Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Среда, 13 Май 2015 18:14

Джума-мечеть (Шемаха)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Мечеть
Джума мечеть Шемахи
азерб. Şamaxı Cümə Məscidi
В какой стране находится: Азербайджан Азербайджан
Район Шемахинский район
В каком городе: Шемаха
Школа, Течение: суннитская
Тип: мечети Джума-мечеть
В каком архитектурном стиле: Исламская архитектура
Строитель: Д. Садыгбеков
Кто архитектор Ахмедбеков, Зивер-бек Герай-бек оглы, Плошко И.К.
Как долго продолжалось Строитель:ство: 743—744 годы
Основные даты:
1123 — разрушение мечети грузинами
XVII век — вторая реконструкция
1859 — реконструкция после землетрясения
1902 — четвёртая реконструкция
1918 — пожар, разрушение мечети армянскими дашнаками
2009 — реставрация
Статус: государственный историко-архитектурный памятник
Каковы размеры: 46х28 м
Сколько куполов (Количество): 1
Количество минаретов(сколько): 4
В каком состоянии: действующая
Интересные факты (Доп. информация): вторая старейшая мечеть на Кавказе

Описание "Джума-мечеть (Шемаха)"

Координаты мечети: 40°18′31″ с. ш. 49°49′13″ в. д. / 40.30861° с. ш. 49.82028° в. д. / 40.30861; 49.82028 (G) (O) (Я)

Джума́ мече́ть в Шемахе́ (азерб. Şamaxı Cümə Məscidi) — пятничная соборная мечеть в городке Шемаха, на местности Азербайджана.

Содержание

1 История сотворения 2 Реконструкции 3 Внешний облик и планировка 4 Примечания

История сотворения

Дата строительства мечети — 743-744 год — основывается на исследовательских работах прибывшей из Тифлиса геологической комиссии во главе с царевичем Шахкули Каджаром. Эта дата была определена по арабской надписи на фасадной вязи Джума мечети, указывающей 126 год мусульманского летосчисления как дату основания. Конкретно в это время началось строительство новых культовых сооружений — мечетей — на местности современного Азербайджана. Исторически возникновение старых исламских памятников зодчества было связано с правлением арабов и началом распространения ислама на местности современного Азербайджана. Джума мечеть в Шемахе является самой ранешней мечетью на Кавказе после Дербентской Джума-мечети, построенной в 734 году.

Время строительства мечети относится к периоду правления наместника Арабского Халифата на Кавказе и Дагестане, арабского предводителя Маслама ибн Абдул-Малика, брата Омейядского халифа Валида I (705-715 годы), при котором Шемаха была выбрана в качестве резиденции. В эти годы арабские правители, укрепив крепости этого старого и богатейшего культурным наследием городка, начали на его местности строительство новых строений. Арабы присваивали Шемахе огромное значение, что ясно видно из величавого строительного вида Джума мечети.

Реконструкции

Значимые разрушения и повреждения, приобретенные Джума мечетью во время нередких войн и землетрясений, были предпосылкой нередких восстановительных реконструкций строения мечети. По сведениям летописца эры сельджукидов Имадеддина Исфахани, Ширваншахские правители, начиная с 1123 года, в целях обороны от разбойных набегов грузин, обращаются за помощью к сельджукскому султану Махмуду (1118—1131). Летопись докладывает, что в это время в Шемахе «нападавшие разрушили мечеть, свалили минарет, разбойничали в городе».

1-ая реконструкция Джума мечети началась в конце XII века и была связана со значимым вредом, приобретенным зданием Джума мечети от нередких набегов и была обоснована усилением мощи страны Ширваншахов при правителе Манучехре III, при котором в Шемахе возводились новые постройки, укреплялись городские стенки. Историк-археолог Г. Джидди, основываясь на исторические источники и строй книжки, докладывает о прозвище «Великий Хаган», которым называли Манучехра III за огромные награды. Именитый восточный поэт Хагани, уроженец Шемахи, писал в то время, что «слава его городка превзошла славу Бухары». Археологическими раскопки, произведенные в 1970 году на местности мечети подтвердили значимые строй и строительные конфигурации, датированные той эрой. В процессе раскопок во дворе мечети было найдено существенное количество медресе, келий и могил.

2-ая реконструкция мечети происходит в XVII веке, во времена правления династии Сефевидов. Побывавший в 1656 году в Шемахе тюркский ученый-путешественник Эвлия Челеби также именует Джума мечеть в числе самых больших культовых сооружений городка. Эвлия Челеби в собственном произведении докладывает и о неких приметных структурных конфигурациях Джума мечети в эру Сефевидов.

3-я реконструкция мечети была произведена после сильного урона, нанесенного зданию мечети землетрясением 1859 года и была осуществлена в 1860 году губернским архитектором К.Гаджибабабековым. Эта реконструкция была произведена на базе эскизных рисунков российского художника Г. Гагарина.

Четвёртая реконструкция началась после наисильнейшего землетрясения в 1902 году, уничтожившего и повредившего многие сооружения Шемахи. Для серьезной реконструкции мечети были собраны пожертвования меценатов и был сотворен особый комитет. Проект реконструкции был сначало поручен видному азербайджанскому конструктору тех пор — Зивербеку Ахмедбекову, уроженцу городка Шемаха. Одним из критерий конструктора было сохранение наружных очертаний мечети, с чем же не был согласен комитет, что и стало поводом для его отстранения от последующих работ по восстановлению мечети. Продолжить работы в мечети было предложено конструктору Иосифу Плошко. Вариант проекта, представленный Плошко в 1909 году, предугадывал существенное изменение фасада и внешнего облика мечети. Проект базировался на фундаменте старенького плана и результатах неоконченного строительства, но в нём появились тонкие фланкирующие минареты и раскрытые балконы с легкими павильонами, симметрично-осевая композиция мечетей с парными минаретами дополнялась огромным центральным куполом. Такая планировка в первый раз был использована в XV веке Тебризской школе зодчества, также заимствовала строительные черты ансамбля Дворца Ширваншахов в Баку. Строительство мечети по проекту Плошко было доверено Д. Садыгбекову, но в связи с недочетом денег в процессе работы из проекта были вычеркнуты такие принципиальные элементы, как центральный купол, боковые минареты, галерея, портал, центральная лестничная площадка.

Джума мечеть, сожённая отрядами армянской партии «Дашнакцутюн». 1918 год

Недостроенная вполне шемахинская Джума мечеть в 1918 году опять пострадала при пожаре, учинённого вооружёнными отрядами армянской партии «Дашнакцутюн» под командованием Степана Лалаева, атака которой на Шемаху началась практически сразу с кровавыми событиями в Баку. Согласно прошению шемахинцев, живущих в Баку главнокомандующему союзными армиями генералу Томпсону, «город был дотла разгромлен, а позже — подожжен, ни одна мечеть не уцелела». В итоге пожара были живьем сожжены около 1800 местных обитателей — дам, малышей и стариков, насильно согнанных в мечеть дашнаками. Были также уничтожены раритетные манускрипты и книжки. Сейчас на стенках мечети можно узреть следы огня.

В декабре 2009 года Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым было подписано распоряжение о реставрации муниципального историко-архитектурного монумента Джума мечеть в Шемахе. На основании подписанного указа в 2010 г. были начаты работы по воссозданию комплекса мечети. Работы проводились азербайджанской компанией «А+А — Группа Компаний» с привлечением мастеров стеновой росписи из Ирана. В базу строительства был положен проект Иосифа Плошко, разработанный, как указывалось выше, в 1909 г. Все исторические куски мечети, пережившие пожар 1918 г., были сохранены и органически включены в состав комплекса. В процессе реконструкции были отреставрированы древние кельи, расположенные основного строения, благоустроена территория. Общая территория мечети составляет практически один гектар. Медресе, кельи и надгробия, обнаруженные во дворе мечети в процессе раскопок, которые проводились тут в 70-80-х годах прошедшего века, были сохранены в первозданном виде. В процессе реставрации и реконструкции наибольшее внимание уделялось соблюдению традиций Ширванской строительной школы. В связи с тем, что Шамаха находится в сейсмической зоне, фундамент мечети был укреплен железобетонной конструкцией. Высота минаретов мечети составляет 36,4 метра. Отреставрированы вход в мечеть, поновой отстроены средний большой, также боковые купола, которые были украшены прекрасными орнаментами. Архитектурное освещение мягко подчеркивает в вечернее время праздничные формы и изумительные резные орнаменты строения. Коридор мечети завлекает внимание своим неподражаемым оформлением. Средний зал реконструирован в государственном строительном стиле. Тут могут сразу совершать намаз 1500 человек. на прилегающей местности построены два бассейна, сделаны 6 галерей. Площадь двуэтажного административного строения составляет 804 квадратных метра. В мечети имеются конференц-зал, вспомогательные помещения. В бытовом здании площадью 520 квадратных метров находятся 250-местный ритуальный зал и снаряженная современным оборудованием кухня. В распоряжение верующих передана сделанная тут богатая библиотека.

17 мая 2013 года состоялось открытие серьезно отреставрированной и реконструированной Джума мечети. В церемонии открытия мечети принял роль Президент Азербайджана Ильхам Алиев, также муфтии народов Кавказа, послы мусульманских государств в Азербайджане, представители общественности и религиозные деятели Азербайджана.

Внешний облик и планировка

Комплекс Джума мечети, сохраняя значение композиционного центра, своим объёмом и силуэтом всегда выделялся посреди культовых и штатских сооружений Азербайджана из-за соотнесения к ранешным памятникам исламского зодчества. Единственная сохранившаяся древняя зарисовка Джума мечети изготовлена с натуры в 1847 году русским художником Г. Гагариным, который в собственных картинах изобразил строительные монументы и других городов Азербайджана. Конкретно эти картинки делают более старенькое представление о наружном виде и внутреннем убранстве Джума мечети. Невзирая на неоднократные реконструкции старая внутренняя планировочная организация мечети сохранена и до настоящего времени. На рисунках Г. Гагарина видна трехзальная структура мечети, трехсекционное внутреннее место перекрыто огромным центральным и маленькими боковыми куполами. Центральный стрельчатый купол, столбы боковых секций, вытянутый интерьер головного молельного зала присваивает схожесть Джума мечети с Джума мечетью Дербента. План мечети прямоугольный, размеры составляют 46 метров в длину и 28 метров в ширину, мечеть имеет большой молельный зал, разбитый на три самостоятельные квадратные секции, связанные меж собой открытыми широкими просветами. Любая часть имеет отдельный михраб и входной просвет. В связи с таковой внутренней планировкой Джума мечеть ещё именуют трехзальной. Такая планировка в припоминает плановую компанию обширно известной Большой мечети мечети Омейядов в Дамаске, построенной в 708 году. Аналогичной планировкой отличалась Джума мечеть VIII века в Ахсу, которая была уничтожена во время пожара в 1918 году. Нередкие реконструкции позволили в целом сохранить начальные наружные контуры и фундамент мечети, хотя внутренне убранство и некие детали наружного фасада перетерпели определенные конфигурации. Археологические исследования проявили, что невзирая на бессчетные перестройки, план строения оставался постоянным.

Более значимые конфигурации архитектурное решение мечети получило в проекте Иосифа Плошко. В собственной работе конструктор, положив в базу традиции исламского зодчества собственного времени, привнес и элементы западной архитектуры. В интерпретации Плошко плановая структура Джума мечети должна была дополнится оживленным содержанием и особенной живописностью. Ликвидировав боковые опоры молельного зала, конструктор пробовал сделать более цельный и монументальный интерьер. Для схожей величины 3-х залов мечети он с особенной художественно-пластической выразительностью замыслил нетрадиционные в Ширванской зоне купола, конструкция которых была сделана из железных каркасов в Варшаве. Чтоб усилить композиционную значимость, Плошко разработал высочайший многооконный пояс, на который опирается мягенькой формы центральный купол. Вокруг него должны были быть четыре декоративных минарета. В проекте также задуманы были орнаментальные декоры, шебеке (оконные решетки с прорезными узорами) и декоративные столбы.

Прочитано 816 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Долмабахче (мечеть) Джума-мечеть (Хива) »