Рогожское кладбище в Нижегородском районе Москвы — духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия. Размещено на востоке столицы по адресу: Старообрядческая улица, дом 31 А. Современная площадь кладбища составляет около 12 га.
Содержание
1 История 2 Известные люди, похороненные на Рогожском кладбище 3 См. также 4 Примечания 5 Литература 6 СсылкиИстория
Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское).
Надгробия старообрядческих архиереев Могилы старообрядцев на Рогожском кладбище Сначало на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II поблизости кладбища старообрядцы построили старообрядческий приют и богадельный дом, выстроили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (древесную и каменную), службу в каких до 1822 года совершали «беглые попы». Таким макаром появился старообрядческий посёлок. В 1791 году при помощи неких уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех русских сторонников старенькой веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов укрыл все церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения обитателей все возвратил на свои места. С 1822 по 1854 года в храмах Рогожской заставы совершали богослужения «дозволенные беглые попы». С 1853 года Рогожское кладбище — духовный центр старообрядческой архиепископии Столичной и всея Руси. В декабре 1853 года после погибели И. М. Ястребова, часть прихожан, во главе с Владимиром Сапелкиным перебежала в единоверие, после этого 23 сентября 1854 года в одной из каменных часовен — малой Никольской — был учрежден единоверческий приход. Прихожане Рогожского кладбища разделились на церковных и часовенных. Вобщем, как оказывается потом, значимая часть перешедших в единоверия сделало это из-за рвения записаться в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 года не имели права Уже в будущем году появилось несколько дел о надуманном воззвании, при этом было найдено, что единоверческое духовенство в неких случаях выдавало только свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Скоро после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Петр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некое время закончилось.С 21 января 1856 года, после возникновения священства белокриницкого согласия, на Рогожском кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Митрополит Столичный Филарет (Дроздов) немедля востребовал штатских «репрессалий», и по распоряжению правительства алтари в часовнях были 7 июля 1856 года запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отчаливали службы попками австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Печати на алтарных дверцах Покровского собора были сняты по особенному распоряжению правителя Николая II намедни Пасхи 1905 года, в связи с изданием «Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года.
На Рогожском кладбище похоронены многие представители столичного купечества, селившегося поблизости храмов в слободах на местности современного Таганского района. В 1906 году в архивах кладбища была найдена древнерусская летопись XV века — «Рогожский летописец». Многие надгробия и монументы сооружены на кладбище известными конструкторами и архитекторами. По проекту известного конструктора Ф. О. Шехтеля и архитектора Н. А. Андреева в 1891 году сооружена Часовня — монумент Т. С. Морозову и стальная сень над родовым захоронением Морозовых.
После революций 1917 г. кладбище утратило собственный чисто старообрядческий спектр. В 1930-е −1940-е гг на кладбище потаенно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На местности — две группы братских могил воинов, погибших во время Величавой Российскей войны и погибших в столичных лазаретах.
На данный момент на местности кладбища действуют Покровский собор Российской православной старообрядческой церкви, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня (конструктор Ф. Ф. Горностаев, строитель З. И. Иванов), православный храм Святителя Николая Чудотворца (конструктор В. Н. Карнеев). Моленный дом и собор Рождества Богородицы закрыты.