1-ая из 2-ух узнаваемых караимских кенасс в Феодосии, на Караимской Слободе, была построена в 850 либо 909 году (по разным источникам). На данный момент от того строения остался только фундамент. Сохранившаяся табличка датирует постройку кенассы 5052 годом от сотворения мира.
2-ая кенасса была построена в 1292 году, но её здание также не сохранилось — разрушено во время 2-ой мировой войны. По данным Б. Я. Коккеная, уроженца Феодосии, в этой кенассе хранились рукописи начиная с XIII века. По воззрению Э. И. Лебедевой, здание было выстроено в XIV веке.
В 1912 году из наследия А. М. Гелеловича было выделено 1000 рублей золотом на содержание кенассы.
Содержание
1 Описание кенассы 2 Служители кенассы 3 Примечания 4 ЛитератураОписание кенассы
В памяти стариков сохранилось описание строения и внутреннего содержания строения. Чтоб войти в здание, необходимо было пройти через маленькую калитку, потом увитый виноградом дворик и застеклённую веранду. На веранде повдоль стенок были установлены каменные скамьи, под которыми находились ниши-ящики для хранения обуви. Каждый знал свою нишу, в ней находились его войлочные тапочки, которые следовало надевать, входя в здание. В конце веранды была дверь, ведущая вовнутрь залы кенассы.Вход в кенассу находился с севера, а алтарь с юга, потому что караимы молятся, обратясь в сторону Иерусалима. Потолок и стенки были украшены пяти- и шестиконечными звёздами, разными геометрическими фигурами и изречениями из Пятикнижия Моисеева. Пол был устлан коврами. Над задней частью строения находился балкон, который поддерживался 2-мя колоннами, соединёнными древесной аркой, отделанной резьбой. Балкон был вкраплен перламутром и сверху зарешечен.
Перед гехалом (алтарём) было установлено три аналоя (кафедры караимского священника). За левым аналоем газзан совершал ритуал венчания, служил панихиду по погибшим, молился за разные нужды. На правом аналое клались свитки Священного писания, которые обычно хранились в малеханькой комнатке за алтарём. Главным являлся центральный аналой, перед которым священнослужитель проводил каждодневные службы, также разбирал семейные задачи: газзан у караимов числился кое-чем вроде третейского судьи, а гахам и Духовное правление числились верховным трибуналом.