Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Среда, 13 Май 2015 18:14

Харьковская соборная мечеть

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Мечеть
Харьковская соборная мечеть
укр. Харківська соборна мечеть
В какой стране находится: Украина Украина
Область Харьковская область
В каком городе: Харьков Харьков
Адрес: ул. Ярославская, 31
Школа, Течение: суннитская
Тип: мечети Джума-мечеть
В каком архитектурном стиле: Исламская архитектура
Кто Инициатор Строитель:ства: Харьковская магометанская община
Основные даты:
1906 — Как долго продолжалось Строитель:ство: мечети
1936 — разрушение мечети
2006 — восстановление мечети
Сколько куполов (Количество): 1
Количество минаретов(сколько): 1
В каком состоянии: действующая
Мактаб: Y

Описание "Харьковская соборная мечеть"

Координаты мечети: 49°59′07″ с. ш. 36°13′13″ в. д. / 49.98528° с. ш. 36.22028° в. д. / 49.98528; 36.22028 (G) (O) (Я)

Харьковская соборная мечеть — основная мусульманская постройка городка, соборная мечеть городка Харьков, которая была построена в 1906 году, разрушена в 1936 русской властью и восстановлена ​​в 2006 году на том же месте.

Содержание

1 История 1.1 Основание мечети 1.2 Революционные годы 1.3 Тоталитарная политика власти 1.4 Новая история 2 Архитектура 3 Источники

История

Основание мечети

Академик Дмитрий Багалей в собственной работе «История г. Харькова за 250 лет его существования» вспоминает мусульманскую общину городка, которая в 1866 году насчитывала 38, а уже в 1897 году — 760 татар. Таковой рост был связан с расквартированием татаро—башкирского конного отряда в городке во время русско-турецкой войны. Просьба об утверждении плана на строительство "магометанской мечети" от Харьковской магометанской общины поступило в строительное отделение Харьковского Правления 24 февраля 1906 года. В 1906 году на берегу реки Лопань была построена мечеть, открытие которой состоялось в канун месяца Рамазан. Первым муллой мечети был Мухаммед Рахим Алимович Узбяков, который также был имамом. Большая часть местных татар исповедовали суннизм, но малозначительная шиитская община не имела своей мечети, в свои особо почитаемые религиозные деньки приходила в Соборную мечеть.

Революционные годы

В годы революции здание было экспроприировано властью. В это время на его местности находился тир. 18 июля 1922 мусульманская община заключила Контракт с Харьковским Советом Рабочих и Крестьянских депутатов, в каком говорилось о принятии на баланс общины. В свою очередь на мусульманскую общину были возложены обязанности: "Сберегать государственное богатство…". 19 декабря 1923 был утвержден Утомившись Харьковской мусульманской приходской религиозной общины, целью деятельности которой отмечалось "объединение людей мусульманского исповедания в районе Харьковской губернии". В 1926 году мусульманская община насчитывала 614 человек. Посреди их: 328 парней и 286 дам (членами общины числились лица в возрасте 18 лет и старше) 242 безграмотных , 343 — безграмотные, 21 со средним и 8 с высшим образованием; 146 — рабочие , 102 — служащие, кустари и торговцы, в согласовании , 53 и 51; большая часть дам (229) были "домохозяйками".

Тоталитарная политика власти

Мулла в годы Сталинских репрессий был арестован, через некое время после освобождения (апрель 1933 года) он погиб. В 1936 году мечеть была разрушена русской властью, которая заявляла, что она препятствует свободному течению реки, расширение и облагораживание русла которой и стало формальной предпосылкой сноса. Три сохранившиеся постройки были превращены в жилые дома, которые, в главном, были заняты конкретно представителями мусульманской общины. Послевоенные годы отличились жестким контролем со стороны власти. Время от времени такие ритуалы проводились в присутствии милиционеров.

Новая история

28 августа 1991 в Харьковском областном совете депутатов был зарегистрирован Утомившись общины мусульман. Мусульманская воскресная школа возвратилась в прежнее помещение, которое было к тому занято под личное жилище. В 1999 году началось восстановление мечети на том же месте. Оно сопровождалось рядом конфликтов с местными жителями, которые утверждали, что строительство приведет к разрушению примыкающих старенькых домов. Осенью 2000 года был вырыт котлован под фундамент, при закладке которого был найден фундамент бывшей мечети. 21 сентября 2004 на куполе и минарете были установлены мусульманские знаки — полумесяцы. В текущее время длятся работы по внутренней отделке и окончании строй работ. В 2006 году было отмечено столетие со денька открытия соборной мечети.

Архитектура

Бывшее здание мечети было громоотводом, а минарет и потолок были железобетонными конструкциями, что было главным требованием губернатора при утверждении технического протокола строительства. В комплекс построек, который включал мечеть, заходила также мусульманская школа (мектеб), которая потом стала работать как государственная монгольская. Восстановленная мечеть имеет один минарет. Фото 2010 г.

Источники

В Харькове восстанавливают самую старенькую в Украине соборную мечеть В Харькове молодые мусульмане поведали о величавых исламских ученых Харьковская областная муниципальная администрация. Отдел по делам религий: Текущая деятельность Количество мечетей в Украине выросла на 50% за последние 3 года Мечети Украины аль-Аднан • Ахать-Джами • Костантиновская • Луганская мечеть • аль-Манар • Мариупольская мечеть • Одесская мечеть • ар-Рахма • Харьковская мечеть • мечети Крыма Категория • Commons • Ислам на Украине • Мечети по странам
Прочитано 957 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...