Находился на севере современной Москвы, к севоро-западу от скрещения современных улица Смольная и Кронштадтского бульвара.
Содержание
1 История 1.1 Основание и строительство монастыря 1.2 Монастырские церкви 1.3 Русский период 2 Примечания 3 СсылкиИстория
Основание и строительство монастыря Предположительно, эта страничка либо раздел нарушает права автора. Её содержимое, возможно, скопировано с http://carris.at.ua/news/26_avgusta_2009_m_skhodnenskaja_m_b фактически без конфигураций. Пожалуйста, проверьте дату возникновения предполагаемого источника в Архиве Веба и сравните с датой внесения правок в статью. Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мировоззрение на страничке обсуждения этой статьи. Если Вы создатель, то оформите разрешение на внедрение текста. Дата обнаружения нарушения: 8 февраля 2014.Выявившему нарушение: Пожалуйста, расположите сообщение {pg=Казанский Головинский монастырь} – ~~~~ на страничку обсуждения участника, добавившего данный материал в статью Создателю статьи: Права автора, Получение разрешений, Что делать? Икона Казанской Божьей Мамы работы М. Н. Васильева из Казанского Головинского монастыря.В 1869 году к владелице сельца Головино, у северной окраины Москвы, Варваре Ильиничне Головиной (особе императивной, религиозной, склонной к мистицизму, любившей принимать странников и юродивых) пришел скиталец — старец Николай (в миру Иродион Иванович Гулин). Не имея деток, еще при жизни супруги с ее согласия он принял монашество и был пострижен в схимонахи. Он поселился с позволения владельцев в хижине в парке и через некое время заполучил всеобщее почтение.
В 1862 году 2-мя девушками из Рязани в Головино была привезена Казанская икона Божией Мамы, написанная специально для схимонаха Николая академиком живописи Мишей Николаевичем Васильевым. Старец предсказал, что в скором времени тут будет основан Казанский монастырь. Пророчество его реализовалось. Головина приютила у себя несколько странниц и получила благословение столичного митрополита Иннокентия на устройство домовой Спасской церкви.
В 1876 году обеспеченный столичный негоциант Никита Игнатьевич Сидоров заполучил часть земли В. И. Головиной и выстроил на ней богадельню на 20 человек. В 1880 году он выкупил у дочери помещицы оставшуюся часть земли и стал ходатайствовать об учреждении в сельце Головине Казанской женской общины, которая и была учреждена Святейшим Синодом в 1881 году с условием не испрашивать пособий из гос казны. На последующий год возводится древесный храм в честь Казанской иконы Божией Мамы, в трехъярусном иконостасе которого слева от Королевских ворот была установлена Казанская икона Богородицы, принадлежавшая старцу Николаю.
Сначало назывался общиной, а в 1886 году получил статус монастыря. Одна из рязанских паломниц - М. М. Стрельникова и стала первой настоятельницей новейшей обители. В монашестве она приняла имя Магдалины.
До последних предреволюционных лет монастырь богател и обстраивался. В обители процветали разные рукоделия, так, к примеру, на Глобальной выставке в Париже в 1900 году за золотошвейную работу с жемчугом монастырь получил «Большой приз».
Монастырские церквиСначала XX века тут подвизалось более 100 семидесяти монахинь и послушниц. Было два каменных и два древесных храма, поликлиника, богадельня, иконописная мастерская и школа.
Церкви:
Собор Троицы Живоначальной, каменный (не сохранился). Построен на средства негоцианта из Вологды Николая Киселева в память собственной супруги. Заложен 1 сентября 1882 года, освящен 1 сентября 1884 года. Больничная церковь Акилины Страдалицы, каменная (построена в 1893 году, не сохранилась). Выстроена иждивением купчихи Акилины Смирновой. Церковь Иконы Божией Мамы Казанская, древесная (построена в 1882 году, не сохранилась). Церковь Спаса Всемилостивого, древесная (построена в 1872 году, не сохранилась). Домовая церковь бывшей владелицы имения. Часовня Иконы Божией Мамы Казанская. Часовня устроена в нижнем ярусе колокольни бывшего Головинского монастыря. Действующая, приписана к Знаменской церкви в Аксиньино. В 1911 г. в связи с 25-летием монастыря было решено заложить новейшую каменную колокольню, потому что старенькую древесную приходилось нередко чинить, и вид у нее был неказистый. Закладка новейшей колокольни происходила 8 июля, в денек престольного праздничка в честь Казанской иконы Божией Мамы. В основании заложили медную доску с памятной надписью. Колокольню наметили выстроить высотой в 25 сажен (выше 32 м) — по числу лет существования монастыря ко деньку закладки. Проект колокольни выполнил Александр Афанасьевич Латков (1863—1949) — узнаваемый конструктор, который построил много строений в Москве и Подмосковье, а именно, в Троице-Сергиевой Лавре. Колокольня принадлежит к типу надвратных монастырских церквей, но была поставлена снутри ограды, раздельно от собора. Русский периодВ 1-ые послереволюционные годы дела монастыря с новейшей властью были полностью терпимыми. Но по окончании штатской войны для монастыря настали томные времена. Во время кампании по изъятию церковного имущества в монастыре было реквизировано практически 150 кг ценностей. В 1923 году была распущена монастырская земледельческая артель. Строения монастыря стали употребляться как общежитие для рабочих, военных и студентов.
В 1925 году монастырь был обращён в приход.
Совсем монастырь был закрыт в 1929 году. Монастырские строения были перестроены и использовались в других целях — на месте монастыря был устроен санаторий «штаба РККА». Монахини не покинули стенок обители. Они остались жить в селе Головино, молиться прогуливались в прошлый монастырский храм и, чтоб выжить, работали в санатории посудомойками и т. д. Таким макаром они прожили тут 5 лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из их пришлось расселиться по наиблежайшим сёлам либо переехать в Москву. Здание богадельни, в каком жили несколько престарелых монахинь, отобрали.
В 1920-е годы игуменья головинского монастыря приютила архимандрита Амвросия (Астахова) из кремлевского Чудова монастыря, который служил в приходском храме обители вкупе с о. Василием Лихаревым. После ликвидации монастыря он служил в храмах сёл Ховрина и Аксиньина как внештатный священник, а жил, как и головинские сёстры, по личным домам.
В 1928 году большевики отобрали у монастыря древесную церковь и землю, служба длилась в Казанском соборе. Также конфисковали дома церковнослужителей.
В 1929 году священника Казанского собора Василия Лихарева репрессировали. Поводом для ареста было дело о срыве показа антирелигиозного кино в Пасхальную ночь 1929 года, когда кто-то повредил провода, и демонстрация кинофильма закончилась. Верующие были обвинены в преднамеренном повреждении проводов, как будто они не только лишь этим сорвали антирелигиозное мероприятие, да и имели намерение спалить живьем собравшихся в клубе (бывшем храме) безбожников, потому что были обрезаны электронные провода, ведущие к насосной станции, и в случае пожара не хватило бы воды, чтоб его затушить. Через три года о. Василий возвратился. За время его ссылки обитель была приведена в плачевное состояние: собор направили в клуб, в склепе, где были похоронены основоположники монастыря, устроили склад зерна. Здание богадельни, в каком жили несколько престарелых монахинь, отобрали, и отец Василий приютил их в своём доме в Головине. Сам он стал служить в Знаменской церкви в селе Аксиньино. Невзирая на тяжелое время, люд во огромном количестве шёл к о. Василию за советом, благословением. Его посещали местные учителя школы из Лихобор, он был знаком с известным архитектором К. С. Мельниковым. Частыми гостями были почётные народные учительницы С. П. Внукова и В. И. Шувалова, юная тогда актриса Малого театра Е. Н. Гоголева. Знаком он был и с учёными Сельскохозяйственной Академии. Со всеми, кто его посещал в трудные минутки, он находил общий язык и осознание. 15 ноября 1937 года отца Василия снова арестовали и заключили в Таганскую кутузку. При аресте сотрудники НКВД разорили киот, забрали у священника иконы, заслуги, приобретенные им во время русско-японской войны, золотой наперсный крест и митру. 25 ноября «тройка» НКВД приговорила священника по ст.58-10 УК РСФСР к расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Погребён Василий Лихарев в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В августе 2000 года протоиерей Василий Лихарев как священномученик был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Российской Православной Церкви.
В 1951 году недалеко, на месте бывшего монастырского открыли новое Головинское кладбище.
В 1970 году монастырский собор, неузнаваемо переделанный в дом, и другие постройки (кроме колокольни) снесли, чтоб высвободить место для нового жилого микрорайона.
Старенькое кладбище в монастыре так же убили. Тут были могилы как насельников монастыря, так и близлежащих обитателей, в том числе известного российского художника-передвижника К. В. Лемоха и его семьи и семьи основоположника Михалковской суконной фабрики (Столичной тонкосуконной фабрики им. Петра Алексеева) Василия Ивановича Йокиша.
Сейчас на месте монастыря стоят пяти- и семиэтажные жилые дома и психиатрический диспансер Головинского района.
Основная святыня монастыря — Казанская икона Божьей мамы уцелела. На данный момент она находится в Знаменской церкви бывшего села Аксиньина.
Колокольня была отреставрирована в конце XX века. В текущее время она приписана к находящейся недалеко церкви иконы Божией Мамы «Знамение» в Аксиньино, в ней открыта часовня.