Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Суббота, 09 Май 2015 21:48

Старо-Улановичское кладбище

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Старо-Улановичское кладбище
В какой стране находится: Белоруссия
Район Витебск
Координаты кладбища: 55°12′54″ с. ш. 30°11′30″ в. д. / 55.21500° с. ш. 30.19167° в. д. / 55.21500; 30.19167 G O Я Координаты кладбища:: 55°12′54″ с. ш. 30°11′30″ в. д. / 55.21500° с. ш. 30.19167° в. д. / 55.21500; 30.19167 G O Я
Когда основан (Дата основания): 1909
Площадь кладбища: 0,062 км²
Численность захороненных: более 7 000 захоронений
Национальный состав еврейское
Конфессиональный состав: иудейское
Действующий Статус: открытое

Описание "Старо-Улановичское кладбище"

Старо-Ула́новичское (Староулановское, Староулановичское) кладбище (еврейское) — одно из наистарейших кладбищ Витебска. Размещается в конце 2-го Лагерного переулка, около Новоулановской улицы. Названо Старо-Улановичским по наименованию улицы, пролегающей рядом с ним сначала XX века.

Содержание

1 Предыстория сотворения кладбища 2 История кладбища 3 Старо-Улановичское кладбище в искусстве 4 Известные люди, похороненные на кладбище 5 Примечания 6 Литература и источники

Предыстория сотворения кладбища

1-ое упоминание об еврейском кладбище в Витебске находится в указе польского короля Владислава IV, данного витебским евреям в марте 1633 года на покупку земли для этой цели. В 1673 году право витебских евреев на этот участок земли под кладбище подтвердил повелитель Ян III Собеский.

Из книжки Бейзера М. Евреи в Петербурге:

«Большой резонанс… получило магическое дело „О правах еврейских покойников“. Старенькое еврейское кладбище Витебска переполнилось, но люди продолжали дохнуть… Община заполучила участок для новых захоронений, но губернатор не утвердил купчей, потому что по „Майским правилам“ евреям нельзя было получать землю вне городской черты. Но другой закон воспрещал хоронить снутри городка. Полетела жалоба в Сенат. Там вопрос длительно дискуссировался. Либералы вспомнили, что евреям запрещено брать землю вследствие желания оградить фермеров от „еврейской эксплуатации“. Но ведь кладбище — не поле и не пастбище. Ну и сумеет ли мертвый еврей эксплуатировать бедных российских селян, вроде бы хитер и изворотлив он ни был при жизни? Правые сенаторы… заявили, что ограничительные законы истолкованию не подлежат. Дело тянулось много лет. Евреи Витебска чуть не хоронили мертвеца на мертвеце. В конце концов в первом департаменте Госсовета либералы взяли верх, и покупку земли под кладбище разрешили».

В архивных документах 1797 года имеются упоминания о витебском еврейском кладбище площадью 0,38 гектара в Узгорье — так именовался район, ограниченный реками Западной Двиной и Витьбой, и нынешней улицей Янки Купалы.

К середине 1860-х годов в Витебске действовали два еврейских погребальных общества (Хевра кадиша).

В XIX веке в Витебске достоверно существовали уже три еврейских кладбища. Одно кладбище было с XVIII века в районе сегодняшней улицы Путева (бывшая Спасская) напротив школы № 10 на левом берегу Западной Двины, но к середине XIX века оно уже закончило употребляться, потому что было заполнено. 2-ое кладбище находилось на правом берегу Двины рядом с местом схождения сегодняшних улиц Герцена и академика Павлова. Третье кладбище размещалось на левом берегу Двины на месте, находящемся за нынешним кинозалом «Беларусь», поблизости бывшей Лучесской улицы (на данный момент — проспект Черняховского).

К концу XIX века кладбище на улице Лучесской тоже заполнилось, и в марте 1900 года евреи этого района Витебска обратились в Городскую управу с ходатайством о выделении участка под новое кладбище. Просьба была оставлена без ответа, и 1 августа 1903 года была ориентирована повторная просьба Витебскому Городскому голове. Городская управа сделала комиссию для поиска подходящего места. Предложенные места (дача «Чертово болото» в районе сегодняшнего парка «Мазурино» и дача «Билево-Сокольники») были комиссией отвергнуты, и в марте 1909 года евреи подали городским властям новое прошение об участке, расположенном за городом к востоку от дороги в фольварк «Мазурино», мотивируя тем, что Витебское еврейское погребальное общество уже купило этот участок земли у помещика. Город отказал евреям, дело перебежало в Витебский окружной трибунал, а потом в Сенат. Разрешение на этот участок евреи получили исключительно в 1909 году, и кладбище, сделанное на нём, было названо Старо-Улановичским.

То, что сначала XX века еврейская община городка вправду купила конкретно этот участок земли для кладбища, доказано отысканными и размещенными архивными документами.

История кладбища

Старо-Улановичское кладбище было открыто для захоронений в конце декабря 1909 года. В текущее время является единственным еврейским кладбищем в Витебске.

Самая древняя часть кладбища размещена справа от центрального входа до поворота дороги влево. Из-за того, что в 1-ые годы существования кладбища делались перезахоронения с других витебских еврейских кладбищ (сейчас не сохранившихся), в этой части имеются захоронения, датированные ранее 1909 года. Также на Старо-Улановичское кладбище перенесли останки евреев совместно со старенькыми надгробиями с кладбища на правой стороне Двины, на месте которого в 1934—1936 годах выстроили фанерную фабрику.

Вид Старо-Улановичского кладбища

После открытия Старо-Улановичского кладбища на Лучесском кладбище хоронить закончили, хотя имеется свидетельство, что в 1919 году там были захоронены жертвы еврейского погрома в Витебском районе. Совсем Лучесское кладбище было снесено в конце 1960-х годов.

Могилы витебских евреев, погибших до 1941 года, были фактически стопроцентно разрушены и затеряны, потому число захоронений в реальности намного превосходит 7 000. Также не сохранилось ни одной книжки учета о захоронениях до 1941 года.

До Величавой Российскей войны кладбище ограждал низкий древесный забор. В юго-восточной части кладбища находился древесный «Дом омовения». За время войны забор и «Дом омовения» были стопроцентно разрушены.

В 1941 году на местности кладбища проводились расстрелы евреев — узников Витебского гетто. После войны на кладбище перезахоронили и останки евреев, убитых и похороненных на местности самого гетто, но монумент на этом месте пока не установлен.

После 1945 года гранитные и мраморные монументы были расхищены. Монументы из дешевых камешков использовались близживущим популяцией при строительстве фундаментов домов. Сохранились только несколько памятников, установленных до 1917 года. Невзирая на бессчетные жалобы евреев Витебска на плачевное состояние местности кладбища, отсутствие ограды и массовые случаи вандализма, в 1960—1990-е годы ничего не изменялось. Ограда была построена исключительно в конце 1990-х годов — большей частью благодаря добровольческим пожертвованиям евреев из различных государств.

Решением Витебского горисполкома от 23 апреля 1990 года Старо-Улановичское кладбище было закрыто, невзирая на то, что евреям Витебска больше негде было хоронить погибших. Практически этот запрет не соблюдался, и 20 июля 1990 года запрет был официально отменен.

Старо-Улановичское кладбище в искусстве

В собственных мемуарах Марк Шагал писал о погибели отца и собственном желании (не исполненном) быть похороненным на Старо-Улановичском кладбище рядом с родителями:

Не лицезрел ни маминой, ни папиной погибели. Мне бы этого не вынести… Спустя много лет я увижу его могилу. Рядом с могилой матери. Упаду на могильный бугор… И когда я состарюсь (а может, и ранее), то лягу в землю рядом…

— Марк Шагал. «Моя жизнь»

В 1917 году Шагал написал картины «Ворота еврейского кладбища» и «Еврейское кладбище». По воззрению профессионалов, более возможно, что на их изображено конкретно Старо-Улановичское кладбище.

Известные люди, похороненные на кладбище

На Старо-Улановичском кладбище похоронены многие известные ученые, деятели культуры, докторы и русские хозяйственные деятели, некие из их:

Беренштейн Феликс Яковлевич (1904—1977) — ученый-биохимик; Гроденчик Вениамин Лейбович (1898—1973) — Заслуженный учитель БССР; Гуревич Хана Симоновна (1851—1916) — знатная гражданка Витебска, основоположница витебского Ботанического сада; Иоффик Яков Лазаревич — создатель и управляющий первого в Витебске послевоенного ансамбля — «Ансамбль песни и пляски промкооперации», 1-ый директор «Дворца культуры промкооперации»; Левин Борис Михайлович (1914—1990) — Заслуженный артист БССР; Меклер Самуил Залманович (1906—1983) — Заслуженный доктор БССР; Пескина Сара-Тауба Давыдовна (1898—1970) — знатная гражданка Витебска; Рабунский Соломон Евелевич (1900—1973) — композитор, дирижер, член Союза композиторов БССР; Черняк Басэва Давыдовна (1919—1995) — знатная гражданка Витебска, директор школы № 18; Шагал Фейга-Ида (погибла в 1914 году) — мама Марка Шагала (определенное место захоронения непонятно); Шагал Хацкель (Захар) (умер в 1922 году) — отец Марка Шагала (определенное место захоронения непонятно); дедушка и бабушка Самуила Маршака (определенное место захоронения непонятно);

Прочитано 1302 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Старые Повонзки Старо-Семёновское кладбище »