Богородице́-Алексе́евский монасты́рь — православный мужской монастырь в Томске, находится в юрисдикции Томской епархии Российской православной церкви.
Содержание
1 История 2 Новенькая история 3 Современность 4 Настоятели 5 Известные личности 6 Монастырский некрополь 7 Примечания 8 СсылкиИстория
Сведения о времени основании монастыря расползаются — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Понятно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Настолько преждевременное возникновение монастыря в только-только основанном городке А. Латышев разъясняет правительственными указами, а не огромным количеством возможных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, зарубежных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство отыскало и подражателей». «Правительство лицезрело, как нужно в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»
В 1630—1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод натолкнулись рабочие, производившие земельные работы сначала ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы).
В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.
Из Богородице-Алексеевского монастыря производилось управление иными восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии обладателем 400 крепостных фермеров, также обладал земляными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта поликлиника, а в 1746 году 1-ая томская школа — Томское российское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с широкой библиотекой.
Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.
Основным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Вначале постройка была древесная, не один раз сгорала. В 1789 году было выстроено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией мамы «Неопалимая купина».
В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенками и башнями-часовнями (проект томского конструктора К. Г. Турского). На местности находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.
Культурное наследство Русской Федерации, объект № 7000138000 объект № 7000138000Новенькая история
В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верущих при Казанском храме была до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вкупе с архимандритом были казнены на горе Каштак.
В 1930 году в помещениях монастыря расположился Индустриально-педагогический институт.
Решение Томского облисполкома от 17 февраля 1978 года комплекс монастырских построек был взят под муниципальную охрану.
Современность
В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось постоянное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.
В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды), была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.
В 2012 году из федерального бюджета по программке «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.
Настоятели
1605—1663 Ефрем (Березовский) первостроитель 1660—1668 схиигумен Исаия 1698 Иона-грек 1901—1908 архимандрит Иона (Изосимов) 1999-2013 игумен Силуан (Вьюров) с 2013 года игумен Кирилл (Умрилов)Известные личности
В 1729 году в монастыре в заточении провёл несколько месяцев Абрам Петрович Ганнибал.
В 1991 году местность монастыря посетил Патриарх Алексий II.
Монастырский некрополь
Могила Фёдорвея Кузьмича (фото начала XX века)Очень возможно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, другими словами с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значимый участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.
В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдорвей Кузьмич, отождествляемый в легендах с царем Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту конструктора Викентия Оржешко была построена часовня.
На монастырском кладбище были похоронены известные обитатели Томска, тут были могилы и «тех благочестивых лиц», которые занесли при жизни вклады на благо монастыря — золотопромышленник И. Д. Асташев, боец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (посреди городских обывателей прогуливалась легенда, по которой из могилы ещё длительно раздавался истошный вопль: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), действительный статский советник А. В. Дуров , историк и краевед К. Н. Евтропов и др.
В русское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение тут было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.
На данный момент некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некие захоронения.