Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Среда, 13 Май 2015 18:14

Кааба

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Мечеть
Кааба
араб. الكعبة‎‎
В какой стране находится: Саудовская Аравия Саудовская Аравия
Провинция Мекка
В каком городе: Мекка
Строитель: пророк Ибрахим
Основные даты:
605 — Реконструкция Каабы курайшитами
638 — Реконструкция Абдуллы ибн аз-Зубайра
693 — Реконструкция Абдул-Малика ибн Марвана
1629 — Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана
1996 — Реставрация Каабы
Какие имеет святыни и реликвии: Чёрный камень
Статус: Главная святыня ислама
Каковы размеры: 11,03×12,86 м
Высота 13,1 м
В каком состоянии: действующая

Описание "Кааба"

Координаты мечети: 21°25′21″ с. ш. 39°49′34″ в. д. / 21.4225139° с. ш. 39.8262083° в. д. / 21.4225139; 39.8262083 (G) (O) (Я)

Ка́аба (араб. الكعبة‎‎ «куб») — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке. Это одно из главных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба в переводе с арабского носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что значит «священный дом».

Растущее число паломников во время хаджа вызвало необходимость в расширении мечети Масджид аль-Харам. Одно из таких расширений было произведено в 1925 году, во время правления короля Абдель Азиза ибн Абдуррахмана. В 1953 году в мечети Масджид аль-Харам появилось электронное освещение и электронные вентиляторы. В итоге масштабных строй работ, проведенных во время правления правителей Сауда IV, Фейсала и Халида, площадь мечети совместно с площадью вокруг Каабы возросла до 193 000 кв. м, а вместимость — до 400 000 человек. При короле Фахде мечеть получила системы кондиционирования воздуха, пожаротушения, ливневой канализации. Общая площадь мечети составила 356 000 кв. м, а вместимость выросла до 600 000 человек. В 2007 году начат очередной шаг реконструкции мечети, в итоге которой она сумеет вместить 1,6 млн верующих. В рамках этой реконструкции площадь вокруг Каабы снутри мечети расширяется с 20 метров в радиусе до 50 метров, в итоге чего её пропускная способность должна возрости с 52 тыщ до 130 тыщ тавафов (обходов Каабы) в час.

В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается ритуал таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

Кааба была построена более чем один раз.(1) Существует 5 более узнаваемых обстоятельств, по которым была реконструирована Кааба: 1. впервой Кааба была построена ангелами; 2. во 2-ой раз Кааба была реконструирована пророком Адамом; 3. в 3-ий раз Кааба была реконструирована пророком Ибрахимом(2), как Аллах произнес:

«…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…»(Аль-Бакара, 2:127)

4. в четвёртый раз Кааба была реконструирована курайшитами (засвидетельствовано пророком Мухаммадом, когда ему было 25 лет; 5. в 5-ый раз Кааба была реконструирована Ибн Аз-Зубаиром(3)

В Коране говорится, что это 1-ое сооружение, возведённое людьми конкретно для поклонения Богу.

Каабу содержат в порядке представители семьи Бани Шайба. У их также хранятся ключи от дверей Каабы. Представитель этой семьи получил такие возможности согласно преданию конкретно от пророка Мухаммеда.

Церемония омовения (чистки) Каабы, проходит дважды в год: приблизительно за две недели до начала священного месяца Рамадана и за две недели до хаджа.

Содержание

1 Этимология 2 Составные части Каабы 3 Кааба в доисламскую эру 4 Ремонтные работы в мечети 4.1 Реконструкция Каабы курайшитами 4.2 Реконструкция после эры пророка — Абдулла ибн аз-Зубайр 4.3 Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана 4.4 Совет имама Малика халифу Харуну аль-Рашиду 4.5 Реконструкция в эру султана Мурада Хана 4.6 Реставрация Каабы в 1996 году 5 Кааба изнутри 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки

Этимология

Паломник у Каабы

Практически слово الكعبة‎ в арабском языке значит «квадратный дом», в свою очередь произошедшее от الكعب‎ — «куб». Другие наименования Каабы содержат в себе такие слова, как «Байт аль-Атек», 1-ое значение которого «самый ранешний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Мусульмане также именуют Каабу словом «Байт-Уллах», что значит «Дом Аллаха».

Составные части Каабы

Составные части Каабы: 1 — Чёрный камень; 2 — дверь; 3 — жёлоб; 4 — цоколь; 5 — Хиджр Исмаил ; 6 — Мультазам; 7 — Макам Ибрахима; 8 — угол Чёрного камня; 9 — угол Йемена; 10 — угол Шама; 11 — угол Ирака; 12 — Кисва; 13 — мраморная полоса; 14 — место стояния Ибрахима

Святыня лежит на основании из мрамора. Углы нацелены по сторонам света и имеют заглавие «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба сделана из мекканского гранита на мраморном фундаменте. Кааба повсевременно покрыта особенным покрывалом из чёрного шёлка, именуемым кисва. Покрывало изменяется раз в год, в 9/10 денек месяца Зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Снутри Каабы имеется помещение, но оно раскрывается только дважды в год (и только для знатных гостей) в процессе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сейчас составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были другими:

восточная стенка — 14,80 метров; стенка со стороны Хатем — 10 метров; сторона меж Чёрным камнем и Йеменским углом — 9,15 метров; западная сторона — 14,2 метров.

Чёрный камень (араб. الحجر الأسود — аль-хаджар аль-асвад) — камень, вмонтированый в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м. Видимая площадь поверхности камня приблизительно 16,5×20 см.

Практически камень представляет собой осколки камня чёрно-красного цвета, скрепленные цементным веществом и вставленные в крупную серебряную оправку (футляр). Во время хаджа считается большой честью совершить к нему прикосновение. Во времена, когда пророк Мухаммед со своими сторонниками захватил Мекку, он выбросил из Каабы всех кумиров, но доброжелательно дотронулся до чёрного камня собственной тростью. Возможно, с того времени чёрный камень стал считаться святыней для всех мусульман. Ранее же времени он был родовой святыней племени курейш.

Согласно преданию, когда Чёрный камень был послан Аллахом пророку Адаму он был белоснежным, но равномерно он почернел, пропитавшись человечьими грехами. Хотя по другим сведениям камень был послан пророку Ною, видимо, в символ памяти о потопе и длительное время хранился на горе Абу-Кубейс. Когда пророк Авраам (Ибрахим) находил камешки для строительства Каабы, он принёс его и установил на сегодняшнем месте, чтоб совершить прогулку вокруг него (таваф), которая и стала по традиции считаться элементом поклонения Аллаху во время хаджа.

Дверь (араб. باب الكعبة) размещена в Восточной стенке Каабы, находится на высоте 2,5 метров от земли, а доступ к ней осуществляется при помощи приставных ступеней. Возможно, это было изготовлено для защиты от редчайших наводнений. Высота самой двери 3,06 метра, а ширина 1,68 метра. При производстве двери было применено около 280 кг золота 999 пробы ценой 13 420 000 риалов. Двери подарены королём Халидом ибн Абдель Азизом. Со времён пророка Мухаммеда ключи от дверей Каабы хранятся у семейства Бани Шайба.

Мизаб ар-Рахма (араб. ميزاب — водосточный жёлоб милости) — жёлоб для стока дождевой воды, добавлен в процессе восстановления 1627 года после дождиков, вызвавших обрушение стенок. Вода с крыши, символизируя благодать, направляется на могилы Исмаила и Хаджар.

Цоколь (араб. الشاذروان), на котором стоят стенки Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.

Хиджр Исмаил (араб. حجر إسماعيل) либо аль-Хатим (араб. الحطيم‎‎) — низкая полукруглая стенка. Высота около 1 метра, длина 17,75 метра. Паломникам время от времени разрешают входить в место меж этой стенкой и Каабой и молиться, это место считается местом захоронения Исмаила и его мамы Хаджар (Агарь).

Мультазам (араб. ملتزم) — часть стенки меж Чёрным камнем и дверьми Каабы длиной около 2 метров.

Макам Ибрахима (араб. مقام إبراهيم) — стеклянное и железное огороженное место, на котором находится отпечаток ступней пророка Ибрахима. Ибрахим стоял на этом камне при строительстве высшей части Каабы, поднимая Исмаила на собственных плечах для строительства самой высочайшей части.

Угол Чёрного камня (араб. زاوية الحجر الأسود) — угол в восточной части Каабы, в какой вмонтирован Чёрный камень.

Йеменский угол (араб. الركن اليماني) — южный угол Каабы.

Угол Шама (араб. الركن الشامي) — западный угол Каабы.

Иракский угол (араб. الركن العراقي) — северный угол Каабы.

Кисва (араб. كسوة الكعبة — кисват аль-ка’аба) — покрывало из чёрного шелка с аятами Корана наверху с вышитыми золотыми нитями, длина которого около 41 метра, площадь 875 кв.м, а толщина 2 (и поболее) мм. Покрывало изменяется один раз в год перед хаджем. После того как старенькую кисву снимают, его принято разрезать на лоскутки и раздавать на память паломникам. Также на полотне Каабы находится особое шелковое покрывало для двери в Каабу. Кисву ткут на специальной ткацкой фабрике, изготавливающей только это покрывало. В древности кисва изготавливалась из материи белоснежного цвета. Видимо, чёрный цвет оказался более удобным (в том плане, что не так приметно марается от оседающей на него пыли и дождиков). До 160 года после Хиджры (когда паломничество совершал аббасидский халиф Аль-Махди) покрывала Каабы из года в год надевали друг на друга. Смотрители и служители этого храма обратились к халифу с опасениями, что через скопленные покрывала здание может не выдержать и развалиться. В итоге халиф отдал приказ укрывать Каабу менее чем одним покрывалом сразу. Так делают до сего времени.

Мраморная полоса (араб. شريط من الرخام) отмечает начало и конец каждого тавафа (обхода). До недавнешнего времени полоса была зелёного цвета и была заменена полосой белоснежного цвета, что сделало её наименее приметной.

Место стояния Ибрахима — место, на котором стоял пророк Ибрахим при строительстве Каабы.

Кааба в доисламскую эру

Кааба

По мусульманским преданиям 1-ое здание либо палатку над чёрным камнем выстроил пророк Адам, а, фактически, первую Каабу выстроил его отпрыск Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на всякую высоту. Камень до настоящего времени хранится рядом с Каабой снутри маленького памятника Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней Ибрахима.

Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего серьезное единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.

Может быть, Кааба была основным языческим святилищем Хиджаза; по неким традициям, в центре Каабы находился кумир Хубала — божества племени курайш в виде человека с золотой рукою (золото поменяло некогда отбитую руку). Древнейшие арабы считали его властелином небес, владыкой грозы и дождика. За пределами Каабы были и другие кумиры, большая часть из которых представляли собой аморфные камешки. Культ камешков самый старый у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг головного божества размещались кумиры других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 кумиров.

Около их приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запрещенной местности нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем паче проливать кровь — арабские племена поклонялись различным богам, но все идиентично чтили Каабу. Числилось, что если кто-нибудь обидит языческое божество, будет неизбежно наказан: захворает проказой либо лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, также ханифы — аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) — благочестивые люди, исповедовавшие серьезное единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Родившийся в Мекке новый пророк по имени Мухаммед (по Корану — потомок пророка Ибрахима) повелел повредить все кумиры и очистил от их местность вокруг Каабы. В текущее время вокруг Каабы воздвигнута огромная Заповедная Мечеть.

Ремонтные работы в мечети

В этом разделе не хватает ссылок на источники инфы. Информация должна быть проверяема, по другому она может быть поставлена под колебание и удалена. Вы сможете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 10 февраля 2012. Стиль этого раздела неэнциклопедичен либо нарушает нормы российского языка. Следует поправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии. Реконструкция Каабы курайшитами

Исходя из религиозного предания, Пророк Мухаммед участвовал в восстановлении Каабы за 5 лет до того, как на него была возложена миссия пророка. После неожиданного наводнения Кааба была повреждена, её стенки растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммед принял роль в этом строительстве. Когда были построены стенки, пришло время воткнуть Чёрный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стенку Каабы, и появился спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старенькый обитатель Мекки, предложил, что 1-ый человек, который войдет в ворота мечети на последующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался пророк. Обитатели Мекки восторжествовали: «Ему можно довериться (аль-амен)», — орали они хором, — «это Мухаммед». Когда Мухаммед подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммед предложил решение, с которым все согласились — положить Чёрный камень на плащ и внести его старейшинам четырёх кланов, держась за его концы. Потом пророк взял камень и воткнул его в стенку Каабы. Потому что у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не окутала всю площадь сооружения, построенного пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы заместо прямоугольной, как оно было ранее. Та же часть, которая осталась снаружи, сейчас именуется Хатем.

Реконструкция после эры пророка — Абдулла ибн аз-Зубайр

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед последующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр поновой выстроил Каабу. Ибн аз-Зубайр желал сделать Каабу таковой, какой её лицезрел пророк Мухаммед, на основании, заложенном пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша произнесла: "Пророк изрек: «Так как твои люди отказались не так давно от заблуждения (Неверия) и потому что у тебя довольно средств для её восстановления , я бы добавил 5 локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр произнес: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь представления людей».

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр выстроил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на 3-х колоннах из особенной древесной породы Аоуд (ароматизированная древесная порода, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были изготовлены две двери: одна — на восток, а другая — на запад, как того желал пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем — полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стенкой). Абдулла аз-Зубайр также сделал последующие конфигурации: — сделал маленькое окошко в крыше Каабы для проникания в неё света; — опустил дверь до уровня земли и сделал ещё одну дверь; — прирастил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и её высота стала 20 локтей (9 метров); — ширина её стенок составляла 2 локтя (90 см); — сделал снутри три колонны заместо 6, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на их занавес, который был снят только после окончания работ. Но люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, потому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время её восстановления.

Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана

В 693 г. Хаджадж ибн Юсуф, узнаваемый деспот тех пор, с одобрения халифа Омейяда Абдул-Малика ибн Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и сделал Каабу таковой, какой она была во времена курайшитов. Конфигурации, которые он сделал, были последующими:

он уменьшил объём сооружения, который не поменялся до нынешнего денька; он отделил Хатем; он замуровал западную дверь (до сего времени приметны её следы), но оставил восточную; разрушил стенку, окружавшую Хатем; убрал древесную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром снутри Каабы; уменьшил высоту двери на 5 локтей (2,25 метра).

Когда Абдул Малик ибн Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам пророк пожелал, чтоб Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её выстроил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о собственных действиях.

Совет имама Малика халифу Харуну аль-Рашиду

Халиф Харун аль-Рашид возжелал перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммеда, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа поменять свое решение, поэтому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, любой из которых желал повредить, а позже поновой отстроить её. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой её выстроил Абдул Малик бин Мерван, в протяжении 966 лет, не считая маленьких ремонтных работ.

Реконструкция в эру султана Мурада Хана

В 1629 г. из-за сильных дождиков, наводнения и града две стенки Каабы были разрушены. Уровень воды поднялся практически на 3 метра, что составляло половину высоты стенок Каабы. В четверг 20 Шабана восточная и западная стенки свалились. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции строения. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стенок, не считая тех, которые были рядом с Чёрным камнем, были снесены.

Форма строения, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была таковой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам строения, воздвигнутого курайшитами.

В 1957 г. один из историков подсчитал, что количество камешков Каабы, имеющих разную форму, равно 1614, но не были учтены камешки, которые находились снутри стенки.

Реставрация Каабы в 1996 году

Большая реконструкция Каабы была проведена в период меж маем и октябрем 1996 года, спустя практически 400 лет после эры султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из начальных материалов остались только камешки, а все другие элементы были изменены, включая крышу.

Кааба изнутри

Президент Исламского общества Северной Америки, д-р Музаммил Сиддики, в октябре 1998 года имел возможность зайти вовнутрь Каабы. В одном из собственных интервью он поведал о том, что снутри Каабы две колонны; стол, чтоб ставить на него какие-либо предметы, к примеру, благовония; стенки и полы изготовлены из мрамора; верхние внутренние стенки Каабы были закрыты занавесом, на котором была написана шахада. Внутреннее помещение Каабы освещается 2-мя прикрепленными к потолку лампами. Всего в Каабе может поместиться около 50 человек.

Прочитано 2354 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Казаковская мечеть Исми Хан Джами »