Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Армяне в Азербайджане

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Монастырь Святого Месропа Маштоца
Монастырь Святого Григория Просветителя

Монастырь в 1980-х
В какой стране находится: Азербайджан
Когда основан (Дата основания): 456 год
Статус: снесена
В каком состоянии: полуаварийное

Описание монатяря "Армяне в Азербайджане"

Հայ

Всего: 483 520 (1970 г.)

Язык

Армянский

Религия

Христианство

Расовый тип

Европеоидная раса

Схожие народы

греки

Армяне — национальное меньшинство в Азербайджане.

Содержание

1 Данные переписей населения 2 История 2.1 Древность 2.2 Армяне в Азербайджане до Карабахского конфликта 2.3 Армяне в Баку 2.4 Армяне в Загатале 2.5 Армяне в Шемахе 2.6 Армяне в Шеки 2.7 Нахичеванская АССР 2.8 Армяно-азербайджанский конфликт 3 См. также 4 Примечания

Данные переписей населения

1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 1999 2009 Армяне 340 000 282 004 388 025 442 089 483 520 475 486 390 505 645/ 120 700 163/ 120 300

История

Древность Закавказье в I—IV вв. н. э. Заштрихованы земли Величавой Армении, отошедшие от неё к примыкающим государствам после раздела в 387 г.

Западные горные области сегодняшнего Азербайджана составляют часть исторической Армении. Согласно статье «Армения» энциклопедии «Ираника», Кура являлась последним северным пределом распространения армянской народности, и армяне дошли до неё около VII в. до н.э. В 189 году до н. э. селевкидский стратег Арташес (Артаксий) возглавил восстание армян против Селевкидской династии и назначил правительство Величавая Армения. По воззрению большинства создателей, восточная граница Величавой Армении установилась по Куре уже сначала II в. до н. э., когда основоположник этого страны Арташес предположительно захватил куро-аракское междуречье (сейчас в Азербайджане) у Мидии Атропатены (или сразил жившие там кавказские племена), и сохранялась в протяжении фактически всего периода существования Величавой Армении прямо до конца IV столетия.

В конце II в. до н. э., а по другим воззрениям посреди I в. на левом берегу реки Кура появилось правительство Кавказская Албания. Хотя Кавказскую Албанию населяли албанские племена, в городках жило много армян, также греков, сирийцев и иудеев. Армянонаселенной была и провинция Арцах — современный Нагорный Карабах. В X—XVI вв. тут было армянское феодальное княжество Хачен с армянским популяцией. Антропологические исследования демонстрируют, что сегодняшние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками автохтонного населения области.

В книжке «Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России» Сергей Глинка ведает о переселении 279 армянских семей из Иранского Азербайджана в пределы Рф в XIX веке (см. Исторические передвижения армянского населения).

В период Русской империи территория современного Азербайджана заходила в большей степени в состав Бакинской и Елизаветпольской губернии. В отличие от Эриванской губернии, где очень высок был процент переселенных из Ирана армян, в Елисаветпольской губернии большая часть армянского населения были коренными жителями. Изданная официальным губернским правлением «Памятна книжка Елисаветпольской губернии на 1914 год» докладывала последующие сведения об армянском популяции губернии.

Армяне заселяют, приемущественно, нагорную часть губернии. Большая часть их считается туземцами страны, о чём свидетельствуют бессчетные исторические монументы христианства в лесах и нагорных частях уъздов Джеванширскаго, Зангезурскаго, Казахскаго и Шушинскаго. Некоторыя армянская селения Нухинскаго и Арешскаго уездов заселены вследствие исторических событий переселенцами — армянами из Карабага и из персидских провинций. Главную разницу меж армянами различных местностей губернии составляют наречия, на которых они молвят. Армяне—переселенцы из Персии почти во всем отличаются от коренных армян- карабагцев, как по языку, так и по костюмчику. Главные занятия армян —торговля, а потом уже хлебопашество, садоводство, виноградарство, шелководство. Малоземелье принуждает их заниматься отхожими промыслами в Баку и Закаспийском крае."

Армяне Бакинской губернии также были частью коренными (в большей степени — татоязычные армяне и армяне Шемахи, говорившие на отдельном диалекте восточноармянского языка), частью старенькыми переселенцами из Карабаха и иранского Хоя (Геокчайский уезд, сел. Керкендж, Каябаши), из Грузии (село Гюрджеван). Что касается городка Баку, то, кроме коренных армян, которые составляли малозначительное меньшинство, основная масса армянского населения переместилась из сельской местности в итоге экономического бума и вызванной этим волны урбанизации середины XIX - начала XX века, сделавшей Баку наикрупнейшим городом Кавказского региона.

О коренных татоязычных армянах Бакинской губернии достойные внимания сведения докладывает выдающийся иранист и ориенталист В. Миллер.

Всюду при об’езде татских местностей приходится регистрировать следы прежнего значимого распространения в Прикаспии армянской религии и культуры в виде остатков кладбищ и церквей, и слышать предания о том, что до этого население было «армянами». Так напр., на Апшероне меж селениями Туркян и Кал’а, как говорят, был в старину город Qaisidun, по-видимому, армянский. В Бузовна имеются развалины армянской церкви. Балаханцы именуют Сабунчи (Sa’bunci)—Эрмен-ди (Әrmən-di) другими словами армянское село. Может быть, что матрасинцы выселились из Сабунчи в то время, когда там жили армяне (по вере?), чем об’ясняется тот факт, что балаханцы находят наречие матрасинцев близким к собственному. В Хизах я слышал предание о том, что до принятия ислама население там было «армянской веры». В Шемахинском районе, не считая большого, уже упомянутого армяно-татского селения Матрасы, может быть, бывшим татским об’арменившимся селением нужно считать Хынгар, (Hьngar), в каком ещё лет 25-30 вспять были семейства, говорившие по-татски матрасинским говором. Имеется заброшенное армянское кладбище в селении Зарат Баба Дараси, население которого, по-видимому, до этого тоже было «армянским» по вере. Не считая того, в округах Шемахи есть некоторое количество армяноязычных селений (Керкендж, Дере Керкендж, Келехан, Месери, Сагиян). По словам А. П. Фитуни, в примыкающем Геокчайском уезде таты-мусульмане, населяющие ряд перечисленных нами выше селений, считают себя бывшими «армянами». Всюду в этих селениях видны остатки армянских кладбищ (напр., в сел. Hattasiob).

Численность армянского населения в Бакинской губернии по данным Кавказского календаря на 1917 года составляла 119,526 тыс. человек, из коих 42,921 тыс. человек - в уездах (в большей степени Геокчайском и Шемаханском), и 76,605 тыс. армян - на местности Бакинского градоначальства.ref>Кавказский календарь, Тифлис, 1917, с. 182< В Елизаветпольской губернии к 1917 году насчитывалось 418, 859 тыс. армян, при всем этом, горные части Казахского (всего- 61,597 тыс. армян) и Зангезурского (всего- 99,331 тыс. армян) уездов (где и была сконцентрирована большая часть армянского населения данных уездов) вошли в состав Республики Армении. На местности сегодняшней Нахичеванской автономной республики проживало порядка 60 тыщ армян, из коих 51,365 тыс. - на местности Нахичеванского уезда, другие - в Шаруре. Таким макаром, суммарно, к 1917 году на местности современного Азербайджана проживало порядка 450 тыщ армян.

Армяне в Азербайджане до Карабахского конфликта

В состав современного Азербайджана вошли Бакинская губерния (стопроцентно), Елизаветпольская губерния (большая часть), и Нахичеваньский уезд Русской империи. Согласно переписи населения Русской империи 1896 года, в этом регионе армяне жили в главном в Баку, Елизаветполе (сейчас Гянджа), Нагорном Карабахе, Нахичевани, предгорьях Головного Кавказского хребта (Арешский, Нухинский, Шемахинский, Геокчайский уезды).

После революции 1917 года в Рф, последовавшие за этим турецкая интервенция в Закавказье и армяно-азербайджанские столкновения привели к резне армянского населения, и его бегству из Азербайджана. Там, где ранее жили армяне, в итоге этих событий оставались пустые земли либо на их селились азербайджанцы и курды. Армяне уцелели только в тех местах, куда не просочились мусаватисты, — нагорных частях Елизаветпольского и Джеванширского уездов Елизаветпольской губернии (большая часть Нагорного Карабаха). В итоге этих событий, к примеру, толика армянского населения Нахичевани, сократилась с 42,2 % в 1896 до 11 % в 1926 году ко времени первой русской переписи населения.

Армяне в Баку Крещение в Баку на открытке 1904 года

Армянская церковь у стенок Девичьей башни в Баку. Снесена в 1990 году

По сведениям «Кавказского календаря» на 1891 год в Баку проживало 24 490 армян, при общей численности населения 86 611 человек.

По данным королевской переписи начала ХХ века, в городке был последующий религиозный состав населения: христиане — 60,1 %, мусульмане — 35,4 %, иудеи — 4,5 % из их, по национальному признаку : российских — 35,5 %, азербайджанцев - 21,4 %, армян — 20,1 %.

В статье «Баку» ЭСБЕ на рубеже XIX—XX веков сообщается «армяне, в руках которых большая часть торговли и многие нефтяные промыслы».

Армяне в Загатале

В 1897 году в городке проживало 3 тыщи человек, из которых 1 400 были армяне (практически 50 %), 589 аварцы (ок.20 %), 299 тюрок (ок.10 %) и 258 российских (ок.9 %)..

Армяне в Шемахе Армянка из Шемахи, 1883 год

В Шамахе (заглавие понятно со II века в форме "Кемахея") письменные упоминания армян сохранились с XV века. В 1471—1478 гг. через город проезжал итальянский путник Иосафат Барбаро, который оставил последующую запись о городке:

«Это неплохой город (Sammachi): имеет от четырёх тыщ до 5 тыщ дымов, и производит шелк и хлопок, и другие вещи согласно своим обычаям, находится в Армении Величавой (Armenia grande), и большая часть обитателей из народа Армян (sone Armeni)».

В 1562 г. британец Энтони Дженкинсон при описании городка докладывает:

«Этот город отстоит от моря на 7 дней пути с верблюдами, сейчас он очень свалился, населен, по преимуществу Армянами …».

В 1721 году Шемаха подверглась нападению войска хана Хаджи Дауда Мушкурского, были убиты находившиеся там российские негоцианты и нанесены большие убытки русским торговцам шёлком. Армяне, количество которых в городке было очень впечатляющим, подвергались неизменным нападениям и грабежам, по приказу Хаджи Дауда они вровень с евреями должны были на собственной груди носить жёлтый отличительный символ — для того, чтоб мусульмане не приветствовали их. Результатом этого действия был предпринятый Петром Величавым Персидский поход 1722—1723 гг. В 1734 году Надир-шах, разорив город, переселил его обитателей в другую местность, но скоро город возродился на древнем месте. С середины XVIII века в Шемахе поселяется огромное число мусульман, число армян существенно сокращается. В 1846 году создается Шемахинская губерния (после присоединения этих территорий к Рф в процессе русско-персидских войн), которая в 1859 году переименовывается в Бакинскую губернию, с центром в городке Баку. Шемаха теряет свое значение, а временами повторяющиеся землетрясения (1668, 1806, 1828, 1859, 1902) вынудили население, в том числе остававшихся армян, покинуть эти края.

Армяне в Шеки

На рубеже IX века Камбиссена совместно с Шаки образовали территориальное образование под властью армянских правителей Смбатянов, вассалов Багратидов..

С середины XVIII до начала XIX века Шеки становится центром Шекинского ханства. В 1805 году становится центром одноименного уезда в составе Рф. В 1859 году в составе Бакинской губернии, в 1868 году - центр Нухинского уезда Елизаветпольской губернии.

По состоянию на 1890 год, армяне составляли 18% от общего числа населения в городке Шеки (тогда именуемом Нуха) и 15,7% во всем уезде. В городке имелось 2 армянских церковно-приходских училища и 3 храма. Всего в Нухинском уезде тогда находилось 5 армянских церковно-приходских школ, 44 армянских церкви и 2 монастыря. Число же прихожан армянской Апостольской церкви составляло 22,7% от общего числа обитателей уезда.

Нахичеванская АССР Флаг Нахичеванской АССР введённый в 1937 году. На флаге на азербайджанском и армянском языках написано «Нахичеванская АССР»

Нахичеванская АССР размещается на Армянском нагорье и является одним из центров исторической Армении и древнего ареала расселения армян.

Монастырь Монастырь Святого Месропа Маштоца (Монастырь Святого Григория Просветителя) Монастырь в 1980-х Страна Азербайджан Дата основания 456 год Статус снесена Состояние полуаварийное

Координаты монастыря: 39°10′04″ с. ш. 45°55′23″ в. д. / 39.16778° с. ш. 45.92306° в. д. / 39.16778; 45.92306 (G) (O) (Я)

Уже в сельджукскую эру в регионе начинается многолетний процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, в особенности усилившийся после нашествий Тимура. В период татарского владычества Северная Армения подвергается разрушению и разграблению, а с конца XIII века Газан-хан подвергает сильным гонениям армянское население, в особенности из Нахичевана и близкорасположенных областей. Процесс изгнания армян Нахичевани усиливается с XVI—XVII вв., в период османо-персидских войн, когда существенное большая часть армянского населения Нахичеванской области или погибло, или было угнано в Персию. Современник «Великого сургуна» (тогда выселялись также мусульмане и евреи) организованного персидским шахом Аббасом I в 1604 году, Аракел Даврижеци, пишет: «…он преобразовал в необитаемую благоденствующую и злачную Армению. Ибо при переселении он выгнал в Персию не 1-го либо 2-ух, а многих гаваров, начиная с границ Нахичевана через Ехегадзор, прямо до берегов Гегамских…». Сразу, в XVI—XVII веках, Закавказье не только лишь стихийно, да и преднамеренно заселялось курдами и туркменскими бродячими племенами, которых местные правители рассматривали как свою опору. Историк XVII века докладывает:

Величавый правитель персов шах Аббас 1-ый выселил армянский люд из коренной Армении и погнал их в Персию с целью опустошить страну армян и застроить страну персов, уменьшить народа армянского и прирастить — персидского. И потому что сам шах Аббас был человек усмотрительный и дальновидный, всегда и беспрестанно задумывался и размышлял о том, вроде бы предупредить возвращение армянского населения к для себя на родину…

Тогда только из Джулфы число депортированных армян, по различным данным, колеблется от 12 тыс. семейств до 20 тыс. человек.

В 1746 г. Надир-шах приказывает переселить 1000 армянских семейств из Нахчевана в Хорасан.

Приблизительно в 1500 году к северу от реки Аракс, в Персидской Армении, поселяется тюркское бродячее племя кангарлу.

Осенью 1603 году шах Аббас I в процессе войны с Оттоманской империей занял Нахичеванский регион. Турецкий гарнизон городка Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань совместно с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поторопились заявить о собственной приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежку, постригли длинноватые бороды свои, облачились в кызылбашскую одежку и стали похожи на стародавних кызылбашей». Но летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил выполнить стратегию «выжженой земли» и вывел всё население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую благоденствующую и злачную Армению». Всего из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 250—300 тыщ армян. А именно, лишился собственного населения большой город, населённый в большей степени армянами и прошлый центром армянской торговли (сначала шёлком) в регионе — Джуга (Джульфа), обитатели которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками. Её население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, имеющийся до сего времени — Новейшую Джульфу. При всем этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые негоцианты перевоплотился в приказчиков шаха.

Современная исследовательница Е. Родионова выделяет несколько обстоятельств выселения армян в Персию (получившего заглавие «великий сургун»): а) военно-стратегическая: ослабить противника, бросить «выжженную землю»; б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей); б) финансовая (намерение основать армянскую колонию в центре собственной державы и перенести центр караванных путей их Джульфы в Иран) и рвение использовать труд качественных армянских ремесленников на строй работах в Исфахане. В числе переселённых было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено возвратиться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По воззрению спеца по истории Ирана Аптина Ханбаги, в процессе турецко-персидских войн армянам подфартило больше, чем мусульманам, потому что турки убивали шиитов, а персы — суннитов.

Указом Николая I от 21 марта 1828 года, сразу после заключения Туркманчайского контракта из присоединённых к Рф Нахичеванского и Эриванского ханств была образована Армянская область , из которой в 1849 году с присоединением Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.

Согласно условиям Туркманчайского мира, русским правительством было скооперировано общее переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося собственных земель, которые отдавали переселенцам. Чтоб понизить напряженность в регионе, русский засол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему русской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.

Согласно данным 1831 года в Нахичеванской области проживали 37 тыс. армян (из который 2,7 тыс. старожилы, 10 тыс. переселенцы из различных регионов) и 17,1 тыс. азербайджанцев (кавказских татар). По данным на 1886 год на территориях, составивших современную Нахичеванскую Автономную Республику, этнический состав был последующим: на части Давалинского участка Эриванского уезда: татары (азербайджанцы) — 4,215 (100 %); на части Нахичеванского уезда: татары (азербайджанцы) — 47,117 (59,1 %), армяне — 31,968 (40,1 %), курды — 473 (0,6 %); на Шарурском участке Шаруро-Даралагёзского уезда: татары (азербайджанцы) — 27,453 (86,4 %), армяне — 4,075 (12,8 %).

Кладбище в Джульфе, фото 1915 года

По данным на 1896 год в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали «адербейджанские татары» (другими словами азербайджанцы) — 56,95 %, армяне — 42,21 %, курды — 0,56 %, российские — 0,22 %, грузины и цыгане 0,06 %. В уезде была 1 правоверная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей. Перепись 1897 года зафиксировала в Нахичеванском уезде 100,771 человек, из которых татары (азербайджанцы) — 63,7 %, армяне — 34,4 %, российские — 0,9 %, курды — 0,6 %

В феврале 1923 года на базе решения 3-го Всенахичеванского съезда Советов в составе Азербайджанской ССР был сотворен Нахичеванский автономный край, перевоплощенный 9 февраля 1924 года в Нахичеванскую АССР. Согласно всесоюзной переписи населения 1926 года армяне составляли 10,77% населения края.

Основная статья: Разрушение армянского кладбища в Джульфе

Согласно ИКОМОСу в 1998 году азербайджанским правительством было удалено 800 хачкаров, но разрушение было приостановлено из-за протестов ЮНЕСКО. В 2002 г. разрушение кладбища возобновилось, к 2006 году от кладбища не осталось следа . Хачкары были разрушены, а ландшафт выровнен. Весной 2006 года азербайджанский журналист из Института войны и мира Идрак Аббасов попробовал изучить это кладбище, но местные власти воспретили ему посетить этот объект. Все же он смог отлично разглядеть местность кладбища и подтвердил, что оно стопроцентно пропало.. 30 мая 2006 года Азербайджан воспретил комиссии Евро парламента оглядеть бывшее кладбище.

Армяно-азербайджанский конфликт

В итоге армяно-азербайджанского конфликта 350-тысячное армянское население покинуло местность Азербай­джана.

См. также

Исторические передвижения армянского населения Азербайджанцы в Армении

Армянская церковь у стен Девичьей башни в Баку. Снесена в 1990 году

Прочитано 1540 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...