кладбище, где погребались умершие в обители странники и богомольцы.

В описании Белобережской пустыни 1909 года обозначено, что древесная часть скитского храма до этого была сельским храмом, простоявшим более двухсотен лет до перенесения в Белоснежные Берега. Тем удивительнее его предстоящая история. В отличие от каменных храмов монастыря, при Русской власти свирепо разрушенных и разобранных на кирпич, Всехсвятскую церковь верующим было официально разрешено перенести в село Маленькое Полпино, что и было осуществлено в 1926 году. По мемуарам старожилов, уже через пару лет храм официально был закрыт, но Богослужение совершалось в нём до 1943 года, когда он стопроцентно сгорел:124.

Посёлок при Белобережской пустыни

Появился на рубеже XVIII—XIX веков в связи с необходимостью обеспечения странствующих богомольцев ночлегом. Сначало представлял собой одноэтажное здание странноприимной избы, располагавшейся напротив Святых ворот обители. К 1841 году древесная гостиница постарела и была заменена каменным зданием.

К концу XIX века гостиничный комплекс перед Святыми воротами состоял уже из трёх построек, не считая вспомогательных зданий. Главный корпус — каменный, двуэтажный — имел около 50 номеров, отапливаемых печами. Рядом с этим корпусом стоял более большой 2-ой корпус, тоже каменный, двуэтажный, с огромным мезонином: в нём было 24 «тёплых» номера и 60 «летних» (без печей); около него 3-я двуэтажная гостиница: низ каменный, а верх древесный, с древесным флигелем, на 22 номера. При гостиницах находился большой поместительный двор, обстроенный с 2-ух сторон древесными строениями; также для помещения богомольцев, с третьей его стороны, прямо против гостиниц, тянулся ряд сараев, на чердаках которых, при большенном стечении народа, ночевало простонародье.

По другую сторону от дороги, ведущей в пустынь, в 1890 году дятьковским заводчиком Мальцовым для собственных рабочих был построен древесный жилой корпус на каменном фундаменте.:226 При большенном стечении богомольцев этот корпус также употреблялся в качестве гостиницы; в ней имелось 15 номеров. Рядом, поближе к берегу Снежети, с восточной стороны от монастыря, находился кирпичный завод с особенными постройками для обжигания угля и извести «на монастырские потребы», также скотный двор, где разводили скотин тирольской и холмогорской пород, и каретный двор.

Маленькая монастырская гостиница имелась и на жд платформе «Белобережская». Сюда к каждому поезду выезжали монастырские экипажи-«линейки», доставлявшие богомольцев в пустынь.

Но всех этих гостиниц нередко не хватало: в празднички в монастырь стекалось до 5 тыщ богомольцев, многие из которых, прибывшие издалека, были обязаны оставаться на ночлег. За проживание в гостинице плата не взималась, но безбедные гости (в большинстве своём — обитатели городка Сокола), обычно, оставляли достаточно щедрые добровольческие пожертвования.

По сей день ни одно из этих построек не сохранилось, но жилой посёлок у стенок монастыря как и раньше существует (именуемый также «Белобережская пустошь», «Белобережский санаторий», «Белобережская турбаза»). Во 2-ой половине XX века тут было выстроено также несколько панельных многоквартирных домов. Длительное время статус посёлка оставался неопределённым; в 2008 году он отнесён к Журиничскому сельскому поселению Брянского района.

Остальные владения Белобережской пустыни

В отличие от древних брянских монастырей — Петропавловского, Свенского и Спасо-Поликарпова — Белобережская пустынь никогда не имела крепостных фермеров и не являлась большим землевладельцем, но зато не узнала и горечи екатерининской секуляризации. К 1916 году её угодья составляли 1895 десятин леса и 473 десятины пахотной и луговой земли.:228 Все владения Пустыни находились в границах Брянского уезда, но некие размещались на достаточном удалении от обители, как к примеру пустошь на месте бывшего села Длительное (сейчас территория Жирятинского района).

Земли Белобережской пустыни вокруг Житной Поляны. План 1888 года.

Более известным владением Пустыни является постоялый двор «Житная Поляна», располагавшийся на древнем Орловско-Брянском тракте, в 12 милях к югу от монастыря. Тут имелся доброкачественный древесный корпус для мирских постояльцев и кельи для монахов.

Принципиальным монастырским владением могла стать деревня Маленькое Полпино, построенная на земле, завещанной монастырю ещё в 1731 году помещиком Иакинфом Евстратовичем Алымовым:

Оную пустошь со всеми угодьями отдаю в вечное владение вам в обитель, строителю-монаху Серапиону с братиею; и с этого числа, по сему письму, извольте оною моею пустошью, со всеми угодьями, обладать вы. А мне и по мне, супруге моей и детям дела нет; и наследникам моим не вступаться и у вас не отнимать. И сие письмо пишу я вам для уверения своею рукой; а нежели супруга моя и малыши будут впредь сие моё письмо нарушать каким-либо вымыслом, да примут трибунал от Бога, яко обидчики святыя обители... (цитируется по: А. Всполохов. Историческое и современное обозрение общежительной мужской Брянской Белобережской пустыни. — Орёл. 1863. — с. 19.)

Но наследники не выполнили его волю, а сама пустынь, ввиду вереницы упразднений и переподчинений, утратила подлинник этого завещания и не смогла обосновать собственных прав.

К северу от пустыни размещалась монастырская мельница на реке Велье с часовней при ней, также несколько маленьких скитов (обычно в виде землянок), разбросанных в почаще леса. Со 2-ой половины XIX века эти скиты фактически не использовались, но сохранялись в память о живших там подвижниках прошедших времён. Также в лесу было несколько приметных деревьев, с которыми были связаны разные легенды.

Белобережская пустынь также имела свои подворья в Брянске и Карачеве, применяемые в большей степени для проживания собственной монастырской братии, сопровождавшей чудотворную икону «Троеручица» при совершении перед ней молебнов в этих городках.:225 Время от времени в этих подворьях останавливались и паломники, направлявшиеся в пустынь.

На рубеже XIX—XX веков иноками, вышедшими из Белоснежных Берегов, в монастыре Ватопед на Святой горе Афон был основан скит, нареченный ими Белобережским. Первым игуменом этого скита из среды тех же иноков был избран о. Варсонофий (Вавилов). Иеромонах Виссарион (Толмачем) и схимонах Варсонофий (Вавилов) выходцы из Белобережской пустыни основали Свято-Андреевский скит на Афоне.

Таким макаром была вроде бы восстановлена духовная связь меж Афоном и Белобережской обителью, некогда возрождённой воспитанником Афона — Василием Кишкиным.

Настоятели монастыря

Даты Настоятель 1717—1740 строитель монах Серапион (в схиме Симеон; 1672—1741) 1741—1742 строитель иеромонах Иоасаф 1743—1745 строитель иеромонах Антоний (Горский) 1748—1752 строитель иеромонах Корнилий 1752—1756 строитель иеромонах Аввакум 1759—1766 строитель иеромонах Самсон 1766—1766 строитель иеромонах Аарон 1766—1773 игумен Арсений 1773—1774 казначей иеромонах Пантелеймон 1774—1778 строитель иеромонах Серапион 1778—1778 начальник иеромонах Андроник 1778—1780 начальник иеродиакон Лаврентий 1780—1784 начальник иеромонах Иринарх 1784—1784 начальник иеромонах Лаврентий 1784—1784 начальник иеромонах Арсений 1784—1788 начальник казначей иеромонах Ананий 1788—1788 начальник иеромонах Паисий 1788—1795 начальник иеромонах Кесарий 1795 — ? начальник иеромонах Иосиф 1799—1799 начальник казначей иеромонах Ефрем 1799—1800 начальник иеромонах Адам 1800—1800 начальник иеромонах Василий 1800—1800 начальник иеромонах Питирим 1800—1804 начальник (с 1804 — строитель) иеромонах Василий (Кишкин) (1745—1831) 1804—1808 строитель иеромонах Леонид (Лев Данилович Наголкин) (1768—1841) 1808—1810 строитель иеромонах Мельхиседек (в миру — Максим Сокольников) 1810—1818 строитель иеромонах Серафим 1818—1820 строитель иеромонах Моисей (он же с 1824 г.) 1820—1822 строитель иеромонах Амвросий 1822—1824 строитель иеромонах Серафим 1824—1848 строитель иеромонах (с 1836 — игумен, с 1847 — архимандрит) Моисей (1772—1848) 1848—1849 строитель иеромонах Пимен († 1862) 1849—1863 строитель иеромонах (с 1858 — игумен) Анастасий († 1863) 1863—1872 строитель иеромонах (с 1864 — игумен) Израиль 1872—1881 строитель иеромонах (игумен) Иоасаф 1881—1885 игумен Иосиф 1885 — 1907 игумен (с 1892 — архимандрит) Каллистрат 1907 — после 1910 игумен Гервасий до 1916 — 1918 игумен Израиль 1918 — ? иеромонах Самуил 1924—2004 период закрытия с 17 августа 2004 иеромонах (сейчас игумен) Глеб (Шматов)

Образ монастыря в литературе

Отдельные элементы монастырской жизни начала XX века, поданные в нехорошем свете, легли в базу романа И. Ф. Каллиникова «Мощи» (1925—1929), принёсшего создателю скандальную известность.

Ещё в детстве И. Ф. Каллиников нередко проводил летние каникулы вкупе с дедом-церковнослужителем в Белобережской пустыни, а будучи студентом, имея склонность к рисованию, участвовал в росписи белобережских храмов. Свояченица писателя, В. А. Рюрикова, вспоминала: «Днём Иосиф Фёдорович работал как живописец, а ночами писал, чем вызвал подозрение игумена, который, посоветовавшись со всей братией, решил уволить подозрительного живописца из опаски ненужной огласки неких сторон монастырской жизни».

Эти юношеские воспоминания Каллиникова и послужили основой романа, написанного более 10 лет спустя. Невзирая на то, что заглавие обители никогда не упоминается в протяжении всего романа, образ Белобережской пустыни просто узнаваем благодаря огромному количеству маленьких деталей (столетний лес, стальная дорога, близость к Брянску и Соколу, создание древесных ложек и т. д.). Сам монастырь показан только вскользь — как людный и процветающий, интенсивно посещаемый паломниками; основной же акцент изготовлен на низкую нравственность его монахов и послушников, просто вовлекаемых в блуд, воровство, революционную борьбу. Действие романа, разворачиваясь вокруг насельников Белобережской пустыни, переносится в близкие и поболее далённые городка, включая Москву и Петроград.

Практически сходу после первого опубликования роман «Мощи» был переведён на чешский, польский, голландский, германский, британский, испанский языки, но в Русской Рф, вопреки ожиданиям создателя, был объявлен «порнографией» и запрещён, что почти во всем предназначило скоропостижную погибель И. Ф. Каллиникова.

Фотогалерея (современный вид монастыря)

Белобережская пустынь сейчас (7).JPG
Прочитано 1791 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: Свенский монастырь »