Андреевский скит (греч. Σκήτη Αγίου Ανδρέα) — общежительный скит близ Карье — административного центра Афона, в Греции. Является зависимым от греческого монастыря Ватопед.
История
Основанием для скита послужила уединённая келия «Мониндрия» в честь преподобного Антония Величавого, существовавшая с X века. В 1651 году патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий, удалившийся на покой, выбрал келию для собственного проживания, но скоро обязан был покинуть Афон поначалу будучи восстановленным на константинопольской кафедре, а позже вызванным в Москву для устроения церковных дел, где и скончался в 1654 году в Лубенском Преображенском монастыре Полтавской епархии. Личная келейная икона патриарха «В скорбех и печалех Утешение» позже была передана в Ватопедский монастырь, а в 1849 году возвращена в скит, где почиталась в качестве святыни.
В 1761 году на Афон прибыл для проживания на покое другой константинопольский патриарх Серафим Анина, который приобрёл келию Антония Величавого и воздвиг в ней прекрасный трёхэтажный дом, устроив в нём на нижнем этаже церковь святого Андрея Первозванного и преподобного Антония Величавого, а на втором этаже — церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Келия за собственный величавый вид получила посреди афонитов новое наименование — Серай («красивый дворец»). Патриарх Серафим так же как и его предшественник по политическим происшествиям выехал в Россию и по дороге также скончался в Лубенском монастыре. Оставшийся в келии после отъезда патриарха архидиакон, узнав о погибели святителя, переселился в Ватопедский монастырь и за дарование ему там приюта передал Серай в ведение Ватопеду. После чего Серайская келия пришла равномерно в запустение.
В 1830-х годах на Афон из Рф прибыли инок Виссарион (Толмачев) и Варсонофий (Вавилов) († 1850), которые сначало поселились в Иверском монастыре, а позже, ища уединения, проживали в Преображенской и Свято-Троицкой келиях, также в Ильинском скиту. После рукоположения в сан иеромонахов и принятия схимы Виссарион и Варсонофий показали желание устроить свой скит. В 1841 году они заполучили у Ватопедского монастыря Серайскую келию, собрали в ней около 20 российских монахов и благоустроили скитское общежитие. В 1845 году, после посещения Афона Величавым князем Константиноном Николаевичем, начались переговоры о получении разрешения на устройство российского скита.
В 1849 году на Афон прибыл узнаваемый ревнитель православия Андрей Николаевич Муравьёв. При его посредничестве келия была построена в ранг скита, а Ватопедский монастырь при всем этом предоставил новенькому скиту право избирать собственного игумена и иметь скитскую печать. А. Н. Муравьёв получил титул ктитора скита. Праздничное открытие скита состоялось 22 октября 1849 года при участии живущего на покое в Ватопеде адрианопольского митрополита Григория (Визандиоса), который во время литургии возвёл в сан игумена скита Виссариона (Толмачева), вручив ему в качестве благословения икону «В скорбех и печалех Утешение». После чего игумен Вассарион сделал визит к Константинопольскому патриарху Анфиму IV, который выдал ему грамоту на «вечное утверждение нового российского скита». В том же году Андреевский скит получит от монастыря Ватопед утомившись (Омология), определяющий порядок внутренней жизни скита и его отношение к монастырю Ватопед. Игумен Виссарион сделал почти все для благоустройства скита и скончался в 1862 году.
Его преемник по управлению скитом игумен Феодорит возглавлял обитель 25 лет, при нём был заложен Андреевский собор, построены величавые корпуса, открыты подворья, а монастырь Ватопед ходатайствовал о строительстве игумена Феодорита в сан архимандрита. Патриарх Константинопольский Анфим Иоаннидис одарил архимандрита Феодорита золотым наперстным крестом с украшениями.
Братские корпусаВ скиту было устроено четырнадцать храмов:
Старая во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Антония Величавого. Старая в честь Покрова Пресвятой Богородицы Церковь во имя святителя Петра Столичного Соборная церковь в честь иконы Божией Мамы «В скорбех и печалех Утешение» Трапезная церковь в честь Святой Троицы Церковь в честь святителя Иннокентия Иркутского Больничная церковь в честь великомученика Пантелеимона Церковь в честь Всех афонских святых, двуэтажная на братском кладбище за оградой скита Двуэтажная церковь близ кладбища (на нижнем этаже — в честь Трёх святителей, на втором — святителя Николая) Успенская церковь при келии старца-молчальника схимонаха Андрея Церковь в честь преподобного Миши Клопского и святой великомученицы Варвары при келии схимонаха Иннокентия Церковь в честь Ильи Пророка при скитской водяной мельнице Андреевский собор с приделами в честь Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины (заложен в 1897 году в присутствии Величавого князя Алексея Александровича; освящён 16 июля 1900 года патриархом Константинопольским Иоакимом III и епископом Волоколамским Арсением (Стадницким) в присутствии морского министра А. А. Бирилёва и русского посла И. А. Зиновьева). Церковь в честь святителя Алексия СтоличногоВ ведении скита имелись необъятные сельскохозяйственные угодия, учреждены подворья в Константинополе (с церковью в честь Андрея Первозванного), Салониках, Одессе (с церковью в честь Сергия Радонежского), Ростове на дону на Дону и Санкт-Петербурге (с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы). Издавался каждомесячный журнальчик «Наставления и утешения святой веры христианской» (печатался в Одессе). На 1906 год в скиту проживало около 500 монахов и послушников.
В 1901 году в скиту был похоронен один из основных ктиторов — схимонах Иннокентий (Сибиряков).
Посреди XX века в связи с опустением, скит перешёл в ведение Ватопедского монастыря и в текущее время населён греческими монахами, возрождающими его к жизни.